Даже спустя много лет после первой публикации книга Лиз Грин «Сатурн: новый взгляд на старого дьявола» сохраняет свою актуальность. Эта работа – важный вклад в развитие астрологии как метода самоактулизации.
В традиционной астрологии, включая эллинистическую, ведическую и средневековую (как на арабском языке, так и на латыни), считалось, что основные события и обстоятельства жизни человека предопределены – если не полностью, то в значительной степени. Те эллинистические астрологи, на которых сильно повлиял стоицизм, демонстрируют эту тенденцию в самых крайних проявлениях. Следующий отрывок из Манилия иллюстрирует это:
«Миром правит судьба, законы ее незыблемы, ход событий предопределён на долгие времена, рожденные – смертны, начало решает исход. Судьба – источник богатств и власти и более частой бедности, характеров и способностей людей, их пороков и достоинств, потерь и обретений».
Манилий, «Астрономика», Книга IV
Исламские и христианские астрологи Средневековья в теории расширили возможности свободы воли, но на практике это было не очевидно. Кроме того, все три астрологические традиции утверждали, что существуют «хорошие» и «плохие» планеты, которые позже стали называть благоприятными и неблагоприятными. Благоприятные дарили хорошую судьбу, неблагоприятные – плохую.
Однако даже в древности не все соглашались с тем, что все определено в момент рождения и что планеты делятся на «хорошие» и «плохие». Философ Плотин (204/5–270 гг.) отверг обе идеи в «Эннеадах». Его описание воздействия планет могло бы принадлежать современному астрологу:
«Мы можем думать о звездах как о буквах, которыми кто-то все время пишет по небесам, или о буквах, которые были однажды начертаны раз и навсегда, но при этом продолжают двигаться, потому что им надо выполнить и другие поставленные перед ними задачи; за этими основными задачами следует способность к предсказанию будущего…»
Эннеады 2.3.7
Плотин отвергает идею хороших и плохих планет в следующих двух отрывках:
«Некоторые люди убеждены, что движение звезд определяет не только то, будет ли человек богат или беден, здоров или болен, но даже и то, будет ли он красив или уродлив, и, что самое ужасное, будет ли он добродетелен или грешен, то есть движением звезд предопределены и деяния данного человека, ибо деяния свои он совершает в соответствии со своими добродетелями или пороками. Нам предлагается поверить в то, что звезды могут быть рассержены на людей – и на людские деяния. Но ведь своими деяниями люди, которых звезды сами сделали такими, какие они есть, никак не могут причинить вреда звездам».
Эннеады 2.3.1
«Планеты все время должны быть безмятежно-спокойны, счастливы от того добра, которым они наслаждаются, и того зрелища, которое предстает перед ними. Каждая звезда живет своей собственной свободной жизнью; каждая находит свое добро в своем же деянии; и это деяние к нам отношения не имеет».
Эннеады 2.3.3
Другие платоники стали придерживаться точки зрения Плотина, но это почти никак не повлияло на практическую астрологию. Однако эти отрывки показывают, что даже в древние времена не все соглашались с «традиционным» взглядом на астрологию и приводили для этого философские обоснования.
Несмотря на вышеупомянутые исключения, среди древних и некоторых средневековых философов, которые высказывали аналогичные возражения, идеи о предопределенности и о разделении планет на благоприятные и неблагоприятные доминировали вплоть до XX века. Только в XX веке современная западная астрология отбросила эти представления.
До Лиз Грин некоторые астрологи уже предпринимали значимые шаги в этом направлении. В первую очередь речь идет о Дейне Радьяре (1895–1985) и о некоторых из его последователей. Движение в этом направлении можно увидеть и в работах Алана Лео (1860–1917). Но самоактулизация в работе Лео была скорее непосредственной частью его теософии и лишь иногда – частью астрологии. Для того чтобы использовать астрологию для самоактулизации, нужно принять его теософские убеждения и практики. В своей «Эзотерической астрологии», очень похожей на более позднюю одноименную работу Алисы Бейли, он не расширил древний символизм астрологии, а значительно изменил и даже исказил его, чтобы подогнать под нужный результат.
Радьяр, который был учеником Бейли, сделал следующий шаг и, используя подлинный древний символизм астрологии, описал ее как инструмент самоактуализации. В своих работах, таких как «Астрология личности», он объединил идеи Бейли с идеями Фрейда и Юнга, и доказал, что астрология может отойти от своего средневекового наследия и вместо предсказания событий и внешних обстоятельств жизни сосредоточиться на раскрытии внутренних процессов души. Радьяр исследовал, как эти процессы влияют на жизнь человека и, что еще важнее, как их понимание может дать человеку свободу и помочь с самоопределением. Он также резко возражал против деления планет на благоприятные и неблагоприятные.
Я никоим образом не хочу принизить ценность Радьяра как автора и важность его работ, но они довольно абстрактные и теоретические. В своих трудах он давал надежду на то, что можно справиться с любым астрологическим положением, но не предлагал никаких методов для этого. Следующее поколение астрологов должно было приступить к выполнению этой задачи, и книга «Сатурн» Лиз Грин стала важным вкладом в это дело.
Формат данной книги довольно традиционен. На первый взгляд, это обычное руководство по астрологии. Оно показывает влияние Сатурна в знаках и домах, а также в аспекте с другими планетами. Но именно такой способ подачи материала позволил заполнить пробел между мощными, но абстрактными описаниями Радьяра и потребностью искателя понять, как ему работать со своей натальной картой.
