Примечания

1

Согласно Р. Бернсу положительная Я-концепция включает в себя три компонента:

– уверенность в своих способностях к какому-либо виду деятельности;

– уверенность в принятии другими людьми;

– чувство собственной значимости.

«Я – концепция» – это совокупность представлений ребенка о себе. То есть, ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и, одновременно, как активного субъекта деятельности – носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д. На основе чего в процессе дальнейшего развития, возможно ощущение своей самости.

Самость – чувство собственной идентичности, архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Это сердцевина личности, обретя которую, человек ощущает единство и гармонию. Самость дает возможность человеку жить из центра себя и, соответственно, чувствовать себя счастливым вне зависимости от обстоятельств, сохраняя свою индивидуальность и активную жизненную позицию. Его жизненная позиция проистекает из единства сознания, мышления и деятельности.

2

Изучение ресурсов в науке сначала было инициировано в рамках экономической теории и теории информационных систем, и только в последние два десятилетия ресурсный подход начинает активно разрабатываться в русле психологии. По мнению Я.В. Малыхиной – «Личный ресурс – это комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов». Отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и, в соответствии с направленностью личности, создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации. Использование ресурсного подхода в психологии позволяет установить акценты в область позитивного, творческого, конструктивного поля деятельности человека [сайт https://www.b17.ru/article/303341/; статья Алексея Васёнкина].

Таким образом, ресурс человека – это количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Ресурс ребенка – это его потенциальные возможности, которые должны быть использованы педагогом для компенсации недостатков и/или коррекции особенностей психического развития.

3

Одним из основных факторов социальной успешности человека является психологическое здоровье. Термины «психическое здоровье» и «психологическое» имеют различия. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом. Психическое здоровье не гарантирует психологическое здоровье, но является его обязательной составляющей.

Характерными признаками психологически здорового человека являются:

– оптимистический взгляд на жизнь;

– уверенность в своих силах, позитивное отношение к себе;

– стремление к личностному росту, саморазвитию, целеустремленность;

- активная жизненная позиция, потребность в самореализации, раскрытии своего потенциала;

– адекватное социальное поведение, умение приспосабливаться к изменяющимся

условиям (успешная социальная адаптация);

– способность развиваться и преодолевать жизненные трудности;

– высокий уровень развития рефлексии, умение делать выбор и нести за него ответственность;

– эмоциональное благополучие, гармонизация потребностей и возможностей;

– адекватные возрасту психические процессы.

4

Интеллектуальный компонент связан с мыслительными способностями и объёмом знаний индивида.

5

Согласно толковому словарю русского языка, среда – это окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:

– взаимодействие участников педагогического процесса;

– развивающая предметно-пространственная среда;

– содержание дошкольного образования.

6

Психологическое сопровождение – это комплексная система поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребёнка.

7

Основная образовательная программа дошкольного образования – ООП.

Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, приспособленной к его особым образовательным потребностям, учитывающей его трудности. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.

8

В перспективном плане можно прописать: «Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье и развитии детей».

9

К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель (заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе), старшая медицинская сестра и завхоз (заместитель заведующего по административно-хозяйственной части).

10

С напряженными и тревожными, а также с родителями с демонстративными чертами личности или склонным к необоснованной критике, нужно уметь правильно общаться. Человек вовлеченный в ситуацию и не владеющий этическими методиками, помогающими собеседнику снизить уровень его негативных реакций, может невольно подорвать основу доверия к ДОУ.

Например, более застенчивому, недоверчивому родителю нужно больше времени на адаптацию. Учитывая склонность такого человека, драматизировать и преувеличивать, его необходимо приветливо подготовить ко встрече с руководством, предоставить максимум информации о работе детского учреждения и заботливо сопроводить в кабинет заведующего.

А с критиканами нужно использовать метод «согласия-разоружения». Ввиду того, что такой человек сам по себе несет эмоциональный заряд, который взрывается, когда что-то происходит вопреки, очень важно вовремя преодолевать собственные отрицательные эмоции, возникающие при общении с родителями подобного типа. Они, также, могут вести себя как всезнайки, переполненные осведомленностью и сознанием собственной важности, что на поверку совершенно не соответствует действительности. Поэтому основная ошибка в ситуации критики – доминирующая тенденция переубеждения. Вне зависимости от правильности утверждений критика, сначала нужно найти способ согласиться с ним, подчеркивая, что поднятые им вопросы правильные и характеризуют его как заботливого родителя. Когда критик не встречает сопротивления, он обычно теряет весь свой пыл. Затем уверенно, спокойным тоном, без намека на намерение оспаривать или доказывать, аргументированно обрисовать действительное состояние вещей.

