Верите вы или нет: счастье – это точная наука, парадоксально, но факт. В 21-м веке вопросы о природе счастья из философских трудов переместились в научные лаборатории по всему миру, где тысячи ученых исследуют, проводят эксперименты, пишут статьи и книги о новых способах, закономерностях и инструментах в поисках счастья для обычного человека.
Одно из самых поразительных открытий было сделано генетиками. Ученые из Университета Миннесоты изучили несколько тысяч близнецов: однояйцевых и разнояйцевых, живших вместе и разлученных с рождения 3. И обнаружили, что разлученные с детства однояйцевые близнецы близки по своему уровню счастья больше, чем разнояйцевые, которые росли вместе в одной семье. Это позволило ученым сделать вывод, что источником различий в ощущении субъективного благополучия может быть генетический фактор.
Дальнейшие исследования уже на базе новых методов секвенирования 4 генома подтвердили данные выводы и позволили вывести соотношение слагаемых простого человеческого счастья. А именно, от 10 до 40 % зависит от генов, а остальные 60 % – от обстоятельств и собственно от человека 5.
Исследования продолжаются, но уже сейчас, очевидно, что при том, что генетика играет важную роль в чувстве субъективного благополучия, тем не менее она не является его основной причиной. Более того, речь идет не о чисто генетическом эффекте, а эпигенетическом, то есть ставшим результатом взаимодействия генов с окружающей средой. Другими словами, генетическая предрасположенность к счастью может проявиться только в определенных условиях и зависит от того, где родился и вырос человек. И тут вступает в свои права культура.
Как показывают исследования, в разных культурах существуют определенные общепринятые представления о счастье для ее носителей. Они складываются в конкретной исторической реальности и закрепляются в нормах, моральных ценностях и языке. Эти представления о счастье отражаются в национальных «философиях» счастья: от датского «хюгге» до японского «икигай», и становятся частью мировоззрения его носителей.
В первой части я хочу вместе с вами порассуждать о счастье людей, которые говорят и думают по-русски.
Вам будет интересно узнать, как сложились наши представления о счастье, что оказало на них влияние и почему от них до сих пор зависит то, насколько благополучно мы себя сегодня ощущаем.
Узнала я об этом не только из научных работ и эмпирических исследований, но и из русских сказок и пословиц, произведений наших классиков, выдающихся мыслителей и общественных деятелей разных эпох. Написать о своих находках я решила в логике SWOT-анализа. Он позволил мне занять позицию беспристрастного наблюдателя. А именно посмотреть на феномен «русского» счастья с четырех сторон: сильные стороны – что удерживает его плаву; слабые стороны, которые тянут вниз; возможности – скрытые ресурсы и направление движения; и, конечно, риски, куда без них. И увидеть картинку в целом: какие смыслы мы вкладываем в понятие «лучшая жизнь», во что верим и на что надеемся, какие ценности исповедуем и, в конечном счете, кто мы такие и почему.
Что делает обычного человека счастливым? Вопрос вопросов, который пытались решить великие умы человечества во все времена. Его решением озадачились ученые из Гарвардского университета и начали самое длинное исследование в истории науки в далеком 1938 году 6. Исследование получило название «Гарвардского исследования развития взрослых людей». Его целью было выяснить, какие факторы влияют на удовлетворенность жизнью на разных возрастных этапах человека. Участниками исследования стали студенты Гарварда и молодые люди из неблагополучных семей города Бостон – всего 724 человека. Все они с определенной периодичностью на протяжении своей жизни отвечали на вопросы ученых, предоставляли данные о своем физическом и эмоциональном здоровье и т. д. И хотя исследование еще продолжается – некоторые его участники до сих пор живы, – анализ полученных данных позволил исследователям сделать удивительный вывод: источником физического и психического благополучия являются сильные социальные связи.
Все дело в том, объясняют эволюционные психологи, что естественный отбор способствовал сохранению племен, где была развита взаимопомощь. Изгнание из племени было самым страшным наказанием, поскольку означало почти неминуемую смерть без поддержки сородичей.
В XXI веке люди больше не живут общинами, и для выживания нам больше не нужна «стая» или «племя». Больше того, мы озабочены нашей самодостаточностью и независимостью. Вместе с тем, потребность в других людях и близость с ними, сформированные в процессе эволюции, остаются такими же сильными, как и миллионы лет назад. Поэтому мы не можем жить без других людей.
Кстати сказать, подтверждение этому содержится даже в самом слове «счастье». Согласно этимологическим словарям, праславянское слово «sъstьje» образовалось от корня «stь», означающего «часть», с помощью префикса «съ-». Корень «часть» указывает на то, что счастье по-русски неразрывно связано с чувством принадлежности человека к чему-то большему, чем он сам. Это может быть семья, значимое дело, профессиональное сообщество или любое другое объединение, частью которого он себя считает.
