Сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Как и почему менялось отношение к Чичикову городских обывателей? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
В поэме «Мёртвые души» Николай Васильевич Гоголь воссоздаёт картину жизни России 19 века, стремясь к максимальной широте охвата. Мир этот уродлив и страшен, ценности перевёрнуты, духовные ориентиры извращены, законы, по которым живут люди, аморальны. Но, находясь внутри этого мира, родившись в нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить аморальности, увидеть пропасть, отделяющую его от мира истинных ценностей. Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную деградацию, нравственный распад общества.
В этом мире живут Плюшкин, Ноздрёв, Манилов, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющиеся своеобразными карикатурами на современников Николая Васильевича Гоголя. Мир, показанный автором, безумен, он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада.
Данный эпизод – тому пример. Как только общество губернского города узнало о том, что Чичиков – миллионер, его признали не просто приятным светским человеком, а лучшим из людей. «Виною всему слово «миллионщик», – не сам миллионщик, а именно одно слово; ибо в одном звуке этого слова, помимо всякого денежного мешка, заключается что-то такое, которое действует и на людей подлецов, и на людей ни сё ни то, и на людей хороших…»
Особенно данная весть повлияла на мнение о Чичикове губернских дам, ведь, как известно, женщина, если ей это выгодно, способна в объекте своего обожания отыскать массу достоинств и даже слегка приукрасить. Так и случилось с главным героем: его стали считать таким, каков и должен быть мужчина мечты. Ранее строгие дамы, кажется, забыли о правилах хорошего тона, хотя превосходили в соблюдении этикета даже московских и петербургских. Одна из поклонниц Чичикова осмелилась на неслыханную дерзость – в письме призналась в любви главному герою, сделав это несколько велеречиво и отчасти глупо. Понятно, что здесь звучит пародия на письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину. Автор хочет сказать, что в мире, где правят деньги и жажда накопительства, не может быть чистой и светлой любви. В отличие от дам из поэмы Гоголя, героиня Пушкина полюбила Онегина не за миллионы, положение в обществе, а за неординарность, за таинственную душу.
В мире Чичикова и ему подобных всякие родственные, дружеские, любовные связи существуют постольку, поскольку держатся на денежном интересе, выгодном для обеих сторон.
В эпизоде автор поднимает вопрос о силе денег, обаянии миллиона.
Фантастический образ Чичикова, созданный по слухам, наполнявшим провинцию, сводит с ума дам, которые проявляют исключительный интерес к предпринимателю. Для одних Чичиков – выгодный жених, для других – партия для дочери, для третьих – необходимый любовник.
Да, отношение к герою меняется, но остается «толпа людей, которая не чувствует». Оказывается, быть богатым, это еще не значит быть счастливым.
Остается открытым вопрос, почему Чичиков не уезжает после оформления купчей. Влюбляется в губернаторскую дочку? Может быть, автор хочет привести читателя к мысли, что герой на самом деле не столько ждет исполнения своих коварных планов, сколько надеется войти в человеческую жизнь – обрести друзей, любовь, тепло.
После того как афера Чичикова была раскрыта, отношение к нему обывателей изменилось в худшую сторону. Дамы не простили ему увлечения губернаторской дочкой. Господа чего только о нем ни говорили: и разбойник, и подделыватель ассигнаций, и переодетый капитан Копейкин, и даже сам Наполеон. А в народе еще ходили слухи о нём как об антихристе.
Так, в зависимости от сложившихся обстоятельств, меняется отношение к человеку. Истинный хозяин жизни – капитал, который диктует свои условия, вторгается в человеческий мир, все более и более оттесняя нравственные ценности.
Как и почему менялось отношение к Чичикову у городских обывателей? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Второй вариант.
Что мы знаем о главном герое поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»?
То, что жители города, как и помещики, душевно полюбили Чичикова. Но особенно замечательным было впечатление, которое герой произвел на дам. Как видно, он умеет приспосабливаться к любому микромиру. Даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» – все неопределенно, ничто не выделяется.
Каждая глава расширяет наши представления о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой – мелочно-настойчив и груб, с Ноздрёвым напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряют своим «великодушием».
В чём же секрет, может быть, главный герой – великолепный актёр или дальновидный психолог?
