Научные статьи

В. Б. Серебренников, член ученого Совета русского географического общества, академик Петровской академии наук и искусств

Родерик Мурчисон о русском народе и России

Медный всадник (издание ПАНИ). 2007. № 24

Выдающийся геолог и географ XIX века, президент Королевского географического общества Великобритании и президент Лондонского геологического общества Родерик Импи Мурчисон (1792–1871) в 1841–1843 годах по просьбе российского правительства проводил экспедиционные геологические исследования в европейской части России и на Урале.

Результатом этих исследований явилось открытие пермского периода палеозойской эры истории Земли и Великого Пермского моря и сформулирована, обоснована и введена в международный геологический календарь пермская геологическая система. Название Р. Мурчисон обосновал так: «Убедившись на самом поприще изыскания, что эти пласты достаточно отличительны и могут установить особую, самобытную систему… решились обозначить их особым наименованием: оно имеет географический корень и происходит от древнего царства Пермь, в пределах и сложности которого собраны были очевидные доказательства их самостоятельности».

Эти открытия позволили, в частности, проводить целенаправленный поиск неисчислимых природных богатств Урала. В ходе данных экспедиций Р. Мурчисон семь раз пересекал Уральский хребет горными тропами, проехал на лошадях, проплыл по крупным и мелким рекам, исходил пешком десятки тысяч километров, непосредственно познакомился с жизнью русского народа, изучил его менталитет. В его воспоминаниях есть и такие строки: «С таким народом нельзя было попасть ни в какие серьезные затруднения. Если мост был сломан, он восстанавливался как по волшебству. Если река пересохла, то путешественники видели ее словно чудом превращенной в судоходную (открывались плотины. – Авт.). Если воды было слишком мало, то крестьяне живо, с веселыми песнями, переволакивали лодки через пороги. Мы не слышали от этих решительных людей ропота ни под дождем, ни под палящим солнцем, ни в зной, ни в стужу, и (слово) «можно» было их единственным восклицанием».

Р. Мурчисон навсегда полюбил Россию и ее народ и, используя свое влияние и свой авторитет при британском дворе, активно влиял на политику Великобритании в отношении России. Он сумел задержать почти на год вступление Великобритании во французско-турецкую коалицию перед Крымской войной и не допустил военного вмешательства во время присоединения Средней Азии к России. Его речь в защиту России на многолюдном митинге в Гайд-парке напечатали многие английские газеты. Р. Мурчисон, в частности, произнес: «Даже если Россия расширяет свои владения за счет сопредельных колоний, в отличие от остальных колониальных держав она отдает своим новоприобретениям больше, чем берет от них. И не потому, что ею движет некая филантропия или что-то в этом роде. Изначальные устремления всех империй мало разнятся, но там, где появляется русский человек, все чудесным образом получает совсем иное направление. Воспитанные у восточных славян еще с дохристианских времен нравственные нормы не позволяют русскому человеку насиловать чужую совесть… Чаще из коренящегося в нем неистребимого чувства сострадания он готов отдать с себя последнюю рубашку, чем у кого-то ее отнять. Поэтому, каким бы ни было победоносным русское оружие, в чисто меркантильном плане Россия всегда остается в проигрыше. Побежденные же ею или взятые под защиту в конечном итоге обычно выигрывают, сохраняя в неприкосновенности свой образ жизни и духовные институты, вопреки их явной недостаточности для прогресса (в чем легко убеждаешься, познакомившись с ними более-менее основательно), приумножая свое материальное достояние и существенно продвигаясь по пути цивилизации. Показательные примеры тому хотя бы Эстляндия и Кавказ, в продолжение веков презираемые и насилуемые своими (западными и южными) соседями, но занявшие почетное место среди народов и достигшие несравнимого с прежним благосостояния под покровительством России, между тем как от приобретения Эстляндии, Кавказа положение русского народа, то есть коренного населения метрополии, не улучшилось нисколько. Последнее нам кажется парадоксом, но такова реальность, первопричины которой кроются, несомненно, в особенностях русской морали».