Как писал автор знаменитого словаря русского языка Владимир Даль 7: «Не может же русский человек быть счастлив в одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив». А великий знаток русской души Л. Н. Толстой отмечал: «Бог хотел, чтобы мы были счастливы, и для того вложил в нас потребность счастья, но Он хотел, чтобы мы все вместе были счастливы, а не отдельные люди. От того и несчастливы люди, что стремятся не к общему, а к отдельному счастью»8.
Из этого, как мне представляется, следует несколько важных положений для понимания нашего счастья.
Во-первых, для русского человека счастье неразрывно связано с взаимодействием с другими людьми, взаимопомощью и поддержкой окружающих.
Во-вторых, в поисках счастья русский человек стремится найти целое, достойное его участия, соответствующее его ценностям, убеждениям и жизненным целям.
В-третьих, личное счастье в иерархии ценностей русского человека занимает весьма скромные позиции.
Почему так?
Дело в том, что Россия на протяжении длительного времени была страной с коллективистской культурой. А в таких культурах большое внимание уделяется групповому благосостоянию и благополучию, личное счастье может быть подчинено интересам и ожиданиям общества и может даже восприниматься как вредное для социальной гармонии. В целом люди в коллективистских культурах склонны действовать в соответствии с ожиданиями группы, даже если это противоречит их собственным личным желаниям, в отличие от индивидуалистских культур, где права, свобода и личные предпочтения отдельного человека имеют бо́льшую значимость, чем потребности группы.
Люди в индивидуалистических культурах чаще принимают решения, ориентируясь на свои собственные интересы и ценности, а не на групповые нормы и ожидания. Хотя в индивидуалистических культурах также существуют семейные и общественные связи, но они, как правило, менее сильные и часто основаны больше на личных отношениях и симпатиях, чем на обязательствах по отношению к группе. К странам с индивидуалистической культурой относят большинство западных стран. К странам с коллективистской культурой – восточные страны, например, Японию, Китай, Индию и некоторые страны Ближнего Востока.
Конечно, я сейчас обобщаю и упрощаю. В реальной жизни все гораздо сложнее: в каждой культуре могут существовать различные уровни коллективизма и индивидуализма. Кроме того, современные общества имеют элементы как коллективизма, так и индивидуализма, например, как в настоящее время в России.
Но касательно счастья, я уверена, что все мы – коллективисты, и это хорошо, в этом наша сила.
Все дело в сильных социальных связях: «Один за всех, и все за одного!»
Какой у вас характер? Что делает вас особенным? Какие ваши главные достоинства? Пока вы думаете, расскажу вам об одном из самых значимых открытий о «хорошем» (читай счастливом) характере, которое сделала группа ученых во главе с основоположником науки о счастье, профессором Пенсильванского университета Мартином Селигманом 9.
Исследование началось с того, что ученые прочитали около 200 религиозных и культурных произведений (в том числе, с трехтысячелетней историей): древнегреческих философов, Ветхий Завет и Талмуд, Коран, кодекс самураев бусидо и т. д. Изучив их, они обнаружили шесть общих для всех народов и времен добродетелей, а именно:
1. Мудрость и знание.
2. Мужество.
3. Человечность.
4. Справедливость.
5. Умеренность.
6. Духовность.
Потом исследователи выяснили, благодаря каким чертам характера или его достоинствам эти добродетели достигаются человеком согласно вероучениям. Вот их выводы:
• мудрость и знание – благодаря любознательности, критическому мышлению, любви к знаниям, прогностичности и креативности;
• мужество – благодаря храбрости, постоянству, целостности, жизнерадостности;
• человечность – благодаря способности любить и быть любимым, любви, доброте, социальному интеллекту;
• справедливость – благодаря коллективизму, чувству долга, командному духу и преданности, справедливости, лидерским качествам;
• умеренность – благодаря милосердию, смирению, благоразумию, саморегуляции;
• духовность – благодаря чувству прекрасного, благодарности, надежде, юмору.
Когда я первый раз прочитала этот список, то подумала, что уже где-то его видела. И вспомнила! Он практически полностью повторял список положительных черт «русского» характера, который составил ВЦИОМ по результатам опроса россиян 10.
Убедитесь сами. Положительными чертами «русского» характера были названы:
• доброта, душевность, эмпатия;
• мужественность, упорство, стойкость;
• терпимость, безотказность, адаптивность;
• взаимовыручка, товарищество;
• патриотизм, гордость;
• честность, искренность;
• оптимизм;
• доверчивость, миролюбие;
• трудолюбие;
• гостеприимность;
• талантливость, ум и др.
И, наконец, переходим к самому важному. Чтобы определить, какая существует причинно-следственная связь между чертами характера и индивидуальным ощущением счастья, ученые дали задание участникам исследования оценить свои достоинства и индивидуальный уровень счастья.
