СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ

STALINAROVICH@MAIL.RU

Действующие лица:


Сценарист – 47 лет, зовут Андрей Васильевич, длинноволосый, бородатый, в стиле « хиппи» 60-х. Выполняет функции сценариста и режиссера.

Леди – 35 лет, зовут Татьяна Викторовна, «бизнес-леди»

Продюсер – 35—40 лет, зовут Владимир Николаевич, выглядит как интеллигент но с намеком на последнюю моду.

Паша – 27 лет, сын сценариста.

Саша – 26 лет, сын сценариста.

Маша – 26 лет, жена Паши.

Марина – 26 года, жена Саши.

Внуки « Сценариста» – 4—6 лет. 4 ребенка..

Отец «Леди» – 60 лет, зовут Виктор Петрович, товарищ из бывшей «номенклатуры».

Ольга – 35 лет, подруга «Леди» и ее бывшая одноклассница.

Охранник «Леди» Павел – здоровый мужик, увалень.

Охранник отца Леди – здоровый и угрюмый мужик.

Лариса – секретарь Леди.

Актеры съемочной группы – 3—5 человек. Мужчины и женщины.

Съемочная группа – оператор, осветитель, помощник режиссера и пр.

Туристы-скалолазы – друзья «Сценариста» и его семьи. 5—6 человек. Используются только голоса

Ученики Воскресной школы при храме – 10—14 лет. 5—6 человек. Используются только голоса

ДЕКОРАЦИИ СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

Идут съемки эпизода кинофильма. На сцене Сценарист, Оператор с камерой, Осветитель около прожектора, помощник режиссера с хлопушкой, Актриса и Актер. Сценарист сидит на корточкам, бессильно опустив руки. Актеры второго плана безразлично стоят в сторонке и о чем-то говорят. Сценарист встает и подходит к актерам.


Сценарист (вознеся руки к небу). Люди! Ну как мне Вам еще объяснить? Ты (он ткнул пальцем с актера.) встретил девушку и влюбился в нее с первого взгляда. Увидел ее у окна и все – ты пропал. Твой взгляд должен остановиться, и твои глаза больше ничего не видят, кроме Нее. А в глазах – любовь. А у тебя взгляд обожравшегося кота, увидевшего добычу и лениво размышляющего – сожрать ее или нет. А ты (Сценарист повернулся к актрисе.) Ты должна задумчиво смотреть в окно и твои глаза источают печаль. А ты, похоже, думаешь, что же дома мужу на ужин сготовить. Мы уже полдня потеряли и ни ОДНОГО кадра. Полный атас. Как говорил один товарищ… Далее следует непереводимая игра слов с применением местных наречий и идиом. Сегодня, точно, не день влюбленных. Может, другой эпизод попробуем снять. Как я зол, как я зол. Не хотите встречаться, будем вас разгонять. Снимаем сцену ссоры. Все злые, хорошо получится.


На съемочную площадку забегает Продюсер с озабоченным лицом.


Сценарист (глядя на Продюсера). К нам едет ревизор?

Продюсер (переводя дыхание). Хуже. Власть сменилась. Нашу кинокомпанию какая то бизнес-леди купила. По слухам, стерва еще та. И скоро будет здесь.

Сценарист (махнув рукой). Да и бог с ней. У нас тут своих проблем хватает.

(хлопает в ладоши.) Господа. Продолжим.


На съемочную площадку заходит Леди в сопровождение охранника. Жгучая брюнетка, строго уложенные волосы, деловой костюм.


Леди (оглядываясь кругом). Ну и что тут у вас происходит? (звучит звонок телефона, Леди берет трубку, смотрит на экран телефона, говорит раздраженно) Ну, что там у вас? (Слушает абонента, ищет что – то, оборачивается к охраннику.) Сбегай в машину. Я свой ежедневник забыла. (Голос ее резок и груб.) Бегом. (говорит в трубку.) Подожди.


