1. Основные нормативные документы

В данной главе вы можете ознакомиться с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими порядок сдачи экзаменов в ГИБДД и другие вопросы.

Правила сдачи экзаменов в ГИБДД

Приведенные ниже Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений действуют в Российской Федерации на момент написания книги.

Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок сдачи гражданами квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами (далее – экзамены) и выдачи водительских удостоверений подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Государственная инспекция).

2. На территории Российской Федерации выдаются национальные и международные водительские удостоверения. Международные водительские удостоверения выдаются на основании национальных водительских удостоверений и действительны только при управлении транспортными средствами, участвующими в международном дорожном движении.

3. Образцы водительских удостоверений разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

4. Водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах «А», «В», «С», «D» и «Е» подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий:

1) категория «А» – мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;

2) категория «В» – автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8;

3) категория «С» – автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов;

4) категория «D» – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

5) категория «Е» – составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят ни в одну из этих категорий.

5. Водительское удостоверение с разрешающей отметкой «трамвай» подтверждает право на управление только трамваями, с отметкой «троллейбус» – только троллейбусами.

6. Для управления сочлененным автобусом требуются разрешающие отметки в графах «D» и «Е» водительского удостоверения.

7. Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категории «В», «С» или «D», могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

8. Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В», а разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов, при управлении им достаточно разрешающей отметки в графе «В» водительского удостоверения.

9. Водителям транспортных средств категорий «А» или «В» предоставляется право на управление мотоколясками.

10. К сдаче экзаменов допускаются лица:

1) прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий (далее – медицинская справка);

2) прошедшие подготовку или переподготовку на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получившие документ о прохождении подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (далее – образовательное учреждение); подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий «А» и «В» может также осуществляться в индивидуальном порядке путем прохождения подготовки в объеме соответствующих программ у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующую лицензию, или самостоятельно; подготовка водителей транспортных средств осуществляется на основе государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов и программ, утвержденных Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Главным управлением Государственной инспекции;

3) достигшие возраста: 16 лет – для категории «А»; 18 лет – для категорий «В» и «С»; 20 лет – для категории «D», а также для управления трамваями и троллейбусами;

4) имеющие стаж управления транспортным средством категории «В», «С» или «D» не менее 12 месяцев – для категории «Е».

11. К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категорий «В» и «С» допускаются также лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами; специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов.

12. Прием экзаменов у граждан, выдача и замена водительских удостоверений осуществляется Государственной инспекцией на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания.

13. Прием экзаменов, выдача и замена водительских удостоверений гражданам Российской Федерации, не зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, осуществляется Государственной инспекцией по месту их фактического проживания.

Требования к экзаменатору

14. Прием экзаменов осуществляется сотрудником Государственной инспекции не моложе 23 лет (далее – экзаменатор). На экзамене могут присутствовать представители образовательных учреждений, занимающихся подготовкой водителей, автотранспортных предприятий, военных комиссариатов, воинских частей, других организаций.

15. Экзаменатор должен иметь:

■ высшее или среднее специальное образование;

■ водительское удостоверение на право управления транспортными средствами тех категорий, по которым будет проводиться практический экзамен, за исключением категории «D», для которой достаточно наличие водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «С»;

■ стаж управления транспортным средством не менее 3 лет.

Допуск к сдаче экзаменов

16. Лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий (далее – кандидат в водители), представляет в Государственную инспекцию:

1) заявление;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

3) документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации);

4) медицинскую справку;

5) документ о прохождении обучения (за исключением лиц, получивших подготовку в индивидуальном порядке);

6) водительское удостоверение (если ранее выдавалось);

7) фотографию (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в Государственной инспекции);

8) квитанцию (платежное поручение) об оплате сдачи экзаменов.

17. В случае отказа кандидата в водители от сдачи экзаменов деньги, внесенные за сдачу экзаменов, подлежат возврату в установленном порядке.

18. После рассмотрения представленных документов кандидату в водители назначается место, дата и время сдачи экзаменов.

Порядок сдачи экзаменов

19. У кандидатов в водители, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий «А», «В», «С» или «D», проверяются теоретические знания и навыки управления транспортными средствами соответствующих категорий, категории «Е» – только навыки управления, а трамваями и троллейбусами – только теоретические знания.

20. Экзамены сдаются в соответствии с методикой, утверждаемой Главным управлением Государственной инспекции.

21. Экзамены сдаются в следующей последовательности: сначала теоретический, затем – практический. Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего.

22. Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, считается действительной в течение 3 месяцев.

23. Теоретический экзамен может приниматься:

■ путем письменного опроса по экзаменационным билетам, утверждаемым Главным управлением Государственной инспекции;

■ при помощи экзаменационных аппаратов или персональных электронно-вычислительных машин по программам, соответствующим требованиям, утверждаемым Главным управлением Государственной инспекции.

