Глава 2. Особенности национального законодательства и судопроизводства

Как искать нормативные акты и их толковать

Основное оружие адвоката – это закон. Студенты юридических вузов, как правило, имеют сугубо теоретическое представление о законах, им не рассказывают о том, как именно законы применяются на практике, какие из них используют чаще, какие реже, а какие и вовсе не работают.

В теории права, преподаваемой в начале юридического образования, дается общее представление о группировке всех нормативно-правовых актов по так называемым правовым отраслям. Студентов обязывают учить в равной мере все отрасли права, независимо от дальнейшей специализации. Но, как известно, всего знать невозможно, поэтому начинающим юристам нужно делать акцент не на заучивании текста законов, а на умении ориентироваться в различных отраслях права.

Можно выделить нормативно-правовые акты, к которым адвокатам общей практики приходится обращаться чаще всего, – это Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ, Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РФ, Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) РФ, Уголовный кодекс (УК) РФ, Гражданский кодекс (ГК) РФ, Кодекс об административных правонарушений (КоАП) РФ, Семейный кодекс (СК) РФ, Жилищный кодекс (ЖК) РФ, Федеральный закон (ФЗ) РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»[25].

В Конституции РФ наиболее применимыми являются положения гл. 1 Основы конституционного строя и гл. 2 Права и свободы человека и гражданина.

В УПК РФ – ч. 1 Общие положения, ч. 2 Досудебное производство, ч. 3 Судебное производство, ч. 4 Особый порядок уголовного судопроизводства.

В ГПК РФ я также посоветовал бы уделить внимание большей части норм, за исключением редко применяемых положений раздела 5 и 6.

При изучении УК РФ, ГК РФ и КоАП РФ акцент необходимо сделать на Общей части. Особенная часть УК РФ наиболее используется в статьях 105–119, 131–135, 157–168, 222, 228, 228.1, 264, 264.1, 290–293, 317–319 УК РФ. В ГК РФ наиболее востребованы нормы ч. 2 раздела 4 «Отдельные виды обязательств», посвященные договорам купли-продажи, дарения, аренды, безвозмездного пользования, подряда, возмездного оказания услуг, займа, обязательствам вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения, а также нормы ч. 3 раздела 5 «Наследственное право». В Особенной части КоАП РФ необходимо обратить внимание на нормы гл. 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения».

СК РФ – самый небольшой по объему кодекс, тем не менее на практике чаще всего используются нормы первых пяти разделов. Что касается ЖК РФ, то наиболее распространены споры, связанные с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма (раздел 3), с прекращением прав на жилые помещения, принадлежащие собственникам (глава 5), а также со взысканием коммунальных платежей (раздел 7). ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» целесообразно изучать тщательным образом, поскольку это традиционно самая проблемная область процессуального законодательства.

С практической точки зрения для юриста важны положения законодательства, описывающие правила иерархии нормативных актов, а также установленные временные пределы их действия.

Казалось бы, с появлением Интернета найти нужный нормативно-правовой акт, а также литературу, разъясняющую его применение, не составляет труда даже для неюристов. Но на практике электронные ресурсы могут не только не помочь, но и навредить из-за отсутствия в них актуальной и достоверной информации. Это не всегда берут в расчет даже опытные юристы, а в итоге – допускают грубейшие ошибки.

Для правильного применения нормативных актов необходимо знать процедуру вступления их в законную силу. Существуют нормативные акты, в которых указана дата вступления в силу, но в большинстве случаев она отсутствует. В этой ситуации для применения документа дата его вступления в силу рассчитывается по определенным правилам. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Кроме того, в отношении нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер, введена процедура государственной регистрации, которая должна осуществляться до их официального опубликования.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальные источники опубликования: Российская газета, Собрание законодательства Российской Федерации, дополнительно с 26.10.1999 – Парламентская газета, дополнительно с 10.11.2011 – размещение на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу. Официальные источники опубликования: Российская газета и Собрание законодательства Российской Федерации, дополнительно с 10.11.2011 (акты Правительства РФ с 07.03.2013) – размещение на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальные источники опубликования: Российская газета и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти; дополнительно с 01.01.2015 – размещение на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

С 1 января 2016 года акты, признанные Министерством юстиции РФ не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). До этого времени указанные акты подлежали опубликованию в ведомственных изданиях либо на официальных сайтах.

Порядок опубликования нормативно-правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления определяется аналогичным образом соответствующими органами. Указанные акты публикуются не только в печатных источниках, но и на Интернет-сайтах органов исполнительной и законодательной власти (на сайте Губернаторов, Администраций областей, районов, сельсоветов, городских собраний и т. п.).

В настоящее время самым доступным бесплатным круглосуточным ресурсом получения правовой информации является Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), на котором собрано более 170 000 документов с 1937 года и опубликовываются:

• федеральные конституционные законы;

• федеральные законы;

• акты палат Федерального собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ;

• указы и распоряжения Президента РФ;

• международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера);

• постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования);

• постановления и распоряжения Правительства РФ;

• нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные Министерством юстиции РФ;

• законы и иные правовые акты субъектов РФ.

