Строгое обаяние северной природы окрестностей Петербурга, её болотистые равнины, небольшие извилистые речки, густые леса, живописные проселочные дороги, сёла и деревни – не раз вдохновляли художников на творчество.
Среди картин, написанных в окрестностях Петербурга, немало безымянных мест, красоту и обаяние которых передали нам замечательные пейзажисты Ф. Васильев, И. Шишкин, Л. Лагорио, М. Воробьев и другие русские художники.
Внимание русских художников к окрестностям Петербурга объяснялось и тем, что учась в Петербургской Академии художеств, большинство из них выезжали на пленэр в места, расположенные недалеко от столицы.
ВАСИЛЬЕВ ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1850—1873)
Фёдор Васильев постоянно находился в творческом поиске, не удовлетворяясь достигнутым. Большое влияние оказывали на него произведения художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, М. Диаза, которые наполнены одухотворенным восприятием природы, изображенной в простых сюжетах.
В картине «Пейзаж с избами и прудом в окрестностях Петербурга» через обобщенность пейзажного образа и стремление к тональному единству цветовой гаммы, которое присутствует на многих картинах художника, Васильев показал не просто пейзаж как таковой, но и наполненное необыкновенной лирикой сопереживание окружающей действительности, которое мы можем ощущать чуть ли не физически при взгляде на это полотно.
Художественный стиль Васильева характеризуется как реализм. Передавать на своих полотнах то, что видишь, и при этом вдохнуть душу в создаваемые произведения – вот цель, которую ставил перед собой этот действительно русский гений пейзажа.
Биография художника представлена в разделе «Ижорская земля».
Пейзаж с избами и прудом в окрестностях Петербурга.
1869 г. Холст, масло. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
ВЕЛЬЦ ИВАН АВГУСТОВИЧ
(1866—1926)
Русский художник-пейзажист. Иван Августович Вельц родился в 1866 году в селе Софьино Самарской губернии в семье австрийского купца. В 1889 году он принял русское подданство. В 1885 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской пейзажной живописи М. К. Клодта.
В 1892 году, как пенсионер Академии, отправился в Италию, совершил поездки в Германию и Францию. Был членом «Петроградского общества художников» и Общества Куинджи.
Вельц регулярно экспонировал свои картины на выставках Московского общества любителей художеств (1887—1899) и Санкт-Петербургского общества художников (1894—1916). Выступал продолжателем традиции русской пейзажной школы, близкой Клодту и Саврасову. В творчестве умело пользовался достижениями передвижников, органично сочетая реалистические черты с академическими принципами построения картины. Работы И. А. Вельца стали широко известными со времён его обучения в Академии.
Умер Иван Августович Вельц в Ленинграде в 1926 году.
Весной в окрестностях Петербурга.
1896 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
ВОРОБЬЁВ МАКСИМ НИКИФОРОВИЧ
(1787—1855)
Русский живописец Воробьёв Максим Никифорович занимает значительное место в истории русской живописи – как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов.
Сын отставного солдата, который служил вахтёром в Петербургской Академии художеств, в десятилетнем возрасте Воробьёв поступил воспитанником в Академию и показал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре и пейзажной живописи.
Род живописи, избранный молодым художником, или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный. Он хорошо рисовал и группировал фигуры людей, оживлявшие его картины. Закончив Академию, Воробьёв стал одним из основоположников русского романтического пейзажа (он руководил пейзажным классом в Академии).
Среди его наследия – пейзажи Москвы, Санкт-Петербурга, провинциальных русских городов.
Последние годы своей жизни Максим Никифорович занимался итальянскими видами, по своим этюдам, сделанными им в окрестностях Рима и Палермо во время путешествия 1844—1846 гг.
В своё время Воробьёв научил многому не только известных пейзажистов, но и жанристов и архитекторов. Достаточно сказать, что среди его учеников были Л. Ф. Лагорио, М. К. Клодт, А. П. Боголюбов, И. И. Шишкин.
Закат солнца в окрестностях Петербурга.
1832 г. Холст, масло. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
ЛАГОРИО ЛЕВ ФЕЛИКСОВИЧ
(1826—1905)
Лев Феликсович Лагорио считался одним из лучших учеников Воробьёва, но в деле художественного развития более всего обязан собственному таланту и изучению природы.
В работах Л. Ф. Лагорио можно заметить академическую композиционную схему, а также черты романтизма, проявляющиеся в необычной игре света, и свойственную реалистам достоверность и тщательность в прорисовке деталей.
Картина «Вид на Лахту в окрестностях Петербурга» является конкурсной работой художника, за которую в 1850 году Лев Феликсович был награждён золотой медалью первого достоинства Петербургской Академии художеств и шестилетней пенсионерской поездкой за границу. Сегодня эта картина находится в Донецком областном художественном музее. На обороте картины надпись: «Лагоріо (1850-го года) получ. І Золот. Медаль, из собр. Рейтерна».
Этюд к этой работе – «Вид с натуры на Лахте», выполненный акварелью, находится в Государственном Русском музее.
Биография художника представлена в разделе «Волховская земля».
Вид на Лахту в окрестностях Петербурга.
1850 г. Холст, масло. Донецкий областной
художественный музей. Донецк.
ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ
(1832—1898)
Полотно «Вид в окрестностях Петербурга» написано Шишкиным в год его поступления в Петербургскую Академию художеств – в 1856 году. За эту работу Иван Иванович сразу удостоился малой серебряной медали Академии художеств.
В картине уже заметен весь потенциал будущего большого художника именно в области пейзажной живописи – композиционные решения и колористика.
Биография художника представлена в разделе «Ижорская земля».
Вид в окрестностях Петербурга.
1856 г. Холст, масло. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.