Началась эта сказка в самом конце декабря. Зима в тот год выдалась снежная. Деревья и дома стояли, накрытые большими белыми шапками. Под ногами прохожих весело поскрипывал снег. На улице то и дело слышался детский смех – мальчишки и девчонки играли в снежки, лепили снеговиков, катались с большой ледяной горки.
Приближалось Рождество, и в доме уважаемого профессора Зильбергауза готовились к празднику. К вечеру ждали гостей: на ужин пригласили несколько семей с детьми, и для каждого, разумеется, были приготовлены подарки. Дети Зильбергаузов – Клара и Фриц – сгорали от любопытства: что же им подарят на этот раз? Но взрослые на все вопросы отвечали уклончиво и лишь пожимали плечами.
Даже ёлку в этом году наряжали без них, и это было особенно обидно. Ведь ребятам так нравилось разбирать коробки с ёлочными игрушками! Как замирает сердце, когда среди множества шаров и сосулек находишь свои любимые фигурки и бежишь их развешивать на самые видные места! Но родители были непреклонны и все праздничные приготовления делали в строжайшем секрете от детей.
– Хм, интересно, чем они там занимаются? – с напускным безразличием пробурчал Фриц, приподняв голову от рисунка рыцаря, над которым он трудился уже битый час.
– Не знаю, – ответила Клара.
Чтобы чем-то себя занять, она наводила порядок в кукольном доме, подаренном ей на прошлое Рождество. При этом все её мысли, как, впрочем, и мысли её брата, были в соседней комнате.
Чутким слухом они жадно ловили каждый звук или шорох, доносившийся из гостиной.
– Там как будто полчища мышей скребутся, – язвительно добавил Фриц.
– Фу, ненавижу мышей, – поморщилась Клара.
И оба вновь погрузились в свои дела…
Между тем часы пробили девять. Старинные часы с тяжёлыми чугунными гирями считались семейной реликвией. Они остались ещё от прапрабабушки. Выглядели часы довольно мрачно. Это был узкий и высокий деревянный шкаф, на вершине которого сидела механическая сова. При каждом ударе часов сова шумно хлопала крыльями. Все, кто бывал в доме Зильбергаузов, невольно обращали на них внимание. Но ребята к этим звукам давно привыкли.
Гости не заставили себя долго ждать, и вскоре дом наполнился весёлым говором, праздничным оживлением и взаимными поздравлениями. Наконец дверь распахнулась и всех пригласили в гостиную. Клара и Фриц буквально замерли от восхищения: хорошо знакомая комната преобразилась, как по волшебству. Она вся была наполнена разноцветными огнями, звёзды и гирлянды мерцали, отражаясь в люстрах и канделябрах. А в центре стояла большая ёлка – густая, пахнущая душистой смолой и очень, очень красивая.