24. Практический экзамен принимается в два этапа: первый – на закрытой для движения других транспортных средств площадке или автодроме; второй – на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения. Практический экзамен на получение права на управление транспортным средством категории «А» проводится только на закрытой площадке или автодроме.

25. Практический экзамен проводится на транспортном средстве той категории, на право управления которой сдается экзамен:

1) «А» – на мотоциклах;

2) «В» – на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость по крайней мере 100 километров в час;

3) «С» – на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 килограммов;

4) «D» – на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7 метров;

5) «Е» – на составах транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории: «В» – с прицепом, разрешенная максимальная масса которого по крайней мере 1000 килограммов, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; «С» – с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра; «D» – на сочлененном автобусе.

26. При приеме экзаменов у отдельных категорий граждан, в сельской местности или отдаленных районах по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения субъекта Российской Федерации может быть установлен порядок использования иных транспортных средств (мотоциклов с боковым прицепом, автобусов вместимостью не менее 20 сидячих мест и длиной не менее 6,5 метра, грузовых автомобилей, относящихся к категории «С», с разрешенной максимальной массой менее 7000 килограммов).

27. Практический экзамен принимается, как правило, на транспортном средстве, предоставляемом образовательным учреждением, которое осуществляет подготовку кандидата в водители.

28. Автомобили, используемые при проведении практического экзамена, должны быть обозначены опознавательными знаками «Учебное транспортное средство» и оборудованы дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, а также зеркалом заднего вида для экзаменатора.

29. Об отказе в допуске к экзаменам Государственная инспекция обязана сообщить кандидату в водители в письменной форме с указанием причин отказа. Причины отказа, а также результаты экзаменов могут быть обжалованы кандидатом в водители в административном или судебном порядке.

Содержание экзаменов

30. При проведении теоретического экзамена проверяются знания:

1) Правил дорожного движения Российской Федерации;

2) Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

3) законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и иной ответственности водителей транспортных средств;

4) технических аспектов безопасного управления транспортным средством;

5) факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;

6) элементов конструкции транспортного средства, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения;

7) методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.

31. При проведении практического экзамена проверяется соблюдение кандидатом в водители требований Правил дорожного движения Российской Федерации при управлении транспортным средством в условиях реального дорожного движения, умение оценить дорожную ситуацию, своевременно и правильно реагировать на нее, а также выполнять следующие маневры и действия:

1) трогание с места на подъеме;

2) разворот при ограниченной ширине проезжей части при одноразовом включении передачи заднего хода;

3) движение и маневрирование задним ходом;

4) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку;

5) управление на малой скорости (для транспортных средств категории «А»).

Выдача водительских удостоверений

32. Кандидату в водители, сдавшему экзамены, после представления документа об оплате изготовления и (или) выдачи водительского удостоверения оформляется и выдается под расписку соответствующее водительское удостоверение. Кандидату в водители, сдавшему экзамены в порядке, установленном пунктом 11 настоящих Правил, водительское удостоверение заполняется (изготавливается) и выдается по достижении им восемнадцатилетнего возраста.

33. При выдаче водительского удостоверения на право управления транспортными средствами другой категории ранее выданное удостоверение изымается, а разрешающие отметки и записи из него переносятся в новое.

34. В графе водительского удостоверения «Особые отметки» проставляются разрешающие отметки на право управления трамваем, троллейбусом, а также другие необходимые данные (водительский стаж, группа крови и др.).

35. Водительские удостоверения выдаются на 10 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 45 настоящих Правил, по истечении которого они считаются недействительными. Замена водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном пунктами 38-40 настоящих Правил.

36. Водительские удостоверения, выданные до введения в действие настоящих Правил, действительны до истечения указанного в них срока. Если срок действия водительского удостоверения не указан, оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи.

37. Международное водительское удостоверение выдается без сдачи экзаменов на 3 года, но не более срока действия национального водительского удостоверения.

Замена водительских удостоверений

38. Для замены водительского удостоверения, выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) в Государственную инспекцию представляются документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил (кроме документа об оплате сдачи экзаменов), а также документ об оплате изготовления и (или) выдачи нового водительского удостоверения.

39. Замена водительских удостоверений, в том числе водительских удостоверений с отличительным знаком «SU» (СССР), выданных в бывших республиках СССР до 1 января 1992 г., и национальных водительских удостоверений государств – участников СНГ, выданных взамен указанных, если это подтверждается соответствующими документами, а также выдача водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) и временных разрешений в случае, предусмотренном пунктом 41 настоящих Правил, производится без сдачи экзаменов.

