Черняева Дарья Владимировна
кандидат юридических наук, доцент,
директор по науке
Международного научно-исследовательского института зооправа
г. Любляна (Словения)
Аннотация
Одна из причин всех современных проблем с установлением правового статуса животных состоит в том, что мы очень слабо представляем себе системы интересов, ценностей, приоритетов, взглядов и т. д. животных. Недостаточно данных и об их абстрактных познавательных способностях. Мы могли бы продвинуться к лучшему пониманию, если бы у нас были варианты прямого получения непредвзятых и неограниченных данных об этом непосредственно от животных, лучше всего во взаимодействии с ними, путём обмена и дискуссии, в том числе не исключающей оспаривания животными наших (человеческих) наблюдений, опыта и разработанных на их основе систем. Пока же нам приходится довольствоваться сугубо нашими данными о чувствительности животных (полагая их в этом более или менее близкими людям), и нашим пониманием свойств, которые могли бы позволить животным конструировать абстрактные концептуальные системы, сопоставимые с человеческими, а также нашими представлениями о таких системах.
Ключевые слова: правовой статус, животные, зооправо, субъект права, системы ценностей, ответственное обращение.
Возможно, идеальными условиями для конструирования адекватных этического и правового статуса животных (да и других нечеловеческих сущностей, отнесение которых к категории вещей дискуссионно, – например, искусственного интеллекта на некотором этапе его развития) были бы обеспечивающие реальную дискуссию между людьми и «создателями» других ценностных и иных систем, не исключающую возможность оспаривания собеседниками уже разработанного и сложившегося в человеческом обществе. Однако на сегодняшний день мы даже не знаем, насколько животных вообще способны создавать абстрактные системы или осознавать, что они сложились и присутствуют в их повседневной реальности (не говоря уже о том, чтобы сознательно использовать, изменять, развивать или совершенствовать их).
У нас нет каких-либо научно подтвержденных гарантий или хотя бы сколько-нибудь состоятельных гипотез о том, что когда-либо наша реальность изменится настолько, чтобы допускать подобное. Поэтому пока человечество, по сути, не имеет большого выбора в вопросе определения этического и правового статуса животных, будучи вынужденным при решении этой задачи исходить сугубо из собственных взглядов, опыта и своего понимания окружающей действительности. На данном этапе человечество обречено на антропоцентризм и видовую аппроприацию как ввиду отсутствия научной базы для разработки или формирования альтернативных подходов, так и ввиду отсутствия возможностей для оспаривания сложившихся подходов со стороны других сущностей (в данном случае животных).
Может показаться несправедливым, что человечество пытается ликвидировать или смягчить сложившееся восприятие животных как более или менее бесправных, низших по отношению к человеку сущностей, исключительно:
· для определённых категорий животных – с целью приблизить их к человеку по своему этико-правовому статусу;
· в одном единственном направлении – наделения их некой «долей» правовой субъектности, которой вообще обладают люди.
При этом в человеческой науке пока не сложилось понимания, можно ли разрабатывать некий общий «зонтичный» статус для всех без исключения видов животных и насколько это было бы оправдано. Нет определённого мнения или дискуссии о целесообразности применения каких-то элементов существующего статуса животных к людям. Эта несбалансированность может породить желание разработать более целостную и сбалансированную теорию,1 а затем, возможно, и основанную на ней систему, которая охватывалабы собой все виды существ. Однако, как и в случае всех подобных теорий, самавозможность её разработки уже вызывает сомнения, не говоря уже о том, насколькотакая система в принципе необходима и насколько она помогла бы решитькакие-либо насущные проблемы.
Безусловно, современные зооправовойи зооэтический дискурсы включают самые разные инициативы по признанию правболее широкого перечня сущностей (всех живых существ2всейп рироды как системы [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16] или Земли как живого существа3.
Однако их всё же вряд ли можно считать всеобъемлющими или универсальными одновременно, поскольку они, с одной стороны, тоже ограничивают свою предметную сферу вполне конкретными объектами окружающего мира, а также поскольку сама идея «прав» и связанные с ними идеи – живой, развивающийся организм, который, как представляется, нежелательно ограничивать и фиксировать чтобы не получить заранее устаревшую и неполноценную систему (тем более сейчас, когда мы столкнулись с новыми для неё вызовами). В то же время, эти попытки весьма полезны в практическом смысле как упражнение в создании реально воплотимых концепций и систем.
В этом смысле логично отсутствие инициатив по распространению каких-либо элементов этического или правового статуса животных (или других объектов) на людей. Естественно, что в системах, автором которых является человек, всё устроено и развивается так, чтобы приносить ему всё большую пользу и создавать для него всё более гармоничную среду. Любая попытка распространения статуса животных на людей привела бы к сокращению уже завоёванных благ и сокращению либо исчезновению исключительного положения людей, что в конечном счёте могло бы привести к пагубным для человечества последствиям. Безусловно, инициативы такого рода возникают время от времени. Однако признание таких конструкций в качестве системного решения пока маловероятно и неизвестно, насколько вообще целесообразно, учитывая широкие возможности человека не только по интенсивной и некорректной эксплуатации окружающей среды, но и по поддержанию и обеспечению в ней некого баланса.
Идея двустороннего расширения элементов доступных статусов ставит много интересных подвопросов, таких как:
1. Будем ли мы вводить дифференциацию этического и правового статусов внутри животного мира, формируя этические и правовые различия между типами, классами, родами, семействами или видами, как мы привыкли делать для людей? -Например, защищать интересы уязвимых видов, исправлять имманентное видовое неравенство и т. д.
