В книге мы не будем углубляться в древние века, и давать подробные исторические справки, но назовём несколько фамилий, которые сыграли значительную роль в становлении движения к семейному образованию. И если вам станет интересно, то вы самостоятельно сможете узнать ещё больше.
Как таковое домашнее образование в России появилось задолго до традиционных школ, и было доступно только обеспеченным дворянским семьям. В XVIII-XIX веках в дом нанимались гувернантки и гувернёры, которые обучали всем премудростям отпрысков богатых граждан. Такое образование ценилось даже больше, чем гимназическое. Кроме того, для женщин в ту эпоху – это фактически был единственный вариант получить хоть какое-то образование, не считая монастыри. Но такое обучение не учитывало, ни стремлений, ни способностей, а, в основной массе, сводилось к определённому набору навыков.
Начало XX века не только в нашей стране, но и за рубежом, характеризуется всё большим количеством экспериментов в образовании. На трудах британского педагога Шарлотты Мейсон (The Original Home Schooling Series), вырастает большое количество последователей, в том числе и в послереволюционной России: Константин Николаевич Вентцель, Петр Фёдорович Каптерев, Станислав Теофилович Шацкий и другие.
Они поддерживали идеи индивидуальной траектории развития, творческой инициативы и обучения в связи с природой и окружающим миром.
Известный советский педагог Антон Семёнович Макаренко строит свою педагогическую теорию, которая исходит из обучения человека через коллектив. Именно он начинает первым говорить о социализации, но то, что в это понятие вкладывал сам Макаренко, не соответствует тому, что сейчас нам выдают за неё. Потому что нет той школы Макаренко.
В это же время в Великобритании проводит свои известные эксперименты Александр Нилл, который в 1924 году основал частную школу под названием «Саммерхилл». Основные отличия состояли в том, что в школе ученики сами выбирали, чему учиться, их не оценивали, не отчитывали за прогулы: «школа для ребёнка, а не ребёнок для школы» – вот главный тезис Саммерхила.
В 30-х годах в Советской России экспериментам с обучением был положен конец, поскольку перед государством стояли новые задачи. Так родились традиционные сталинистские/советские школы, система в которых сохранилась до сих пор, но программа претерпела значительные изменения за последние 30 лет. Поэтому совершенно некорректно сравнивать советскую и современную школу – это две больших разницы, как и между школой Макаренко, и советской школой 70-80-х годов.
На западе наравне с традиционными школами и сейчас существуют школы наподобие Саммерхила. Они также являются частными. Связано это с тем, что любому государству обычные школы проще контролировать, оперируя отчётами, оценками и планами (всё ведь нужно померить и оплатить), а не какой-то особой «зловредностью».
В общем, как и сто-двести лет назад, наши дети, нужны только нам, родителям, и то, какое образование они получат, тоже хотя бы частично зависит от нас.