В порядке, устанавливаемом Президентом РФ, на Официальном интернет-портале правовой информации могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, других органов государственной власти РФ, законы и иные правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты.

Толкование нормативных актов обычно происходит путем уяснения буквального смысла текста либо обращения к другим нормам закона или к другим нормативным актам.

Особенность российского законодательства заключается в его противоречивости. На практике можно встретить немало примеров так называемой «войны законов», когда один нормативный акт не согласован с другим, содержит взаимоисключающие или двусмысленные положения либо пробелы правового регулирования. Обычно «спор» между нормативными актами разрешается в пользу нормативного акта большей юридической силы или принятого позднее.

В настоящее время в России не существует специального закона, целиком посвященного толкованию права. Научное (доктринальное) толкование, на которое обычно ориентируют студентов в юридических вузах, не носит общеобязательного характера. К тому же пособия, даже составленные видными учеными, далеко не всегда имеют практическую направленность, а зачастую лишь дублируют комментируемые нормы.

Наиболее авторитетным считается судебное толкование законодательства, которое содержится в актах Конституционного и Верховного Суда РФ. Как бы ни спорили ученые о значении прецедента в российской правовой системе, фактически при разрешении конкретных дел судьи принимают во внимание сложившуюся судебную практику применения законодательства (казуальное толкование), которая, за небольшим исключением, размещается на официальных сайтах судов в разделе «Судебное делопроизводство».

При использовании судебной практики нужно учитывать следующие положения.

Во-первых, наибольшую «ценность» представляет судебная практика высших судебных инстанций: Конституционного и Верховного Судов РФ[26]. По конкретным делам лучше использовать решения «домашнего» региона и конкретного суда, потому что к «чужой» судебной практике многие судьи относятся безразлично.

Во-вторых, судебная практика крайне противоречива. Поэтому вы всегда можете оспорить прецеденты своего оппонента. В такой ситуации суд при разрешении спора либо примет во внимание распространенность той или иной судебной практики, ее значимость, убедительность судейских формулировок, либо попытается склонить стороны к миру. Иногда можно встретить коллизии даже между судебной практикой Конституционного и Верховного Судов РФ.

Например, в «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2012 года» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012) было указано на невозможность снижения неустойки в связи с задолженностью по алиментам на основании ст. 333 ГК РФ, однако Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 06.10.2017 № 23-П «По делу о проверке конституционности положений п. 2 ст. 115 СК РФ и п. 1 ст. 333 ГК РФ в связи с жалобой гражданина Р. К. Костяшкина» сформулировал противоположную точку зрения.

В-третьих, судебная практика, в том числе практика высших судов, весьма изменчива. Поэтому ее актуальность необходимо каждый раз проверять.

Один из ярких тому примеров – позиция Верховного Суда РФ по вопросу применимости Закона РФ «О защите прав потребителей» к правоотношениям, вытекающим из ФЗ РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В Ответе на вопрос № 28 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года подобная возможность первоначально исключалась, а Обзором судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2012 года в связи с принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» были отозваны указанные разъяснения. В этой связи автовладельцы получили ряд преимуществ в судебных спорах со страховыми компаниями.

В-четвертых, судебная практика, прежде всего высших судов, может восполнять пробелы закона и иным образом корректировать его буквальный текст. Таких примеров можно привести множество не только в различных отраслях материального, но и процессуального права.

Так, с 1 октября 2013 года новая редакции ст. 152 ГК РФ исключила возможность компенсации морального вреда в случае умаления деловой репутации юридических лиц. Однако Конституционный Суд РФ еще в своем определении от 4 декабря 2003 года № 508-О отметил, что отсутствие прямого указания в законе на способ защиты деловой репутации юридических лиц не лишает их права предъявлять требования о компенсации убытков, в том числе нематериальных. Позже Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) раскрыл указанную позицию, отметив, что на истце не только лежит обязанность доказывания наступления для него неблагоприятных последствий в результате распространения порочащих сведений, факта утраты доверия к его репутации или ее снижение, но и обязанность подтвердить наличие сформированной репутации в той или иной сфере деловых отношений (промышленности, бизнесе, услугах, образовании и т. д.).

Другой пример. Статья 328 ГПК РФ к числу полномочий суда апелляционной инстанции не относит право отменить решение суда первой инстанции с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Однако согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», нарушение судом первой инстанции норм, устанавливающих правила подсудности, служит основанием для отмены постановления суда первой инстанции и передачи дела в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение.

В-пятых, судебная практика может определять пределы судейского усмотрения, возможности которого подразумевает закон.

