Глава 2. САНАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫХОДА ИЗ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

2.1. Кризисов не избежать

В разных странах люди живут по-разному – где-то богато и свободно, где-то бедно и угнетенно. И нет таких стран, где бы люди жили богато, но угнетенно, бедно, но свободно. Исключение, пожалуй, составляют нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Но когда в этих странах закончится нефть (а это произойдет, по расчетам ученых, примерно через 100 лет), эти страны станут бедными, так как почти ничего, кроме нефти, они не производят, да и ту добывают не своими руками, а с помощью иностранных рабочих и специалистов.

Чем же богатые страны отличаются от бедных? Напомним, что главный экономический показатель любого государства – производительность общественного труда (ПТ), или душевой ВВП, измеряемый в долларах США на человека в год:


где ВВП – валовой внутренний продукт по текущему валютному курсу в долларах, произведенный в течение года в стране;

N – численность населения страны, человек.

Из 220 стран мира 50 стран (богатые, или «золотой миллиард») имеют ПТ более 10 тыс. долл., а страны G8 (кроме России) – даже более 25 тыс. долл.; 50 стран (с переходной экономикой) имеют ПТ от 2 до 10 тыс. долл.; 120 стран (бедных) имеют ПТ менее 2 тыс. долл… При этом во всех богатых странах – демократия (т. е. гражданское общество и правовое государство) и либеральная рыночная экономика, а почти во всех бедных странах – тоталитарный режим и нелиберальная экономика.

Все богатые страны производят товары четвертого передела (станки, машины, самолеты, компьютеры и т. п.) и торгуют ими на внутренних и мировых рынках по стабильным рыночным ценам (например, в кризис эти цены практически не изменились). Все бедные страны производят в основном товары первого передела (сырье) и продают их богатым странам по ценам, имеющим сильные конъюнктурные колебания (например, в кризис цены на нефть обвалились в 4,3 раза, на газ – в 2,9 раза; кратно упали цены на коксующийся уголь, медь, никель, алюминий, черный металл, другие виды сырья).

В результате экспорт промышленной продукции из развивающихся (бедных) стран растет значительно (примерно в 2 раза) быстрее добавленной стоимости, основной ее объем производится в развитых (богатых) странах. Например, за 1980–2000 гг. рост объема добавленной стоимости из развитых стран на 37 % опережал динамику промышленного экспорта15. При этом богатые страны, продавая товары с высокой долей добавленной стоимости, с годами богатеют, а бедные страны, продавая сырье с низкой долей добавленной стоимости, с годами беднеют.

Самым ярким примером, в этом смысле, является сравнение двух стран – Южной Кореи и Северной Кореи. Эти страны примерно одинаковы по площади, населению, природным ресурсам. Однако в Южной Корее люди живут богато и свободно, а в Северной – бедно и угнетенно. Причина тому одна: в первой стране демократия и либеральная рыночная экономика, во второй – тоталитаризм и командная экономика. Отсюда со 100 % очевидностью следует вывод: чтобы какая-то страна была богатой, ей нужно иметь развитую демократию и либеральную рыночную экономику.


Рис. 3. Динамика ВВП России за 1990–2008 гг., прогноз до 2012 г.


Источник: Френкель А., Рощина Л. Год нестабильности //


Вопросы статистики. 2009. № 3. Расчеты автора

Страны с переходной экономикой, к которым относится и Россия (ПТ в 2007 г. около 8 тыс. долл.), занимают промежуточное положение между двумя крайними группами стран, имеют демократические конституции, стремятся создать либеральную рыночную экономику, но в основном, находятся в начале этого пути.

На рис. 1 представлена динамика абсолютного ВВП России за 1990–2008 гг., из которого видно, что на этапе 1990–1998 гг. ВВП страны снизился в 2 раза, к 2007 г. он вышел на уровень 1990 г. и затем даже превзошел его на 10 %. Но кризис 2008–2009 гг. вновь отбросил Россию на уровень примерно 2006 г.