В статье использованы материалы Русского географического общества и книги В. Михайлюка «Пермская шкатулка» (Пермь, ИД «Пермские новости», 2007).

Пермь в исторической, православно-исторической и сакральной географии

Вестник Петровской академии наук и искусств. 2009. № 14

Какие историко-географические знания, связанные со словом «Пермь», можно вынести из Российского энциклопедического словаря (далее – Словарь; М.: БСЭ, 2001) и предшествующих словарей? Цитируем статьи:

Пермь, древнерусское название в XIII–XVII веках исторической области от Уральских гор до рек Печора, Кама и Волга, населенной народом коми. Присоединена к Русскому государству в 1478 году. Пермь Великая – территория современного Коми-Пермяцкого автономного округа. Пермь Малая (Старая, Вычегодская) – территория современной Республики Коми.

Пермь (в 1940–1957 годах Молотов). Город (с 1781 года) в России, центр Пермской области… Известна с XVII века, с 1723 года – заводской поселок.

Пермская область. Образована 3.10.1938 года. Центр – Пермь. Включает Коми-Пермяцкий автономный округ. Расположена на западных склонах Среднего и Северного Урала и в Предуралье.

Пермская система (период) (пермь), последняя (шестая) система (период) палеозойской эратемы (эры). Начало 280 ± 10 млн лет назад, продолжительность 45 млн лет. Пермская система выделена в 1841 году английским геологом Р. Мурчисоном на Урале и Русской равнине (на территории бывшей Пермской губернии, отсюда название).

В работе анализируются содержащиеся в процитированных статьях историко-географические сведения, показывается несоответствие многих из них историческим реалиям. Приводятся основные, не упомянутые в Словаре, историко-географические, а также православно-исторические и сакрально-исторические сведения, связанные с понятием «Пермь».


1. Статья «Пермь» (древнерусское название)

В этой статье историческим реалиям соответствуют два первых слова – древнерусское название.

Следующие слова «в XIII–XVII веках историческая область» противоречат статье «Новгородская земля» в этом же томе: «Историческая область на северо-западе и севере Руси в IX–XVIII веках. В XII–XV веках включала кроме Новгородской республики и ее владения до Белого моря и Север Зауралья (Карелия, Терский берег, Заволочье, Пермь, Печора, Югра)…», т. е. по этой статье уже в XII веке Пермь была исторической областью. В «Повесть временных лет», согласно соответствующей статье Словаря, включены летописные своды XI века, в которых упоминается и «Пермь». Выдающийся историк Н. М. Карамзин в своей фундаментальной «Истории государства Российского» прямо говорит: «…жители Перми, окрестностей печорских, Югра были уже в XI веке данниками новгородскими… смелые и предприимчивые новгородцы сблизились с ними через область Белозерскую и покорили их, в княжение Владимира (980—1014) или Ярослава (1019–1054)» [1].

Названия «Пермь» и «Пермь Великая» исчезли из числа административных единиц по губернской реформе Петра I 1708 года.

Выражение «от Уральских гор до рек Печора, Кама, Волга» не соответствует географическим реалиям. В вышеприведенной статье о Новгородской земле Печора – отдельная область. В тот период между Пермью и Волгой с низовьями Камы были многие сотни километров, где располагались другие исторические области – Вятская земля, Булгария и др. Пермь как новгородская провинция занимала бассейн крупнейшей северной реки Вычегды, текущей с Урала на северо-запад и впадающей в Северную Двину, и Северное Прикамье, называвшееся Пермью Великой, с центром в Чердыни (Великой Перми).

