Старт. Как я в 10 лет пришел в греблю

Детство в Екатеринбурге: неблагополучный район, дурная компания, выбор вида спорта

Мне часто задают вопрос, кем бы я был, если бы не стал спортсменом. Думаю, что сейчас занялся бы бизнесом. А вот в прошлом, когда в десять лет только начинал заниматься спортом, наверное, стал бы хулиганом и шлялся по подворотням. Ведь Свердловск, а ныне Екатеринбург, где я родился, тогда слыл бандитским местом, где заправляла известная всей стране уралмашевская мафия.

Мы жили в общежитии, расположенном в неблагополучном рабочем районе, в котором процветала наркомания. В подъездах валялись иглы. Когда позже, уже после Олимпиады, я приехал в свой район, то узнал, что очень многие мои сверстники умерли. Даже плакать хотелось.

Компания, с которой я водился, была дурная. Играли, например, в опасные для жизни прятки. Я лазил с одного балкона на другой, чтобы через окно забраться на нашу общую кухню и там спрятаться. Так мы озоровали. Но честно признаюсь, страшно было проделывать это на такой высоте.

А однажды еще хлеще начудил. Возле дома стояли гаражи, и около них лежали большие колеса от КамАЗа. И я ребятам предложил их поджечь. Клубы черного дыма поднялись до неба. Приехали пожарные. Мама из окна увидела нашу компанию, стоявшую рядом с огромным костром. Тотчас поняла, кто это натворил, привела меня домой, отругала и еще отстегала крепким прутом! Я навсегда запомнил этот урок. И еще понял, правда чуть позже, что только компания хороших друзей поможет добиться больших успехов в жизни. С плохой компанией не стоит связываться. Мама старалась направить меня на правильный путь.

Еще в четыре года она отдала меня в секцию фигурного катания. Два раза в неделю к шести утра я с мамой – часто сонный – отправлялся на другой конец города, чтобы попасть на тренировки. После этого она отвозила меня в детский сад. Я очень старался, учился даже задним ходом кататься – «змейкой»… И тренеры пророчили мне хорошие перспективы, я мог бы, наверное, стать вторым Плющенко! Но через полтора года мой организм перестал выдерживать большие нагрузки – начались проблемы с ногами, и каток пришлось «отменить». Я обрадовался, потому что появилось время гонять мяч.

Наше общежитие находилось рядом со стадионом, на котором играл футбольный клуб «Уралмаш». И на этом поле, когда оно было свободно, я мог пропадать с друзьями целыми днями. Маме приходилось буквально выдергивать меня из игры, чтобы привести домой и заставить делать уроки. Однако и футбол не стал моим видом спорта, а значит, и вторым Черышевым мне не суждено было стать. Свои футбольные навыки сегодня иногда лишь практикую в FIFA на Sony PlayStation.

Я продолжал искать себя в спорте. В десять лет мне захотелось стать каратистом. Но уже через несколько занятий понял, что и это не мое, и что вторым Агаевым мне не быть. Хотя мои племянники уже получили оранжевые пояса по карате.

Вновь я оказался перед выбором: чем заниматься, чтобы не лазить по балконам и не жечь шины? Один мой друг Саша уговаривал меня ходить с ним на мини-футбол, а другой, Женя, – на греблю. Думая, кому из них составить компанию, я прикидывал: в футбол и так могу играть во дворе в любое время, а занятия греблей необычные. Представлял себе: гребешь на лодке, любуешься природой, солнце светит, загораешь, ветерок дует в лицо… Необыкновенно себя чувствуешь – кайфуешь. Можешь спокойно поразмышлять. И даже искупаться. Мне вообще нравилось заниматься спортом на свежем воздухе, да и вода притягивала, ведь рядом с моим городом было много озер, водоемов, рек… Так и пошел с Женей в секцию, тем более что она находилась рядом со школой и домом.

А когда начал заниматься, то еще больше полюбил греблю, потому что, как оказалось, тренировки включают в себя много дополнительных видов спорта. Сразу в лодку новичка никто не посадит. Для начала нужно научиться плавать. Если перевернешься на лодке, то необходимо суметь доплыть до берега. Поэтому мы ходили в бассейн, где помимо плавания занимались освоением техники безопасности – как вести себя на воде. Процесс обучения очень долгий, надо знать много тонких технических моментов. Например, как совладать с балансом, потому что лодка – это неустойчивая поверхность на воде.