Россия входит в число стран, в наибольшей степени пострадавших от глобального кризиса: масштабы падения экономики оказались гораздо большими, чем во многих развитых странах мира16. Это означает, что созданная в нашей стране демократия еще далека от совершенства, а экономическая система очень слаба и крайне неустойчива к внешним шокам. Среди главных недостатков отечественной экономики эксперты выделяют: несбалансированность макроэкономической политики, провалы надзора за финансовыми институтами, незавершенность институциональных реформ, отсутствие целенаправленной политики диверсификации экономики.

С середины 2009 г. экономика страны начала расти, и теперь главная интрига состоит в том, как поддержать, укрепить и сделать устойчивым этот рост.

В табл. 1 представлены темпы роста ВВП по группам стран и России в 2000–2007 гг. Из таблицы видно, что среднегодовые темпы экономического роста нашей страны (около 7 %) были существенно выше, чем в США и в Еврозоне, и соизмеримы с темпами роста в развивающихся странах Азии и странах СНГ. Однако в отличие от других стран, где рост был связан с увеличением нормы инвестиций, с притоком капитала из зарубежных стран, экономический рост в России наполовину был связан со значительным повышением цен на нефть, газ, металлы, другие виды сырья и материалов. Например, в 2007 г. по сравнению с 2000 г. цены на нефть и газ выросли почти в 3 раза, на уголь – в 2,3 раза, на медь – в 4 раза, на алюминий – в 1,7 раза, на никель – в 4,3 раза и т. д. Все это главные товары экспорта России, где доля нефти и нефтепродуктов составляет около 40 %, газа – 20 %, металла – 15 %, угля – 3 %.

Рост развитых стран во многом был связан с потребительским бумом и бурным жилищным строительством и продажей жилья. В значительной мере этот бум осуществлялся за счет все возрастающей массы кредитов населению при увеличивающемся их долге финансовым институтам. Нарастал перегрев экономики, который во все большей мере перемещался в сторону производных финансовых инструментов. Размер ипотечных кредитов в развитых странах приблизился к величине ВВП. Активы банков в европейских странах в 2–3 раза превзошли объем ВВП.

Таблица 1

Темпы роста ВВП по группам стран и России в 2000–2007 гг.


(прирост в % к предыдущему году)

Источник: World Statistics. Country Comparisons. www.nationmaster.com/graph/eco-2008

Еще быстрее рос фондовый рынок, достигнув астрономических размеров. Но все рекорды побили ценные бумаги, связанные с хеджированием рыночных рисков, их объемы стали превышать размеры реальной экономики в 5–10 раз. По некоторым оценкам, общий объем производных ценных бумаг (деривативов) в мире к середине 2008 г. превысил 600 трлн долл. при объеме мирового ВВП на тот период примерно в 60 трлн.

Всеобщая эйфория привела к раздуванию фиктивных финансовых пузырей, оторвавшихся от реальной почвы. Первым лопнул ипотечный финансовый пузырь, связанный с необеспеченной выдачей значительной части ипотечных кредитов в США. Предложение строительства жилья в конце концов превысило спрос. Цены на жилье начали падать, ипотечные кредиты – не возвращаться, возник острейший ипотечный кризис.

Все это привело к кризису ликвидности, банкротству ряда банков и инвестиционных компаний, развалу межбанковского финансового рынка. Международные банки и финансовые корпорации были вынуждены в массовом масштабе продавать свои активы в других странах, чтобы остаться на плаву. В результате рухнули фондовые биржи из-за массовой продажи акций для пополнения ликвидности. Значительно был снижен размер кредитования реального сектора, начался мировой кризис.

Кризис начался 15 сентября 2008 г. – на следующий день после банкротства пятого по величине инвестиционного банка мира с активами 700 млрд долл. Lehman Brothers – обвалом котировок и индексов абсолютно на всех биржах мира и очень быстро из финансового перерос в экономический. Но, несмотря на крах множества компаний во многих странах, благодаря активным действиям правительств ведущих стран основные конструкции мировой хозяйственной системы в целом устояли.