11

Начинающий психолог эту информацию легко найдет на просторах интернета, забив в строку поиск «адаптация вновь поступивших детей к условиям ДОО». Мне же, совершенно не хочется пересказывать тексты этих авторов. К тому же, тебе будет очень полезен собственный опыт переработки и применения эмпирических знаний других коллег.

12

В первый год жизни ребенка развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление. Происходит становление эмоциональных контактов с окружающими, которые в дальнейшем помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.

По Эрику Эриксону, в период младенчества формируется базовое доверие или недоверие к миру и к себе. Поэтому очень важно то, как ребенок проживет этот этап. В результате чуткого проявления заботы со стороны матери, то есть своевременного удовлетворения всех потребностей ребёнка, у него появляется ощущение, что всё хорошо и этому миру можно доверять. Если же какая-то потребность вовремя и полностью не удовлетворена, ребенок напуган пережитым, и в последующем не может до конца расслабиться, а иногда поверить в то, что ему всего в этом мире хватит.

Кроме этого, малыш обязательно должен иметь возможность получать нужную ему информацию, изучать предметы, больше двигаться и общаться с взрослыми и детьми (социализироваться).

13

Основоположником теории привязанности был психоаналитик Джон Боулби. Под привязанностью подразумеваются отношения, характеризующиеся интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями между матерью/лицом ее заменяющим и ребенком. Прежде всего, это способность значимого взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то плач, улыбка, или лепет, а также на его сиюминутные потребности, которые состоят не только в том, чтобы утолить голод и оставаться «сухим». Такая эмоциональная привязанность имеет определенную ценность, с точки зрения самосохранения. Получается, что привязанность малыша к тому, кто за ним ухаживает – это не что иное, как инстинктивный ответ на угрозу утраты преимуществ в процессе выживания.

Джон Боулби утверждал, что главным и необходимым условием сохранения психического здоровья ребенка в младенческом и раннем возрасте является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью.

Исходя из теории Джона Боулби, поведение привязанности не исчезает вместе с уходящим детством, а сохраняется на протяжении всей жизни. Он утверждал, что, только рассмотрев «поведенческую систему привязанности», которая направляет человека в его привычках и моделях формирования и поддержания всех социальных отношений, мы и можем понять истинную мотивационную причину такого поведения. Боулби писал: «То, что я называю теорией привязанности, – это способ осознания склонности существ создавать сильные эмоциональные связи с определенными другими, объяснить множество форм эмоционального расстройства и всевозможные проблемы, включая беспокойство, гнев, депрессию и эмоциональное отчуждение, которые приходят при нежелании сепарации и потерях».

14

М. Эйнсворт уточнила базовые положения теории Д. Боулби и выделила несколько типов детской привязанности ребенка к родителям:

– надежная безопасная привязанность;

– ненадежная тревожно-амбивалентная привязанность ребенка к родителям;

– ненадежная тревожно-избегающая привязанность.

Впоследствии был определен четвертый тип, который не учитывался при составлении методики – дезорганизованная привязанность ребенка к родителям.

15

О психологической работе с некоторыми категориями воспитанников, имеющих нарушения психического развития, я посвящу отдельную книгу. В данном пособии, в его последующих главах, коснусь лишь некоторых упомянутых выше категорий, поскольку основной темой второй части этого пособия выбрана тема профилактики.

16

Защитные механизмы – это неосознаваемые психологические стратегии на уровне автоматизмов, используемые для поддержания стабильности функционирования психики в конфликтных ситуациях, особенно во внутриличностных, за счет чего уровень беспокойства человека становится ниже, и он легче справляется с ситуацией. Другими словами, механизмы психологической защиты оберегают человека от тяжелых психотравм, вызванных чувствами вины, стыда или страха, т.е. служат для устранения сильного негативного чувства и сохранения собственного самоуважения. Таким образом, защитные механизмы искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для психики человека.

Все люди в какой-то степени используют защитные механизмы, однако, такой способ решения проблем является резервными и включается в том случае, когда обычные методы не помогут сохранить целостность «эго». У человека, постоянно использующего защитные механизмы, происходит замена реальности на искривленную картину происходящего, что становится препятствием в его личностном развитии. Если же таких видов защит у человека несколько, он превращается в невротика.

На сегодняшний день психологам, в основном, приходится работать с 14-ю наиболее часто встречающимися видами защитных механизмов психики человека:

– отрицание; – вытеснение; – проекция; – изоляция; – замещение; – регрессия; – сублимация;

– рационализация; – реактивное образование; – интроекция; – идентификация; – агрессия; – подавление; – интеллектуализация.

17

Научение, в данном контексте, мы рассматриваем как сложноорганизованный процесс, в котором задействованы все ВПФ (высшие психические функции), а не как примитивные подражательные механизмы присущие любым живым организмам, равно как и приспособление будем считать адаптацией более высокого порядка.

