Приветствую вас, люди! Разрешите представиться – акула (правда, не обычная). Имя выразительное и всем знакомое. Недаром у вас говорят: «акулы бизнеса», «акулы пера» – и сразу ясно, что речь идёт о людях быстрых, хватких, зубастых. Оно и понятно: у настоящей акулы во рту всегда полным-полно острых зубов!
Смотрите и восхищайтесь: как мы изящны, до чего прекрасно тело – обтекаемой формы, напоминает боевую торпеду. Даже самую худую из нас никто не посмеет назвать костлявой рыбой – потому что в скелете у нас нет ни одной косточки!
Ведь мы, акулы, рыбы не простые, а хрящевые. Но об этом я ещё расскажу, наберитесь терпения.
Иногда нас путают с дельфинами и тюленями. Это ошибка! Ведь они во всём нам уступают. У них даже нет такого чудесного хвостового плавника, как у нас. И вообще, они – млекопитающие и вдвое моложе нас – их возраст всего 200 миллионов лет.
А мы – рыбы, и очень древние: нам уже 400 миллионов лет. И представьте, за это время мы почти не изменились, вот как мы совершенны, да что там – просто идеальны!
Я – гигантская акула-молот, одна из самых крупных акул. Длина моего тела больше трёх метров! Правда, некоторые мои сёстры раза в два крупнее. Да-да, именно сёстры, мальчики у нас обычно немного мельче. Среди молотов есть и малышки ростом примерно с вас, человеков. Но они относятся к другим видам.
Познакомлю вас с моей роднёй. Её у меня много – целых 450 видов акул, и все поделены на 34 семейства. У нас, молотоголовых, голова похожа на молот скандинавского бога Тора (а само слово «акула» пришло к вам из языка древних исландцев – мореходов и викингов).
Есть среди акул малютки – они легко уместились бы поперёк этой страницы.
А длина китовой акулы – почти 20 метров! Захоти она вдруг встать на хвост рядом с домом, носом дотянулась бы до седьмого этажа! Но грозная она лишь на вид, а так мирная и ест планктон – мелких существ, которых в море множество. Вот какие мы разные, да и живём в разных морях и океанах.
Наши дальние родственники – скаты, тоже хрящевые рыбы, хотя на вид похожи на больших бабочек.
Минуту – сейчас вернусь… Агм, вкусно…
…Спасибо, что дождались.
Это у вас завтрак, обед, ужин, а мы всегда начеку: увидел еду – не зевай! Нам, молотам, угодить легко: кальмары, крабы, рыбы – м-м-м, объедение! Стыдно, но случается иной раз закусить скатом и даже другой акулой, помельче. Вот белая акула ловит тюленей и даже мелких китов! А китовая – помните? – питается морской мелочью, планктоном.
А в то, что все мы людоеды – не верьте! Эти слухи очень преувеличены! В регулярных нападениях замечены лишь четыре вида акул. И сами же люди доказали: акула чаще всего нападает по ошибке, перепутав добычу в мутной воде, или если её дразнят. Дразнить вообще никого не нужно, а тем более таких бойцов, как мы!
Чешуя у нас похожа на мелкие зубы, покрывающие тело прочной бронёй. Погладив крупную акулу, можно ободраться до крови. А шкурка мелких акул заменяет наждак жителям некоторых островов.
А зубы акул похожи на чешую… Не просто похожи, из неё и растут! Да-да, чешуйки превращаются в зубы – острые, треугольные.
Зубов у нас бывает штук триста, в десять раз больше, чем у вас. Сидят зубы во рту в 4–6 рядов: в первом они направлены вперёд, а в остальных – назад, чтобы удержать добычу.
Зубы стираются, а на смену уже растут новые – и к зубному врачу ходить не надо. Ну как, завидно?
У белой акулы зубы по пять сантиметров, а у китовой совсем мелкие, с клеточку в тетрадке. А зачем большие зубы, если её еда – мелкие рачки?
Скелет у нас прекрасный: из лёгкого, гибкого хряща. Отличная опора крепким мускулам! Наш скелет – позвоночник, плавники и череп.
Главный плавник – хвост. У быстрых пловцов (вроде белой акулы) его верхняя часть намного больше нижней. А у тех, кто не спешит, обе части одинаковые.
Кое-кто из акул даже охотится хвостом. Вот морская лисица, например, машет длинным хвостом, как бичом, и оглушает рыбок.
Череп у акул обычно снабжён острым рылом – как боевые корабли тараном. Верхняя челюсть у нас сильно выдвигается вперёд (это очень удобно в бою, да и на охоте: можно отхватить кусок побольше). А вот жевать мы не умеем, нам это и ни к чему.