Далее, «населенной народом коми». Согласно учебнику географии «Пермская губерния» за 1913 год, «Чердынский край, Верхняя Колва и Печора населены чистокровным русским населением, сохранившим не только свой славянский тип от примеси всякой инородческой крови, но даже свой говор, обычаи и многие песни и предания старины. Русский насельник Чердынского края высокий, с красивым складом лица, мужественными чертами, серо-синими глазами и русою бородою» [2]. Такой этнический состав увязывался с Великим Новгородом, как считал и Н. М. Карамзин: «Сия земля, от Белоозера до Печоры была… населена выходцами новгородскими, которые принесли туда с собою и веру христианскую (по достоверным историческим свидетельствам, нам известно, что в XII веке уже существовали монастыри на берегах Двины)» [3]. По переписям Перми Великой И. Яхонтова (1579), М. Кайсарова (1623–1624), П. Елизарова (1646–1647), Ф. Бельского (1678–1679), основную часть ее населения составляли русские.

Согласно современным научным исследованиям (археология, ономастика и др.), автохтоном на этих землях были русы-арии, а финно-угры поселились не ранее IX тысячелетия до н. э. Время заселения соседнего региона (Удмуртия и Кировская область) финно-уграми Словарь дает в статье «Вятская земля (Хлыновская), историческое название в XII–XVIII веках территории в бассейне верхнего и части среднего течения реки Вятка.

С VI века населена коми и удмуртами, с X века также марийцами. Осваивалась Новгородской республикой».

Далее, «присоединена к Русскому государству в 1478 году». А разве Новгородская республика, в состав которой автономно входила и Пермь, не была Русским государством? «Древняя славная Биармия, или Пермь, уже в XI веке платила дань россиянам, в гражданских отношениях зависела от Новгорода, в церковных от нашего митрополита, но всегда имела собственных властителей и торговала с москвитянами как держава свободная. Присвоив себе Вологду, великие князья (московские) желали овладеть и Пермию, однако ж дотоле не могли: ибо новгородцы крепко стояли за оную, обогащаясь там меною немецких сукон на меха драгоценные и на серебро… В самом Шелонском договоре (1471) новгородцы включили Пермь в число их законных владений» [4]. Пермь была отвоевана Москвою у Новгорода в следующем 1472 году, в котором Московское княжество было еще в составе Орды (до 1480 года) и не было независимым государством.

После присоединения Великой Перми к Москве Иван III включил ее в свой титул и стал именоваться «Великий князь Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Пермский». В дальнейшем Иван III, присоединив к Московскому государству Псков, Тверь, Югру, Вятку, Булгарию (Казань), также включил их в свой титул. При последующих царях и императорах названия, входивших в состав России государств, добавлялись в их титулы, не меняя первоначальной редакции до Анны Иоанновны, убравшей слово «великая» перед перечислением ряда вошедших в состав Московского государства княжеств. В титул последующих монархов, включая Николая II, входило выражение «князь… Пермский…». Таким образом, Пермь всегда оставалась древней исторической областью.

Биармия, согласно Словарю, «в скандинавских сагах IX–XIII веков страна на крайнем cеверо-востоке территории Восточной Европы, богатая мехами, серебром, моржовой костью», т. е. относилась к той же географической территории, что и Пермь. Тождественность этих понятий, несколько отличающихся по звучанию у разных этносов (переход от звонкой Б к глухой П или наоборот), доказывалась многими историками с XVIII века, в числе которых М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, М. Д. Чулков, Н. П. Рычков, П. С. Савельев, Н. М. Карамзин, О. И. Сенковский, А. И. Шегрен, Н. И. Костомаров, Д. А. Хвольсон и многие другие. У византийцев пермские жители назывались пермии, у британцев – Beormas, у скандинавов – Biarmar, у древних новгородцев – бярмами, у москвичей – пермянами, у древних греков – гиперборейцами.

Далее, «Пермь Великая – территория современного Коми-Пермяцкого автономного округа». Основная часть бывшей Перми Великой со всеми ее столицами, в том числе с Чердынью, находится в районах Пермского края, не относящихся к Коми-Пермяцкому округу. Незначительная часть Перми Великой находится ныне в Республике Коми.

