Американцы расчетливы. Расчетливость не порок. Мы сами ведем, борьбу за режим экономии. Но когда голый коммерческий расчет прикрывается словами о гуманности и справедливости – это уж звучит фальшиво. И не только фальшиво, но и смешно звучит джаз-банд американской гуманности и справедливости, когда узнаешь, что эта «музыка» оплачивается не «благотворителями», а из кармана «облаготворяемых». Это – уж фарисейство и лицемерие.
На такие мысли невольно наводит официальный отчет президенту Министерства Почт Соединенных Штатов Северной Америки за 1924–25 бюджетный год.
Одними из главных вопросов минувшего года, говорит отчет, являлись вопросы повышения зарплаты и… увеличения такс. Эти два вопроса неразрывны. Надо же скорее переложить расходы на увеличение зарплаты на плечи «потребителя». Это – коммерческий закон.
Вопрос об увеличении зарплаты поднимался в начале последней сессии конгресса, но предложение не было одобрено президентом на том основании, что «конгрессом не было принято законодательство, предусматривающее возможности покрытия увеличения расходов, связанных с увеличением ставок». В переводе на простой язык это значит: конгресс еще не определил, за чей счет можно улучшить положение почтовых, работников.
И только 28 февраля 1925 года был принят закон об увеличении ставок.
Когда просматриваешь эти ставки, то первое впечатление таково: счастливые американцы….
Но перелистайте отчет дальше, и в целом ряде разбросанных замечаний о положении служащих вы увидите, что, может быть, они не так уж счастливы.
Впрочем, надо оговориться с самого начала. Мы не собираемся заниматься дешевой демагогией и убеждать читателя, что американский почтовик живет хуже нашего. Конечно, он живет несравненно лучше. Нам еще рано равняться с Америкой. С.-А. С. Ш. неизмеримо богаче. Но «кому много дано, с того много и взыщется». И только под углом; этого мы должны оценивать положение почтового работника в Америке.