Так, размер компенсации морального вреда судьи обычно определяют на основе устоявшейся судебной практики по типовым категориям дел (например, по делам об убийстве моральный вред в пользу потерпевших определяется в пределах 500000–1000000 руб.). Наказание также в среднем назначается однотипное в зависимости от статьи УК РФ, а по некоторым составам (например, по ст. 105, 111, 162 УК РФ), как правило, условное осуждение не допускается.

В-шестых, судебная практика (либо ее отсутствие) может фактически сделать правовую норму «безжизненной». Это означает, что закон юридически действует, но практически не используется.

Подобного рода примеры можно найти среди значительной части составов Особенной части УК РФ. Так, отсутствует распространенная практика применения закона применительно к таким составам преступлений, как мошенничество и клевета. Дело в том, что в обоих случаях довольно сложно доказать заранее сформированный умысел виновника на совершение преступления, а потому нередко подобного рода юридические ситуации переводятся в русло гражданско-правовых отношений.

Несмотря на непризнание в России судебного прецедента, судебную практику необходимо изучать и на нее целесообразно ссылаться в процессуальных документах (исках, жалобах, ходатайствах) с обязательным приложением копий соответствующих судебных решений. Причем делать это следует даже в том случае, когда судья заявляет: «Не нужна мне никакая практика – у меня своя практика!» Такое мнение может измениться в ходе судебного разбирательства. Но, если судья захочет использовать удачные формулировки судебных решений по аналогичным делам, он все же не сможет напрямую сослаться на существующую судебную практику[27].

Весьма удобным помощником для работы с законодательством и судебной практикой является справочно-правовая система «Консультант Плюс». В каждой правовой норме содержатся многочисленные привязки судебной практики, комментариев ученых и юристов, форм документов. Некоммерческий вариант этого информационного ресурса, представленный на Интернет-сайте (http://www.consultant.ru/), выглядит весьма скромно и уступает полной версии.

Но можно встретить такую картину: юрист обосновывает свою позицию многочисленными ссылками на законодательство, судебную практику, а в конце концов терпит неудачу. Проблема в том, что в России зачастую не только не исполняется закон, но и игнорируются правовые позиции Верховного и Конституционного Суда РФ.

Поэтому начинающим юристам следует знать о существовании помимо закона и судебной практики так называемых неофициальных (негласных) установок, которые зачастую противоречат и закону, и судебной практике. Они могут быть общими для всех дел либо определенной категории дел, а могут касаться исключительно конкретного дела. Описанное явление существует не только в судах, но и практически во всех властных структурах.

Например, в судебной системе существуют установки о недопустимости, как правило, возвращения уголовного дела прокурору и постановления оправдательных приговоров, удовлетворения имущественных исков к государству, вынесения решений о признании незаконными действий государственных органов и должностных лиц, удовлетворения апелляционных и кассационных жалоб (поддержание стабильности судебных актов) и т. п. Политической целесообразностью обусловлены установки усиленной ответственности за определенные виды правонарушений (коррупционные преступления, незаконный оборот наркотических средств, правонарушения в сфере нарушения ПДД и т. п.), независимо от обстоятельств дела и тяжести наступивших последствий.

Установки по конкретным делам иногда имеют внешнее оформление. Например, несмотря на то, что при отмене судебных актов судами вышестоящих судебных инстанций последние не вправе указывать напрямую судам низшего звена о том, какое именно решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела, но на практике «мнение» суда вышестоящей инстанции о правоотношениях сторон, о доказанности или недоказанности обстоятельств дела, как правило, всегда учитывается судьями, повторно рассматривающими дело.


Вывод. Профессиональный юрист должен периодически отслеживать изменения в законодательстве и в судебной практике, используя для этого официальные источники.

Как работают правоохранительные органы

Порядок производства предварительного расследования, в том числе перечень и права органов, производящих расследование, подследственность дел подробно описаны в УПК РФ. Но я хотел бы поговорить не об этом. Нанимая адвоката для ведения уголовного дела, многие клиенты наивно полагают, что, оказавшись на пороге отдела полиции, защитник сходу решит все проблемы: обвиняемый будет отпущен на свободу, а потерпевший добьется справедливого возмездия компенсацией вреда и наказанием виновного. В крайнем случае люди считают, что юрист обратится в прокуратуру, которая оперативно укажет следователю на допущенные просчеты и заставит его исправить допущенные ошибки. Такое представление о работе правоохранительных органов было и у меня после окончания юридического вуза. Однако на практике все происходит наоборот.

Задача оперативника, выявившего факт преступления, обычно заключается в том, чтобы как можно быстрее получить явку с повинной от какого-нибудь гражданина (при отсутствии реального подозреваемого) и выставить статистическую форму о раскрытом преступлении. При этом в принципе неважно – имеются ли еще какие-либо доказательства совершенного преступления, особенно если преступление относится к категории тяжких и особо тяжких, а уж тем более, если произошла огласка событий в СМИ.