В период выхода из рецессии вряд ли стоит ожидать резкого усиления внутристранового или наднационального регулирования финансового сектора или всей мировой экономики, о чем ярко свидетельствуют более чем скромные результаты усилий процесса G20. В качестве минусов этого процесса международные эксперты17 отмечают следующее:

– на саммитах в Вашингтоне и Лондоне инициатива принадлежала США и Евросоюзу, отсутствовала единая платформа развивающихся стран, предложения стран БРИК оказались в тени;

– ограниченность повестки дня;

– недостаточный учет интересов развивающихся стран;

– отсутствие организационного механизма G20, гарантирующего практическое осуществление принятых решений;

– недостаточный анализ фундаментальных проблем и долгосрочных трендов.

Более того, у многих западных теоретиков и экспертов весьма популярна точка зрения18, согласно которой усиление независимости финансового рынка от воздействия регуляторов хотя и увеличивает амплитуду его колебаний, но одновременно может способствовать ускоренному восстановлению экономики после рецессии из-за облегчения доступа для фирм к внешнему финансированию.

При этом в силу значительной страновой специфики антикризисных мер и отсутствия общепринятых рецептов лечения экономики можно говорить о необычности последнего кризиса, который характеризуется глобальным охватом, а также соединением черт циклического и системного кризисов. Таким образом, после кризиса вероятно формирование новой технико-экономической парадигмы, связанной с переходом от доминирования авиационных, ракетных и компьютерных технологий к биотехнологиям, информационным и нанотехнологиям на фоне развития новой энергетики и экологически чистых производств.

Учитывая особый характер кризиса, сторонники эволюционного подхода к развитию экономики считают, что финансовые инновации – при всех присущих им рисках – положительно влияют на институциональную матрицу экономики в целом, сдвиги в которой могут стать катализатором революционных нововведений в реальном секторе экономики19.

Главная идея посткризисного этапа экономического роста нашей страны – модернизация, переход от роста в основном за счет доходов от нефтегазового сектора к росту в основном за счет доходов от ненефтегазового сектора. Полностью такой переход предполагается завершить к 2030 г. При этом приоритет будет отдан «умной» экономике, создающей уникальные знания, осваивающей высокие технологии, выпускающей конкурентоспособные на мировом рынке конечные товары с большой долей добавленной стоимости.

Уже сегодня закладываются основные тренды для российского хозяйства в следующем десятилетии. Они определяются экспансией капитализма в глубь России, развитием внешнеторговых связей с Китаем и кардинальной технологической модернизацией20. Кризис закончился, появились первые признаки начинающегося подъема. Но насколько убедительны они?

Второй раз после кризиса 1998 г. российское хозяйство, несмотря на отмеченные недостатки, показало, что оно складывается как система с очень большим внутренним запасом не только выживания, но и развития. С начала 2010 г. Россия находится в состоянии интенсивных структурных изменений, которые устойчивы потому, что стимулируются естественным спросом – внешним и внутренним – и являются продолжением инновационных решений, принятых хозяйствующими субъектами еще до кризиса.

По мнению отечественных экономистов21 не мы первые живем в условиях либерального рыночного хозяйства, но оно всегда было подвержено циклическим колебаниям, а значит, кризисы многократно начинались падением и заканчивались подъемом. То, что мы проходим кризисы быстро и надолго переходим в состояние подъема, означает, что у нашего рынка есть огромные резервы роста как с точки зрения спроса, так и с точки зрения увеличения эффективности хозяйства. Так что никакого выхода из кризиса, кроме оживления и роста, быть не может.