Позже на сборах нас учили правильно сидеть в лодке, специально переворачиваться и вновь залезать в лодку. Если тренера рядом не было, то помощи ждать было неоткуда. Поэтому в целях безопасности нам разрешалось отплывать от берега только на 3–4 метра, в общем-то недалеко. Тогда если что-то случится, например сведет ногу или выпадешь из лодки, то есть возможность доплыть самому.

Помимо бассейна, мы зимой бегали на лыжах, летом играли в футбол, баскетбол. Гребцы развивают все группы мышц. Когда мы гребем, у нас работают ноги, руки, спина, голова. Но главное, мы получаем от этого удовольствие!

Кроме того, гребля не такой уж травмоопасный вид спорта. Повреждение можно получить только при недостаточной разминке и неправильном подходе к снарядам. А так мы все эластичные, мышцы растянуты. Многие из гребцов даже легко садятся на шпагат. Радуешься, когда видишь таких гибких ребят. Я, конечно, деревянненький, как Буратино, то есть рукой до пятки дотянуться не смогу. Но если заняться этим, то получится обязательно.

Еще одна причина заниматься греблей – возможность стать красавцем с классной фигурой. Все гребцы – мускулистые, здоровые, атлетичные ребята. Вот такой всеобъемлющий вид спорта.

Помню, как мы выехали впервые в спортивный лагерь. У меня была учебная лодка-малютка с поплавками, чтобы не перевернуться. Мне она очень нравилась, потому что на ней идти легко и удобно: ничего не мешало грести и борта низкие. Сидя же в гоночной лодке, я был похож на танкиста: сверху только одна голова торчала.

Итак, в 10 лет, в 1998 году, я впервые сел в байдарку. Поначалу для меня это была просто развлекуха. Никаких глобальных целей в детстве я, конечно, перед собой не ставил. Был интерес: грести на лодке и качать мышцы. Но в лагере на своих первых соревнованиях я выиграл: дистанцию в 200 метров преодолел за 1 минуту 15 секунд (сейчас могу за 34 секунды!). Победа меня вдохновила на новые подвиги.

И я понял тогда еще одну причину, почему мне нравится заниматься греблей. Во время соревнований мы должны не только изо всех сил лупить веслом, быстро грести и отгребать, но и думать! Лишь правильные тактические действия могут привести нас к медалям. Для этого надо уметь правильно разложить дистанцию и в 200, и в 500, и в 1000 метров. Нужно сделать на 200 метров всего лишь 85 гребков, которые приблизят тебя к пьедесталу. Важно отработать хороший старт, отличную середину и грамотный финиш, чтобы хватило сил на всю дистанцию, мастерски вкладываясь в каждый гребок. Старт требует самого большого усилия. У некоторых даже весла ломаются. Поэтому верная тактика и продуманные действия – это необходимость.

Об Олимпийских играх я, конечно, тогда даже и не грезил. Но каждый день, тренируясь, самосовершенствовался. И только когда начал выступать на чемпионате города Екатеринбурга, появилась мечта – побеждать! Победа переполняет тебя чувством гордости. Это так здорово! Понимаешь: значит, не зря трудился!

В конце концов я осознал, что гребля – это мой спорт и мое призвание. И окончательно понял, что мне не надо быть никаким «вторым» – ни Плющенко, ни Черышевым, ни Агаевым. В гребле я буду только первым – Юрием Постригаем!

Переезд в Москву: учеба в училище и университете, первые победы

Так я самоотверженно тренировался и учился в обычной школе. А в 14 лет, когда закончил 9 классов, мы с мамой по семейным обстоятельствам переехали в Москву. На гребном канале в Крылатском я записался в секцию.

Первые мои значимые соревнования в Москве закончились с хорошим результатом, что позволило мне попасть в училище олимпийского резерва № 2 на Малой Филевской, о котором мечтают все юные спортсмены. Я закончил там 10-й и 11-й классы, продолжил учиться еще 3 года и получил диплом о среднем специальном образовании. Режим в училище позволял качественно тренироваться и получать знания. Там действительно выращивают сильнейших спортсменов.

Распорядок дня был такой: утром – тренировка, днем – учеба в соседнем корпусе, после учебы – вторая тренировка. Тебе предоставляют комнату, в которой можно отдыхать и делать уроки. А в шикарной столовой нас отлично кормили.

* * *

Конечно, когда я подростком переехал из родного города, где жили все мои друзья и близкие, в столицу, то поначалу было тяжело. Тем более что приходилось далеко добираться до гребного канала. Обстановка огромного города меня так напугала, что подумывал даже сбежать обратно на родину. Хотелось все бросить и вообще завязать со спортом.