Далее, «Пермь Малая (Старая, Вычегодская)». Названия Малая, Вычегодская, Старая не являются синонимами. Пермью Малой назывался район в Сольвычегодском уезде (ныне в Архангельской области). Старой Пермью называлась столица Вычегодской Перми Усть-Вымь, расположенная на Вычегде в нескольких десятках километров к северу от Усть-Сысольска (Сыктывкар), а иногда и сама Вычегодская Пермь. Территория Вычегодской Перми значительно превышала территорию Великой Перми, что видно и из соотношения территорий Республики Коми с Пермским краем, не говоря уже о Коми-Пермяцком округе.

Бассейн современной Северной Двины, отделенный от Волго-Камского бассейна Северными Увалами, по физико-географическим критериям следует называть Вычегодским. При впадении в Двину водосток Вычегды и площадь ее бассейна в полтора раза больше двинского, а длина вдвое превышает длину Двины с любой из образующих Двину рек при их слиянии (Сухона и Юг). Вычегда также намного старше, поскольку ее обошло последнее оледенение. Под Вычегодской Пермью понимался и весь Вычегодский (Двинский) бассейн (Двинский и Онежский бассейны в новгородское время называли также провинцией Заволочье). В исторической гидронимике таких противоречий нет. Вычегда называлась Двиною, как, например, в нижеприводимой цитате (п. 2) автора многотомного фундаментального труда «Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах…» М. Д. Чулкова (1713–1797).


2. Статья «Пермская система (период)»

У президента Королевского географического общества Великобритании Р. Мурчисона были иные исторические мотивы для названия открытого им периода в истории Земли: «Убедившись на самом поприще изыскания, что эти пласты достаточно отличительны и могут установить особую, самобытную систему… мы решились обозначить их особым наименованием: оно имеет географический корень и происходит от древнего царства Биармия или Пермь, в пределах и сложности которого собраны очевидные доказательства их самостоятельности».

Что касается существования царства на северо-востоке Восточной Европы до нашей эры и в I тысячелетии н. э., то, помимо многочисленных исследований историков, имеются и письменные свидетельства, в том числе дошедшие до нас от древних греков и арабов. Уместно привести слова историка М. Д. Чулкова: «Пермия имя сей стране осталось от древней Биармии, которая до Рюрика имела собственных своих государей, мужеством и воинами славных, и простиралась от рек Вишеры (северо-восточный приток Камы) и Печоры к западу даже до Финляндии… Из древнего города Чердыни, где находят множество золотых и серебряных вещей… в Северный океан Печорою и в Белое море Двиною… ходили купеческие караваны. А иногда индийские и персидские купцы из Каспия реками Волгою, Камою, Печорою и Двиною в Северный океан для торговли со скандинавскими и прочими государствами приходили» [5].

Еще задолго до Рюрика и новгородцы имели разноплановые контакты с Биармией. Так, например, в летописи первого новгородского епископа святителя Иоакима, найденной и исследованной В. Н. Татищевым, прадед Рюрика по материнской линии князь «Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать Биармиею до Кумени (Финляндии). Наконец при оной реке побежден был (варягами), всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел во град Бярмы, где князи подвластные пребывали, там, пребывая, умер» [6].


3. Пермская губерния

В статье о пермском периоде подстрочно упомянута Пермская губерния, но более нигде это понятие не встречается. Екатерина Великая, называя в 1780 году губернию Пермской, а ее центр Пермью, основывалась на исторических познаниях и своем титуле «…княгиня… Пермская…». К началу ее правления древнерусское географическое понятие «Пермь» было в значительной степени утрачено после губернской реформы 1708 года, хотя в административном лексиконе возрождено в 1737 году усилиями В. Н. Татищева при образовании Пермской провинции на Западном Урале с центром в Кунгуре. Крупнейший хозяйствующий субъект России, по площади и экономическому потенциалу сравнивавшийся с рядом европейских стран, – имение графа А. С. Строганова на Урале называлось Пермским.