По оценке бывшего главы ФРС Алана Гринспена, последний кризис – шумпетерианского толка. То есть, с одной стороны, это кризис, который нельзя разрешать одним лишь накачиванием ликвидностью, а с другой – это кризис, который несет в себе силу «созидательного разрушения». Именно Гринспен предлагал в текущих решениях опираться на самое главное достижение экономической мысли XX в. – теорию экономического развития Йозефа Шумпетера. Однако убедить в этом Гринспен уже никого не мог, так как именно его обвиняли в избыточной либерализации финансов США, которая, по мнению большинства, и привела к последнему кризису.

Но если взглянуть на вопрос о либерализации финансов с шумепетерианских позиций, то она и была главным инновационным стержнем последних 15 лет. И прежде чем породить кризис, эта либерализация привела к появлению огромного по территории и численности населения быстрорастущего сектора мировой экономики – стран БРИК, что, по крайней мере в этих странах, должно восприниматься с благодарностью. То есть тратить усилия на размышления о том, как избежать подобных кризисов в дальнейшем, совершенно бесполезно. Двухсотлетняя история кризисов свидетельствует о том, что в условиях капитализма избежать их невозможно.

В начале прошлого века, когда циклические провалы были явлением постоянным, экономисты упорно пытались решить задачу долгосрочного прогнозирования роста благосостояния населения развитого мира. Задача для них заключалась в создании как можно более точной модели роста ВВП развитых стран, компенсирующей постоянные перебои в предшествующем экономическом росте. Однако оказалось, что дело вовсе не в компенсировании. Наоборот, именно в этих кризисных перебоях – довольно мощных спадах и еще более агрессивных подъемах – и заложен главный механизм экономического роста. Именно в период кризисов отмирает все устаревшее, неэффективное, а взамен появляется что-то новое, прогрессивное. Не будь кризисов, человечество не достигло бы тех высот благополучия, на которых оно находится сегодня.

Именно эту гипотезу и высказал в своей книге «Теория экономического развития: исследования прибыли, капитала, кредита, процента и экономических циклов» (1911 г.) австрийский экономист Й. Шумпетер. Он показал, что только постоянно возникающие инновации, реализуемые предпринимателями, являются источником экономического роста, так как они, эти инновации, на каждом новом этапе позволяют «выжать» больше из имеющихся ресурсов, рынков и технологий.

Шумпетер, говоря о развитии, полагался на рядовых участников процесса – предпринимателей. По его мысли, их естественная творческая энергия, заземленная реалистичной оценкой рождаемых рынком возможностей, и дает столь нужную модернизацию – причем не один раз за век, а как минимум каждые 10 лет. Для удобства Шумпетер выделял пять типов предпринимательских инноваций:

– выход на новые рынки;

– использование новых ресурсов;

– использование новых технологий;

– производство новых товаров;

– использование новых методов управления.

Любая из этих инноваций дает компании временное преимущество, иногда даже монополию, что и обеспечивает высокий для нее стартовый уровень отдачи на капитал.

Какими же инновациями должна заниматься Россия? Видимо, прежде всего теми, на которые найдется спрос и в нашей стране, и в мире. Экономика прежде всего существует для того, чтобы обеспечить достойную материальную и духовную жизнь людей. И поэтому наша инновационная стратегия, или модернизация, должна исходить прежде всего из самых очевидных потребностей граждан и компаний. В этом смысле предприниматели, нутром чувствующие рождающийся спрос, переиграют технократов. Именно предприниматели из среднего бизнеса своим ежедневным трудом меняют страну, обеспечивая прогресс и рост.