40. Замена международных или национальных водительских удостоверений, полученных гражданами Российской Федерации в других государствах, производится после сдачи теоретического экзамена при представлении документов, указанных в пункте 16 настоящих Правил (кроме документа о прохождении обучения), заверенной в установленном порядке копии водительского удостоверения, а также документа об оплате изготовления и (или) выдачи водительского удостоверения.

41. В случае проведения соответствующих проверок (при представлении документов, вызывающих сомнение в их подлинности, при наличии оснований полагать, что водитель лишен права управления транспортными средствами, и др.) заявителю может выдаваться на срок до 2 месяцев временное разрешение на право управления транспортными средствами соответствующих категорий.

42. Возврат водительских удостоверений лицам, срок лишения которых права управления транспортными средствами истек, производится в установленном порядке после представления ими медицинской справки.

43. Водительское удостоверение, взамен которого выдано новое, считается недействительным и подлежит сдаче в Государственную инспекцию, которая, по желанию владельца, возвращает ему после аннулирования указанное удостоверение. Международные и национальные водительские удостоверения других государств (далее – иностранные национальные водительские удостоверения), на основании которых выданы новые удостоверения, возвращаются их владельцам.

Выдача и замена водительских удостоверений лицам, временно пребывающим на территории РФ

44. В Российской Федерации лица, временно пребывающие на ее территории, имеют право управлять транспортными средствами при наличии международного или иностранного национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором произведены или продублированы буквами латинского алфавита. Иностранные национальные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям указанной Конвенции, должны иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык. Иностранными национальными водительскими удостоверениями считаются также водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего СССР. Указанные лица при управлении транспортными средствами могут иметь российские водительские удостоверения, полученные в порядке, установленном настоящими Правилами.

45. Лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений, выдача российских водительских удостоверений производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.

46. Лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, замена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения, а также выдача российских водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных национальных водительских удостоверений не производится, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

47. Сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации и членам их семей, сотрудникам международных организаций и их представительств, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, и членам их семей, имеющим дипломатические, консульские, служебные карточки или удостоверения, выданные Министерством иностранных дел Российской Федерации, по их желанию выдаются российские водительские удостоверения при наличии у этих лиц действительных иностранных национальных водительских удостоверений. Выдача российских водительских удостоверений указанным лицам осуществляется без прохождения ими медицинского освидетельствования и сдачи экзаменов. При отсутствии у этих лиц иностранных национальных водительских удостоверений российские водительские удостоверения выдаются им на общих основаниях.

48. Иностранное национальное водительское удостоверение лица, переехавшего на постоянное жительство в Российскую Федерацию, на территории Российской Федерации считается недействительным по истечении 60 дней с даты получения в органах внутренних дел Российской Федерации разрешения на постоянное проживание в Российской Федерации или с даты въезда на территорию Российской Федерации, если разрешение на постоянное проживание было получено в дипломатическом представительстве либо консульском учреждении Российской Федерации в иностранном государстве. Замена такого удостоверения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 40 настоящих Правил.

Ответственность за нарушение правил дорожного движения (с изменениями от 01.01.2008 г.)

В приведенной ниже таблице содержатся сведения об ответственности за нарушение правил дорожного движения. По сути, данная таблица является выдержкой из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с учетом поправок, введенных в действие с 1 января 2008 года.



* С 1 июля 2008 г. разрешается движение ТС к месту устранения причины запрещения эксплуатации ТС, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации ТС. С действующей редакцией Кодекса РФ об административных правонарушениях вы всегда можете ознакомиться на официальном сайте ГИБДД МВД России (www.gibdd.ru).

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации

Основные положения по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения были утверждены Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090 и с тех пор претерпели ряд изменений. Ниже мы приводим текст документа, актуальный на момент написания книги.

Основные положения по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

1. Механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 5 суток после их приобретения или таможенного оформления.

2. На механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены регистрационные знаки соответствующего образца (на предусмотренных для этого местах), а на автомобилях и автобусах, кроме того, в правом нижнем углу ветрового стекла размещен талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка, а также специальный знак государственного образца обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. Цифры и буквы регистрационных знаков должны быть продублированы на задней стенке кузовов грузовых автомобилей, прицепов (кроме прицепов к легковым автомобилям и мотоциклам) и автобусов (кроме особо малых). Высота цифр – не менее 300 мм, ширина – не менее 120 мм, толщина штриха – 30 мм, размер букв – 2/3 от размера цифр. На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами.

3. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

4. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта, и, кроме того, при перевозке детей борта должны иметь высоту не менее 0,8 м от уровня пола. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.

5. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений.

6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади – световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны – световозвращателем оранжевого или красного цвета.