Пермская губерния с 1783 до середины 1919 года включала в себя нынешний Пермский край, три четверти Свердловской области с Екатеринбургом и промышленными районами, значительные части Челябинской и Курганской областей и части Республик Коми, Башкирии и Удмуртии (в 1781–1783 годах и Челябинский уезд) и была основной промышленной губернией России. Ее население также называлось пермяками. Подавляющая часть жителей губернии были этническими русскими. Так, по переписи 1896 года русское население в губернии составляло около 91 %. Несколько финно-угорских народов, в числе которых коми, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси и ханты, вместе насчитывали около 4,2 %, несколько тюркских народов, прежде всего татары и башкиры, – около 4,5 %, и проживали они преимущественно по периферии губернии.

И в наше время жителей многих регионов в целом называют по имени соответствующего территориально-административного образования, вне зависимости от этнических групп его населения. Это относится и к Пермскому краю и его столице Перми, жителей которых в целом называют пермяками. При этом этнических русских в крае более 90 %. Особенностью края является то обстоятельство, что в нем около 3,5 % жителей составляют финно-угорские коми-пермяки.

С 1919 по 1923 год территория губернии сократилась примерно до территории образованной в 1938 году Пермской области. В 1923–1938 годах на четверти территории упраздненной губернии был образован Пермский округ, не являвшийся субъектом РСФСР.

Во время «парада суверенитетов» в 90-е годы XX века из Пермской области выделился Коми-Пермяцкий национальный округ, ставший субъектом РФ. В 2005 году округ слился с Пермской областью и был образован новый субъект РФ – Пермский край.


4. Пермь как православная административно-территориальная единица на Руси и в России существовала параллельная духовно-православная административно-территориальная структура

Пермская православная епархия не меняла своего пермского звучания за все 625 лет своего существования. Она была основана святителем Стефаном Пермским из Великого Усть-Юга в 1383 году в Усть-Выми, ставшей «владычим градом». Епархия граничила с Великоростовской епархией и расширялась на запад и восток. К середине XV века в Пермскую епархию вошли Печора и Великая Пермь. В 1492 году к Пермской епархии была присоединена Вологодчина до Карелии, в 1571 году – Двинская область. Таким образом, территория епархии расширилась фактически до границ древней Биармии. Для удобства управления всем православным севером резиденция епископа в том же году была переведена из Усть-Выми в Вологду. Епископы стали называться Вологодскими и Пермскими.

В 1584 году присоединенная к России Сибирь вошла в состав Пермской епархии. Церковное правление этой территорией переместилось в Великую Пермь (Чердынь), и епископы изменили свой титул на «Вологодских и Великопермских». К 1658 году из Великопермской епархии выделилась Сибирь, где были образованы новые епархии. В 1658 году из епархии выделилась Вологда с северными территориями, а великопермская часть епархии была соединена с Вятской епархией и стала называться Вятской и Великопермской. После их разделения в 1800 году епархия в границах Пермской губернии стала называться Пермской.

В 1885 году из Пермской выделилась Екатеринбургская православная епархия, охватывавшая восточный Урал. О выдающейся роли Великопермской православной епархии в освоении Урала и Сибири архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в 2005 году сказал: «Первым просветителем уральской земли по праву считается сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского святитель Стефан Пермский… Итогом этой деятельности стало учреждение в 1383 году Великопермской епархии, что дало возможность расширить катехизаторскую деятельность и продолжить освоение не только Уральского края, но и Зауралья. В состав Великопермской епархии входили тогда все осваиваемые земли к востоку от Перми, Урал, Зауралье и Сибирь» [7].

С 1885 года Пермская епархия охватывала примерно территорию нынешнего Пермского края и в настоящее время называется Пермской и Соликамской.


5. Сакральный смысл географического понятия «Пермь»

Символом, ставшим гербом Перми Великой, был медведь. С принятием православия и основанием в Чердыни в 1465 году первого на Урале Иоанно-Богословского монастыря, ставшего миссионерским и сыгравшего значительную роль в освоении Урала и Сибири, идущий медведь был «снабжен» Евангелием и крестом и стал изображаться на красном фоне, означавшем пролитую кровь при защите Перми Великой от многочисленных врагов. В редакции Петра I медведь и крест стали серебряными, а Евангелие – золотым. Этот герб, утвержденный Екатериной Великой в качестве герба Перми и Пермской губернии, был возрожден в 1992 году в качестве герба Перми и Пермской области (с 2005 года – Пермский край).