Сотрудники полиции для получения признательных показаний могут применить насилие. Чаще всего этому предшествует незаконный административный арест по сфабрикованному административному делу за мелкое хулиганство либо сопротивление сотруднику полиции. Формальным основанием для этого служит рапорт, в котором, как правило, неконкретизированы все обстоятельства «содеянного», отсутствуют данные о свидетелях правонарушения.

Граждане обычно не пытаются предпринимать активных действий в свою защиту, так как в суд их конвоируют сотрудники полиции, в присутствии которых и осуществляется разбирательство, а иногда и просто не осознают незаконности административного ареста, полагая, что он осуществляется в связи с уголовным преследованием за совершенное ими преступление. Зачастую судье доставляют большое число административно задержанных одновременно, а это не способствует установлению действительных мотивов задержания граждан. Судьи далеко не всегда разъясняют право иметь защитника, при этом зачастую в судах используют отпечатанные бланки о разъяснении прав, в которых изначально указывается о нежелании лица, привлекаемого к административной ответственности, иметь защитника. В целом производство по административным делам данной категории, как правило, носит формальный, упрощенный характер, а обжалование принятого решения об административном аресте, как правило, результата не дает.

Лица, подвергнутые административному аресту, должны отбывать наказание в специальных учреждениях (спецприемниках), а не в полиции. Однако п. 15 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке (утв. Приказом МВД РФ от 06.06.2000 № 605 ДСП), разрешает проводить в отношении арестованных, содержащихся в специальном приемнике, оперативно-розыскные мероприятия и, таким образом, санкционирует распространенную практику вывоза административно арестованных из спецприемников в отделения полиции для производства оперативно-розыскных мероприятий.

Адвокатская практика свидетельствует о следующих наиболее распространенных формах физического принуждения к даче признательных показаний.

Избиение при задержании

Пострадавшие, как правило, рассказывают об ударах кулаками и ногами с первых минут задержания, преследующих цель запугать задержанного и сломить его волю к сопротивлению, после чего следуют избиения на протяжении длительного времени (в том числе в ночное время). Чтобы не оставлять очевидных следов, сотрудники полиции стараются не бить по лицу и рукам, обычно бьют по пояснице в область почек, причиняя серьезные травмы хронического характера. Кроме того, пострадавшие говорят об избиении мокрым полотенцем по бокам, спине и ступням подозреваемого, матерчатыми мешками с песком и пластиковыми бутылками с водой, от которых видимых повреждений может не остаться. Чтобы не оставлять следов, в ряде случаев на голову жертвы перед избиением клали книги или тома уголовных дел.

В некоторых случаях сотрудников полиции не смущает вероятность оставить видимые следы недозволенного обращения на голове и руках задержанного, которые впоследствии объясняются ими как полученные до задержания либо во время задержания в результате оказания сопротивления работнику полиции. При избиении в первую очередь используются тупые предметы, такие как деревянные палки, приклады или просто штатные дубинки, изготовленные из жесткого пластика, покрытого резиной. Однако иногда в ход идут палки с гвоздями, шнуры от электроприборов, металлические прутья, трубы. Пострадавшие также приводят примеры, когда их били головой об стену, поднимали на высоту плеч и роняли на пол и пр.


Пытки растяжением

Во время избиения задержанных могут приковывать наручниками обычно к батарее в том помещении, где производится допрос или иным образом обездвиживать в позе, которая обеспечивает наиболее легкий доступ к чувствительным частям тела, таким как почки, гениталии или ступни ног. Но приковывание как форма физического принуждения к даче признательных показаний может применяться и самостоятельно.

В позе «ласточка» руки жертвы сковывают наручниками за спиной, пропуская под цепью наручников металлический прут или трубу, так что человек висит, не касаясь ногами пола, в то время как сотрудники полиции избивают его дубинками. В одном из вариантов задержанного кладут лицом на пол и веревкой подтягивают ноги к рукам, скованным за спиной наручниками. Все это вызывает резкую боль в суставах, перекрывает кровоснабжение запястий и может привести к вывиху плеча или предплечья. В позе «конвертик» («вязка петлей») жертву усаживают головой в согнутые колени и привязывают руки к ногам.

В некоторых случаях жертву приковывают наручниками к высокой скобе, чтобы ноги едва касались пола, но задержанный не был бы в состоянии полностью опереться на них, так что задержанный оказывается не в состоянии присесть, нагнуться. Кроме того, имеют место случаи подвешивания вверх ногами с оставлением в таком положении в течение длительного времени («троллейбус»).


Пытки удушьем

Пытка удушьем связана с надеванием на голову задержанного противогаза (обычно с закрашенными стеклами) или пластикового пакета. Перекрывание притока воздуха вызывает учащенное дыхание, в некоторых случаях с потерей сознания. Описанная форма насилия именуется «слоником», по сходству шланга противогаза с хоботом.