Охранник убегает со сцены. Актеры и съемочная группа стоят в сторонке молча и ждут. Продюсер пытается скрасить молчание. Леди стоит с телефонной трубкой в руке.


Продюсер (обводя руками вокруг). Татьяна Викторовна, а здесь у нас идут съемки нового фильма.

Леди (раздраженно). Что-то я не вижу, чтобы кто то, хоть что-то делал.

Продюсер (извиняющимся голосом). Вы извините, но сегодня снимается очень сложная сцена. А актеры никак не могут настроиться на нужный лад.

Леди. Ну и много вы наснимали.

Помощник режиссера. Вообще то, мы еще ни одного кадра не сняли.

Леди (гневно). Да вы что?! Все с ума посходили. (глядя на свои часы.) Время 14—00, а вы еще ничего не сделали. Столько времени и денег затрачено, а ничего не снято. Ни рубля не заработали.

Вбегает охранник и протягивает ежедневник. Леди смотрит в него и что – то говорит в трубку. Вид злой. Леди машет рукой, как бы рубит. Леди заканчивает разговор, раздраженно отключает телефон и осматривается. Сценарист стоит в сторонке и внимательно смотрит на Леди.


Леди (повернувшись к Сценаристу). А вы что уставились?

Сценарист (спокойно). Вообще то, это не простая сцена. Показать зрителям любовь с первого взгляда и чтобы они все поняли. Это не так-то просто.

Леди (раздраженно). Зато мои деньги тратить просто. Вы меня просто разорите с таким подходом к делу. Мне выгоднее разогнать Вас всех и не тратиться зря. (с сарказмом.) Любовь не можете показать. Снимайте попроще. Встретились, влюбились. Легли в постель. Вот вам и любовь. И вообще. Что!? Других тем мало. Боевик. Комедия.

Продюсер (оправдываясь). Вообще то, наши фильмы всегда кассу берут, и неплохую.

Сценарист (отодвигая продюсера в сторону, возмущенно). Ну, почему именно Вы решаете, ЧТО снимать и главное – КАК снимать. А вы когда нибудь задумывались: а что зрителям… простым зрителям, действительно нравится. А ведь именно они оценивают нашу работу. Своими деньгами, покупая билеты на наши фильмы. (сценарист встал напротив Леди и продолжил глядя ей в глаза.) А такие как Вы… (он ткнул пальцем в сторону Леди, размышляет.) Вот объясните мне дураку. Посмотришь в «ящик»…Раньше, я любого певца сразу узнавал, по голосу. А сейчас… за несколько лет в женском трио 19 человек сменилось. Пока на титры не взглянешь, не узнаешь, ХТО это поет. Зато, (нарочито восторженно.) какой товар на сцене. Да их продюсер никакого отношения к искусству не имеет, он просто …су-те-нер. Продает своих певичек, богатеньким « папикам». За хорошие деньги продает. А на искусство ему плевать с большой колокольни. Но он … (поднимает палец вверх.) считается человек искусства. (с усмешкой, покачивая головой.) Главный по искусству. И песни в соответствии с ЕГО понятием об искусстве. (изображает пение.) Ля, Ля, Ля, Жу, Жу, Жу. Чирик пиз… Ху… ку, ку.

Леди (как будто читая доклад). Искусство это тоже бизнес. А любой бизнес должен деньги приносить. Зарабатывать деньги тоже надо уметь. Мы даем людям то, что ОНИ хотят видеть. И это – тоже искусство.

Сценарист (с сарказмом). Вот, вот… В итоге… (разводит руками.) Мы смотрим и слушаем не то, что НАМ – простым смертным нравится, а ВАМ (иронически.) – элите нашей жизни. А вам нравится, только то, что деньгами пахнет. Вот и ездит такая представительница ВАШЕГО искусства, на « Порше» – певица называется, а я ни одной ее песни не слышал. Но ведь в нее деньги вложили и их отыграть надо. В итоге мы не песни ее слушаем, а с кем она… и кому она…. из прессы узнаем. Пиар называется. (плюет себе пол ноги.) В итоге – деградация и в искусстве, и в мозгах. Но зато…. (потрясает рукой.) какие «бабки».