18

Мозг человека имеет очень непростое трехуровневое строение, где каждый уровень сложно организован:

Рептильный – самая древняя часть мозга, отвечает за телесное функционирование, за первичные инстинкты и обеспечивает выживание самого организма и вида в целом. Рептильный мозг функционирует даже если человек по каким-то причинам находится без сознания (например, при травме), он записывает абсолютно всю входящую информацию с целью избежать негативного опыта в будущем. Например, когда ребенок рождается, все что происходит с ним или вокруг него бессознательно записывается в рептильный мозг на уровне стимул-реакция. Таким образом, человек весьма обусловлен информацией, как и в каких условиях проходил первый год его жизни, т.е. насколько его мать была способна определить и удовлетворить его базовые потребности.

Лимбическая система – следующая надстройка мозга. Она отвечает за чувства и эмоции, память и приспособление к окружающей среде. От нее зависит эмоциональная окраска психических процессов и изменения двигательной активности. Она создает мотивацию поведения. Деятельность лимбической системы влияет на разум и сознание, но напрямую разумом не осознается и не контролируется. Именно в лимбической системе находится центр удовольствия, система вознаграждения и наказания, что влияет на поведение человека в целом, а также формирует у него зависимое поведения в частности. Лимбическая система производит активные биологические вещества – нейромедиаторы (дофамин, эндорфин, серотонин, кортизол, окситоцин).

Лимбическая система неразрывно связана со следующей структурой – неокортексом.

Неокортекс или новая кора головного мозга представляет собой совокупность нейронов и их соединений. Неокортекс отвечает за все высшие когнитивные функции: логику, творчество, торможение биологических инстинктов, планирование, принятие решений, достижение целей, благодаря ему рождаются новые идеи, изобретения и т.п. Также он отвечает за формирование более сложных эмоций. Эта часть мозга формирует ощущение собственного «Я» – осознанное представление о самом себе. Благодаря гармоничной работе неокортекса поведение человека является адекватным.

19

Нейробиологи утверждают, что нашей жизнью управляем не мы сами, а наши скрытые физические потребности и желания, порождаемые первоначальными инстинктами (рептильным мозгом). Например, инстинкт доминантности формирует потребность (лимбической системой) в контроле, а также потребность в признании и уважении.

В условиях, когда постоянно блокируется реализация такой фундаментальной потребности, как потребность в уважении – развивается ощущение личностного дискомфорта (в лимбической системе). В решении же задачи освободиться от этого угнетающего состояния, человек прибегает к любым доступным ему способам, ведомый инстинктом самосохранения (рептильным мозгом).

20

Говоря о правильной заботе, имеется в виду чуткое отношение матери к потребностям ребенка, которые совсем не сводятся к тому, чтобы быть всегда сытым и сухим. А о том, насколько она правильно их угадывает, вернее чувствует. Ведь плачь малыша – это не только голосовой сигнал «я промок» или «хочу есть», но и призыв к общению с предметом обожания и наслаждения. Младенец воспринимает свою маму как нечто неотрывное – он и она одно целое. Вот он уже научился дотрагиваться до погремушки, висящей над кроваткой. Его радость, это их радость и ему жизненно необходимо это почувствовать. Он улыбается, и мама улыбается, глядя на него. Однако, мама накормила и пропала. Перепеленала и исчезла, и это в тот самый момент, когда ему очень тревожно и срочно нужна мама. Младенец не получил вовремя столь необходимых прикосновений и объятий, благодаря которым он бы ощутил сладостную безмятежность и спокойствие, защиту и любовь окружающего мира. И от этого тревога только нарастает, а мир становится нестабильным и угрожающим.

21

По Ж. Пиаже, интеллект – это высший способ уравновешивания субъекта со средой, отличающийся универсальностью.

Г. Айзенк считает, что интеллектом является универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью.

(Взято с портала психологических изданий PsyJournals.ru – https://psyjournals.ru/kip/2007/n3/Nguyen_full.shtml).

22

Гарднер утверждает, что обычно у человека хорошо развиты несколько типов интеллектов, но некоторые из них могут сильно отставать от «главных». Из-за этого люди, которые блестяще показывают себя в одной дисциплине, порой не всегда в состоянии освоить даже школьную программу в другой.

(Взято с сайта: https://skillbox.ru/media/education/teoriya-mnozhestvennogo-intellekta-govarda-gardnera/).

Теория Гарднера лишний раз подтверждает, что не стоит торопиться делать какие-либо выводы и, более того, приписывать ребенку общее отставание в интеллектуальном развитии, не пытаясь более глубоко разобраться в возникших у него трудностях. Задача психолога, найти необходимый ресурс и через него суметь раскрыть, казалось бы, совсем неспособного воспитанника. Дать ребенку необходимую опору, в виде его значительности и вооружить устойчивым желанием развиваться в нужном направлении.

Загрузка...