Пытки электрошоком

Пытка электрошоком практически не оставляет следов и поэтому применяется достаточно часто, является самой распространенной из видов инструментальной квалифицированной пытки. Сотрудники полиции используют, как говорят пострадавшие, электрическую «крутилку» («динамомашину», «детектор лжи»), напоминающую, судя по описаниям, полевой телефон старого образца. Ток, вырабатываемый этим прибором, подводят к ушам или пальцам задержанного.


Пытки условиями содержания

Нередко в качестве способа получения признательных показаний используется содержание заключенного в тяжелых условиях, например в камере, не имеющей источника освещения, душном тесном помещении, оставление без одежды в помещении с открытым окном в зимнее время года, принуждение к физическим нагрузкам (приседание, стояние с вытянутыми руками и т. д.) и пр.

Должностные лица прокуратуры, следователи Следственного комитета РФ, получившие жалобу о применении недозволенных мер, оказываются в непростой ситуации, поскольку прокуратура поддерживает в судах государственное обвинение. Таким образом, устанавливая факты применения пыток, прокуратура фактически ослабляет позицию обвинения, подвергая сомнению законность добытых доказательств вины и возможность их использования в суде. Поэтому, очевидно, что эти ведомства объективно не заинтересованы проводить тщательное расследование по жалобе о применении пыток.

На практике заявления о применении недозволенных мер либо стараются не принимать (особенно если оно подается в выходные или праздничные дни), либо проверка проводится длительное время (постановление по ее результатам выносится «задним числом» иногда уже по окончании предварительного расследования). Безрезультатность официальных проверок связана также с тем, что сотрудники полиции, как правило, отрицают свою причастность к фактам причинения телесных повреждений в отсутствие каких-либо иных свидетелей. Многие проверки проводятся формально, то есть без опроса пострадавшего и своевременного его направления на судебно-медицинское освидетельствование. Если же дело возбуждается, то достаточных мер для эффективного расследования, как правило, не принимается и дело прекращается при первой возможности.

Помимо «силовых» способов «раскрытия» преступлений широко распространены и «интеллектуальные». Речь идет о применении различного рода уловок (обмана) с целью получения признательных показаний, которыми чаще всего пользуются следователи (об этом чуть позже).

Иногда оперативники с помощью уговоров «списывают» нераскрытые преступления на ранее судимых лиц, инвалидов, несовершеннолетних и даже душевнобольных. Вспоминаю случай, когда психически больного оперативник уговорил «взять» на себя ряд эпизодов, пообещав за это, что бы вы думали, – деньги, которые, конечно же, никто давать не собирался.

Среди оперативников есть и «высоколобые интеллектуалы», которые «раскрывают» преступления, созданные ими же, то есть речь идет о провокации преступлений по делам по ст. 228 УК РФ («Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»), ст. 228.1 УК РФ («Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»), по делам о взятках и коммерческом подкупе (ст. 204, 290, 291 УК РФ), нарушении авторских и смежных прав (ч. 2 ст. 146 УК РФ). Провокация имеет место, если умысел на совершение преступления изначально отсутствовал и сформировался исключительно в результате действий оперативных сотрудников правоохранительных органов.

Вы спросите: пусть оперативники поймали не преступника, но следователь-то должен во всем разобраться? Как бы не так! В России сложилась устойчивая практика, когда сотрудники оперативных служб фактически «раскрывают» преступление еще до возбуждения уголовного дела, навязывают следователю лишь ту версию, которая возникла при проведении негласной работы, связанной с применением недозволенных мер, поскольку других материалов и других версий в распоряжении следователя нет! А разбираться во всем на самом деле некому из-за отсутствия профессиональных кадров и реальной самостоятельности следователей, продекларированной в УПК РФ.

По закону следователь может обжаловать указания руководителя следственного органа руководителю вышестоящего следственного органа, но такое в практике – исключительная редкость, поскольку именно от руководителя зависит аттестация следователя, предоставление отпусков, продвижение по службе и пр. Справедливо будет отметить, что указания следователю, как правило, даются в направлении усиления уголовной репрессии. Естественно, что в таких условиях компетенция и профессионализм следователю просто не нужны. Именно поэтому следствие ведут сейчас не знатоки, а все больше некомпетентные люди, особенно на низовом уровне, работает очень много молодежи, не имеющей ни жизненного, ни профессионального опыта, а подчас – и необходимых познаний в области права, криминалистики, психологии и др.

Большинство следователей, так же как и оперативники, стремятся получить от подозреваемых признательные показания. Хотя, они, как правило, не принимают участия в пытках, но для достижения своих целей могут использовать различного рода уловки – обещания (мнимые или реальные), не всегда совместимые с законом и моралью:

• освободить обвиняемого из-под стражи (или же не заключать под стражу);

• договориться с судьей о смягчении наказания либо о том, что такое смягчение обвиняемый получит в силу закона (например, будет осужден к наказанию, не связанному с лишением свободы, по статье, предусматривающей ответственность за менее тяжкое преступление, чем то, за которое предъявлено обвинение, либо дело будет прекращено в суде, например за примирением);

• не привлекать к уголовной ответственности обвиняемого по некоторым эпизодам или дополнительным статьям УК РФ (торговля «эпизодами»);

• не привлекать к ответственности близких обвиняемому лиц – соучастников преступления;

• разрешить свидание с родственниками.