Как объяснить, что он вскружил голову большей половине дам города N, а мужчины просто мечтали с ним завязать знакомство и дружбу? Я думаю, что секрет Чичикова не в том, что он великолепный актёр и психолог (ведь он обманулся в Ноздрёве и не смог сыграть любезную ему роль, разбудил скупую подозрительность коробочке, спровоцировал ревность губернских дам), а в том, что он человек своего времени, сформированный безнравственной социальный средой. Ленивая и бессмысленная жизнь светского общества города N и владельцев усадеб уничтожает в человеке высокие душевные порывы, глубокие чувства.
Вот почему так радостно было встречено известие о миллионах Чичикова.
Общество ценит себе подобных, обожествляет их, поклоняется им, но только до той поры, пока это выгодно.
Как видно из эпизода поэмы, известие о богатстве Чичикова особенно пришлось по душе дамам, которые «в нравах городах были строгие». В нравах – да, но в нравственности, вероятно, нет. Чичикова пытались обворожить все, даже присылали какие-то запутанные письма, пытаясь открыть чувства.
Можно сказать, что у общества по отношению к Чичикову сложилось потребительское отношение, так же, как у него, при покупке мертвых душ.
Дворяне приняли мошенника и плута за выдающегося человека. Ведь для них выдающийся – это тот, кто богаче, а против миллиона никто не устоит.
Значит, отношение к Чичикову у общества прямо пропорционально его капиталу, власти.
Получается, что главный герой прав, пытаясь заработать денег, чтобы удержаться на плаву в этом обществе, где приобретательство становится знаменем времени.
Чичиков и городские обыватели. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
На мой взгляд, отношение к Чичикову меняется в зависимости от сложившихся обстоятельств.
В начале произведения фортуна улыбнулась главному герою – его признали и милейшим, и любезнейшим, и богатейшим человеком, а в конце поэмы имя героя уже опутано слухами, из которых ясно одно: еще не начавшейся карьере Чичикова пришел конец.
Николай Василий Гоголь в поэме «Мёртвые души» не только разоблачает подлость Чичикова, но вместе с тем бичует общество, которое признает лучшими людьми тех, кто имеет капитал. Слух о миллионах Чичикова поднял главного героя в глазах губернского общества на необозримую высоту, о чем свидетельствует эпизод встречи на балу у губернатора. Каждый стремился с ним завязать дружбу, пригласить на обед, просто заглянуть в глаза или снять шляпу, демонстрируя тем самым свое глубочайшее уважение.
Дамы губернского города нашли Чичикова очень милым и симпатичным мужчиной, а главное, что он очень выгодная партия для многих из них. Что можно сказать о женщинах, которые способны на такую низость: поступиться своими чувствами ради наживы?
Если одно слово «миллион» рождает «нежное расположение к подлости», то, стало быть, «миллион» шествует по стране и создает обстановку для зарождения и развития Чичиковых – людей, у которых стремление к деньгам становится их натурой, подлость – их характером. И Чичиков, и дамы уездного города, и помещики, и все светское общество знают только одну цель – деньги.
Вот почему герой теряет уважение всех, когда раскрывается его махинация с мертвыми душами. Общество от него отворачивается, Чичиков становится объектом сплетен и пересудов. Это уже не тот выдающийся человек, каким его все представляли. Миф о «миллионщике» разрушен, заговор дам окончательно погубил задумку Чичикова.
Таким образом, в бездуховном мире города N, где губернатор вышивает шелком по тюлю, дама хвастаются модной тканью, Иван Анатольевич Кувшинное Рыло и целый ряд чиновников проедают и проигрывают в карты свою жизнь не могло быть иного отношения к Чичикову, кроме как к денежному мешку. И, естественно, что данное положительное, даже, я бы сказала, подобострастное отношение меняется на резко отрицательное с рассеиванием мифа о богатстве Чичикова.
Николай Васильевич Гоголь подчеркивает, что только с понимания причины бездуховности может начаться возрождение Руси, возрождение утраченных идеалов, души в истинном, высшем ее значении. Тогда общество будет ценить человека не по одежке, а по уму и по его морально-нравственным качествам.