Леди. Мы СВОИ деньги в искусство вкладываем. И мы вправе требовать отдачи.

Сценарист (более спокойно). Деньги то, вы даете. Согласен. Но вы же, еще больше забрать хотите. (говорит резко и обозлено.) Один товарищ сказал – «Артист должен быть слегка голоден». Но умирать от голода он не должен. А вы их до ЭТОГО довели, со своим подходом. Почему у нас талантливейшие актеры живут на грани выживания? Чтобы выжить, он идет в рекламу. А реклама – сплошная ложь. И люди когда его видят в фильме, ему уже не верят. И все – (разводит руками.) фильм испорчен. И артист пропал. ВЫ его добили. (пауза. продолжает с насмешкой.) Вы деньги вкладываете!? Вот раньше такие люди были. Нормально … (с усмешкой.) по – русски – меценаты называются. Они деньги вкладывали, а взамен, частенько, ничего не просили.

Леди (с сарказмом). Да такие же они были, как и мы. Был у них свой интерес.

Сценарист. Сомневаюсь. Вы знаете, что в Москве все больницы до революции… именно все, были построены такими людьми. И что же они с этого имели. А музеи? Одна Третьяковка чего стоит.

Леди (с иронией) Прекрасная рекламная компания.

Сценарист (резко). Реклама говорите. (задумался, более спокойно.) Согласен. (восхищенно качает головой.) Реклама так реклама. На века. В памяти человеческой. (размышляет.) А что вы после себя оставите. Гроб золотой и памятник до небес. Или может ВАШИ фильмы. Так называемый формат. Особенно из последних. Реклама дороже самого фильма обходится. Не хотелось бы такое кино снимать.

Леди (иронически). Но ведь билеты покупают. И фильмы смотрят.

Сценарист (вздыхает). Как говорил Джимми Вольмер: Искусство не должно опускаться до уровня общества. Искусство должно тянуть общество вверх.

Вы говорите: все равно смотрят. А вспомните фильм из последних, который, захотели бы посмотреть через пару лет. Да вы большинство фильмов даже не вспомните. Ну и где окупаемость?

Леди. Да они в первые дни окупаются. А потом неважно. Деньги то вернулись.

Сценарист (ворчит). Вот именно, неважно… Но во первых: далеко не все фильмы окупаются (с иронией) Даже после усердной рекламы. Люди сдуру пришли, посмотрели и… не досмотрев ушли. А деньги уже заплатили. Обидно, но ладно… А во вторых: а почему бы и через много лет не получать доход с фильма. Это ведь наследство… (пауза.) для детей и внуков. Своих и чужих.

Леди (с усмешкой). Мы то своим детям, очень даже неплохое наследство оставляем.

Сценарист. (разводит театрально руками).Все ваше наследство только в денежном выражении проявляется. (рассуждает.) Обучение в престижных вузах есть. Бизнес папенька с маменькой на блюдечке предоставят. Но ведь в дело, душу надо вкладывать. (иронически.) А где она, душа то, у нашей «золотой молодежи». Они ведь как считают. Все купить можно. Родители так научили. НО ведь талант и умение не купишь. А душу тем паче.

(презрительно.) Бизьнесьмены. А вы потом возмущаетесь. Как так!? Фирма разорилась. Сын своего отца заказал. За его же деньги. Все правильно… (качает головой.) Да что я тут перед Вами распинаюсь. Один хрен, не поймете.

Леди (возмущенно перебивает).А вы попробуйте объяснить. (с иронией.) Вы же у нас для этого и существуете. (усмехнулась.) Легко вам рассуждать со СВОЕЙ колокольни. А вы нашу шкуру на себя примерьте. Хотела бы я на вас посмотреть. И бизнес вести и как вы говорите душу… (разводит руками, не знает что сказать.)