2.2. Достижения предыдущего этапа развития

Основа для перехода России к новому типу экономического роста была создана за 1999–2008 гг., когда в среднем ежегодный прирост ВВП составлял около 7 % (в мировой экономике – 4,6 % в год). Конечно, этот рост был поддержан хорошей внешнеэкономической конъюнктурой (постоянно растущими ценами на нефть, газ, металл, другие сырьевые ресурсы), но масштаб изменений огромен:

– кратный (в 2,4 раза) рост доходов граждан;

– кратное (примерно в 3 раза) увеличение численности среднего класса;

– резкий рост качества жизни в городах-миллионниках и в столицах субъектов Федерации;

– формирование новых экспортных рынков, в частности зернового;

– бурное развитие розничной торговли;

– формирование, как показал кризис, устойчивой банковской системы;

– существенное укрепление позиций страны на мировом энергетическом рынке;

– заметное расширение внутреннего спроса;

– ускорение темпов прироста инвестиций в основной капитал (в среднем их годовой прирост составил около 12 %);

– радикальное снижение (со 100 % до 3,5 % ВВП) масштабов государственного внешнего долга;

– рост объема экспорта России с 75 млрд долл. в 1998 г. до 469 млрд долл. в 2008 г., т. е. более чем в 6 раз.

За 10 лет количество безработных в стране снизилось с 9,4 до 4,5 млн человек, инфляция уменьшилась с 36,5 до 11,9 %, золотовалютные резервы страны выросли с 12,5 до 597 млрд долл. Впервые в истории России 10 лет подряд (1999–2008) ежегодно увеличивался объем производства в сельском хозяйстве. В целом за этот период объем в отрасли вырос в 1,5 раза. В 2003 г. был сформирован Стабилизационный фонд РФ, и к середине 2008 г. он по объему превысил 4 трлн руб., выполнив в период кризиса роль подушки безопасности, для чего, собственно, и был изначально предназначен.

В результате в России в основном завершен переход к рыночной экономике22. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их функционального действия.

Сформировался мощный слой развивающихся компаний. Капитализация российских компаний в 2007 г. превысила 100 % ВВП (т. е. составила около 1,3 трлн долл.). Среди населения начал складываться широкий слой инвесторов и акционеров. Развиваются институты гражданского общества.

Россия получила статус страны с рыночной экономикой и инвестиционный рейтинг. Были проведены реформы налоговой и бюджетной системы, местного самоуправления, принят пакет законов о земельной и судебной реформе, снижена административная нагрузка на малый бизнес, проведена реформа электроэнергетики. Реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила существенно модернизировать эти сферы, смягчить часть накопившихся диспропорций.

Объем ВВП по паритету покупательной способности (далее ППС) в 2008 г. превысил 2 трлн долл., и по этому показателю Россия вышла на шестое место в мире.

Таким образом, за предкризисные годы Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики.

2.3. Кризис и его последствия. Антикризисная программа

Однако мировой экономический кризис привел как во всем мире, так и в России к резкому падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

Основная проблема российской экономики – до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. Вторая проблема – недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Третья проблема – недостаточная развитость финансового сектора, банков.

Таким образом, в предкризисные годы Россия в значительной мере упустила свой шанс лучше укрепиться, стать более устойчивой к колебаниям мировой конъюнктуры. Не были сформированы рыночные фонды «длинных» денег, сохранился высокий уровень инфляции, чрезмерно выросли корпоративные внешние долги, не была ликвидирована сырьевая направленность экономики, чрезмерно быстро укреплялся курс рубля. Все это привело к тому, что в 2008 г. в условиях кризиса (по данным Банка России) отток иностранного капитала составил 130 млрд долл., и примерно 65 млрд долл. в 2009 г.

Наибольшие трудности в преодолении кризиса испытали малообеспеченные семьи. Больше всего они страдали от инфляции, которую подхлестывали правительственные решения о повышении квартплаты, цен на газ, электричество и другие коммунальные услуги. Для среднего класса ипотека практически сошла на нет, автокредиты подорожали и резко сократились, цены на автомобили поднялись.

В докризисный период многие российские предприятия, в том числе нуждающиеся в санации, т. е. финансовом оздоровлении, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны ни со стороны государства, ни со стороны банков. Кредиты российских банков были дороже, сроки кредитования – меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. Суммарный корпоративный долг банков и предприятий достиг 500 млрд долл. (в том числе 200 млрд долл. – банки и 300 млрд долл. – предприятия). В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий и банков недоступными.