2. Какие принципы следует применять для установления приоритетов и разрешения конфликтов между несовпадающими интересами, правами и свободами различных видов живых существ? Например, между свободой исповедовать религию для человека и правом животных на жизнь вместе с запретом жестокости по отношению к ним; или между правом коренных народов сохранять и соблюдать свои культурные традиции и запретом охоты на некоторые виды животных; или правом на видоспецифичное поведение и правом к жизни для видов, находящихся в одной пищевой цепи, и т. д.
3. Нужно ли нам распространять на людей подходы, опробованные в отношении животных? Например, регулирование численности людей в случаях, когда она превышает определённые пределы и, возможно, угрожает окружающей среде; или признание и защита видоспецифического поведения людей и т. д.
Для разработки более целостных систем, учитывающих большее количество существ и сущностей, нам нужна не просто гипотеза или убеждения4 о том, что животные и люди принадлежат к какой-то одной общей категории (по крайней мере, с точки зрения этики и права), но научно доказанные данные о том, что все мы имеем больше признаков, доказывающих наше сходство и делающих такую категоризацию разумной (или даже неизбежной), чем таких, которые оправдывают выделение человека из этого списка и рассмотрение его как чего-то самостоятельного, самодостаточного и даже высшего. Трудно сказать, нужна ли такая ре-категоризация. Человеческая наука пока не собрала достаточно данных, которые доказывали бы её насущность и очевидную необходимость.
Что мы действительно знаем, и относительно того, с чем мы пришли к относительно общему согласию на данный момент, так это следующее:
1. Животные способны чувствовать. С точки зрения человека это свойство сближает животных с ним, делает их сопоставимыми5. Следовательно, может иметь смысл использовать результаты актуальных научных исследований для поиска и сопоставления других свойств животных с человеческими, чтобы лучше понять применимость к ним человеческих этических и правовых стандартов.
2. Предположительно существуют свойства6, определяющие способность сущности разрабатывать абстрактные концептуальные системы, сопоставимые с человеческими. Поэтому, возможно, имела бы смысл задача по обнаружению таких свойств и составлению их перечня.
Логично, что любая конкретная система – например, правовая, – выстраивающаяся конкретными видами на основе своих концептуальных и ценностных систем при отсутствии какого-либо доступа к чужому опыту, имманентно субъективна и исторически обречена на некоторый -центризм. Так, современные человеческие системы, выстроенные на основе понятийных и ценностных систем человека при отсутствии какого-либо достоверного доступа к опыту животных (или других сущностей), имманентно субъективны и обречены на антропоцентризм.
Учёные довольно давно уже ставят под сомнение уместность отграничения людей и антропоцентризма как такового (в среднем, уже около пятнадцати лет [30]). Иногда это косвенные попытки [31], в которых авторы естественным образом рассматривают животных и человека вместе, проводя параллели и сравнения между ними как между различными представителями одной и той же категории сущностей, а не как представителями разных категорий. Хотя явных требований отойти от давно укоренившейся дифференциации и не высказывается.
Существует значительный объём исследований правового статуса животных. Гораздо меньше исследований публикуется по более общему и комплексному вопросу о правовом статусе всех нечеловеческих сущностей, где животные рассматривались бы наряду с другими нечеловеческими сущностями, такими как природа или отдельные природные объекты (реки, моря, горы и т. д.), Земля, Вселенная, искусственный интеллект (ИИ) и, возможно, какими-то гипотетическими сущностями, ещё не известными нам.
Есть мнение, что такие исследования могли бы не только помочь человечеству извлечь из них дополнительную выгоду за счёт из синергетического эффекта использования результатов и решений для различных сущностей, но и лучше увидеть особенности и рамки изучаемых нами феноменов и подходов прежде, чем мы расширим те или иные этические и правовые концепции на более широкий круг сущностей. Это позволило бы выявить факторы, влияющие и, возможно, предопределяющие статус всякой сущности, а также повысило бы наши шансы разработать более компактную модель регулирования его статуса.
Источники
1. Митио Каку. Уравнение Бога. В поисках теории всего = Michio Kaku. The God Equation: The Quest for a Theory of Everything. М.: Альпина нон-фикшн, 2022.
2. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. Dreams of a Final Theory. М.: ЛКИ, 2008.
3. Визгин В. П. Единые теории в 1-й трети XX в. М.: Наука, 1985.
4. Greene B (2010). The Elegant Universe: Superstrings, Hidden Dimensions, and the Quest for the Ultimate Theory. NY: W.W. Norton & Company.
5. Rescher N (2006). Holistic Explanation and the Idea of a Grand Unified Theory. Collected Papers IX: Studies in Metaphilosophy.
6. Walker MA (2002). Prolegomena to Any Future Philosophy. Journal of Evolution and Technology; 10.
7. Chalmers DJ (1996). The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. Oxford: Oxford University Press; 126—127.
8. Cartwright RL (1994). Speaking of Everything. Noûs; 28 (1): 1—20.
9. Weinberg S (1994). Dreams of a Final Theory. NY: Vintage/Random House.
10. Schmidt JJ (2022). Of kin and system: Rights of nature and the UN search for Earth jurisprudence. Transactions of the Institute of British Geographers; 47, 820—834.
11. Steiner G, Lucht M (2022). Law and Nature: Human, Non-human, and Ecosystem Rights. – In: Swartz, B, Mishler, BD, eds. Speciesism in Biology and Culture. Springer, Cham.
12. Kurki V (2022). Can Nature Hold Rights? It’s Not as Easy as You Think. Transnational Environmental Law. 11 (3), 525—552.
13. Guim M, Livermore MA (2021). Where Nature’s rights go wrong? Virginia Law Review; 107 (7): 1347—1419.
14. Fischer-Lescano A (2020). Nature as a Legal Person: Proxy Constellations in Law. Law & Literature; 32, 237—262.
15. Boyd DR (2018). Recognizing the Rights of Nature: Lofty Rhetoric or Legal Revolution? Natural Resources & Environment. 32 (4), 13—17.