Но со временем я понял, что Москва – это большая деревня, где живет очень много разных людей. Есть богатые, бедные, есть средний класс. Есть категория людей, которые добились успеха самостоятельно, а есть те, кто явно себя переоценивает и ставит свою персону выше других. Говорят: «Я достиг успеха! Я богат! У меня куча возможностей стать еще богаче». Так заявляют в основном мажоры, которые задирают нос, думая, что собственного благополучия они добились сами. На самом деле это их родители достигли вершин, и это позволило им облагодетельствовать своих детей, чтобы у них было все самое лучшее, качественное и красивое.

Конечно, меня это возмущает. Не нужно таким быть. Хотя мы должны любить всех людей. Но на их месте я бы спустился со своей золотой лестницы пониже, чтобы быть наравне со всеми. Неважно, что у них есть богатство. Деньги – это бумажки, ерунда. Хочется, чтобы было равенство в отношениях. Надо быть проще и со всеми разговаривать одинаково, независимо от того, общаетесь вы со своим другом, с незнакомым человеком или с президентом России.

Вот сейчас я добился всего, чего мог добиться спортсмен: стал олимпийским чемпионом. Снял виллу на острове Бали. Там мы жили некоторое время всей семьей. Чувствовали себя с женой потрясающе. И теперь вправе заявлять, что я лучше всех, задирать нос кверху и ставить себя выше других. Но я этого делать не буду! Потому что я простой уральский парень. Такой, как все. Я со всеми общаюсь одинаково – и со своими друзьями, и с коллегами, и со звездами вроде Михаила Галустяна, и с президентом. Самое главное – не задирать нос. Если ты добился успеха, оставайся самим собой!

…Но вернемся в училище олимпийского резерва. Там я преуспевал. Шел к успеху шаг за шагом. На тренировках постепенно набирал обороты. Однако столичные гребцы меня сначала не принимали. В Москве не очень любят ребят из регионов. Были даже недоброжелатели, которые «пророчили» мне неудачи. Говорили, что я никогда не стану чемпионом, потому что маленький, худенький. Советовали с издевкой: «Иди в модельный бизнес! Зачем тебе гребля?»

Я хотел уже бросить тренировки, потому что меня, такого щупленького, обгоняют какие-то дылды. Я тогда плохо понимал, как их обходить. Мой наставник посоветовал брать соперников правильной техникой. «Не так важны большие бицепсы, как техника! В этом будет твоя изюминка», – напутствовал он меня.

Словом, я не оставил греблю. Пропускал смешки мимо ушей и шел к своей цели. Продолжал заниматься, и с каждым днем мне становилось все интереснее и интереснее. А когда обзавелся новыми хорошими друзьями, то окончательно почувствовал себя в своей тарелке.

В 18 лет я попал в молодежную, а потом во взрослую сборную. Тяжело конкурировать с теми, кто старше тебя на пять-шесть лет! Я попал в группу к более сильным ребятам, которые уже были кандидатами в мастера спорта и мастерами спорта. Мне очень хотелось их превзойти и победить! Я наблюдал за их работой, учился у сильных. Иной раз полностью выбивался из сил в погоне за товарищами-конкурентами. В этот тяжелый переходный период, длившийся почти два года, болтался вокруг да около шестых и десятых мест. Не получался тот результат, к которому стремился. Никак не мог отобраться на международные старты. Иногда мне действительно казалось, что никогда не смогу победить. Но у Господа на меня был свой план. Я уверен: Он реально хочет раскрыть талант в каждом из нас. Может, этот план кажется нам не очень крутым и быстрым, возможно, мы бы по-другому решили ситуацию, но Его пути неисповедимы.

Я продолжал неистово тренироваться в надежде, что однажды смогу всех победить. И это произошло. Мне потребовалось два года, чтобы пробиться в основной состав и соревноваться с более быстрыми спортсменами. Именно тогда почувствовал в себе силы и понял: я могу!

Но замечу, что это неправильная система – переход из юношеской в молодежную и взрослую категории, когда 18-летних объединяют с 24-летними. Если бы каждому спортсмену оказывалась спонсорская поддержка, то он мог бы планомерно тренироваться. Но поскольку организация подготовки осуществляется государством, то, выиграв первенство Европы в 18 лет, например, можно перейти на молодежный уровень, где 24-летние парни в любом случае будут обгонять новичка – они же более опытные, даже во взрослых соревнованиях участвуют. И это проблема. Хорошему спортсмену требуется пара лет, чтобы адаптироваться к процессу, набраться соревновательного опыта, а он из-за мнимой бесперспективности бросает спорт, идет учиться в институт, хотя мог бы стать чемпионом. Эту систему надо менять.