Сценарист (усмехнувшись). Причем здесь ваша шкура? Можно и деньги зарабатывать и человеком оставаться. (показывает пальцами.) Хотя бы чуть, чуть. Добро людям приносить. (рассказывает.) Еще в Советские времена, между прочим, был такой хитрый отдел КГБ. Всякими аномальными и необычными делами занимался. И их математически-аналитический отдел, который занимался анализом всяких поговорок и примет вот какие выводы сделал. Добро к людям возвращается в математической прогрессии, то есть вдвое. А зло …в геометрической прогрессии, то есть вчетверо. И бьет это зло, не только по тому кто его сделал, но и по его потомству. Вплоть до седьмого колена. Так что такое понятие как «проклятье королей» – это не просто слова. Жаль мне Вас. (Резко показал пальцем на Леди. Леди от неожиданности даже отшатнулась. Обернулась к охраннику. Охранник сделал шаг к Леди. Сценарист рукой показал: «Стой. Все нормально». ) И вас и детей Ваших.

Леди (машинально). А у меня нет детей.

Сценарист (разочарованно). Да Вы со своим мужем, ради своих денег, даже детей не хотите завести.

Леди. И мужа у меня нет.

Сценарист (усмехнулся). Бедная женщина. И ничего то у нее нет.

Леди (раздраженно). Не вам, об этом судить. У меня все есть, что мне надо.

Сценарист. Да нет у вас ничего, кроме денег. Вы даже свою жизнь, в угоду им, погубили. (смотрит на Леди сочувственно, склонив немного голову.) Ни семьи, ни… (махнул рукой обреченно.). И ради чего?

Леди (срываясь на крик). Ну, знаете ли! Да вы без денег никто. Пшик. Ноль без палочки. Со своей душой.

Сценарист (безнадежно махнув рукой). Похоже, таким как Вы, без толку что либо объяснять. (констатирует.) Если Вам не нравится моя работа, то… Я свой сценарий Вам продал!? Продал. Товар у вас? У вас. Делайте с ним, что хотите. А я умываю руки и уезжаю. А за режиссера, я денег брать не буду. Другому заплатите. (изображает Чадского.) Карету мне, карету. Домой. В глушь. Там в отличии от нашей дорогой столицы, люди еще остались. Нормальные. Которые в искусстве – искусство видят. (обреченно машет рукой.) Надеялся, что здесь можно будет нормально поработать. Так нет. Купили нашу компанию, и … (не знает как сказать.) полный пиз… (не договорил.) пришел. (обращается к Леди.) Радуйтесь. (с сильным сарказмом.). Теперь и здесь, ВАШЕ искусство будет.


Наблюдавшая за их полемикой съемочная группа давно уже отодвинулась в уголок сцены. Сценарист подошел к ним. Забрал со стула свой портфель и пошел к выходу.


Сценарист (остановился, обернувшись к съемочной группе поклонился). Ребята. Очень приятно было с вами работать. Извините, коль кого обидел невзначай. (Пошел к выходу не обращая ни малейшего внимания на Леди.)

Леди (глядя возмущенным взглядом на уходящего Сценариста, иронически). Вы за НАШЕ искусство не беспокойтесь. Езжайте куда хотите. У нас достаточно грамотных людей. И без Вас фильм прекрасно закончат. Я на ваше место человека быстро, найду А с Вами мы больше работать не будем, ни сейчас, ни в дальнейшем.

Сценарист (перебивает, не оборачиваясь). Да за ради Бога. Я себе всегда занятие найду. (немного грубовато.) В отличие от некоторых.


Сценарист выходит в дверь, громко хлопнув ей.


Продюсер (аккуратно и осторожно подходя к Леди). Извините, Татьяна Викторовна. Но Вы зря с ним ТАК. Мы без него фильм закончить не сможем.