16. UNEP (2016). Environment, Religion and Culture in the Context of the 2030 Agenda for Sustainable Development. United Nations Environment Programme, Nairobi.
17. Berry Th (2006). Evening Thoughts: Reflecting on Earth as a Sacred Community. Tucker M, ed. San Francisco: Sierra Club, and Berkeley: University of California Press.
18. Darpö J (2021). Can nature get it right? A Study on Rights of Nature in the European Context. Policy Department for Citizens’ Rights and Constitutional Affairs of the European Parliament, PE 689.328. March 01. URL: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document/IPOL_STU(2021)689328
19. Krämer L (2020). Rights of nature and their implementation. Journal for European Environmental Planning Law; 17, 47—75.
20. Burdon PD (2012). A Theory of Earth Jurisprudence. Australian Journal of Legal Philosophy; 37, 28—60.
21. Maloney M, Burdon P, eds (2014). Wild Law – In Practice. London: Routledge.
22. Cullinan C (2003). Wild law: a manifesto for Earth Justice, 17.
23. D’Silva J (2023). Animal welfare in world religion: teaching and practice. Routlege.
24. Caruana SjL (2020). Different religions, different animal ethics? Animal Frontiers; 10 (1): 8—14.
25. Szűcs E, Geers R, Jezierski T, Sossidou EN, Broom DM (2012). Animal welfare in different human cultures, traditions and religious faiths. Asian-Australasian Journal of Animal Sciences; 25 (11): 1499—506.
26. Howell NR (2008). Relations between Homo sapiens and other animals: Scientific and religious arguments. Chapter 15. – In: Clayton Ph, ed. The Oxford Handbook of Religion and Science. Oxford University Press, 945—961.
27. Stein T. (2015). Human Rights and Animal Rights: Differences Matter. Historical Social Research / Historische Sozialforschung; 40 (4): 55—62.
28. Koski SE (2011). How to measure animal personality and why does it matter? Integrating the psychological and biological approaches to animal personality. – In: Inoue-Murayama M, Kawamura S, Weiss A. From Genes to Animal Behavior. Tokyo: Springer, 115—136.
29. Premack D (2010). Why Humans Are Unique: Three Theories. Perspectives on Psychological Science; 5 (1): 22—32.
30. Donaldson S, Kymlicka W (2011). Zoopolis. Oxford University Press; Singer P (1975). Animal Liberation. Harper Collins.
31. Spiegel M (1996). The Dreaded Comparison: Human and Animal Slavery. Mirror Books.
Гришанова Елизавета Сергеевна
студент
НИУ ВШЭ
г. Москва
Аннотация
Ежегодно миллионы лабораторных животных становятся объектами научных исследований и экспериментов. Тех из них, кто пережил лабораторные испытания, используют для новых опытов либо эвтанизируют, даже если животные здоровы. Между тем в ряде государств законодательством предусмотрена процедура переселения животных, прошедших через опыты, в специальные учреждения или передачи в частные руки. Данная статья посвящена изучению правовых механизмов передачи лабораторных животных новым индивидуальным владельцам и некоммерческим организациям (НКО) в зарубежных странах. В частности, по рассматриваемому вопросу проводится анализ правового регулирования Европейского Союза и национальных законодательств Франции, Нидерландов, США, Индии и Австралии. Рассмотренные примеры показывают, что легализация переселения животного, прошедшего через эксперименты, в новую среду требует регламентации процедуры отбора, социализации животного, а также распределения финансовых обязательств сторон, участвующих в его передаче.
Ключевые слова: лабораторные животные, рехоуминг, виварии, НКО, зарубежный опыт.
Введение
По данным PETA, каждый год только в лабораториях США погибает более 110 миллионов животных как в процессе проведения над ними экспериментов, так и после [1].
В настоящее время волонтёры работают над тем, чтобы изменить существующее положение дел: появляется всё больше организаций, которые помогают найти подопытным животным новый дом или дают им возможность провести остаток жизни в более гуманных условиях, чем в вивариях.
В российском законодательстве сложно найти процедуры, в рамках которых животных из вивариев можно было бы легально передавать новым владельцам. В данной статье рассматриваются зарубежные правовые механизмы передачи лабораторных животных в руки новых владельцев или некоммерческих организаций (НКО).
Правовое регулирование ЕС в сфере обращения с лабораторными животными
Национальное законодательство стран Евросоюза, регулирующее использование животных в научных или образовательных целях, во многом основано на Директиве Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2010/63/ЕС от 22 сентября 2010 г. о защите животных, использующихся для научных целей (Directive 2010/63/EU of the European Parliament and of the Council of 22 September 2010 on the protection of animals used for scientific purposes) (далее – «Директива»).
Директива впервые на законодательном уровне ЕС устанавливает обязательность применения принципа «трех R»: пункт 11 преамбулы Директивы закрепляет, что принципы замены, сокращения и улучшения (replacement, reduction, refinement) должны систематически учитываться всегда, когда животные используются в научных целях в ЕС [2]. Цель принципа «трёх R» состоит в том, чтобы исключить проведение болезненных для животных опытов (замена), свести к абсолютному минимуму количество экспериментальных животных (сокращение) и их страдания (улучшение) [3].
Кроме того, Директива также устанавливает правила обращения с экспериментальными животными, которые больше не могут использоваться в научных целях. Так, согласно ст. 19 Директивы, животные, которые использовались в процедурах, могут быть переселены в приют или возвращены в подходящую среду обитания или систему животноводства при соблюдении определённых условий, а именно, если состояние здоровья животного позволяет это, отсутствует опасность для здоровья населения, животных и для окружающей среды, приняты соответствующие меры по охране благосостояния животного [2]. Пункт 26 преамбулы Директивы предписывает принимать решения касательно судьбы животного, прошедшего через процедуру (эксперимент), исходя из соображений благополучия животных и учёта потенциальных рисков для окружающей среды. Животные, чьё благополучие поставлено под угрозу, должны быть убиты [2].