7. Гужевая повозка должна иметь предусмотренные конструкцией исправное стояночное тормозное устройство и противооткатные упоры, оборудована спереди двумя световозвращателями и фонарем белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади – двумя световозвращателями и фонарем красного цвета.

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

■ «Автопоезд» – в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм – на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;

■ «Шипы» – в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы – 1/10 стороны) – сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;

■ «Перевозка детей» – в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (сторона не менее 250 мм, ширина каймы – 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 – спереди и сзади транспортных средств при организованной перевозке групп детей;

■ «Глухой водитель» – в виде желтого круга диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диаметром 40 мм, расположенными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вершина которого обращена вниз, – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых глухонемыми или глухими водителями;

■ «Учебное транспортное средство» – в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «У» черного цвета (сторона не менее 200 мм, ширина каймы – 1/10 стороны), – спереди и сзади механических транспортных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля);

■ «Ограничение скорости» – в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака – не менее 160 мм, ширина каймы – 1/10 диаметра) – на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации;

■ «Опасный груз», при осуществлении международных перевозок опасных грузов – в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, – спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях – на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров; на опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза;

■ «Опасный груз», при осуществлении иных перевозок опасных грузов, – в виде прямоугольника размером 690 х 300 мм, правая часть которого размером 400 х 300 мм окрашена в оранжевый, а левая – в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 мм, – спереди и сзади транспортных средств; на опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза;

■ «Крупногабаритный груз» – знак в виде щитка размером 400 х 400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью;

■ «Тихоходное транспортное средство» – в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника – от 350 до 365 мм, ширина каймы – от 45 до 48 мм) – сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч;

■ «Длинномерное транспортное средство» – в виде прямоугольника размером не менее 1200 х 200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность, – сзади транспортных средств, длина которых с грузом или без груза составляет более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600 х 200 мм симметрично оси транспортного средства.

По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки:

■ «Врач» – в виде квадрата синего цвета (сторона 140 мм) с вписанным белым кругом (диаметр 125 мм), на который нанесен красный крест (высота 90 мм, ширина штриха 25 мм), – спереди и сзади автомобилей, управляемых водителями-врачами;

■ «Инвалид» – в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.

9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью. На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.

10. Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТ 25907-89.

11. Запрещается эксплуатация:

■ автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;

■ троллейбусов и трамваев при наличии хотя бы одной неисправности по соответствующим Правилам технической эксплуатации;

■ транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством Российской Федерации порядке государственный технический осмотр;

ПРИМЕЧАНИЕ

Без прохождения государственного технического осмотра эксплуатация транспортного средства после регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, допускается в течение 30 суток. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и др.) этот срок продлевается при условии предъявления документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

■ транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки;

■ транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

■ выпускать на линию транспортные средства с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр;

■ допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;

■ направлять для движения по дорогам с асфальто– и цементно-бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

13. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

■ содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

■ информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;

■ принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и т. п., которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.

15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:

■ проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;

■ проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений;

■ установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов;

■ маршруты движения и расположение мест остановки маршрутных транспортных средств;

■ проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий;

■ внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;

■ перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;

■ движение автопоездов общей длиной более 20 м или автопоездов с двумя и более прицепами;

■ программы подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, инструкторов по вождению и водителей;

■ перечень дорог, на которых запрещается учебная езда;

■ производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.

ПРИМЕЧАНИЕ

В тексте настоящего документа использована специальная терминология, установленная Правилами дорожного движения Российской Федерации.

16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:

■ перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности, а также в случаях, установленных специальными правилами, – на транспортных средствах, сопровождающих такие перевозки;

■ выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях;

■ участвующих в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные Правилами дорожного движения.

17. Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб.

18. Выдача разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

19. Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации, могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и с диаметром основания корпуса не более 200 мм.

20. Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на 360° в горизонтальной плоскости. Для транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, и грузовых автомобилей допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180° при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства.

21. Сведения об оборудовании транспортных средств проблесковыми маячками всех цветов и специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Данный перечень является Приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (текст Основных положений приведен в предыдущем разделе). Он устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».


1. Тормозные системы

1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТ Р 51709-2001.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

□ транспортных средств с полной нагрузкой – на уклоне до 16 % включительно;

□ легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии – на уклоне до 23 % включительно;

□ грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии – на уклоне до 31 % включительно.


2. Рулевое управление

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

□ легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы – суммарный люфт не более 10;

□ автобусы – суммарный люфт не более 20;

□ грузовые автомобили – суммарный люфт не более 25.

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).


3. Внешние световые приборы

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

ПРИМЕЧАНИЕ

На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТ Р 51709-2001.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

Загрузка...