Леди (возмущенно, вдогонку уже ушедшему Сценаристу, не обращая внимания на Продюсера). Да кто он такой? Меня жизни учить. (повернувшись к Продюсеру.) У нас незаменимых нет. (раздраженно.) Не морочьте мне голову.

Продюсер. Незаменимых нет, но есть трудно заменимые.

Леди (не слушая Продюсера, повернулась к съемочной группе). А вы что уставились. Делом лучше займитесь. (повернувшись к охраннику.) Едем в офис. (уходит со съемочной площадки с охранником.)


Сцена затемняется. (идет смена декораций) В луче прожектора, на переднем плане, стоит Сценарист и размышляет вслух.


Сценарист (глядя немного вверх). И откуда такие берутся? Высокие специалисты в колбасных огрызках и… (с усмешкой.) искусстве. (возмущенно.) Вся из себя. «Фифа» такая (пауза. потом говорит философски.) А «фифочка» то очень даже ничего. И не замужем.


На экране поверх сцены появляется фотография Леди.


Сценарист (глядя на фотографию).А ведь красивая женщина, черт побери. Особенно в гневе. Интересно. (задумался пожав плечами.). Вроде поругались, а вспоминаю о ней, и на душе приятно. (махнул рукой.) Ну да ладно, надо о новом сценарии подумать. Жизнь продолжается. Денег действительно никто не отменял. (длительная пауза. стоит в раздумье, чешет руками голову, пародируя А. Райкина) Ближе мысссли. А не написать ли мне … (задумчиво поднимает палец.) Нет, не то… А если… Да что же это такое!? Опять ОНА в голове. (удлиненная пауз, размышляет) А не влюбился ли ты дружок? (пауза, говорит задумчиво.) Да еще в такую. Не было печали… А что? (вдохновлено.) « Мечтать не вредно, вредно не мечтать». А может действительно пофантазировать на ЭТУ тему. Сама жизнь подсказывает. Любовь людей из двух разных миров: мира денег и мира простых смертных. (философски размышляя.) Странно даже… Русский язык столь могуч и велик, а слово Любовь – одно. Любовь к деньгам, любовь к женщине, любовь к детям. Такие разные вещи, а слово одно. Пожалуй, правы были греки, когда каждую такую любовь они своим словом назвали. Ну, все, хорош философствовать. Пора работать.


Освещается декорация дома сценариста. Стол, стул, кресло. Сценарист садится за стол и начинает писать. Сцена дома затемняется. Освещается декорация офиса. Стол, кресло, монитор. Леди сидит за столом и рассматривает бумаги. Входит продюсер.


Продюсер. Добрый вечер Татьяна Викторовна.

Леди (немного раздраженно). У Вас что?. Если можно покороче. Я занята.

Продюсер (немного помялся и начал очень неуверенно говорить). Я с Вами насчет нашего фильма хотел поговорить. Вы знаете… Андрей уехал и съемки

затормозились. Ну не идут дела и все. (говорит, пытаясь убедить Леди, жестикулируя руками.) Надо вернуть его. Поверьте моему чутью. Я с ним несколько фильмов уже снял. И все они на ура уходили. Всегда полная касса. Без него фильму …. (обреченно махнул рукой.) кирдык.

Леди (не понимая о ком речь). Вы про кого?

Продюсер. Про Андрея Васильевича, сценариста и режиссера нашего.

Леди. Что – то, я Вас не узнаю. Все говорят, что Вы хороший специалист, а нюни распустили. Совершенно не вижу разницы, с ним фильм снимать или с другим.

Продюсер (говорит очень убежденно и страстно).Да Вы поймите! Его душа и мысли вложены в сценарий. Он уехал и как будто все с собой забрал. Таких людей сейчас мало. Кстати, он ведь не профессиональный сценарист и режиссер. Он отошел от бизнеса и как я слышал не малого и занялся этим. Наверное, по велению, откуда то … (он показал пальцев вверх.)

Загрузка...