С начала проведения антикризисной политики Правительством РФ в качестве приоритетов были заявлены:

– поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;

– социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест;

– поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;

– поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.

В основном антикризисные меры были направлены на решение следующих задач:

– расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам;

– снижение нагрузки на бизнес;

– смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда;

– стимулирование внутреннего спроса;

– поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции.

Основные инструменты реализации антикризисных мер в рамках государственной политики включали в себя налоговые, таможенные, бюджетные меры, закупки для государственных нужд.

С позиции характера (способа) распределения выгод от реализации мер между хозяйствующими субъектами выделяют три группы инструментов: селективные, конкурсные и системные. По объемам перераспределяемых ресурсов доминируют селективные меры: на них приходится почти половина ресурсов, что связано с концентрацией антикризисной политики на крупных и сверхкрупных предприятиях в режиме «ручного управления».

Теперь России для выхода из кризиса, достижения докризисного уровня и обеспечения в последующем долгосрочного устойчивого развития (как минимум на 10 лет – по аналогии с предыдущим десятилетием) необходимо найти внутренние источники роста. Принятые Правительством РФ антикризисные меры23 позволили не допустить развала экономики. Первоначально намеченная цена антикризисных мер – более 4 трлн руб.24 Примерно половину этих средств государство через систему субординированных кредитов выделило сначала пяти государственным банкам (Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, Сельхозбанк, Газпромбанк) под ставку рефинансирования Центробанка (13 %) сроком на 10 лет, те, в свою очередь, выделили эти кредиты крупнейшим коммерческим банкам, добавив свою маржу, так же на срок 10 лет. И, наконец, коммерческие банки выделили эти деньги в качестве кредитов (также добавив свою маржу) на те же 10 лет на конкурсной основе системообразующим предприятиям реального сектора экономики.

Для поддержки предприятий Правительство РФ использовало и такие прямые инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам. Для всех предприятий в 2009 г. была снижена налоговая нагрузка. Так, налог на прибыль снижен с 24 % до 20 %. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции во ввозу технологического оборудования, не производимого в России.

В то же время, не сокращены государственные расходы по таким «технологическим» федеральным целевым программам, как «Космос», «Авиация», «Глобальная навигационная система», «Национальная технологическая база», «Атомная энергетика», «Электроника», «Развитие гражданской морской техники», «Нанотехнологии».

Кроме того, адресную государственную поддержку получили отрасли, имеющие значительный мультипликативный эффект на развитие сложных технологий (автомобилестроение, жилищное строительство), важные с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), а также оборонно-промышленный комплекс, топливно-энергетический и транспорт.

На переобучение и переподготовку в 2009 г. было направлено 173 тыс. человек, организовано 982 тыс. рабочих мест на общественных работах, в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам РФ. С начала 2009 г. в 1,5 раза (с 3260 руб. до 4900 руб.) был увеличен максимальный размер пособия по безработице.

2.4. Посткризисное восстановление

На этапе посткризисного восстановления государство исходит из ряда приоритетов:

1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме.

2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Неэффективные производства поддерживаться не будут. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, получат поддержку и содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом.

3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос (госинвестиции, госзакупки, спрос на жилье, потребительские товары и услуги отечественного производства).

4. Кризис – не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Вместо «нефтяного» роста необходимо перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая пять стратегических векторов экономической модернизации страны, предложенных Президентом РФ Д. А. Медведевым в его статье «Россия – вперед!»25:

– достижение лидерства в эффективности производства, транспортировки и использования энергии;

– сохранение и подъем на новый качественный уровень ядерных технологий;

– дальнейшее совершенствование информационных технологий;

– создание собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации;

– завоевание передовых позиций в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.

5. Отечественный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников.

6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему.