Истоки этого символа лежат в далеких тысячелетиях. Археологические свидетельства говорят о том, что по крайней мере 50 тысяч лет назад у еще не разделенных индоевропейцев – русов священным, культовым животным был медведь. Он считался земным воплощением высшего божества. Следы культа медведя видны во всех местах, где проживали русы, уходившие в южные широты при похолоданиях и оледенениях вплоть до Северной Африки, Индостана и Северного Китая и частично возвратившиеся в северные широты на свою исконную прародину. Временные эпохи таких миграций подробно рассмотрены в работах [8]. У разделившихся русов постепенно складывались свои культурные и религиозные традиции на основе изначальных, общих для всех русов. У русов южных широт, ввиду отсутствия или исчезновения медведей и фактического отсутствия на небосклоне их небесных символов – созвездий, начинали формироваться культы других животных – буйвола, льва и т. д. Со временем менялись и географические названия, и самоназвания разделенных ариев. К примеру, храмовый комплекс в Гизе (Египет) назывался Русайей, а сам Египет Кемом. Этот процесс, идущий с юга и запада, прослеживается и в исторические времена. Например, уже во II тысячелетии н. э. Киевская Русь превратилась в Украину.

Вернемся к медведю. На языках уже разделенных русов слово звучало еще практически одинаково. На древнерусском языке «бер», от которого осталось слово берлога, на санскрите и европейских языках, соответственно (в латинице) Bharuka, Baer (нем.), Bear (англ.), Bjoern (сканд.).

Земля за Северными Увалами в ранних английских текстах называлась Beormas, у cкандинавов (скандинавов) – Bjarmaland, у древних греков – Гипербореей. В переводе на современный русский язык – «медвежья земля», или, в изначальном сакральном смысле, «земля священного медведя».

О тождественности Биармии и Перми говорилось выше. С принятием монотеистических верований даже у тех народов, или части их, у которых в качестве символа или герба остался медведь, этот медведь уже не имел изначального сакрального смысла. Например, медведь на гербе Ярославской земли. Исключение составляет пермский медведь с символами православия. При этом само слово «пермь» включает в себе понятие доисторического священного медведя. Что касается древнегреческого понятия Гипербореи, то явно видно созвучие корней этого слова и «бера» – медведя. В современных текстах слово «Гиперборея» чаще всего переводится как «страна за северным ветром». Есть как минимум два серьезных основания считать, что древнегреческая Борея несла в себе изначальный «медвежий» смысл. Во-первых, у всех индоевропейцев даже до настоящего времени сохранился один и тот же смысл основных понятий, выраженных примерно одинаковым звучанием и написанием. Более того, академик Н. Я. Марр доказал, что по крайней мере в индоевропейских языках всего четыре языковых элемента являются изначальными и основным. Два из них – «бер» и «рос». Во-вторых, в древности названия географических территорий соотносились, как правило, с какими-либо священными животными.

Одним из древнейших промыслов Северного Прикамья является металлургия, насчитывающая по крайней мере четыре тысячелетия. Среди найденных многочисленных образцов так называемой пермской металлической скульптуры значительное место занимают являвшиеся культовыми скульптуры медведя-человека.

Литература

1. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2002. С. 102.

2. Пермская губерния. Учебник географии. Пермь: Электротипография губернского земства, 1913. С. 100.

3. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2002. С. 102.

4. Там же. С. 468.

5. Леонтьев А., Леонтьева М. Биармия: северная колыбель Руси. М.: Алгоритм, 2007. С. 105.

6. Татищев В. История Российская. Т. 1. М.: АСТ; Ермак, 2005. С. 54.

