Способность машины, электронной цифровой программы давать человекоподобный, осмысленный результат называется проявлением искусственного интеллекта.
Подробнее о содержании цифрового интеллекта и семантическом ранжировании мы поговорим далее в книге. Здесь, в предисловии отметим несколько совсем очевидных моментов.
Во-первых, некоторые преимущества машины над человеком появились уже сравнительно давно. В 1996 чемпион мира по шахматам Г. Каспаров впервые проиграл специально разработанному шахматному компьютеру Deep Blue. Никто не будет спорить с тем, что игра в шахматы относится к интеллектуальной деятельности. Ни Deep Blue, ни любая иная программа не может открыть теорему Пифагора, тем не менее, в одном из узких сегментов интеллектуального процесса – в шахматах – машина стала сильнее человека.
Поисковые системы возникли более 20 лет назад. Первоначальная методика структурирования никак не напоминала осмысленный отбор от экспертов. Это была банальная сортировка по алфавиту. Непрерывное развитие привело к тому, что сейчас реальный результат от Яндекса или Гугла весьма близок к тому результату, который мы ожидали бы от серьезной, высоко профессиональной команды экспертов.
Более того, и как это ни покажется удивительным:
Точно также, как мы, прочитав две статьи, можем всегда высказать свое мнение, к примеру, «эта статья более интересная, более умная, более осмысленная, более полезная», точно также и роботы-поисковики могут теперь сравнивать статьи по «смыслу», причем, результат от робота будет все чаще совпадать с оценкой от экспертов.
Если рассуждения автора о результатах цифрового интеллекта кажутся экзотикой или надуманной фантастикой, читаем следующий раздел – прямая речь от Яндекса.