Кроме того, следователи могут «убедить» в необходимости признания вины ссылкой на наличие в деле достаточных доказательств вины, в том числе уличающих, на показания соучастников при отсутствии таковых.

Получение признательных показаний может быть связано и с различного рода угрозами (заключения под стражу до суда[28], совершения противоправных действий в условиях досудебной изоляции, подвержения обвиняемого максимально строгому наказанию, лишения свиданий с родственниками и пр.) как в отношении обвиняемого, так и в отношении близких ему лиц. Угрозы в последнем случае могут оказаться особенно эффективными, если задержанный изолирован от внешнего мира и поэтому не имеет возможности узнать, что происходит с его близкими.

Часто в протоколах допросов следователи пишут то, что им нужно, рассчитывая, что участники процесса читать эти протоколы не станут в силу беспечности, страха, либо уважения к следователю, либо просто из-за того, что допрашиваемый не взял с собой очки, находится в состоянии алкогольного опьянения и т. п. Здесь на помощь приходит компьютерная техника, когда достаточно лишь скопировать показания ранее допрошенного лица, изменив лишь анкетные данные, а результат – ни одного противоречия в деле. Как только в таких протоколах появляется подпись допрашиваемого лица – ловушка для него закрывается, ведь отказаться от показаний в дальнейшем практически невозможно. Вспоминаю откровения одного следователя, который как-то заметил: несложно при подписании протокола отвлечь внимание любого человека, переведя разговор на тему, не связанную с допросом, а затем воспользоваться этим «в интересах дела». Находчивости следователей нет предела: мне приходилось сталкиваться со случаями, когда они вообще не производили допросов, а приходили к гражданам с заранее составленными протоколами для подписания. Для того чтобы создать перед руководством иллюзию тщательного расследования, следователи иногда «раскидывают» следственные действия на как можно большее количество дней, внося ложные сведения о датах составления протоколов.

Повсеместно на следствии распространена практика отказа стороне защиты в удовлетворении заявленных ходатайств без указания мотивов такого решения с общими ссылками на нормы закона. Некоторые изощренные следователи используют штампы типа:

Ходатайство защитника удовлетворению не подлежит, так как оно ведет к затягиванию дела.

Кстати, именно по этим причинам у многих защитников вошло в привычку вообще не заявлять никаких ходатайств на стадии предварительного расследования.

К основным показателям деятельности следственных подразделений в настоящее время относится количество уголовных дел, направленных в суд с обвинительным заключением[29]. Прекращение уголовных дел («работа на корзину») не приветствуется, особенно – по реабилитирующим основаниям. При отсутствии «судебной перспективы» уголовного дела (слабой доказательственной базе, наличии различных нарушений при расследовании уголовного дела и т. п.) следователи, при согласии своего руководства, предпочитают прекратить уголовное дело по различным нереабилитирующим основаниям, приемлемым в данной ситуации, а лучше всего – приостановить дело фактически на неопределенный срок. По каждому случаю прекращения уголовных дел, прежде всего – по реабилитирующим основаниям, проводится служебная проверка, которая, как правило, заканчивается для следователя дисциплинарным взысканием и материальными лишениями. В целом можно сказать, что на сегодняшний день следователь фактически выполняет роль оформителя, в задачи которого входит не расследование преступлений, а оформление материалов дела с обвинительным заключением в суд.

В одном из советских кинофильмов есть эпизод, когда подозреваемого приводят к следователю, который предлагает ему дать признательные показания, а в ответ на это звучит возглас: «Я требую прокурора!» Какую же роль играет прокурор в уголовном процессе на практике?

Сейчас прокурора во многих случаях можно сравнить с работником цеха готовой продукции, который «упаковывает» то, что сделал следователь-«бракодел» для отправки в суд. В соответствии со ст. 221 УПК РФ прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд, прекратить уголовное дело он не может, максимум – это возвратить его на дополнительное расследование. Но дело в том, что у прокурора существует своя «палочная» система отчетности. Согласно ст. 1 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 одной из задач прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Таким образом, во главу угла деятельности прокуратуры поставлен показатель раскрываемости преступлений. Именно поэтому жалобы защиты, адресованные прокурору, к которому уголовное дело поступило с обвинительным заключением, чаще всего оставляются без надлежащего рассмотрения, а иногда просто с формальной отпиской о том, что дело уже отправлено в суд.