7. Правительство РФ и Центральный банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Будут приняты меры к последовательному снижению инфляции. Все это приведет к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста. Будет сохранен, а по возможности и увеличен объем накопленных финансовых ресурсов как для решения антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

В настоящее время российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития:

• усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

• ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обеспечивающая многие традиционные факторы роста;

• возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Причем кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики может быть значительно ускорен в случае замедления роста мирового спроса на углеводороды в связи с активным развитием альтернативных видов топлива и энергии и торможением роста экономик Китая и Индии.

Таким образом, решив за последние годы задачи создания институциональной основы рыночной экономики, обеспечив макроэкономическую стабильность, Россия, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития, с другой – оказалась перед необходимостью решения как остающихся острых проблем, так и преодоления долгосрочных вызовов.

2.5. Стратегия долгосрочного экономического роста

В соответствии с Концепцией 202026 стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных основ граждан. В 2015–2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП по ППС.

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к 2020 г. Уровень дохода и качество жизни россиян достигнет тех показателей, которые наблюдаются сегодня в развитых странах. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и высокий уровень экологической безопасности.

Душевой ВВП по ППС увеличится с 13,9 тыс. долл. в 2007 г. (42 % от среднего уровня ОЭСР) до 30 тыс. долл. в 2020 г. (70 %) и около 50 тыс. долл. в 2030 г. (110 %). Средняя ожидаемая продолжительность жизни возрастет до 72–75 лет, уровень младенческой смертности понизится в 1,3–1,4 раза. Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.

Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. При этом в экономику знаний и высоких технологий включаются сферы высшего и специального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения.

К 2020 г. Россия может занять значительное место (5–10 %) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в пяти – семи и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики и в первую очередь в секторах «экономики знаний». В табл. 2 представлены основные характеристики инновационного роста в 2020 г. по сравнению с 2007 г.

Таблица 2

Основные характеристики инновационного роста в период до 2020 г.


(в %)

Источник: Концепция 2020.

Особенность перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах, которые определяют специализацию российской экономики в мировом хозяйстве и позволяют в максимальной степени реализовывать национальные конкурентные преимущества.

Переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития требует реализации комплексных преобразований по следующим направлениям:

1. Развитие человеческого потенциала России.

2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

3. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.

4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).

5. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.

6. Переход к новой модели регионального развития российской экономики.

Действие этих направлений суммарно обеспечит выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,5 % в год.

За пределами 2020 г. накопленный потенциал знаний и капитал, соответствующий передовым экономикам мира, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития страны, с опорой на инновационные высокотехнологичные сектора экономики и сектор услуг как основные движущие силы экономического роста. К 2030 г. ВВП может вырасти по сравнению с 2007 г. в 3,8 раза, а ВВП на душу населения по ППС – достичь 51 тыс. долл. (в ценах 2005 г.).

Численность населения стабилизируется к 2015 г. на уровне 142–143 млн человек, а к 2025 г. достигнет 145 млн человек. Уровень абсолютной бедности27 с 13,4 % в 2007 г. снизится до 6–7 % в 2020 г. и относительной бедности, или малообеспеченной части населения, с 22 % в 2007 г. до 15 % в 2020 г. Средний класс к 2020 г. должен превысить половину населения страны. Дифференциация населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) снизится с 16,8 раза в 2007 г. до 12 раз в 2020 г.

К 2015 г. будет решена проблема беспризорности. Средний размер трудовой пенсии к 2017 г. достигнет величины, обеспечивающей не менее двух с половиной прожиточных минимумов пенсионера.

2.6. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики

Рост потребительских цен в 2015 г. должен составить не выше 4,5 %, в 2020 г. – 3 %, уровень монетизации экономики (т. е. отношение М2 к ВВП) к 2020 г. достигнет 65–75 % против 28,3 % в 2007 г.

Снижение инфляции до уровня 3 % в год будет осуществляться за счет таргетирования инфляции со стороны Центробанка, поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для опережающего роста предложения по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских товаров и услуг.

