(написано для проекта «Токсичные родители» в 2018 году)
В одной из книг, я вычитала интересный способ манипуляции, он называется: «Попробуй догадайся, о чем я думаю». Мне в связи с этим сразу вспомнилась моя мама, которая всегда говорила: «Ну сделай что-нибудь, лапками пошевели, прояви инициативу». А когда я эту самую «инициативу» проявляла, она неизменно критиковала меня и уничтожала мою самооценку. Например, однажды она красила забор на даче и попросила принести ей попить. Почему-то все большие бокалы были заняты, и я принесла ей воды в обычной чашке. Потом на протяжении лет пяти она жаловалась своим подругам: «Крашу я забор, жара такая, пить так хочется, а Катя мне приносит пить в обычной чашке». В тот момент, я не понимала, что имела дело с профессиональным манипулятором, но на сердце неизменно было очень противное чувство, как будто кошки скребли. …
Также было с моим желанием приготовить что-то или помыть: что бы и как бы я ни делала, я неизменно делала это НЕ ТАК, то есть НЕ ТАК, КАК ХОТЕЛА ОНА. Это раздавливало мою самооценку. Это уничтожало во мне желание проявлять инициативу и творить. И главное, спираль закручивалась все больше и больше. Это самое страшное: когда ты понимаешь, что ты все время виноват, а в чем виноват, – непонятно.
Ну и напоследок веселая история от моей близкой подруги Аллы.
Алла – кандидат технических наук, говорит на четырех языках. Но в силу экономической обстановки в стране была вынуждена уйти из науки в коммерцию. Ее начальник – обычный низкопробный манипулятор, неуверенный в себе, самоутверждающийся на своих подчиненных. Над Аллой издевался он изощренно – он просто не давал ей работы. Алла, как сейчас говорят, часами «медитировала на пальму», потом брала с собой книги по экономике, чтобы хоть как-то занять себя в рабочее время. Самое дурацкое, что так без работы сидела она неделями, потом он вдруг давал ей задание, обычно мало связанное с ее профессией, и обязательно критиковал.
Накануне ее увольнения произошел следующий курьез. Начальник вызвал Аллу и прокричал: «У моих детей крольчиха родила крольчат, и срочно нужны «МЕШКИ ДЛЯ КРОЛИКОВ»! Ну Алла, житель городской, решила, что он имеет в виду мешки, чтобы этих самых кроликов утопить, и пошла узнавать по офису, есть ли у кого опыт убиения кроликов посредством помещения их в мешок. Со всей своей технической грамотностью она уже умножала рост среднего кролика на его вес и соотносила, таким образом, с объемом мешка. Все это она делала, советовавшись с коллегами, когда появился ее разъяренный начальник и заорал: «Алла, ты с ума сошла! Я имел в виду мешки с кроличьим туалетом, чтобы им в лоток сыпать». Вот откуда она, выпускница технического ВУЗа, могла это знать? Стоит сказать, что ему недолго оставалось над ней издеваться. Через пару месяцев она, наконец, уволилась…
Это называется «двойные связки» – double bind – погуглите, очень токсичная штука. Иллюстрация – старый анекдот: теща подарила зятю два галстука. Он примеряет один. Она: «Я так и знала, что второй тебе не понравится!». Как мы видим, человека заведомо ставят в такую позицию, чтобы было, за что его обвинить при любом его действии. Я где-то слышала, что в 60-х годах такое поведение матери считалось предпосылкой развития шизофрении. Потом оказалось, что оно встречается во многих семьях, где нет заболевания. Ребенок не может сделать то, что ему велят родители и ,не имея возможности уйти физически., уходит в себя.