Анатолий Рыжик

Рыжик Анатолий Игоревич

Жигули

Знаменательным и значимым событием в жизни нашей семьи явилась покупка первого автомобиля. Это было время, когда машины являлись дефицитом, за который скандально боролись.

Жигули выделили в соответствии с очередью, в которой я стоял, служа в войсках ПВО. Сделали это, несмотря на то, что я в штате корпуса ПВО не числился почти год, и можно было с полным основанием меня, как сейчас говорят, «кинуть». Конечно, мне было приятно что меня сослуживцы помнили, и сообщили, что я «достоялся».

Получив известие, я заметался – покупать ли её? Мы о машине не думали, обходились без неё и даже не представляли, что будем с ней делать. К тому же, у нас не имелось столько денег. Подумав и всё взвесив, всё-таки решились – покупаем.

Получать или точнее покупать машину надо было на базе военторга в Голицыно. (Подмосковье). Для качественного выбора и для перегона покупки, я взял с собой лучшего автомобильного специалиста училища – командира ремонтного взвода батальона.

Какая будет марка машины, и сколько она будет стоить – никто толком не знал. Набрал (в долг, но не всю сумму – кое-что было) приблизительно денег и перевёл их в чеки.

Выехали на проходящем ночном поезде, боясь опоздать. Зима была в разгаре, на улице холодно.

Приехали в Голицыно на пару часов раньше открытия магазина, с надеждой оказаться в первых рядах. Нам ведь надо было возвращаться после покупки в Ярославль по морозу, на новых машинах – мало ли что случиться. У базы военторга встали в подзаборную очередь, так как все помещения были закрыты.

Толпа покупателей состояла из двадцати – двадцати пяти нервно-возбуждённых человек. Увы, но это были уже все, кому в этот день полагалось приобрести автотранспорт. Они приехали намного раньше нас, а некоторые торчали под забором всю ночь. Наши планы добраться обратно засветло рухнули.

Два часа мы прыгали на морозе, ожидая начало торговли. Наконец-то, приступили к продаже.


Я рассказываю об этом моменте для сравнения с тем как покупка машины осуществляется в настоящее время, когда нет дефицита.


Как я уже сказал, магазин находился в Подмосковье. Он представлял собой небольшую комнату для оформления документов и большой охраняемый ангар, в котором находились продаваемые автомобили, и куда покупателей не допускали.

Процесс торговли выглядел очень просто: выкатывают машину (в этот день продавали только ВАЗ – 2107) и дают покупателю пять минут на осмотр автомобиля, покрытого двухсантиметровым слоем льда, и чихающему на морозе непрогретым двигателем.

Если вдруг попадался «привередливый» клиент, и ему что-то не нравилось в машине, то он обязан был встать в конец списка покупателей и снова ждать своей вторичной «выкатки». Следующий «счастливчик» стоящий в очереди, с ужасом на лице, настороженно и с опаской осматривает эту же машину, которая почему-то не понравилась впереди стоящему. Не зная причины отказа от покупки предыдущего клиента его лихорадило:

– Что с автомобилем не так? Почему от него отказались?

Покупатель пытался более серьёзно её осмотреть, но пять минут, выделяемых на осмотр автомобиля, мгновенно заканчивались. Нервы всем сберёг всё тот же синдром дефицита. Отказаться успел только один покупатель. Второго отказника в нашей очереди не появилось, так как прошёл слушок (очевидно пущенный продавцами): машин всем может не хватить! Чушь конечно, а… может, и нет!

Вообще-то выбирать было незачем – что можно определить у непрогретых машин в ледовой оболочке?

Очень быстро все махнули рукой: чего мучать себя выбором: новая есть новая.

В основном людей волновал цвет авто, но желанного оттенка можно было ждать до скончания века.

Кто-то пытался (и удавалось) сунуть взятку мужикам, выгоняющим машины из ангара, с попыткой получить нужный цвет, но оплаченный оттенок после выкатки оказывался совсем не желаемым. Вместо ультракрасного мог оказаться морковно-оранжевый. Расстроенный покупатель ничего не мог изменить: обратной дороги в ангар у машин не было. Получалось, что клиент делал себе только хуже: терял дважды… и деньги.

С такой организацией продаж моя очередь подошла очень быстро. Мне выгнали ВАЗ – 2107 бежевого цвета. Как и все предыдущие она была покрыта льдом, и непрогретая, слегка постреливая, неприятно выбрасывала кольца дыма из глушителя.

Прапорщик, взятый мной для оценки качества автомобиля, открыл багажник, открыл двери, покрутил руль, нажал на педали и… время, отведённое на осмотр, закончилось.

На нас уже косо и настороженно смотрел единственный отказник – оказавшийся последним в очереди. Ему выгоняли следующую машину, сказав, что через пять минут магазин закрывается!

Мне ничего не оставалось делать, как вписать номера агрегатов в купчую, сесть в машину и выехать за ворота магазина.

Всё. Машина была куплена.

Дорога до дома оказалась достаточно сложной, потому что специалист – ремонтник батальона хотя и был лучшим, но и он не знал, какие переключатели управления есть у машины, и где они находятся.

В бачок омывателя лобового стекла была залита вода, ставшая льдом ещё до покупки, а ехали мы в темное время – практически ночью, с трудом просматривая дорогу через заледеневшее лобовое стекло.

Машину по приезду я поставил в тёплый гараж училища – оттаивать, а семье продемонстрировал её после помывки и чистки.



Несмотря на всё она была хороша!

Зиму машина простояла в гараже.

Совершив эту покупку, мы влезли в долги, по тем временам достаточно серьёзные.

Закончилась зима, а долги продолжали иметь место. Они тяготили – не люблю быть должным. Мама правильно шутила:

– Берешь в долг чужие деньги, а отдавать приходится свои. Берёшь на время, а отдаёшь навсегда!

Насупила весна и пора испытаний. Я понимал: необходимо учиться ездить – уровень практических навыков у меня был нулевой. Пару раз, поступив как камикадзе, выехал в центр города забитый кишащими автомобилями. Чудом вырвавшись без жертв и повреждений, вспотев от накала обстановки и собственного напряжения посчитал, что уже умею управлять автомобилем.

Не хватало уверенности, практических навыков и… денег для отдачи долгов. Сроки подпирали, что-то надо было делать. А тут ещё начались длительные задержки с выплатой денежного содержания.

Для закрытия долга я решил сочетать приятное с полезным: продолжать совершенствовать вождение, при этом зарабатывая. Мне посоветовали этот метод друзья из корпуса ПВО, которые, не получая денежного довольствия таким образом кормили свою семью. Что это за метод?

Очень простой – таксовать.

Вечерами, после службы я начал выезжать в

рейс. Сначала было как-то не по себе, но потом пошли деньги, причём неплохие. Не получая денежного довольствия, я даже смог однажды купить семье грецких орехов!

Было несколько моментов достаточно рискованных (время-то смутное), но Бог миловал – обошлось. В семье о всякого рода проблемах, связанных с таксовкой, конечно, не говорил – заставили бы прекратить.

Загрузка...