Лично у меня рыла нет, зато череп-молот помогает ловко маневрировать.
Как все рыбы, мы дышим жабрами. Но чтобы вода проходила через жабры, нам нужно плыть: тогда вода входит в открытый рот, в жабрах отдаёт растворённый в ней кислород и выходит через жаберные щели. Отдыхать некогда!
Обычно мы плаваем со скоростью восемь километров в час (вдвое быстрее, чем вы ходите), а на охоте разгоняемся до 60 километров в час (так у вас в городах ездят машины).
И ещё: наш девиз – только вперёд, пятиться мы не умеем.
Гренландская полярная акула – наш тихоход, её скорость всего два километра в час. И охотится она хитро: караулит спящих тюленей.
А кошачья акула из Азии и вовсе ходит на плавниках по дну, ищет себе добычу. Она, да ещё акула-нянька, научились-таки прокачивать воду через жабры и спокойно полёживают на дне.
У нас есть веки, но мы ими не моргаем. А в бою глаза защищает особая перепонка: зрение надо беречь. Ведь оно у нас раз в десять острее вашего.
У меня, молота, глаза так широко посажены, что я вижу всё вокруг!
Обоняние у нас лучшее в мире: чую запах за сотни метров, а ноздри на концах головы-молотка точно подскажут, с какой стороны запах сильней.
А какой у нас слух! За 500 метров слышим звуки, издаваемые рыбой. Вы думали, рыбы молчат? Шумные они!
А ещё у нас есть боковая линия. Она проходит по бокам у каждой рыбы (и у акул, конечно) и помогает замечать любые движения воды. Никто мимо не проскочит!
Хоть мы и древние, а оснащены по последнему слову техники – ловим даже электрические и магнитные сигналы!
Нас, акул, можно встретить во всех океанах, живём мы и в тёплых, и в холодных полярных водах. Кому-то даже пришлась по душе пресная вода – например, серая акула охотно заплывает в реки. Но на постоянное житьё в пресный водоём переехала лишь одна – акула озера Никарагуа.
Мы плаваем и у поверхности воды, и в глубине – легко погружаемся на два километра и даже больше.
Никаких домиков и убежищ мы себе не строим, наш дом – вода. Акулы редко путешествуют на дальние расстояния, обычно где охотимся, там и живём, благо еды везде хватает.
Есть у нас тайные места – вы, люди, почти ничего не знаете о подводных пещерах у берегов Центральной Америки. Мы облюбовали пяток таких пещер, собираемся там и наслаждаемся покоем.
Акульи дети появляются на свет по-разному, но всегда в воде. Икру мы не мечем! Одни мамы-акулы откладывают в воду яйца, похожие на кошельки. Люди их так и прозвали – «кошелёк русалки». На яйцах есть изящные завитушки, чтобы цепляться за водоросли. Обычно яиц не больше десяти. Юные акулки отличаются от родителей только ростом и вполне обходятся без их заботы.
У других акул яйца мягкие, мамы носят их в животе, от всего оберегая, а когда подходит время, акулята одновременно покидают оболочку яйца и мамин живот.
У нас, молотов, бывает от одного до 50 детей. Мама-акула не заботится о них, они растут и всему учатся сами. А папу они и вовсе не знают, он уже давным-давно уплыл куда-то по своим делам.
И у таких воинов, как мы, есть враги. Один из самых опасных – хищный кит косатка. Неприятно: мы, акулы, для них – просто еда. И часто, нападая на нас, косатки выходят победителями.
Наши дети, да и взрослые мелкие акулы – лакомая добыча для огромных морских окуней-груперов. За яйцами акул охотятся птицы орланы и даже… морские улитки. Кошмар, никакого благоговения перед высшей формой жизни!
А иногда неприятности доставляет добыча – например, атакует акула рыбу-меч, а та протыкает её острым носом. Или вкусная рыба-ёж раздуется и встанет поперёк горла. Всякое случается в нашей полной опасностей жизни…
Но главный наш враг – человек. Ничего личного, но множество акул погибло, наглотавшись мусора, брошенного в воду вашими собратьями… Не берите с них пример, не кидайте мусор где попало!
Между прочим, это не так, акулы куда умнее, чем о них думают. Некоторые учёные даже считают, что акула ничуть не глупее крысы, дельфина и собаки! Ну а если сравнивать акулу с кошкой, то ещё неизвестно, кто из них сообразительней: оказывается, эти огромные рыбины дрессируются не хуже твоей Мурки или Барсика! Правда, кошки как раз и известны тем, что никак не хотят учиться… Не потому, что ничего не понимают, а потому что очень важные и самостоятельные.