Единственное мое замечание касается практики отождествления символики планет в домах с символикой планет в соответствующих знаках. Например, согласно такому подходу, Сатурн в Овне действует как Сатурн в первом доме, Сатурн в Тельце действует как Сатурн во втором доме и так далее. Традиционная астрология, возможно, и ограничена в философском и духовном плане, но ее символический словарь обширен и богат. Такой знак равенства между положением знака и домом раньше не ставили, разве что в мелотезии[1], где знаки и дома связывают с частями тела (Овен и первый дом относится к голове, Телец и второй дом – к горлу и т. д.). Знаки и дома – совершенно разные виды символов, выполняющие разные функции. На мой взгляд, соединять их таким образом – значит смешивать две разные символические системы.
Но все же я не считаю это большим недостатком книги, поскольку Лиз Грин делает явный акцент на положение Сатурна в домах, а не в знаках, и с учетом этого описания выполнены мастерски. Отсылки на положение в знаках, даже если знаки и дома можно было бы приравнять, были бы менее ценными по той простой причине, что Сатурн проводит два с половиной года в знаке и около двух часов в день в доме. Положение планеты в доме в большей степени характеризует отдельного человека, в то время как положение в знаке описывает всех людей, рожденных в течение длительного периода времени.
От традиционных руководств по астрологии эту книгу отличает характер описаний сочетания Сатурна со знаками, домами и другими планетами. Я не хочу сказать, что они «более точны» (едва ли кто-то способен точно спрогнозировать проявление планеты в различных условиях). Но они увеличивают способность человека управлять своей жизнью. Вместо перечисления грядущих событий читателю предлагается ряд утверждений, основанных на сочетаниях символов. А затем Грин показывает, как сдвиги в сознании и самосознании могут полностью изменить проявления жизни: как из потенциально опасных превратить их в творческие и приносящие удовлетворение. Ее описания – это не просто «оптимистичное» перечисление возможностей, при котором игнорируется обратная сторона. Это указание на ту работу, которую человек должен выполнить, если он хочет изменить свою жизнь. Грин также описывает, что именно ему надо осознать и какие задачи необходимо решить. Все это требует преображения сознания и повышения самосознания. Вот пример из ее описания Сатурна в шестом доме:
«Когда человек пребывает в относительно неосознанном состоянии, он ощущает только то, что движется в колее и находится в плену обстоятельств, и в этом случае Сатурн становится символом недовольства и негодования… Тем не менее от человека ускользает смысл распорядка, потому что он не понимает истинного значения служения… В эзотерическом учении говорится, что служение – это не „добрые дела“, а врожденное качество человека… Подобное служение – это результат внутренней интеграции: как только тело, чувства и разум человека приходят в равновесие, он начинает интуитивно осознавать цель и природу своей психики… Когда Сатурн находится в шестом доме, человек может прийти к внутреннему равновесию, а через него – к служению».
Как я уже говорил, даже средневековая астрологии признавала, что свобода воли способна изменить астрологическое предсказание. Но это убеждение было в значительной степени религиозным. Не будь у человека свободы воли, не было бы и возможности выбрать спасение. Это сделало бы Бога, а не человека, ответственным за успех или неудачу. Хотя средневековые астрологи на словах поддерживали эту идею, они так и не показали, как сознательно преобразовывать астрологические влияния. Возможно, они сами до конца не верили, что это возможно.
«Сатурн» немало поспособствовал триумфу современной астрологии, показав, что принятие, понимание и способность видеть альтернативный путь могут изменить восприятие человеком своей натальной карты и жизни. И вот что важно: эта книга показывает, что степень нашей осознанности не определяется раз и навсегда картой рождения. Потенциальный уровень самосознания не предопределен судьбой! Да, изменить сознание трудно, поскольку обстоятельства – семья, друзья, культурное происхождение – иногда работают против нас. Но это всегда возможно.
Выбор Сатурна в качестве главного героя книги очень удачен. Впоследствии Лиз Грин написала еще несколько работ о других планетах, но Сатурн идеально подходит для начала подробного разговора, поскольку эта планета, по мнению астрологов, наиболее ограничивает свободу человека и жестко определяет его судьбу. Многие рассматривали Сатурн как планету «кармы» – в ложном, но распространенном сейчас на Западе ее понимании. При этом неверном представлении Сатурн указывал на неизбежную судьбу, выдаваемую в качестве наказания или награды за поступки в прошлых жизнях. Но, согласно Лиз Грин, мудрость и понимание способны изменить энергию даже такой планеты и для этого необязательно впадать в крайности, отрекаться от своей жизни и брать в руки чашу для подаяний. На бесчисленных примерах Грин показывает, что при правильном подходе к жизни освобождение доступно каждому из нас. В традиционной астрологии Сатурн называли «большим несчастьем» (Марс был «малым»). Если у нас получится преобразовать влияние Сатурна, худшей из двух традиционных «неблагоприятных планет», значит, мы сможем сделать это со всеми символами карты.
Таким образом, книга Лиз Грин «Сатурн: новый взгляд на старого дьявола» стала одной из ключевых работ в астрологии XX века и способствовала развитию идеи о том, что астрология – это не карта фиксированной судьбы, но карта потенциального раскрытия подлинного, высшего «я».
Роберт Ханд, астролог, историк