Глава 3. Фундаментальная колористика. Теория цвета.

Колористика – это наука о цвете, его основных характеристиках, контрастах, смешении цветов и цветовых гармоний, состоящих из основных, дополнительных и составных цветов. Окрашивание – это изменение цвета волос под воздействием красящих препаратов.

Естественный цвет волос зависит от натурального специфического пигмента (меланина), который находится в капиллярном волокне. Пигмент образуется в корне волоса и двигается вверх по фибриллам волоса. Он содержит в себе красящие вещества и пузырьки воздуха. Этот пигмент поглощает лучи света и ответственен за разновидность в цвете. Его производят клетки мелантоциды, которые очень производительны. Активность мелантоцидов неравномерна в массе волос, поэтому у человека отдельные волосы могут различаться по тону. Цвет волос определяется содержанием пигмента в корковом слое волоса. Генетические и эндокринные факторы являются определяющими в предрасположенности к длительной и устойчивой выработки пигмента. Особое влияние на цвет оказывает взаимодействие пигмента с ферментом под названием тироксин. Любой оттенок волос сочетается с коричнево-черной основой. Когда пигмент перестает вырабатываться, волос становится бесцветным или седым. Интенсивность цвета определяется концентрацией меланинов. Стойкость цвета к разрушению зависит от типа пигмента. Меланин не растворим в воде, разрушается под воздействием кислот и щелочи.





Существуют разные виды пигмента: рассеянный (диффузный) и гранулированный. Меланин представлен двумя основными цветовыми пигментами и третьим, присутствие которого выражается тем или иным процентным содержанием: 1.Эумеланин (коричнево-черный пигмент). 2.Феомеланин (оранжево-красный пигмент). 3.Трихоседерин (красный пигмент). Большое количество этих пигментов, их концентрация и распределение влияют на индивидуальный цвет волос. Эти концентрации в различных количествах порождают множество оттенков натурального цвета, и влияют на результат окрашивания. Тон волоса определяется преобладанием одного конкретного типа меланина. Стойкость меланина к разрушению, вызываемому осветляющими реагентами, меняется в зависимости от типа пигмента. От их количества зависит цвет волос и результат окрашивания. Меланин имеет разную форму гранул. Удлиненная форма гранул меланина окрашивает волосы в темные тона, в зависимости от их количества. Чем меньше гранул удлиненной формы, тем светлее цвет. Гранулы меланина круглой и овальной формы окрашивают волосы в красно-рыжий цвет. Сочетание гранул разных форм создают промежуточные тона. Рассеянные пигменты меланина придают волосу красно-желтые тона. Комбинация этих пигментов, их расположение в клетках волоса, количество воздуха, который разбавляет пигмент, влияют на результат окрашивания. При осветлении волос первым уходит сине-черный пигмент, вторым – красный, и последним – желтый (является самым стойким). Каждый натуральный цвет волос содержит тот или иной преобладающий пигмент (ПП) и характеристику цвета в расстановке тонов. Так:

1. Черный цвет – имеет черно-синий или очень-очень темно красный (ПП).

2. Коричневый насыщенный или черно-коричневый брюнет – содержит черно-коричневый, или очень – темно-красный (ПП).

3. Темно-каштановый, темно-коричневый или темный шатен – имеет коричнево-красный или темно-красный (ПП).

4. Каштановый цвет или средний коричневый шатен – имеет красный (ПП).

5. Светлый каштан или светло-коричневый шатен – содержит красно-оранжевый (ПП).

6. Темно-белокурый цвет или темно-русый блондин – содержит оранжевый (ПП).

7. Средне-белокурый цвет или средний русый блондин – имеет оранжево-желтый (ПП).

8. Светло-белокурый цвет или светло-русый, светлый блондин имеет – желтый (ПП).

9. Очень светлый белокурый или очень светлый яркий блондин – имеет светло- желтый (ПП).