Таким образом, подразумевается, что животные, благополучие которых не подвергается риску, не должны быть убиты. Однако неясно, сколько собак, кошек, грызунов и других лабораторных животных переселено в соответствующую среду обитания, в приют или было умерщвлено, поскольку статистических данных на национальном уровне или в ЕС нет [4].
Примечательно, что в данном пункте Директивы вводится термин «rehoming’, который можно перевести как «переселение» (здесь и далее —лабораторных животных). При этом местом переселения в зависимости от конкретного случая могут быть естественная среда обитания, приют или домохозяйство. Так, рассматриваемым пунктом Директивы предусмотрено, что, если государства-члены ЕС легализуют rehoming, важно, чтобы разводчиком, поставщиком или пользователем была разработана схема для обеспечения надлежащей социализации животных, с целью обеспечить успешность самой процедуры возвращения, а также гарантировать общественную безопасность. Программы социализации, адаптации и дрессировки не только помогают животным лучше приспособиться к новой среде, но и снижают стрессовую реакцию у животных, столкнувшихся с новыми условиями проживания.
Переселение лабораторных животных является альтернативой эвтаназии здоровых животных по завершении экспериментов с их участием. Цель переселения – обеспечение лабораторным животным хорошего качества жизни после нахождения в стенах вивария: успешное переселение в более благоприятную среду может улучшить эмоциональное состояние после переживаний, которые такие животные испытывали в течение своей жизни в виварии.
Франция
Во Франции передача лабораторных животных в подходящую среду обитания осуществляется по общим правилам Директивы. Кроме того, для осуществления процедуры необходимо выполнение следующих условий, установленных статьей R. 214—112 Кодекса сельских и морских рыбных промыслов (Code Rural et de la Pêche Maritime):
– состояние здоровья животного должно быть подтверждено ветеринаром;
– разрешение на процедуру переселения животного должно быть выдано префектом департамента, в который предполагается переселить животное;
– для освобождения животных должны быть получены специальные разрешения [5].
Декретом 2013—118 от 1 февраля 2013 года предусмотрено, что переселение лабораторных животных в каждом конкретном случае требует согласия директора учреждения, где проводится эксперимент, и ветеринара, который предоставляет сертификат здоровья для переселяемых животных [6].
Отбор животных для повторного содержания должен основываться на оценке их физического и психологического здоровья. Эта оценка должна проводиться ветеринаром и лицом, прошедшим подготовку по оценке поведения животных. Ветеринарный сертификат о хорошем состоянии здоровья имеет решающее значение для получения разрешения на переселение [7].
Принимающая животное сторона должна предоставить достаточные гарантии того, что о животном будут хорошо заботиться в течение всей его жизни. Зачастую научные учреждения прибегают к помощи посреднических организаций, таких как GRAAL7 или White Rabbit8. Эти ассоциации имеют большой опыт во многих аспектах переселения экспериментальных животных: НКО помогают в составлении и сборе необходимых документов, получении разрешения на передачу животного, проведении адаптационной программы, транспортировке, оценке состояния животных и т. д. Документ о передаче животного подписывается руководителем научного учреждения и принимающей стороной (физическим лицом, посреднической структурой) после получения согласия от префекта.
НКО играют решающую роль в переселении экспериментальных животных во Франции: организации становятся посредниками между новыми владельцами (в случае собак, кошек, грызунов, рыб и др.) или специализированными центрами размещения животных внутри страны или Европе (например, в отношении приматов).
Так, одна из наиболее опытных в данной сфере НКО, Грааль, с 2004 года по настоящее время способствовала переселению более 4600 экспериментальных животных [8].
Нидерланды
Закон об экспериментах на животных (Wet op de dierproeven, Wod) вступил в силу в Нидерландах в 1977 году. Этот Закон, приведённый в соответствие с Директивой, защищает благополучие лабораторных животных, устанавливает рамки, которым должны соответствовать процедуры, и предъявляет требования к уровню знаний, ожидаемому от тех, кто работает с лабораторными животными.
Статья 13 Закона об экспериментах на животных предусматривает, что лицо, передающее экспериментальное животное в иную организацию или в частные руки, сначала должно организовать программу социализации для такого животного (для дикого животного может требоваться программа реинтеграции в естественную среду обитания) [9].
В Нидерландах существуют различные варианты переселения лабораторных животных. Учреждения, предлагающие такие возможности, разрабатывают свои собственные инструкции и процедуры, которые включают в себя, например, правила отбора животных. В результате передача животных каждый раз происходит по-разному [10].
Чтобы скоординировать процесс переселения животных и сделать его более прозрачным, Национальный комитет Нидерландов по защите животных, используемых в научных целях (The Netherlands National Committee for the protection of animals used for scientific purposes, NCad), разработал схему, в которой даётся общее описание процесса передачи лабораторных животных различных видов. Кроме того, были утверждены специальные кодексы практики для передачи собак, кошек и приматов, учитывающие особенности их адаптации и содержания.
Во многих случаях успех переселения лабораторного животного в новую среду также зависит от самоотверженности частных волонтёрских организаций, которые выступают в качестве посредников в процессе передачи животных между научным учреждением и новым хозяином.
Минимально необходимая подготовка к переселению животного варьируется в зависимости от его вида. Это также относится к последующему уходу, предоставляемому НКО на период передержки. В то же время не все учреждения в равной степени готовы инвестировать в процесс переселения животных как финансово, так и в плане трудовых ресурсов.
