Сноски

1

Обширные исследования, посвященные чувству контроля и его роли, хорошо обобщены в книге Why Zebras Don’t Get Ulcers («Почему у зебр не бывает инфаркта») выдающегося специалиста по стрессу Роберта Сапольски (Sapolsky Robert. 3rd ed. New York: Holt Paperbacks, 2004). См. также важную обзорную статью: Haidt Jonathon, Rodin Judith. Control and Efficacy as Interdisciplinary Bridges // Review of General Psychology 3. No. 4 (December 1999). P. 317–337.

2

Психолог Джин Твендж изучила смещение локуса контроля у студентов колледжей и выяснила, что у среднестатистического студента в 2002 году внешний локус контроля был сильнее, чем у 80 % учащихся начала 1960-х годов. Твендж полагает, что причина такой перемены кроется в культуре, где все выше ценятся показные и эгоцентричные атрибуты, такие как деньги, статус и внешняя привлекательность, а вот товарищество, взаимопомощь и поиск смысла в жизни значат все меньше. Внешний локус контроля связан с плохой успеваемостью, ощущением беспомощности, неумением справляться со стрессом, плохим самообладанием и подверженностью депрессиям. См.: Twenge Jean M. et al. It’s Beyond My Control: A Cross-Temporal Meta-Analysis of Increasing Externality in Locus Of Control, 1960–2002 // Personality and Social Psychology Review 8. No. 3 (August 2004). P. 308–319. О выводах Твендж касательно учащения случаев душевного расстройства среди современной молодежи см. здесь: Twenge Jean M. et al. Birth Cohort Increases in Psychopathology Among Young Americans, 1938–2007: A Cross-Temporal Meta-Analysis of the MMPI // Clinical Psychology Review 30. No. 2 (March 2010). P. 145–154. Также см.: Twenge Jean M. Generational Differences in Mental Health: Are Children and Adolescents Suffering More, or Less? // American Journal of Orthopsychiatry 81. No. 4 (October 2011). P. 469–472.

3

Mele Christopher. Pushing That Crosswalk Button May Make You Feel Better, but… // New York Times. 27 октября 2016 года, доступно на 11 мая 2017 года, URL: www.nytimes.com/201610/28/us/placebo-buttons-elevators-crosswalks.html?src=twr&_r=1.

4

Rodin Judith, Langer Ellen. Long-Term Effects of a Control-Relevant Intervention with the Institutionalized Aged // Journal of Personality and Social Psychology 35. No. 12 (December 1977). P. 897–902.

5

Первая часть экзамена SAT, который сдают все учащиеся, желающие поступить в американские вузы. Национальную премию за заслуги (частную стипендию для учебы в колледже) могут получить только те, кто сдал тест на очень высокий балл. Прим. перев.

6

Международная некоммерческая организация, занимающаяся строительством доступного жилья для бедных. Прим. перев.

7

Доказательства учащения случаев душевного расстройства среди молодых людей содержатся во многих источниках, включая уже упомянутые исследования Джин Твендж. Кроме того, в ходе исследований, описанных в журналах Школы общественных и международных отношений имени Вудро Вильсона при Принстонском университете и Института Брукингса, выяснилось, что впервые за пятьдесят лет пять самых распространенных причин инвалидности детей в США – это психические расстройства, а не физические заболевания. Currie Janet, Kahn Robert. Children with Disabilities: Introducing the Issue // Future of Children 22, No. 1 (Spring 2012). P. 3–11; Slomski Anita. Chronic Mental Health Issues in Children Now Loom Larger Than Physical Problems // Journal of the American Medical Association 308. No. 3 (July 18, 2012). P. 223–225. Также см.: Munsey Christopher. The Kids Aren’t All Right // APA Monitor on Psychology. January 22. 2010. В недавней статье в журнале Time озвучена схожая тема; там сообщается, что количество тревожных расстройств и депрессия среди старшеклассников растет с 2012 года, особенно среди девочек-подростков: Schrobsdorff Susanna. Teen Depression and Anxiety: Why the Kids Are Not Alright // Time. October 26. 2016. Доступно на 12 мая 2017 года, URL: time.com/4547322american-teens-anxious-depressed-overwhelmed/. Свежие данные Национального института психического здоровья США (NIMH) позволяют сделать вывод, что тревожным расстройством страдают около 30 % девочек и 20 % мальчиков. Вероятно, в этой статистике несколько недооценен реальный масштаб проблемы, так как огромное большинство молодых людей, страдающих тревожным расстройством и депрессией, не обращаются за помощью к специалистам. Merikangas Kathleen Ries et al. Lifetime Prevalence of Mental Disorders in US Adolescents: Results from the National Comorbidity Study – Adolescent Supplement (NCS-A) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry 49. No. 10 (October 2010). P. 980–989. Более того, согласно недавнему исследованию, около 30 % подростков в штате Монтана сообщают, что за последние две недели чувствовали грусть и беспомощность почти каждый день. В статье подчеркивается роль социальных сетей в возникновении у школьников стрессовых ситуаций, о которых их родители обычно не подозревают: 2015 Montana Youth Risk Behavior Survey // Montana Office of Public Instruction. 2015. Доступно на 12 мая 2017 года, URL: opi.mt.gov/pdfYRBS/15/15MT_YRBS_FullReport.pdf.