Ключевую роль в сдерживании роста цен (тарифов) на товары и услуги инфраструктурных отраслей будет играть создание эффективного механизма регулирования ценообразования как в монопольном, так и в конкурентном сегментах параллельно с расширением предложения этих товаров и услуг при последовательной либерализации рынка электроэнергии и услуг железнодорожного транспорта.

Будет продолжено усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики в направлении снижения суммарной налоговой нагрузки на налогоплательщиков. В результате уровень налоговых доходов бюджетной системы РФ снизится с 39,8 % ВВП в 2007 г. до 33 % в 20020 г.

Модернизация российской экономики потребует поддержания величины государственных инвестиций на уровне не ниже 4 % ВВП.

Приоритетом в развитии финансовых рынков России станет построение международного финансового центра (МФЦ) – системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватит участников из многих стран.

Целевыми ориентирами в развитии финансовых рынков и банковской системы на долгосрочную перспективу будут следующие:

– повышение уровня банковского кредитования экономики с 40 % ВВП в 2007 г. до 20–25 % в 2020 г.;

– повышение относительного уровня капитализации российских компаний до 170–200 % ВВП к 2020 г.;

– повышение отношения стоимости российских корпоративных облигаций в обращении к ВВП с 3,8 % в 2007 г. до 22–25 % в 2020 г.;

– повышение отношения собранных страховых премий к ВВП с 2,4 % в 2007 г. до 7–9 % в 2020 г.

Основными направлениями формирования инвестиционного ресурса будут следующие:

– повышение склонности населения к сбережениям;

– формирование рынка целевых облигаций;

– стимулирование развития накопительных пенсионных систем;

– формирование комплексной системы финансовых институтов развития;

– совершенствование механизмов частно-государственного партнерства для инвестиционных целей;

– налоговое стимулирование национальных и зарубежных инвесторов;

– облегчение привлечения средств банками;

– развитие страховых рынков.

Сегодня проекты в сфере высокотехнологичных отраслей и услуг еще не могут быстро обеспечить значимый вклад в рост ВВП в силу неразвитости этих сфер и недостаточно высокой конкурентоспособности их продукции. С другой стороны, в базовых отраслях промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора, хотя и обладающих значительными конкурентными преимуществами, накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Поэтому интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики с опорой уже на новые информационные, нано- и биотехнологии является важнейшим условием успеха страны в глобальной конкуренции.

Все машиностроительные производства, например, создают лишь около 3 % ВВП, тогда как нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли – 28–30 % ВВП. К 2020 г. в российской экономике назреет смена лидера роста. Перспективы структурной перестройки экономики и ее диверсификации определяются возможностью одновременного решения триединой задачи:

1) обеспечение поступательного развития нефтегазового комплекса, переход к новым технологиям добычи и переработки топлива, увеличение спроса на отечественные машины и оборудование;

2) модернизация сырьевых и обрабатывающих производств, увеличение глубины переработки сырья, снижения энергоемкости производства;

3) ускорение роста высокотехнологичных производств, экономики интеллектуальных услуг, выхода предприятий на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией с высокой долей добавленной стоимости.

Вся идеология модернизации экономики есть не что иное, как ее санация, т. е. оздоровление при помощи финансовых, технических, правовых, организационных, социальных мероприятий с целью вывода отечественной экономики на позиции устойчивой конкурентоспособности на мировых рынках, а также достижения стабильного долгосрочного экономического роста.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем смысл термина «добавленная стоимость»?

2. Как измеряется душевой ВВП?

3. Какова динамика ВВП России за 1990–2010 гг.?

4. В чем заключается главный механизм экономического роста?

5. Назовите типы предпринимательских инноваций по Шумпетеру.

6. Охарактеризуйте антикризисную программу Правительства РФ.

7. В чем заключается стратегия долгосрочного экономического роста? Приоритеты и методы этой статегии.

Загрузка...