(предисловие к книге «Сапфировое море»
Гюнай Александры Гейдаровой)
«Для таких, как ты, у нас места ─ под особым углом зрения», ─ слышит герой рассказа «Бессмертная партия». И место это ни много, ни мало ─ на спектакль Жизни, где белые ходят первыми, а добро побеждает зло.
В мире Гюнай Александры Гейдаровой жизнь ─ как берег, откуда всегда смотрят в морскую даль, зовущую и губительную, сакральную и животворящую. Кажется, нити судьбы, так или иначе, связывают каждого из нас в единую Вселенную, бескрайнюю и непостижимую, но справедливую и любящую, если довериться потоку событий, посметь оседлать волну, искренне протянуть руку тому, кто рядом.
«Две души, коих нитей скрещение
Есть крещение на века».
И тогда частная жизнь вливается в этот священный спектакль и становится отражением общечеловеческой судьбы:
«Я хотел обнять человечество.
Я хотел прокричать «Мы ─ одно!»
Я шептался в храмах с вечностью
И чертил города над землей…»
Смысл в том, чтобы ощутить себя неотъемлемой частицей мира ─ через мифологию и историю, мистицизм и искусство. Художник всегда летописец своего времени, но взгляд его прозревает многие времена. Способность видеть связь поколений, отражение древних сказаний и мифов в реальной жизни, воспоминания, сны и мечты своих предков, планеты, а быть может, и самого Создателя, дарует художнику слова тот самый «особый взгляд». Взгляд провидца.
«И тот он есть, кто мир сей обессмертил,
Истории могучий дух отметил
И зеркало природе даровал…»
Поэзия Гюнай Александры Гейдаровой разнопланова, как мистическое зеркало показывает картины мира, и читающий строки ─ да увидит, что прошлое вплетается в настоящее и предвещает будущее. Античные мифы и героические эпосы Средневековья, лирическое восприятие природы вокруг и сакральная связь любящих сердец, ищущих путь друг к другу почти над миром… ─ как все истинные поэты, Гюнай Александра Гейдарова понимает создание художественного произведения как непостижимое переплетение красоты и трагизма, любви, смерти и ее преодоления ─ в строке, в Слове.
В словах мы рождаемся, живем, умираем и возрождаемся. Посредством слов постигаем мир, как дети, всякий раз вновь и вновь удивляясь, радуясь и печалясь, прокладывая свою тропинку, оставляя свой неповторимый след на песке у моря. И каждый след вплетается в дорогу Жизни.
Для Гюнай Александры Гейдаровой одинаково значимы и любимы и мальчик, играющий у огня, и великий полководец, и святой. Каждый из них ─ частица вечности, капля Сапфирового моря, отблеск магического кристалла Вселенной. Тот, без кого наш мир был бы неполным.
«Я ими жив и жив тобой.
В тебе мои мечты сплелись,
Мои видения и боги,
Моя звезда и моя жизнь…»
Не в этом ли тайна похищенного Прометеем огня небес? Не потому ли каждая капля в море и есть само море? Не так ли на нас смотрят звезды? Как на единое целое, связанное вселенской сетью любви?