7. Доклад архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на торжественном акте, посвященном 120-летию со дня образования Екатеринбургской епархии // Православная газета Екатеринбургской епархии. 2005. 22 февр.

8. Серебренников В. Б. Температурно-климатическая цикличность в антропогене // Вестник Петровской академии. 2008. № 9. С. 3–8; Его же. Арктида, русы и палеогеография // Вестник Петровской академии. 2009. № 12. С. 3–7.

Взаимосвязанная история создания гербов Пермского края и города Перми, и их культурно-исторический символ. На пути к истокам

Материал был представлен на конкурс эссе «Символика России – 2012»

Растянувшаяся на многие столетия история создания гербов Пермского края и города Перми взаимосвязана между собой. Геральдические эмблемы, составляющие основу этих гербов, являются прообразами древней символики, исторических событий и культурных традиций.

В основу современного герба Пермского края, повторяющего герб Пермской области в окончательной редакции от 22 августа 1996 года и возрождающего историческую символику в его существенной части, положен герб Пермской губернии, утвержденный указом Александра II от 8 декабря 1856 года: «В червленом (красном) поле серебряный идущий (по земле) медведь, на спине его золотое Евангелие, на коем серебряный крест с четырьмя лучами. Щит увенчан императорской короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой».

В современном изображении герба исключены земля, по которой идет медведь, и обрамление из дубовых листьев с Андреевской лентой.

Современный герб города Перми, утвержденный 9 июня 1998 года, повторяет герб Пермского края, но с крестом над Евангелием и без короны. Он повторяет герб, утвержденный Екатериной II от 17 июля 1783 года в связи с основанием губернского города Перми.

Итак, основными геральдическими элементами герба Пермского края и города Перми являются красный щит, Евангелие в золотом окладе, четырехконечный равносторонний крест с расширяющимися концами и главный символ – идущий серебряный медведь. На гербе Пермского края есть также корона. Что стоит за этими символами и когда они появились?

Вопрос о гербе города Перми был частью геральдической программы для разработки гербов всего Пермского наместничества, образованного в соответствии с губернской реформой Екатерины II. В докладе Сената было указано, что «город Пермь имеет старый герб», под которым в европеизированной редакции специалистов по геральдике Петра I подразумевался земельный герб исторической области Великая Пермь в Северном Прикамье. Смысловое значение геральдических эмблем пермских гербов в период создания наместничества и основания губернского города Перми дается в «Деле об учреждении гербов Пермского наместничества, 1781», согласно которому серебряный медведь – символ природных богатств; Евангелие в золотом окладе – символ христианского просвещения; серебряный крест, напоминающий солярный знак (символ солнца), изображенный в гербе как знак отличия, особого предназначения, символ избранности, – защита, покровительство, победоносность; красный цвет щита – принадлежность столичному городу, как в гербах Москвы и Санкт-Петербурга. Эта трактовка неудивительна, поскольку в планах Екатерины II было превращение города Перми, форсированно строящегося, в третью (запасную) столицу России.

Герб Перми Великой в редакции Петра I был создан на основе герба из первого российского Гербовника 1672 года. Идущий медведь был повернут влево (геральдически вправо), появилась корона в память о княжеском правлении в Великой Перми до 1505 года, появилось цветовое оформление всех геральдических эмблем, когда в планах и не было строительства на Урале «столицы». Поэтому красный щит – символ достоинства, могущества и силы – в изначальном смысле следует понимать и как пролитую кровь героических защитников Перми Великой, юго-восточного форпоста Руси в течение нескольких столетий, от многочисленных набегов с юга и востока.

Изначальный смысл композиции идущего с Евангелием и крестом медведя отражает миссионерскую роль Пермской православной епархии, основанной в 1383 году святителем Стефаном Пермским и охватывавшей территорию «до пределов Сибири» до середины XVII века. Епархия, называвшаяся Великопермской с 1448 года (в 1652–1800 годах Вятская и Великопермская), сыграла в освоении Урала и Сибири выдающуюся роль. Христианское просвещение велось во всех регионах России, но композиция идущего с Евангелием и крестом медведя вошла только в пермский герб. В государственной печати Ивана Грозного 1577 года, до вхождения Сибири в состав России, на пермском гербе изображался только идущий медведь, без Евангелия и креста.