В Нидерландах, как и во Франции, финансовый вопрос передачи лабораторных животных остаётся открытым. В качестве решения NCad предлагает лабораториям, НКО, потенциальным владельцам и другим заинтересованным сторонам совместно или самостоятельно искать решение по распределению затрат на этот процесс [10].
CША
До недавнего времени лишь в нескольких штатах США действовали нормативно-правовые акты, легализующие передачу экспериментальных животных волонтёрам и/или новым владельцам, а общенациональных требований не существовало.
Однако в 2019 году управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) разработало новую политику, позволяющую передавать в приюты или в руки новых владельцев здоровых животных из числа тех, кто прошёл через эксперименты. Политика затрагивает виды, подпадающие под действие Закона о защите животных (the Animal Welfare Act), который регулирует обращение с теплокровными животными, за исключением мышей, крыс и птиц [11].
Примечательно, что новая политика не определяет условия, при которых животное может «выйти на пенсию» (retired animal): возможность прекращения использования животного в качестве лабораторного ставится под вопрос в каждом конкретном случае сотрудниками научного учреждения.
В это же время в Сенат был представлен законопроект «о свободе животных от испытаний, экспериментов и исследований» (The Animal Freedom from Testing, Experimentation, and Research (AFTER) Act) [12]. Законопроект предполагал внесение поправок в Закон о защите животных, гарантирующих, что все федеральные агентства, использующие лабораторных животных для исследований, имеют собственную политику, облегчающую перемещение прошедших через эксперименты животных в приюты и иные организации, а также частные руки.
Законопроект также требует, чтобы животные были осмотрены лицензированным ветеринаром и признаны психически и физически здоровыми перед тем, как покинуть агентство, что помогает обеспечить плавный переход в новую среду. Помимо этого, законопроект призывает федеральные агентства работать с некоммерческими организациями, чтобы обеспечить возможность размещать животных в заповедниках и приютах по всей стране, а не выбирать лишь из тех, которые находятся ближе всего к исследовательскому центру.
Отдельное место в вопросе регулирования легальной передачи экспериментальных животных в иные учреждения занимает процедура освобождения лабораторных нечеловеческих приматов. Поскольку обезьян нельзя передать физическому лицу, на территории США функционируют организации по спасению животных, способные обеспечить длительный надлежащий уход за приматами.
Так, организация Chimp Haven, была создана в 1995 году как заповедник, где шимпанзе могли жить на просторных открытых площадках и образовывать социальные группы9]. Из-за их физиологического и поведенческого сходства с человеком шимпанзе были привлекательной моделью животных для многих исследователей. В 2000 году был подписан Закон о защите здоровья шимпанзе (The Chimpanzee Health Improvement, Maintenance, and Protection Act (The CHIMP Act)), учреждающий Федеральную систему заповедников и исключающий шимпанзе из исследовательских программ, финансируемых из федерального бюджета [13]. Закон запретил эвтаназию шимпанзе, кроме как по соображениям здоровья: ни один шимпанзе не может быть убит просто потому, что больше не может использоваться в проведении экспериментов или его содержание слишком дорого.
В 2007 году был принят Закон о пристанище шимпанзе (The Chimp Haven is Home Act). Этот закон закрыл пробел в Законе о защите здоровья шимпанзе и запретил возвращать в лаборатории шимпанзе, «ушедших на пенсию» из биомедицинских исследованийp [14].
Поправки к Закону о защите здоровья шимпанзе от 22 июня 2013 года отменили ограничение расходов в размере 30 миллионов долларов, первоначально предусмотренное законом, что позволило модернизировать и расширить программу по содержанию шимпанзе, прошедших через опыты [15].
Разработка и принятие вышеназванных нормативно-правовых актов позволили создать финансируемую из федерального бюджета «пенсионную систему» для лабораторных шимпанзе.
Главной проблемой данных законов является отсутствие объективных критериев, по которым отдельно взятого шимпанзе следует рассматривать как подходящего для выхода на пенсию (то же самое касается остальных видов животных, содержащихся в вивариях США). Данный вопрос остаётся на полное усмотрение лаборатории.
Кроме того, ряд биологов беспокоится о качестве медицинской помощи, которая может оказываться приютами: в отличие от лабораторий, эти организации не обязаны быть зарегистрированными в Министерстве сельского хозяйства США, и, как следствие, проходить регулярные проверки. Впрочем, многие приюты стремятся вступить в Североамериканский альянс убежищ для приматов, который устанавливает строгие стандарты ухода за животными [16].
Принятие Закона о защите здоровья шимпанзе и поправок к нему стало прецедентным признанием того, что шимпанзе обладают этическим статусом, ранее не предоставлявшимся никаким видам живых организмов кроме людей, что является важным шагом на пути к прекращению исследований на всех приматах.
Индия
Концепция реабилитации (rehabilitation) была признана в Индии в качестве дополнения к принципу «трёх R» ещё в двухтысячных годах. В данном контексте под реабилитацией следует понимать помощь, оказываемую экспериментальным животным, с единственным намерением облегчить боль или страдания, вызванные физической, физиологической или психологической травмой, которая была нанесена животным, и обеспечить им жизнь, отличную от лабораторного содержания и ухода, до момента естественной смерти.
В 2015 году Комитет по контролю и надзору за экспериментами на животных (Committee for the Purpose of Control and Supervision of Experiments on Animals, CPCSEA) выпустил руководящие принципы, которые ограничивают максимальный срок использования экспериментальных собак тремя годами [17]. При этом, в случае если собака имеет ряд серьёзных проблем со здоровьем, она должна быть переселена ранее указанного срока при помощи организации по защите животных [18].
