Изучение шахматных фигур мы начнем с ладьи. Выглядит она так:
Ладья – это шахматная фигура, которая перемещается на шахматной доске по горизонталям и вертикалям на любое количество полей.
Упражнения
1. Поставьте белую ладью на поле а1 (диаграмма 17) и потренируйтесь в передвижении ладьи по шахматной доске: передвигайте ладью в любом направлении, на любое количество полей, но только по горизонтали или вертикали. После каждого сделанного хода отрывайте руку от фигуры.
Диаграмма 17
***
Ладья – очень сильная дальнобойная фигура. Например, с поля е5 она атакует 14 полей и может произвести на этих полях взятие фигуры противоположного цвета (диаграмма 18).
Диаграмма 18
Взятие – это перемещение фигуры на поле, которое занимает фигура партнёра. При этом фигура партнёра с доски убирается. Чтобы взять («съесть») фигуру партнёра, часто необходимо сначала на неё напасть, то есть создать угрозу. Например, чтобы «съесть» чёрную пешку на поле с5 (диаграмма 19), нужно белую ладью с поля а1 сначала подвинуть по вертикали а до того момента, пока ладья ни окажется с пешкой на одной и той же горизонтали (в данном случае на пятой горизонтали). Следующим ходом ладья двигается навстречу пешке и становится на её место (пешка с доски убирается).
Диаграмма 19
Есть и другой способ: передвинуть ладью на вертикаль с и затем двигать ладью по вертикали до поля, на котором стоит пешка (диаграмма 20).
Диаграмма 20
Каждая фигура в шахматах имеет свою цену, измеряемую в пешках. Ладья стоит пять пешек. Дороже ладьи только король (он бесценный, так как без него игра невозможна) и ферзь.
Упражнения
1. Поставьте белую ладью на поле а1, затем расставьте чёрные пешки на поля: b3, с5, d7, f8, g6, h4 (диаграмма 21). «Съешьте» все пешки поочерёдно, отрывая руку от ладьи после каждого хода. Очень удобно делать это упражнение под счёт: один, два, три и так далее. Заметно усложнит выполнение данного упражнения проговаривание вслух названия поля, на которое будет ходить ладья. Однако это окажет Вам неоценимую помощь в дальнейшем.
Диаграмма 21
2. Поставьте белую ладью на поле а1 и чёрные пешки на поля b3, с5, d7, f8, g6, h4, затем поставьте чёрную ладью на поле h1 и белые пешки на поля: g3, f5, е7, с8, b6, а4 (диаграмма 22). Начинает игру белая ладья (пешки неподвижны, так как это не пешки, а объекты для угрозы), белая и чёрная ладья ходят поочерёдно. Цель игры – «съесть» все пешки противоположного цвета (ладью в данном упражнении «есть» нельзя). Каждым своим ходом ладья должна или создавать угрозу, или «съедать» пешку. Удобно во время этого упражнения считать: белые, чёрные; белые, чёрные и так далее.
Диаграмма 22
3. Это упражнение лучше выполнять с партнёром. Расставьте позицию, как показано на диаграмме 23, и сыграйте тренировочную партию. Начинают игру белые. Проигрывает тот, у кого осталась одна ладья. Обратите внимание: если фигура «съедает» равноценную фигуру и сама в ответ погибает, то такое взаимное взятие называется разменом.
Диаграмма 23
Играя в шахматы, важно помнить основополагающее правило: взялся за фигуру – ходи! Выполняя это правило, человек играющий в шахматы (шахматист), приучает себя ответственно относится к каждому шахматному ходу. Если шахматист дотрагивается до фигуры партнёра (не предупреждая, что хочет поправить её), то он должен «съесть» эту фигуру.
***
Следующая фигура, которую мы будем изучать, называется слоном.
Слон выглядит так:
Слон – это шахматная фигура, которая перемещается на шахматной доске по диагонали на любое количество полей. Слоны (белый и чёрный), которые перемещаются (ходят) по диагоналям белого цвета, называются белопольными, а слоны (белый и чёрный), которые ходят по диагоналям чёрного цвета, называются чёрнопольными.
Упражнения
1. Поставьте белого слона на поле а1 и потренируйтесь в передвижении слона по шахматной доске: передвигайте слона в любом направлении, на любое количество полей, но только по диагонали. После каждого сделанного хода отрывайте руку от фигуры.
***
Слон – дальнобойная фигура. Например, с поля е5 он атакует 13 полей и может произвести на этих полях взятие фигуры противоположного цвета (диаграмма 24). Слон стоит три пешки. Слон стоит меньше пешек, чем ладья, так как является фигурой менее качественной: он способен «съесть» фигуры партнёра только на полях определенного цвета. Более качественная ладья способна создать угрозу фигуре партнёра на любом поле шахматной доски. Если шахматист своим слоном «съедает» ладью партнёра и его слон при этом тоже погибает, говорят, что шахматист выиграл качество.