Итак, эмблема идущего медведя была государственным символом Великой Перми, одного из 12 субъектов Русского государства, еще в XVI веке. Проследим возможные истоки его появления. Точного ответа нет.

Медведь – почитаемый зверь коми-пермяцкого народа, населявшего Северное Прикамье в обозримый доисторический период до начала его колонизации Великим Новгородом в XI веке. В честь медведя устраивались и особые праздники. Но по первой переписи Яхонтова 1579 года, преобладало русское население. Основной эмблемой на гербе Новгорода был также медведь (стоящий). Медведь – и на гербе Великого княжества Тверского, и эмблема ряда местных русских образований. В русских мифах медведь представлялся как божество – хозяин «нижнего мира». Следы его культа, по археологическим данным, прослеживаются в далеких тысячелетиях, еще у неразделенных протоариев, на языке которых слово «медведь» звучало как «бер», и это сочетание осталось во многих языках (в русском языке – «берлога»). Символ медведя был широко представлен и в геральдике немецких земель и даже стал частью названий ряда городов (Берлин и др.). Медведь вошел и в западноевропейские названия страны на северо-востоке Восточной Европы (напр. англ. Beormas, сканд. Biarmar) – Бярмия в новгородском звучании, мягкое Пермия в киевском. В сюжетах уникальной пермской металлической скульптуры медведь занимает видное место, что послужило основанием считать его символом этого искусства, развивавшегося не менее четырех тысячелетий еще не определенным в настоящее время этносом.

Екатерининский город Пермь

Вестник Петровской академии. 2008. № 11

Часть I (1780 Год – первая половина XIX века)

Пермь с радушием и лаской

Встретит нас, младых гостей,

Чудной песнью, чудной сказкой

В блеске радужных лучей.

П. А. Вяземский (из воспоминаний о путешествии в Пермь В 1808 году)

Город очень хорошо построен. Улицы хорошо выровнены, с тротуарами для пешеходов. Множество садов между домами придают очень красивый вид этому городу.

Профессор А. Купфер, 1829 год, Париж

Город выстроен правильно, можно сказать, правильнее Нью-Йорка: ровные большие кварталы, прямое и параллельное направление улиц и переулков бросаются в глаза каждому приезжему и вместе с тем свидетельствуют о недавнем основании этого города.

Н. Мельников-Печерский, 1839 год

Каждый город имеет свою историю. Как правило, это селения, разрастающиеся в силу тех или иных причин и получающие затем новый статус в зависимости от их фактической значимости. Ряд городов был основан по государственным решениям, определявшим их государственный статус. Они строились практически на пустом месте по государственным планам. В их числе, прежде всего, Санкт-Петербург, построенный по решению Петра I в качестве столицы России в районе шведской крепости Ниеншанц, и Пермь, построенная в качестве столицы промышленно-сельскохозяйственного Урала в районе Егошихинского медеплавильного завода по указу императрицы Екатерины II от 26 ноября 1780 года: «Уважая выгодность положения Ягошихинского завода и способность места сего для учреждения в нем губернского города… чрез сие предписываем город губернский для Пермского наместничества назначить в сем месте, наименовав оный город Пермь, и вследствие того в нем основать уже все строения, кои на первое время и особливо при случае открытия управления по учреждениям наши’м нужны будут для помещения присутственных мест…» Урал определял экономическую, военную и финансовую мощь России, и понятен интерес власти к его столице. Как показали екатерининские государственные мероприятия, связанные с Пермью, заложенный статус города был значительно выше статуса обычного губернского центра. По существу, речь шла о третьем городе России, способном при чрезвычайных обстоятельствах стать новой столицей государства. На это были серьезные причины.

Загрузка...