Помощники прокурора, поддерживающие обвинение в суде, в отличие от следователя, как правило, не знакомы с материалами дела и располагают лишь отдельными документами из него, сформированными в надзорное производство. При этом далеко не всем обвинителям известны особенности следственной работы, недостает элементарного жизненного и профессионального опыта и знаний. Поскольку они связаны утвержденным прокурором обвинением, то фактически не обладают какой-либо процессуальной самостоятельностью при избрании позиции на суде. Отсюда – необъективность прокуроров при поддержании обвинения и оспаривании законных оправдательных приговоров. По каждому делу, связанному с вынесением оправдательного приговора, принято направлять рапорта с объяснениями прокурора о причинах допущенных нарушений, а по результатам проверок принимается решение о лишении премий, предупреждении прокуроров о персональной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Жалобы граждан и их представителей, адресованные прокурору в порядке так называемого общего надзора, сейчас, как правило, перенаправляются в адрес профильных административных органов: инспекций, комитетов, департаментов и пр., а иногда и в адрес тех лиц, действия и решения которых обжалуются. Поэтому данный способ защиты прав на практике оказывается неэффективным либо требует значительных затрат и настойчивости.

Многие граждане полагают, что непосредственное обращение к Генеральному прокурору РФ, Президенту РФ, руководителям ведомств позволит положительно решить их проблемы. Однако в настоящее время все жалобы (письменные и устные на личном приеме) рассматриваются по следующей схеме: не пройдя нижестоящего чиновника, которым может быть заместитель начальника отдела, начальник отдела, советник, помощник, заместитель руководителя и пр., жалоба не может попасть к руководителю государственного органа (в вышестоящем органе действует аналогичная схема). Таким образом, жалобы иногда годами пускаются по кругу в пределах одного ведомства, когда руководитель отменяет решение всех нижестоящих чиновников и вновь направляет документы на рассмотрение своим подчиненным.


Вывод. Практика работы российских правоохранительных органов далека от тех задач, которые задекларированы в законодательстве, и от тех представлений, которые имеют выпускники юридических вузов и рядовые граждане.

Как устроены суды

Структура и принципы деятельности судов в РФ подробно определены в Федеральном конституционном законе (ФКЗ) РФ от 31.12.1996 № 1 «О судебной системе РФ», ключевые понятия которого – это самостоятельность судов и независимость судей. Если же углубиться в чтение Закона РФ от 26.06.1992 № 3132–1 «О статусе судей», содержащего внушительный перечень требований, предъявляемых к судье, то, кажется, можно успокоиться в ожидании объективного и беспристрастного суда. Но как бы не так! Помните, поэт когда-то сказал – народ «… стонет в каждом глухом городишке у подъездов судов и палат»? Спустя полтора столетия после этих слов народ продолжает стонать оттого, что дела разрешают долго, жалобы удовлетворяют редко, оправдывают мало.

В основу судебной системы положена полная зависимость судей от председателей судов и полная независимость от закона. Председатели судов выступают в качестве властных проводников государственной политики. Устрашающая власть председателей судов зиждется на трех китах. Во-первых, председатели судов распределяют дела между судьями и с помощью этого механизма «неугодным» судьям создаются невыносимые условия работы[30]. Понятно, что дела бывают разные по степени сложности и доказанности обвинения, а также объем дел в производстве судей может отличаться существенным образом. Во-вторых, председатели судов обладают возможностью влиять на карьерный рост судьи и получение им привилегий. В-третьих, власть председателей судов основывается на сложившейся практике формирования и деятельности квалификационных коллегий судей, которая рассматривает только те жалобы на судей, которые направляются с представлением председателя суда. Фактически, председатели судов заставляют судей отчитываться о своей работе, регулярно проводят планерки и совещания или просто могут вызвать «на ковер». Хотя, повторюсь, по закону у нас все судьи независимы.

К сожалению, до сих пор сохранилось известное еще в советские времена непроцессуальное руководство нижестоящими судами. Судьи, рассматривающие дела, обращаются за советами к членам вышестоящих судов (кураторам, докладчикам жалоб на приговоры и решения). Широко распространены случаи критики членами вышестоящих судов судебных актов по отдельным делам без их пересмотра в установленном процессуальном порядке. С другой стороны, куратор из вышестоящего суда несет ответственность за ошибки, допускаемые опекаемыми им судьями. Такой куратор охотно закрывает глаза на просчеты подопечных, когда исполняет обязанности докладчика в апелляционной и кассационной инстанции. Опасаясь последствий свободно выраженного внутреннего убеждения, судья начинает ориентироваться на позицию вышестоящих судебных инстанций, то есть утрачивает самостоятельность.