Более того, принципы делают возможным установление определённых ограничений в разведении собак для научных целей. Так, животные могут пройти процедуру реабилитации по завершении пяти циклов вынашивания потомства [18].
В случае с собаками существует большой шанс на успех реабилитации при передаче животного в частные руки. Принципы призывают проводить поиск подходящего владельца для экспериментального животного, после того как оно было стерилизовано/кастрировано, а также после надлежащего одобрения CPCSEA. Члены/представители CPCSEA назначаются для поддержки связи с научными центрами и лабораториями и контролируют процесс реабилитации лабораторных животных [18].
Индия – одна из немногих стран, в которой установлены нормы, затрагивающие финансовую сторону передачи экспериментальных животных новым хозяевам или НКО. Пункт 2 (e) Правил разведения животных и экспериментов над ними (контроль и надзор) (The Breeding of and Experiments on Animals (Control and Supervision)) определяет, что расходы на последующий уход и реабилитацию животных после эксперимента являются частью расходов на исследования и должны быть масштабированы в положительной корреляции с уровнем затрат, связанных с уходом за такими животными и их реабилитацией [19].
Австралия
Статья 3.4.2 Кодекса Австралии по содержанию и использованию животных в научных целях (The Australian code for the care and use of animals for scientific purposes) предусматривает возможность переселения лабораторных животных, когда воздействие на благополучие животного в рамках проведения опытов было минимальным, а его физиологическое состояние и поведенческие характеристики указывают на то, что это животное может быть переведено в новую среду обитания с минимальным и временным воздействием на его благополучие [20].
В 2020 году вслед за Штатом Виктория правительство Нового Южного Уэльса опубликовало Руководство по переселению лабораторных животных [21]. Несмотря на рекомендательный характер, данное Руководство помогает исследовательским учреждениям, НКО и физическим лицам в организации переселения экспериментальных животных.
Руководство устанавливает требования к политике по переселению (rehoming policy) лабораторных животных. В частности, она должна определять условия, при которых животные не признаётся подходящим для переселения; способ легальной передачи права собственности на животное новому владельцу; методы поиска новых владельцев; меры на случай, если подходящий дом для животного не может быть найден в разумные сроки или вовсе [21].
Кроме того, Руководство обязывает исследовательские учреждения проводить проверку условий, в которых потенциальный новый владелец планирует содержать животное. Подобная процедура призвана удостоверить факт того, что лицо, желающее стать новым собственником животного, способно удовлетворить все его потребности, как текущие, так и будущие. В частности, перед переселением животного Руководство призывает обращать внимание на количество питомцев, уже принадлежащих потенциальному владельцу, его опыт обращения с ними, а также его финансовые и иные возможности, сопряжённые с содержанием передаваемого животного [21].
В настоящее время на уровне правительства Австралии рассматривается вопрос об обязательном переселении животных, которые больше не могут использоваться в экспериментах и иных научных целях. Кроме того, предлагается установить возраст лабораторного животного, по достижении которого оно может «выйти на пенсию» и дожить остаток жизни в более благоприятных условиях, чем в виварии [22].
Выводы
Будущее животного по окончании научных экспериментов входит в сферу этического и правового контроля.
На основе передового опыта зарубежных стран можно сделать вывод о том, что для урегулирования вопроса легальной передачи лабораторных животных на законодательном уровне необходимо как минимум предусмотреть возможность и общие условия переселения таких животных. В частности, представляется целесообразным установить правила предварительного отбора, регламентирующие возраст, состояние здоровья и психики животного, которое может быть переселено, а также рассмотреть возможность проведения программы социализации высвобождаемого животного.
Целесообразно также обозначить способы распределения финансовых обязательств, связанных с процессом переселения. Необходимо создание условий, в которых различные стороны смогут сделать возможным переселение животных, сбалансированно распределив сопутствующие расходы.
В решении данного вопроса следует предусмотреть элемент диспозитивности в виде кодексов практики по переселению животных из вивариев. Такие кодексы могли бы регламентировать процедуру переселения животного с учётом его биологического вида.
Следует напоминать лицензиатам учреждений, исследователям, заводчикам, любым посредническим организациям и другим общественным объединениям об их общей ответственности, и, следовательно, о важности координации и сотрудничества при освобождении животных, прошедших через опыты.
Источники
1. Shocking Animal Testing Statistics That Are Hard to Swallow. PETA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.peta.org/features/animal-experimentation-statistics/, свободный (дата обращения: 20.03.2023).
2. Directive 2010/63/EU of the European Parliament and of the Council of 22 September 2010 on the protection of animals used for scientific purposes. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2010/63/oj
3. Russell W. M. S., Burch R. The Principles of Humane Experimental Technique. 1959. London, UK: Methuen.
4. Hänninen, L. & Norring, M. 2020. The First Rehoming of Laboratory Beagles in Finland: The Complete Process from Socialisation Training to Follow-up. ATLA, vol. 48, no. 3, pp. 116—126.
