Обсуждая различия и особенности точечной и векторной графики в главе 1, мы уже упоминали о том, что базовым понятием последней являются контуры. В этой главе мы рассмотрим способы создания и редактирования контуров с использованием богатого инструментария CorelDRAW.
Основным инструментом создания контуров в CorelDRAW является инструмент Bezier (Кривая Безье). Он предназначен для точного построения кривых, их вычерчивания. Второй инструмент создания контуров – Freehand (Кривая) – позволяет рисовать контуры, как вы это делаете карандашом на бумаге. Чтобы достичь хороших результатов в таком рисовании, вам, скорее всего, понадобится графический планшет.
Самый простой случай контура – это контур с прямолинейными сегментами. Построим с помощью инструмента Bezier (Кривая Безье) зигзагообразную линию:
1. Создайте новый документ командой New (Создать) меню File (Файл).
2. Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) на всплывающей панели инструментов. Он «спрятан» за инструментом Freehand (Кривая). Курсор мыши примет форму перекрестия со значком, изображающим узел кривой.
3. Переместите курсор инструмента к левому краю рабочей страницы.
4. Сделайте щелчок левой кнопкой мыши. На странице появится маленький черный квадрат, отмечающий начало контура. Это его первый узел.
5. Переместите курсор по диагонали вправо и вверх.
6. Сделайте второй щелчок мышью. На месте курсора возникнет второй узел, который будет соединен прямой линией с первым. Отрезок построен, но наша цель – зигзагообразный контур. Он должен состоять из нескольких таких отрезков.
7. Переместите курсор мыши по диагонали вправо и вниз.
8. Щелкните мышью. На месте курсора появится третий узел, соединенный прямой линией с предыдущим. Мы получили контур, состоящий из двух прямолинейных сегментов.
9. Добавьте к контуру еще два сегмента, чтобы результат был таким, как показано на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Зигзагообразный контур из четырех линейных сегментов
С помощью инструмента Bezier (Кривая Безье) можно сразу откорректировать положение любого узла контура, если оно получилось недостаточно точным:
1. Подведите курсор инструмента ко второму или третьему узлу. Курсор примет вид большой черной стрелки с крестиком из двух маленьких стрелок, который символизирует перемещение в любом направлении.
2. Нажмите левую кнопку мыши.
3. Не отпуская кнопку, перетащите курсор в любом направлении. Этим вы переместите узел контура, a CorelDRAW автоматически скорректирует его смежные сегменты (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Редактирование положения узла с помощью инструмента Bezier
4. Отпустите кнопку мыши. Новое положение узла зафиксировано.
5. Нажмите клавишу <Пробел>. Этим вы завершили построение контура.
Если теперь снова выбрать инструмент Bezier (Кривая Безье) и воспользоваться им, будет построен другой контур. Тем не менее, существует возможность дополнить уже существующий контур новыми сегментами:
1. Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье).
2. Подведите курсор к начальному или конечному узлу контура. Курсор при этом должен принять вид изогнутой вниз стрелки (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Вид курсора при дополнении контура новыми сегментами
3. Сделайте щелчок левой кнопкой мыши. Теперь можно дополнять контур.
4. Переместите курсор мыши.
5. Щелкните мышью. Созданы новый узел и сегмент контура. Повторяя шаги 4 и 5, можно создать контур любой сложности.
Построение криволинейных контуров тоже выполняется инструментом Bezier (Кривая Безье). Нарисуем волнистую линию и посмотрим, как создаются криволинейные сегменты контуров:
1. Отступите немного вниз от предыдущего рисунка и переместите курсор инструмента Bezier (Кривая Безье) к левому краю листа.
2. Нажмите левую кнопку мыши.
3. Не отпуская кнопку, перемещайте мышь по горизонтали вправо. За курсором потянутся управляющие линии. Пусть они будут примерно такой длины, как показано на рис. 3.4, а. Длина управляющих линий определяет кривизну сегментов.
Рис. 3.4. Рисование кривой
4. Отпустите кнопку мыши.
5. Переместите курсор по диагонали вниз.
6. Нажмите левую кнопку мыши.
7. Не отпуская кнопку, перемещайте мышь по горизонтали вправо (рис. 3.4, б). Постарайтесь получить управляющие линии примерно такой же длины, что и для предыдущего узла. Если вам это удастся, сегмент будет симметричным.