В настоящее время судей назначает сама система в основном из числа бывших следователей, прокуроров, секретарей судебного заседания и гораздо реже – адвокатов. Зная о том, как формируется судейский корпус, можно понять, почему новоиспеченные судьи, как правило, не обладают не только достаточными профессиональными знаниями, но и личностными качествами, необходимыми профессии, не способны отстаивать собственную точку зрения и противостоять внешнему воздействию. Многие из таких судей сознательно становятся на путь «обвинительного уклона», поскольку поддержание обвинения – более легкий способ разрешения уголовных дел, не требующий значительной физической и психологической нагрузки, профессионального опыта и знаний. Проще всего взять флешку у следователя с текстом обвинительного заключения, переставить местами слова, озаглавить текст «приговором» и огласить присутствующим в зале суда лицам. Такую работу в судах обычно выполняют даже не сами судьи, а их помощники.

Несмотря на то что в России создана многоступенчатая система пересмотра судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, описание которой может занять несколько страниц, а хождение по инстанциям – несколько лет, однако эта система неэффективна, поскольку на практике существует подход к ограничению возможности пересмотра вступивших в силу судебных актов уровнем субъекта РФ, а показатель стабильности судебных актов рассматривается как критерий эффективности судопроизводства.

Жалобы на судебные акты рассматриваются, как правило, поверхностно и быстро. Судьи вышестоящих инстанций, как правило, не читают дел, а их функция сводится к соблюдению процедуры «прохождения» жалоб по инстанциям (порядка направления сторонам копий жалоб, извещения сторон о слушании дела и пр.). Неоднократно я прилагал к жалобам объемные стопки документов «вверх ногами» – так вот, они возвращались в неизменном виде по простой причине: их никто не только не читал, но даже не смотрел. О том, что ответы по жалобам просто «вылеживаются» в судах, свидетельствует тот факт, что в заранее подготовленном судебном акте месяц и год зачастую указывается компьютерным способом, а дата вынесения подписывается чернилами.

Отличительной чертой судебных актов апелляционной и кассационной инстанций служит их «бумажный вес». Обоснованность выводов и содержательность документа заменена объемом, несопоставимым с судебными актами судов первой инстанции – здесь в ход идут и крупный шрифт, и громадные интервалы между строк, а текст состоит из сплошных абзацев, чтобы создать для неюристов видимость того, что жалоба разбиралась. Как правило, судебные акты судов второй инстанции подготавливаются помощниками судей по заранее известным шаблонам со стандартными формулировками, например:

Доводы жалобы тщательно проверялись судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

Возмущенные граждане, столкнувшись с отечественной судебной системой, довольно часто упоминают о своем желании обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ). Многие юристы, в том числе не имеющие практики составления и подачи подобных жалоб, предлагают свои услуги таким разгоряченным клиентам за немыслимые деньги. Но, прежде чем избирать этот путь, нужно иметь в виду следующее.

Действительно, с 30 марта 1998 года на Россию распространилась юрисдикция ЕСПЧ, после чего многие российские граждане стали воспринимать этот орган как суд последней надежды. Россия оказалась самым крупным «поставщиком» дел в ЕСЧП, их доля составляет более 30 % от общего числа жалоб. При этом количество жалоб, поступивших из России, ежегодно растет, а в связи с загруженностью суда дела обычно рассматриваются по несколько лет. При этом значительная часть жалоб «отсеивается» еще на стадии принятия как неприемлемые, а также в связи с пропуском шестимесячного срока их подачи, который восстановлению не подлежит.

Хрестоматийным примером служит дело Г. Ваньяна, который 2 апреля 1999 года был осужден за незаконное приобретение, хранение с целью сбыта и сбыт наркотических веществ в особо крупном размере к семи годам лишения свободы. Постановлением ЕСПЧ от 15.12.2005 в пользу Ваньяна была взыскана компенсация морального вреда и лишь спустя одиннадцать лет после приговора Постановлением Президиума Верховного Суда от 28.07.2010 дело Ваньяна было пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, судебные акты отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава преступления, а за Ваньяном признано право на реабилитацию.

Судебная практика ЕСПЧ по делам в отношении России имеет значение больше в локальном плане (для защиты прав отдельных граждан), чем в глобальном. Например, ЕСПЧ последовательно признавал, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещенности, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции, но целая вереница дел не смогла изменить плачевного состояния отечественной пенитенциарной системы.

На сегодняшний день в судах при разрешении конкретных дел бессмысленно апеллировать к правовым позициям ЕСПЧ. Хотя иногда судьи ссылаются на нормы международного права, но они повсеместно выхолащиваются. Так, рассмотреть дело «в разумный срок» для судьи первой инстанции в трактовке вышестоящих судебных инстанций означает: рассмотреть дело как можно быстрее, невзирая на доказательства и процессуальные права сторон. Принцип «правовой определенности» фактически стал универсальным средством для судей вышестоящих инстанций, которые ссылаются на него в качестве единственного мотива для отказа в удовлетворения большинства поданных кассационных жалоб.


Вывод. Судебная система России не только не устраняет произвола чиновников, но и сама его порождает. Европейская система защиты прав для рядового гражданина, столкнувшегося с несправедливостью отечественного судопроизводства, является скорее призрачной, чем реально существующей.

Загрузка...