Представленные в сборнике работы рассматривают толерантность с самых разных точек зрения.
Возможно, больше всего работ посвящено проблеме толерантности самого студенческого сообщества – например, тексты В. В. Прокопюк, Т. Н. Андреевой, Е. В. Бударгиной, Н. В. Виноградовой и других. Особенно интересно исследование Е. В. Бударгиной, которая тестировала гетереостереотипы русских и китайских студентов РГПУ им. А. И. Герцена и выяснила, что проблем с толерантностью среди них нет.
В сборнике есть работы теоретического характера, в которых авторы, не обращаясь к фактологической базе, но, хорошо зная классические труды, рассуждают о причинах распространения интолерантности в нашем обществе и в нашем городе. Это работы П. К. Иванова, С. М. Давлет-Кильдеевой, Е. В. Кузиной, М. А. Петровой, Е. С. Онопко и другие. Хотелось бы отметить исследование П. К. Иванова, в котором он утверждает, что у русского человека «особая толерантность», основанная на христианских ценностях. Подход оригинален, но спорен. Также обращаем внимание читателей на работу С. М. Давлет-Кильдеевой, которая задалась вопросом о том, почему в санкт-петербургском метрополитене погибла девушка, оставшись без помощи пассажиров.
Многие студенты посвятили свои работы проблемам воспитания толерантности у детей – это А. А. Яковлева, С. Р. Насирова, А. И. Юрлова, М. В. Олейникова, А. Н. Луковкина, О. А. Климант, О. А. Власова, С. Ю. Болотова и другие. В некоторых из названных работ разбирается вопрос о толерантном отношении к детям с ограниченными возможностями.
В сборнике есть работы, которые по своей тематике связаны с общегородской жизнью. Одно из самых интересных исследований – «Имидж еврейской диаспоры Санкт-Петербурга: проблемы формирования средствами PR» Ю. С. Жуковой и А. С. Рябцевой. Заслуживает внимания читателей рассказ и попытка анализа готской субкультуры Петербурга в работе А. А. Титовой. Студент Ялышев в своем исследовании предлагает, в целях развития толерантности, учредить в Петербурге молодежный парламент по примеру европейских стран.
Стоит отметить работы, в которых студенты предлагают программы психологических тренингов толерантности, – среди них исследования А. Д. Харченко, Н. В. Жуковой и других. Студенты А. С. Петрова, Д. А. Скубченко и В. А. Смарышева обратились к изучению менталитета толерантности и национального характера. Наконец, в сборнике есть работы, которые трудно отнести к каким-либо категориям, – например, студентка Д. А. Пинигина исследует проблемы толерантного отношения к нетрадиционным семьям в России.
Безусловно, можно предъявлять определенные упреки в научном качестве студенческих работ. Но важно помнить, что для многих авторов их нынешние исследования – только начало, которое будет иметь продолжение в будущем. Остается только надеяться, что это продолжение будет достойным.