5. Code rural et de la pêche maritime. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/id/LEGITEXT000006071367/
6. Art. R. 214—110. Décret N 2013—118 du 1er février 2013 relatif à la protection des animaux utilisés à des fins scientifiques. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000027037840
7. Groupement de Réflexion et d’Action pour l’Animal Guidelines on the rehoming of laboratory animals From Lab to Home Refine, Replace, Reduce, Rehome (4R). [Электронный ресурс]. URL: https://www.graal-defenseanimale.org/content/ressources/documents/GRAAL-Guidelines.pdf
8. Le Graal propose 350 animaux de laboratoire à l’adoption. 2021. [Электронный ресурс]. URL:https://www.santevet.com/articles/le-graal-propose-350-animaux-de-laboratoire-a-l-adoption
9. The Experiments on Animals Act (Wet op de Dierproeven, unofficial translation). URL: https://inlnk.ru/agyVD6
10. Rehoming of former laboratory animals. Opinion of the Netherlands National Committee for the protection of animals used for scientific purposes (NCad). [Электронный ресурс]. URL: https://english.ncadierproevenbeleid.nl/latest
11. Placement of Research Animals after Study Completion. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.whitecoatwaste.org/wp-content/uploads/2020/01/FDA-Placement-Policy_111819.pdf
12. AFTER Act of 2019. 116th Congress (2019—2020). URL: https://inlnk.ru/LAYDJn
13. The Chimpanzee Health Improvement, Maintenance, and Protection Act (CHIMP Act) as of December 20, 2000. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-106publ551/html/PLAW-106publ551.htm
14. The Chimp Haven is Home Act as of December 26, 2007. URL: https://www.congress.gov/110/plaws/publ170/PLAW-110publ170.pdf
15. The CHIMP Act Amendments of 2013. URL: https://www.congress.gov/bill/113th-congress/senate-bill/1561
16. Should aging lab monkeys be retired to sanctuaries? [Электронный ресурс]. URL: https://www.science.org/content/article/should-aging-lab-monkeys-be-retired-sanctuaries
17. Which Animals Are Used. [Электронный ресурс]. URL: https://aavs.org/animals-science/animals-used/dogs/
18. The CPCSEA Guidelines for the Reuse and Rehabilitation of Dogs. [Электронный ресурс]. URL: http://cpcsea.nic.in/WriteReadData/userfiles/file/CPCSEA_guidelines_for__dog_reuse_and_rehab.PDF
19. The Breeding of and Experiments on Animals (Control and Supervision) Amendment Rules, 2006. URL: http://cpcsea.nic.in/WriteReadData/userfiles/file/2006.pdf
20. The Australian code for the care and use of animals for scientific purposes. URL: https://www.nhmrc.gov.au/about-us/publications/australian-code-care-and-use-animals-scientific-purposes
21. Research Animal Rehoming Guidelines For establishments and individuals involved in the care and use of animals for research and teaching in NSW. [Электронный ресурс]. URL: https://www.animalethics.org.au/__data/assets/pdf_file/0005/1275251/Research-Animal-Rehoming-Guidelines.pdf
22. Test pets’ second life. Push to retire lab animals. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pressreader.com/
Астахова Александра Валерьевна
координатор проекта
«Фонд помощи лабораторным крысам»
г. Москва
Аннотация
В работе рассматривается проблема сохранения жизни и благополучия животных, выбывших из эксперимента. В качестве основного решения проблемы предлагается концепция рехоуминга лабораторных животных. Описываются основные трудности, с которыми сопряжён данный подход, предлагаются возможные пути их преодоления.
Ключевые слова: лабораторные животные, опыты на животных, эвтаназия, рехоуминг, постэкспериментальная реабилитация, биоэтика.
История использования лабораторных животных в экспериментальной деятельности человека на сегодняшний день насчитывает не одно столетие. Самые ранние упоминания опытов с участием представителей фауны встречаются ещё в трудах древних греков в сочинениях Аристотеля и Эразистрата и датируются IV и III в. до н. э. [1]. Животные помогали людям выяснить принципы функционирования живых систем, особенности анатомии и физиологии живого на протяжении всей истории естественной науки. Легендарную собаку Павлова знает сейчас практически каждый образованный человек. Кроме того, мы обязаны «братьям меньшим» и успехами в области лечения таких тяжёлых заболеваний, как сахарный диабет и проказа [2, 3].
Несмотря на очевидную роль модельных организмов в нынешнем благополучии человека, мало кто задумывается о судьбе лабораторных животных, после того как они выполнили предназначенную им человеком функцию. Конечно, в ряде случаев дизайн эксперимента изначально предполагает гибель животного: например, испытания с целью получения ряда гистологических препаратов. Между тем, существует колоссальное количество лабораторных исследований с участием животных, в результате которых подопытная особь не погибает. Речь идёт, в первую очередь, о поведенческих экспериментах по этологии, в ходе которых изучают психологию и повадки животных. Однако животные могут оставаться в живых также и после биохимических или медицинских исследований: введение нелетальных дозировок исследуемых веществ, тренировочные операции студентов ветеринарных вузов и т. д.
Как правило, даже выживших животных принято эвтаназировать: данное явление обусловлено ограниченными возможностями вивариев и лабораторий по их содержанию. Дело в том, что для животных, не участвующих в экспериментальной деятельности, не предусмотрены средства на кормление и уход ними. Безусловно, такое положение вещей мало согласуется с принципами гуманного отношения к животным.
В последние годы всё больше исследователей задумывается об альтернативном способе устройства дальнейшей судьбы бывшелабораторных животных – рехоуминге. Данный термин является калькой с англоязычного понятия, которое не имеет близких аналогов в русском языке. В дословном переводе «рехоуминг» означает «переселение», а по сути данное явление представляет собой смену владельца и места жительства для бывшелабораторных животных. Данный подход решает сразу две проблемы: животное не усыпляют, оно может спокойно продолжать свою жизнедеятельность, и в то же время обязательства по расходам на обеспечение этой жизнедеятельности возлагаются теперь на нового владельца.
Хотя на первый взгляд рехоуминг – это отличная альтернатива эвтаназии, метод предполагает свои трудности, на которые также стоит обратить внимание. При планировании рехоуминга лабораторных животных необходимо учитывать ряд принципов организации такого процесса. Европейская ассоциация специалистов по работе с лабораторными животными (FELASA) рекомендует:
1. Оценивать состояние здоровья животных, чтобы принимать взвешенное решение о возможности переселения.