Для оценки индивидуальных достоинств респонденты ответили на 240 вопросов и для оценки уровня счастья – еще на 23 вопроса. Сравнив полученные данные, ученые пришли к выводу: человек счастлив, когда на полную катушку использует свои индивидуальные достоинства в жизни, работе, любви, воспитании детей и т. д. 11 Другими словами, решающее условие «счастливой жизни» – каждодневная активность наших сильных сторон характера, то есть достоинств.
Дальнейшие кросс-культурные исследования подтвердили эти выводы. А еще обнаружилось, что у жителей разных стран наибольшее значение в ощущении счастья имеют одни и те же черты характера, а именно, любознательность, надежда и благодарность. В США к ним добавилась любовь, а в Швейцарии – любовь и настойчивость. А в России – постоянство, жизнерадостность и любовь 12.
А наименьшее значение для ощущения счастья показали в разных исследованиях благоразумие, скромность, критичность, справедливость и любовь к обучению 13. А наименьшее в России – смирение (скромность), чувство прекрасного 14, а также благоразумие, саморегуляция, храбрость, духовность и мудрость 15.
Что для нас тут важно, для понимания феномена счастья.
Мы проводим бо́льшую часть нашей жизни, сознательно или бессознательно, в поисках вещей и людей, которые сделают нас счастливыми.
Но, оказывается, предиктором 16 счастливой жизни является «хороший» характер. Причем во все времена и у всех народов понимаемый практически одинаково. А счастливой жизнь делает использование сильных сторон характера во всех жизненных сферах и обстоятельствах.
Думаю, мы об этом знаем. Поэтому так ценим определенные качества в людях, прививаем их нашим детям, как наши родители нам, и все вместе мы надеемся и верим, что с их помощью построим благополучную жизнь. В этом наша сила!
P. S.: Чтобы узнать, какими сильными сторонами вы обладаете, можно пройти специальный тест на официальном сайте Института характера (США): viacharacter.org (бесплатно, но с регистрацией) на английском языке. Сокращенный вариант теста из 48 вопросов на русском языке (бесплатно и без регистрации) можно пройти онлайн здесь: https://psytests.org/trait/viais.html. Хочу отметить, что автор теста Мартин Селигман считает, что сокращение числа вопросов на конечный результат практически не влияет 17.
По результатам теста, те из ваших достоинств, которые наберут наибольшее количество баллов, и есть ваши сильные стороны, обычно это первые пять в списке. На ваши уязвимые места укажут черты характера, набравшие наименьшее количество баллов. Когда вы знаете, в чем ваша сила, подумайте, используете ли вы свои достоинства в жизни, работе, отношениях и т. д. Если да, то используйте их на максималках. Если нет, то не откладывайте и начинайте.
У вас были такие моменты, когда так хорошо, что даже страшно? Вы не одиноки.
Как показали кросс-культурные исследования 18, во всем мире нет ни одной культуры, в которой бы отсутствовал страх перед счастьем, разница – только в его формах, которых великое множество.
Для этого феномена в науке есть даже термин черофобия – страх перед счастьем. Он происходит от греческого «chairo», что означает «радоваться».
Чтобы оценить силу страхов перед счастьем, ученые разработали тест «Шкала страха перед счастьем»19. Он включает 5 утверждений, по которым можно оценить степень выраженности черофобии:
1. Я предпочитаю не быть слишком радостным, потому что обычно за радостью следует грусть.
2. Я считаю, что чем более я весел и счастлив, тем вероятнее, что в моей жизни произойдут плохие вещи.
3. Несчастья часто следуют за удачей.
4. Изобилие веселья приводит к плохому.
5. Чрезмерная радость имеет негативные последствия.
Ответы респондентов оцениваются по 5-балльной шкале:
1. Совсем неверно.
2. Скорее неверно.
3. Нейтрально.
4. Скорее верно.
5. Абсолютно верно.
Чем большее количество баллов, тем бо́льший страх перед счастьем.
А вот британские исследователи 20, чтобы узнать, как черофобия влияет на субъективное благополучие человека, разработали другой тест. Он состоит из следующих 9 утверждений:
1. Я боюсь позволить себе стать слишком счастливым/ой.
2. Мне трудно доверять положительным эмоциям.
3. Хорошие чувства никогда не длятся долго.
4. Я думаю, что не заслуживаю счастья.
5. Приятное самочувствие заставляет меня ощущать себя некомфортно.
6. Я не позволяю себе слишком часто думать о позитивных вещах или о своих достижениях.
7. Когда все очень хорошо, я всегда жду какого-то подвоха.
8. Я беспокоюсь, что если буду чувствовать себя хорошо, может случиться что-то плохое.