Чиновники в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Анализ эпизода выбора Чичиковым, к кому примкнуть)
Перечитаем поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сейчас это произведение особенно актуально. Вспомним, как описана автором сцена выбора главным героем своего места под солнцем. Перед тем как принять решение присоединиться к «толстым», Чичиков долго размышлял, но все, что вспомнил он по поводу различия двух родов мужчин – «толстых» и «тонких», говорило о том, что присоединение к первым – более правильный шаг. Чичиков стоял где-то посредине этого разделения. Он был «не так чтобы слишком толстым, однако ж и не тонким».
От «толстых» веяло добротностью, силой, надежностью, «они умеют лучше на этом свете обделывать дела свои», сидят на месте крепко, «в шкатулках благодать божия». У них много домов, зарегистрированных на чужие имена, потом потихоньку появляются деревеньки. «Толстый» всегда становится «помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет». Именно из «толстых» появились собакевичи и ноздрёвы, коробочки и маниловы. И Чичиков мечтает о такой славной жизни, ведь для этого он скупает «мёртвые души». Да, прошло 200 лет, а в обществе ничего не изменилось: «толстые» всё так же обстряпывают свои делишки.
Внешне наш герой тоже напоминает «толстых», у которых «лица были полные крупные», с бородавками, «кое-кто был рябоват», «волосы были прилизаны, а черты лица крепкие».
Чичиков намеренно выбрал для себя эту группу людей, так как в ней он сможет легко ужиться. Вспомним его умение изменяться: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой – мелочно-настойчив и груб, с Ноздрёвым – напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием».
Таким образом, можно сказать, что Чичиков найдёт способ понравиться этим людям, войти к ним в доверие, а может быть, и с их помощью добиться огромных успехов в своих «деловых играх».
Что же касается «тонких», то с ними, по понятиям Чичикова, и разговаривать не стоит. В основном представители этого разряда людей играют посредственные роли. Разумеется, они по-своему необходимы, так как кто-то должен заниматься «грязной» работой, быть на побегушках у «толстых», которые всё же правят балом. Упускать такой шанс Чичикову было бы глупо. Вот он и принимает решение начать не с ничтожных людей, а с тех, которые считают себя лучше других.
Так начинаются похождения Чичикова в мире «толстых». От праздного мечтателя, живущего грёзами, Манилова, к дубинноголовой Коробочке, от неё – к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее – к оскотинившемуся кулаку Собакевичу, следом – к «прорехе на человечестве» Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение и разложение мира «толстых», к которому присоединился Чичиков и потерпел крах.
В наше время в мире «толстых» тоже не всё спокойно: сколько веревочке ни виться, а конец будет.
Сочинения по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Образ Печорина. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Анализ эпизода «погоня за Верой)
Сегодня поговорим о Печорине. Мы привыкли видеть в нем отрицательного героя. Но на основании фрагмента текста, где он гонится за Верой и не может ее догнать, можно по-иному взглянуть на характер Печорина.
Только здесь проявляются его лучшие человеческие качества, главное из которых – способность любить. Своим поведением на протяжении всего романа Печорин старается доказать обратное, что он не склонен к сентиментальным чувствам. Герой слишком сухо и даже жестоко относится к женщинам, хотя страдает от этого не меньше. И вдруг после известия об отъезде Веры он переменился. Понял, что она и только она – самое дорогое для него существо, что никто больше не полюбит его так преданно и бескорыстно как Вера. Нет, он не должен ее потерять. Все было бессмысленно, но Печорин, «как безумный», выскочил на крыльцо, пустился в Пятигорск.
Спустя какое-то время, он сможет по-настоящему проанализировать все случившееся и поймет, что гнался за прошлым, а его, как известно, не воротишь. Перед нами герой (настоящий герой!), обуреваемый страстными чувствами. Мы никогда более не увидим его таким: «молился, проклинал, плакал, смеялся». «Вера стала дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья!»
После слёз отчаяния наступило душевное умиротворение, «душа обессилела, рассудок замолк». И тут герой вновь превращается в холодного и рассудочного человека. Он решает, что этот порыв случился не от чувств, внезапно нахлынувших, а от расстроенных нервов, ночи без сна, времени против дула пистолета и совсем неромантической детали – пустого желудка.