2. Рассматривать социализацию переселяемых животных как неотъемлемую часть процесса; при необходимости осуществлять постэкспериментальную реабилитацию.
3. Тщательно подходить к процессу подбора нового владельца.
4. Принимать во внимание предполагаемые расходы на переселение (вакцинация, ветеринарный осмотр, содержание на период поиска владельца и т.п.) [4].
Если мы попытаемся представить процесс рехоуминга для лабораторных животных в правовой реальности современной России, то перед нами встаёт как минимум два ключевых вопроса. Первый связан с неготовностью учреждений содержать животных на период поиска новых владельцев и, как правило, исследователи обращаются к волонтёрам с просьбой забрать животных из вивария как можно скорее. В условиях отсутствия инфраструктуры локаций временного содержания для лабораторных грызунов, а также неготовности, а зачастую и нежелания работать с данной категорией подопечных со стороны приютов для бездомных животных-компаньонов – кошек и собак, складывается затруднительное положение: животных нужно эвакуировать, но эвакуировать их некуда. К тому же отсутствие развитой инфраструктуры усложняет полноценную и комплексную постэкспериментальную реабилитацию таких животных.
Второй аспект связан с неопределённостью положения таких животных с точки зрения правовых норм. С одной стороны, лабораторные животные – это имущество учреждения, которое использует их для проведения необходимых тестов. С другой стороны, при передаче животного новому владельцу ему также передаются все права, сопряжённые с этим специфическим типом «имущества». Однако на сегодняшней день среди российских законов и регулирующих нормативно-правовых актов (НПА) не существует никакого документа, который прямо или косвенно регламентировал бы данный процесс. То есть с позиции закона рехоуминг представляет собой некое «слепое пятно», что опять же затрудняет популяризацию данной практики. Существующие на сегодня рекомендации Минздрава (письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 июля 2007 г. N 5435-РХ) [5] содержат только форму списания подопытных животных с баланса организации при эвтаназировании и никак не упоминают альтернативный вариант. Отдельно стоит уточнить, что ФЗ №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» никак не регулирует процессы, связанные с лабораторными животными, о чем прямо говорится в ч. 2 ст. 1 документа: «Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям <…> содержания и использования лабораторных животных» [6]. Это означает особенно острую необходимость разработки и принятия законопроектов, которые регламентировали бы действия человека по отношению к подопытным животным, а также животным, выбывшим из экспериментов.
Решение вышеуказанных проблем требует привлечения внимания к проблеме со стороны как общества, так и государства. В первом случае, при наличии у социума запроса на гуманизацию обращения с лабораторными животными и, в том числе, обеспечение благополучного доживания после выбытия из экспериментальной деятельности, организация процесса рехоуминга становится возможной за счёт средств жертвователей на создание частного приюта (или сети приютов) с функциями реабилитационного центра. В то же время государственный аппарат, при наличии заинтересованности в данной проблеме, мог бы параллельно создавать инфраструктуру для рехоуминга из бюджетных федеральных, региональных или муниципальных средств. При этом стоит отметить необходимость пристального внимания к лабораторным животным на федеральном уровне в целях принятии необходимых НПА, регулирующих данную сферу деятельности человека.
Среди граждан, которые в своей работе соприкасается с животными, в настоящее время наблюдаются такие позитивные явления, как рост эмпатии, сочувствие подопытным животным, поиск пути, альтернативного эвтаназии, хотя бы в отношении здоровых животных. Однако с учётом изложенных проблем приходится констатировать, что на сегодняшний день обществу предстоит ещё много работы в данной сфере.
Источники
1. Cohen and Loew 1984
2. Gorden P. Non-insulin dependent diabetes – the past, present and future (неопр.) // Ann. Acad. Med. Singap.. – 1997. – Т. 26, №3. – С. 326—330. – PMID 9285027.
3. Scollard D. M., Adams L. B., Gillis T. P., Krahenbuhl J. L., Truman R. W., Williams D. L. The continuing challenges of leprosy (англ.) // Microbiology and Molecular Biology Reviews (англ.) рус.: journal. – American Society for Microbiology (англ.) рус., 2006. – Vol. 19, no. 2. – P. 338—381. – doi:10.1128/CMR.19.2.338—381.2006. – PMID 16614253. – PMC 1471987
4. Ecuer, E., Boxall, J., Louwerse, A. L., Mikkelsen, L. F., Moons, C. P., Roth, M., & Spiri, A. M. (2023). FELASA recommendations for the rehoming of animals used for scientific and educational purposes. Laboratory Animals, 00236772231158863.
5. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 июля 2007 г. N 5435-РХ, «Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Сдвижков Олег Игоревич
публицист
г. Липецк
Аннотация
В статье представлен обзор зоозащитных практик сквозь призму общественного восприятия. Приводится экскурс в историю становления мер и идеологий по защите животных в разных странах. Положение дел в современной России исследуется с точки зрения нескольких аспектов: социального, культурологического (религиозного) и юридического.
Ключевые слова: животные, зоозащита, общественное мнение, христианство.
Зоозащита в современной России
В современном мире, по крайней мере в нашей стране, понятие «зоозащита» очень девальвировано, негативно воспринимается частью общества, а к людям, которые называют себя зоозащитниками, часто относятся с неким презрением, расценивая их как не вполне адекватных или как минимум чудаковатых. В интернет-пространстве расходится термин «зоошиза», употребляемый зооненавистниками10.
Многие форумы пестрят негативными высказываниями в адрес тех, кто помогает животным. При этом отдельные случаи радикального поведения со стороны самих зоозащитников усугубляют ситуацию [1].
Негативное общественное мнение затрудняет работу по помощи животным, тем не менее проекты такой направленности создаются и развиваются – в том числе крупными компаниями11