10. Платиновый самый светлый цвет или очень-очень светлый блонд – имеет очень светло желтый (ПП).



Необходимо помнить что, именно преобладающий натуральный пигмент волоса при осветлении или окрашивании волос смешивается с рефлекторным косметическим тоном красителя и влияет на итоговый результат. Именно он дает нежелательный красно-оранжевый или желтый цвет. И именно его необходимо погасить противоцветом. Для этого используют такой инструмент как круг Иттена (хроматический цветовой круг).


Понятие хроматического круга (Звезда Освальда).

Существуют первичные цвета, лежащие в основе всех существующих, в результате смешивания которых можно получить разнообразные оттенки, где красные и желтые являются теплыми, синие – холодными. Белый, черный, серый цвета являются ахроматическими. Красный, желтый и синий – это первичные цвета. При смешивании трех первичных цветов в равной пропорции получается интенсивный темный черно-землистый буро-коричневый тон. Неравная пропорция дает доминанту наибольшего оттенка.



Из двух первичных цветов, взятых поровну, получают вторичные цвета:

синий + красный = фиолетовый,

красный + желтый = оранжевый,

желтый + синий = зеленый.

Полученные цвета – фиолетовый, зеленый, оранжевый – это вторичные цвета. Первичные цвета нейтрализуются вторичными цветами. В спектральном круге цвета расположенные друг против друга называются противоположными (противоцвет) или антагонистами:

красный нейтрализуется зеленым (синий + желтый),

синий нейтрализуется оранжевым (желтый + красный),

желтый нейтрализуется фиолетовым (синий + красный).





При смешивании первичных и вторичных цветов получают третичные или оттеночные тона:

красный + фиолетовый = красно-фиолетовый,

фиолетовый + синий = сине-фиолетовый,

синий + зеленый = сине-зеленый,

зеленый + желтый = желто-зеленый,

желтый + оранжевый = желто-оранжевый,

оранжевый + красный = красно-оранжевый.

Стилисты и колористы используют правило хроматического круга для нейтрализации и коррекции цвета, при смешивании оттенков. Учитывая влияние цветов, можно легко выбрать подходящий для окрашивания тон и погасить ненужный оттенок. Например: если необходимо убрать (нейтрализовать) красный цвет, то можно взять краску с зеленым тоном или добавить определенное количество микстона в основной цвет. Уровень коррекции цвета должен быть таким же, как уровень глубины тона (УГТ) волос или чуть темнее. Цвета антагонисты нейтрализуют друга друга, так же образуя землисто-коричневый цвет разной глубины тона:

желтый + фиолетовый = 9-8 УГТ землисто-коричневый,

синий + оранжевый = 7-9 УГТ землисто-коричневый,

красный + зеленый = 5-4 УГТ землисто-коричневый.

Выбранный уровень глубины тона красителя при смешивании с окислителями дает некий фон осветления (ФО), соответствующий тому или иному УГТ, который необходимо нейтрализовать, так:

10 (УГТ) дает светло-светло желтый (ФО) – нейтрализуется фиолетовым цветом.

9 (УГТ) дает светло-желтый (ФО) – нейтрализуется так же фиолетовым цветом.

8 (УГТ) дает очень-очень желтый (ФО) – нейтрализуется фиолетовым цветом.

7 (УГТ) дает желто-оранжевый (ФО) – нейтрализуется фиолетово-синим цветом.

6 (УГТ) дает оранжевый (ФО) – нейтрализуется синим цветом.

5 (УГТ) дает оранжево-красный (ФО) – нейтрализуется сине-зеленым цветом.

4 (УГТ) дает красный (ФО) – нейтрализуется зеленым цветом.

3 (УГТ) дает буро-красный (ФО) – нейтрализуется зеленым цветом.

2 и 1 (УГТ) очень насыщены темными пигментами, не требуют нейтрализации.

При смешивании желаемого красителя с микстоном получается идеальный тон.


Терминология, применяемая в парикмахерском искусстве. Инструменты.