Тогда уже я начал задумываться о большем, понимал, что имею возможность попасть на Олимпийские игры, мечтал открыть собственное дело. Стал читать книги на тему успеха. Например, в 2008 году книга «Скажи „Да“ своему потенциалу» Скипа Росса, успешного предпринимателя и мотивационного оратора, изменила мое мышление. Благодаря его советам я получил «волшебный пендель» и невероятный мотивационный заряд. Росс утверждает, что если вы похожи на большинство людей, значит используете всего 10 % своего потенциала, данного вам Богом, а остальные 90 % попадают в категорию «если бы». И, основываясь на собственном опыте, он открыл формулу превращения неиспользуемого потенциала в удивительное, динамическое качество жизни.

Другую книгу, которая дала мне толчок для саморазвития, написал американский предприниматель, инвестор, писатель и оратор-мотиватор Роберт Кийосаки – «Богатый папа, бедный папа». Автор настаивает на том, что право каждого человека – грамотно и осознанно распорядиться личным будущим так, чтобы создать себе желаемое богатство. Он обучает вас разговаривать на языке денег, объясняет, как заставить деньги двигаться и работать для вас.

Я прочел еще много интересных книг, о которых рассказал на своем сайте www.blog-champion.ru.

Думаю, что эта полезная литература теперь поможет многим другим молодым людям, которые хотят открыть свое дело, хорошо заработать, добиться успеха в жизни.

Так я сам себе помогал, преодолевая рубеж при переходе из юниоров. По статистике только 5–10 % спортсменов могут пробиться в взрослую элиту. Все остальные либо уходят из спорта, либо тренируются в надежде, что «получится когда-нибудь».

Пока все мои друзья отдыхали в клубах и развлекались, я шел на тренировку. Пока кто-то тратил время на пустые дела, я разбирал тактику и победы мировых звезд в гребле. Пока многие лежали на диване, я со своим веслом шел на тренировку.

После училища я поступил в Московский финансово-юридический университет на заочную форму обучения. Почему юрфак? Мои родители юристы. Могли мне помочь объяснить тонкости этой профессии. Когда приезжал со сборов, договаривался о сдаче сессии. В вузе, конечно, было посложнее. В училище еще могли закрыть глаза на пропуски или незачеты. А в институте все было строго: если я не сдавал что-то, то мне ставили неуд, и приходилось опять учить и пересдавать, только тогда ставили зачет.

Защитив дипломную работу, я стал юристом! Мне показалось этого мало, и я поступил в магистратуру Московской государственной академии физической культуры. Каждому спортсмену, планирующему после спорта работать тренером или поступать на службу в государственные структуры, необходимо специализированное образование, чтобы построить карьеру.

Все это время я продолжал грести. Проигрывал и все равно возвращался на старт. Шел к новым целям, повышал мастерство, слушал тренеров. Своими хорошими результатами я отчаянно доказывал право занимать место в команде сборной Москвы.

Благодаря ряду удачных выступлений в 2006 году я прошел отбор в национальную команду и стал принимать участие в крупнейших международных стартах. Уже в дебютном сезоне занял четвертое место на чемпионате Европы в Афинах в программе двухместных байдарок на дистанции 500 метров.

На чемпионате мира 2009 года в канадском Галифаксе на дистанции 200 метров я финишировал пятым. В 2010-м в той же дисциплине был шестым на первенстве Европы в испанской Трасоне. На мировом первенстве в Познани вновь смог добраться только до четвертой позиции. Но завоевал-таки звание чемпиона России! Это был фурор! Ух, как было круто!

В 2011 году с двойкой выиграл 200-метровую дистанцию на молодежном чемпионате Европы, а потом стал золотым медалистом взрослого чемпионата Европы в Белграде, где одержал победу на одиночке в программе 500 метров. На чемпионате мира в венгерском Сегеде завоевал бронзовую медаль, заняв третье место среди одноместных байдарок на полукилометровой дистанции.

В то время я понял: мое первое и главное качество – стремление побеждать. Даже когда я занимал не первые и не призовые места, то все равно не останавливался – мне хотелось соревноваться еще и еще.

Загрузка...