8. Отпустите кнопку мыши. Первый криволинейный сегмент построен.
9. Переместите курсор по диагонали вверх, чтобы он оказался примерно на одной горизонтали с первым узлом контура. Постарайтесь, чтобы расстояние по горизонтали от курсора до второго узла равнялось расстоянию между первыми двумя узлами. Чем точнее вы это сделаете, тем ровнее будет контур.
10. Нажмите левую кнопку мыши.
11. Перемещайте мышь по горизонтали вправо, следя за тем, чтобы длина направляющих линий для нового узла была той же самой, что и для остальных (рис. 3.4, в).
12. Отпустите кнопку мыши. Теперь контур состоит из двух сегментов.
13. Повторяя шаги 5–12, вы можете создать контур из любого количества сегментов. Добавьте самостоятельно еще один сегмент (рис. 3.4, г).
14. Если контур получился неровным, измените положение узлов так же, как вы это делали для контура с прямолинейными сегментами.
Построенный контур является гладким. Теперь создадим контур, в котором соседние сегменты образуют острый перегиб.
1. Отступите немного вниз от предыдущего рисунка и переместите курсор инструмента Bezier (Кривая Безье) к левому краю листа.
2. Нажмите левую кнопку мыши.
3. Не отпуская кнопку, перемещайте мышь по горизонтали вправо.
4. Отпустите кнопку мыши.
5. Переместите курсор по диагонали вниз.
6. Щелкните левой кнопкой мыши. Первый сегмент построен (рис. 3.5, а). Его форма отличается от S-образной формы сегментов в предыдущем упражнении.
Рис. 3.5. Рисование кривой с острым перегибом
7. Переместите курсор по диагонали вверх, чтобы он оказался примерно на одной горизонтали с первым узлом контура.
8. Нажмите левую кнопку мыши.
9. Перемещайте мышь по горизонтали вправо, следя за тем, чтобы длина направляющих линий для нового узла была такой же, что и для первого (рис. 3.5, б).
10. Отпустите кнопку мыши. Теперь контур состоит из двух сегментов. Они соединяются под острым углом в нижнем узле контура.
11. Повторяя шаги 5–10, добавьте самостоятельно еще два сегмента. У вас должен получиться контур, изображенный на рис. 3.5, в.
Инструмент 3 Point Curve (Кривая по трем точкам) находится на той же всплывающей панели. Функционально он аналогичен инструменту Bezier (Кривая Безье), но работает несколько иначе. Построим такой же контур, как в предыдущем упражнении, с помощью этого инструмента (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Построение кривой инструментом 3 Point Curve
1. Выберите в палитре инструментов инструмент 3 Point Curve (Кривая по трем точкам).
2. Перейдите на свободное место страницы. Установите курсор в точку, где должна начинаться кривая.
3. Нажмите левую кнопку мыши и перетащите курсор по диагонали вниз. За курсором потянется линия, изображающая прямолинейный сегмент (рис. 3.6, а). Отпустите кнопку мыши.
4. Сместите курсор вправо и вверх – линия сегмента станет кривой (рис. 3.6, б). Перемещая курсор, отрегулируйте кривизну сегмента. Когда сегмент приобретет нужную форму, зафиксируйте ее щелчком мыши. Первый сегмент построен.
5. Подведите курсор к последней точке сегмента (рис. 3.6, в). При этом курсор примет вид перекрестия с изогнутой стрелкой, символизирующей продолжение контура.
6. Нажмите левую кнопку мыши и перетащите курсор по диагонали вверх. За курсором потянется линия, изображающая прямолинейный сегмент (рис. 3.6, г). Отпустите кнопку мыши.
7. Сделайте двойной щелчок мышью (рис. 3.6, д). Построен второй, прямолинейный сегмент.
8. Повторите шаги 2–7 еще раз, построив третий и четвертый сегменты.
На наш взгляд, новый инструмент удобнее в обращении, чем традиционный инструмент Bezier (Кривая Безье). С другой стороны, он имеет и свои ограничения. Например, с его помощью нельзя построить кривую из S-образных сегментов, как в первом примере этого раздела (см. рис 3.4).