Диаграмма 24
Упражнения
1. Поставьте белого слона на поле а1, затем расставьте чёрные пешки на поля b4, с7, f8, g5, h2, е1 (диаграмма 25). «Съешьте» все пешки поочерёдно, отрывая руку от слона после каждого хода. Как и в случае с ладьёй, это упражнение удобно делать под счёт: один, два, три и так далее. Заметно усложнит выполнение данного упражнения проговаривание вслух названия поля, на которое будет ходить слон.
Диаграмма 25
2. Поставьте белого слона на поле а1 и чёрные пешки на поля b4, с7, f8, g5, h2, е1, затем поставьте чёрного слона на поле h1 и белые пешки на поля g4, f7, с8, b5, а2, d1 (диаграмма 26). Нужно «съесть» пешки по аналогии с тем, как Вы «съедали» пешки ладьями. Обратите внимание: в этом упражнении слон часто «съедает» пешки, не создавая дополнительно угрозы, как ладья (ладья то целится, то «съедает», а слон часто «съедает» пешки каждым ходом).
Диаграмма 26
3. Расставьте позицию, как показано на диаграмме 27, и сыграйте тренировочную партию. Проигрывает тот, у кого остался один слон.
Диаграмма 27
4. Поставьте белую ладью на поле а1 и чёрные пешки на поля b3, с5, d7, f8, g6, h4, затем поставьте чёрного слона на поле h1 и белые пешки на поля g4, f7, с8, b5, а2, d1 (диаграмма 28). Начинают игру, как всегда, белые. Выполняя это упражнение (нужно «съесть» все пешки, фигуры в данном упражнении «есть» нельзя), важно передвигать ладью и слона строго по тем линиям, по которым они ходят. Считать лучше так: белые, чёрные, белые, чёрные и так далее
Диаграмма 28
5. Расставьте позицию, как показано на диаграмме 29, и сыграйте тренировочную партию. Проигрывает тот, у кого осталась одна фигура. Старайтесь нападать ладьями на слонов, а слонами нападайте на ладей.
Диаграмма 29
Разыгрывая предложенную на диаграмме 29 позицию, Вы впервые в полной мере столкнётесь с необходимостью защищаться от угроз партнёра. Это очень важная тема в шахматах, поэтому я предлагаю рассмотреть её подробнее. Для объяснения я буду применять шахматную нотацию – запись шахматных ходов с помощью букв (русских и латинских) и цифр. Ладью принято обозначать буквой Л, а слона буквой С. Взятие обозначается Х.
Итак, если белые первым своим ходом создадут прямую угрозу (то есть угрозу, хорошо видную партнёру) ладье чёрных (диаграмма 30):
1. Сс4
Диаграмма 30
то чёрные теоретически могут применить пять способов защиты от угрозы:
Первый способ – «съесть» нападающего белого слона. В данной позиции этот способ применить нельзя.
Второй способ – закрыть ладью от нападения, поставив чёрного слона на диагональ, по которой создана угроза (диаграмма 31).
1. … Се6
В данной позиции этот способ бесполезен, так как беззащитный чёрный слон погибнет напрасно.
Диаграмма 31
Третий способ – отступить ладьёй на безопасное поле, например g3 (диаграмма 32):
1. … Лg3
Диаграмма 32
Четвёртый способ – защитить чёрную ладью любой другой чёрной фигурой. В данной позиции этот способ применить нельзя, но даже если бы такая возможность была, такой способ защиты привёл бы к потере качества.
Пятый способ – контрнападение, то есть создать в ответ угрозу, равную угрозе партнёра или даже создать более сильную угрозу (напасть на более дорогую фигуру).
В данной позиции (диаграмма 33) можно сделать ход:
1. … Сg7
Диаграмма 33
Как видите, после каждой угрозы партнёра шахматист должен рассмотреть пять способов защиты и выбрать лучший способ. Например, ход 1. … Лg3 (третий способ защиты в нашем примере) следует признать неудачной защитой, так как в ответ белые могут нанести двойной удар (то есть напасть одной фигурой сразу на две фигуры партнёра), что неминуемо приведёт к потере чёрными качества (диаграмма 34).
2. Сf4
Диаграмма 34
***
Вернёмся к позиции на диаграмме 29 и сделаем первый ход другим белым слоном (диаграмма 35):
1. Сf4
Диаграмма 35
Тогда в ответ на ход чёрных:
1. … Лb4
Белые могут защитить своего слона ходом ладьи:
2. Лh4
Чёрные в свою очередь могут создать угрозу белой ладье, с тем, чтобы после её отступления «съесть» беззащитного слона (диаграмма 36). В данном случае чёрные, нападая слоном на белую ладью, создают косвенную угрозу