Для того чтобы правильно понимать профессиональный язык необходимо ознакомиться с базовой терминологией:

1. Базовый или исходный цвет – это тоновая основа природного цвета волос.

2. Глубина тона – основной естественный цвет волос без применения дополнительных оттенков.

3. Направление цвета – оттенки красителя по цветовому ряду.

4. Тон – видимый цвет волос, обусловленный комбинацией пигментов.

5. Пигмент – вещество, определяющее цвет волос.

6. Цветовой круг (Звезда Освальда) – система хроматических цветов, встроенных в цветовой круг и плавно переходящих друг в друга, состоящий из основных и составных цветов. Используется для определения результата смешивания цветов.

7. Пигментирование – насыщение обесцвеченных или седых волос искусственным пигментом, т.к., в осветленных и седых волосах он отсутствует.

8. Эмульгирование – выравнивание цвета по всей длине волос.

9. Время выдержки – это время необходимое для воздействия красителя на волосы.

10. Матирование – удаление нежелательного оттенка с волос.

11. Декапирование – удаление искусственного пигмента.

12. Мелирование – осветление отдельных прядей волос.

13. Глазирование – процедура придания волосам блеска, благодаря косметическому восстановлению их структуры при помощи бесцветного керамидного комплекса.

14. Колорирование – сложное окрашивание волос при помощи различных групп красителей.

15. Блокопоинт – окраска волос блоками в различные цвета по зональному распределению.

16. Первичное окрашивание – полное изменение цвета натуральных волос или полное контрастное изменение цвета волос.

17. Вторичное (повторное) окрашивание – окрашивание отросших корней волос.

18. Штопка – способ набора чередующихся прядей через шаг.

19. Вуаль – способ, при котором тонируются тонкие ровные пряди через фольгу.

20. Перманентный краситель – это стойкий краситель, проникающий в корковый слой волоса.

21. Полуперманентный краситель – краситель, окрашивающий внешний слой волоса и его клетки.

22. Обесцвечивающий порошок – препарат, предназначенный для удаления естественного или искусственного пигмента.

23. Микстон (корректор, бустер) – пигмент который служит для удаления, коррекции нежелательного оттенка и для усиления цвета. Как самостоятельный краситель не используется.

24. Окислитель – оксид, стабилизированный раствор НР (перекись водорода). Используется для разведения и активации красителя. Бывает 3; 6; 9; 12% концентрации.

25. Активатор цвета – слабый оксид (1,5 – 3%) используется при процедуре тонирования волос.

26. Окисление – процесс присоединения кислорода или удаление водорода во время окрашивания.

27. Обесцвечивание (блондирование) – осветление самой высокой степени, при котором происходит полное разрушение естественного пигмента.

28. Окрашивание – получение желаемого цвета с помощью красителя путем замещения цветообразующих компонентов.

29. Осветление – получение цвета волос светлее имеющегося с помощью частичного удаления естественного или искусственного (косметического/рефлекторного) пигмента.

30. Тонирование – легкое недолговечное изменение оттенка волос, при котором не разрушается естественный пигмент волоса.

31. Балаяж – окрашивание или осветление кончиков волос.

32. Мордонсаж – разрыхление чешуйчатого слоя волоса. Используется для жестких и плотных волос перед окрашиванием.


Инструменты колориста.

1. Кисти для окрашивания. 2. Емкость (миска) для красящей смеси. 3. Пеньюар. 4. Фартук. 5. Расческа комбинированная. 6. Расческа – хвостик. 6. Зажимы для волос. 7. Массажная щетка. 8. Гребень. 9. Фен. 10. Брашинги. 11. Расческа каркасная для прикорневого объема. 12. Перчатки. 13. Фольга. 14. Распылитель (пульверизатор) для воды. 15. Мерный стакан или весы. 16. Одноразовые воротнички под пеньюар. 17. Одноразовые салфетки и полотенце.

Загрузка...