Недавнее исследование депрессии у подростков показало, что распространенность самооценки симптомов депрессивного расстройства среди сообщивших об этом подростков с 2005 по 2014 год значительно повысилась, особенно среди молодежи от двенадцати до двадцати лет. В целом рост составил 37 %. Это исследование охватило 176 245 подростков в возрасте от двенадцати до семнадцати лет и 180 459 взрослых в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет. «У подростков преобладание депрессивных расстройств, длившихся не менее года, оставалось на стабильном уровне с 2005 по 2011 год, однако в последующий период постепенно увеличилось с 8,7 % (2005) до 11,3 % (2014), что соответствует росту на 37 %». Mojtabai Ramin et al. National Trends in the Prevalence and Treatment of Depression in Adolescents and Young Adults // Pediatrics. November 14. 2016. Доступно на 12 мая 2017 года, URL: pediatrics.aappublications.org/content/early/2016/11/10/peds.2016–1878.info. Участилось и самоповреждение, не связанное с попытками самоубийства, особенно среди девочек. См.: Muehlencamp Jennifer J. et al. Rates Of Non-Suicidal Self-Injury in High School Students Across Five Years // Archives of Suicide Research 13. No. 4 (October 17, 2009). P. 317–329.

8

Levine Madeline. The Price of Privilege. New York: Harper, 2006. Левин выдвигает гипотезу, что более высокий риск среди детей из обеспеченных семей отчасти объясняется тем, что на них сильнее давят, требуя показать результат, и такие дети получают меньше поддержки от родителей.

9

Результаты еще не опубликованного исследования Стюарта Славина обсуждаются в статье Вики Эйбелз в New York Times: Abeles Vicki. Is the Drive for Success Making Our Children Sick? // New York Times. January 2. 2016. Доступно на 16 мая 2017 года, URL: www.nytimes.com/201601/03/opinion/sunday/is-the-drive-for-success-making-our-children-sick.html.

10

World Health Organization. WHO Fact Sheet on Depression. February 2017. URL: www.who.int/mediacentrefactsheets/fs369/en/.

11

Centre for Studies on Human Stress (CSHS). Understand your stress: Recipe for stress. Доступно на 11 августа 2017 года, URL: nstress.ca/stressunderstand-your-stress/sources-of-stress.html.

12

Maier Steven F. Behavioral Control Blunts Reactions to Contemporaneous and Future Adverse Events: Medial Prefrontal Cortex Plasticity and a Corticostriatal Network // Neurobiology of Stress 1. January 1. 2015. P. 12–22.

13

Glass David C., Singer Jerome E. Urban Stress: Experiments on Noise and Social Stressors. New York: Academic Press, 1972.

14

Haidt Jonathon, Rodin Judith. Control and Efficacy as Interdisciplinary Bridges // Review of General Psychology 3. No. 4 (December 1999). P. 317–337. Также см.: Powers Joseph et al. The Far-Reaching Effects of Believing People Can Change: Implicit Theories of Personality Shape Stress, Health, and Achievement During Adolescence // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. doi: 10.1037/A0036335.

15

Maier. Behavioral Control Blunts Reactions.

16

National Scientific Council on the Developing Child. Excessive Stress Disrupts the Architecture of the Developing Brain: Working Paper 3 // Harvard University Center on the Developing Child, Reports & Working Papers. 2005. Доступно на 16 мая 2017 года, URL: developingchild.harvard.edu/resourceswp3/.

17

Meaney Michael J. et al. The Effects of Postnatal Handling on the Development of the Glucocorticoid Receptor Systems and Stress Recovery in the Rat // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry 9. No. 5–6. 1985. P. 731–734.

18

Maier. Behavioral Control Blunts Reactions.

19

National Scientific Council on the Developing Child. Excessive Stress Disrupts the Architecture of the Developing Brain: Working Paper 3 // Harvard University Center on the Developing Child, Reports & Working Papers. 2005. Доступно на 16 мая 2017 года, URL: developingchild.harvard.edu/resourceswp3/.

20

Plotsky Paul M., Meaney Michael J. Early, Postnatal Experience Alters Hypothalamic Corticotropin-Releasing Factor (CRF) mRNA, Median Eminence CRF Content and Stress-Induced Release in Adult Rats // Molecular Brain Research 18. No. 3 (June 1993). P. 195–200.

21

Yale School of Medicine. Keeping the Brain in Balance // Medicine@Yale 6. No. 1 (Jan. and Feb. 2010). Доступно на 16 мая, 2017, URL: /55147/.

22

Arnsten Amy F. T. Stress Signalling Pathways That Impair Prefrontal Cortex Structure and Function // National Review of Neuroscience 10. No. 6 (June 2009). P. 410–422; Arnsten Amy et al. This Is Your Brain in Meltdown // Scientific American. April 2012. P. 48–53.

23

Dopamine Jackpot! Sapolsky on the Science of Pleasure. Produced by the California Academy of Sciences, performed by Robert Sapolsky (February 15, 2011; FORA.tv). На 16 мая 2017 года, URL: library.fora.tv/201102/15/Robert_Sapolsky_Are_Humans_Just_Another_Primate/Dopamine_Jackpot_Sapolsky_on_the_Science_of_Pleasure.

24

Raichle Marcus E. The Brain’s Dark Energy // Scientific American. March 2010. P. 44–49.

25

Immordino-Yang Mary Helen et al. Rest Is Not Idleness: Implications of the Brain’s Default Mode for Human Development and Education // Perspectives on Psychological Science 7. № 4. 2012. doi: 10.1177/1745691612447308. URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1745691612447308.

26

Sapolsky Robert. Why Zebras Don’t Get Ulcers. 3rd ed. New York: Holt Paperbacks, 2004; Mah Linda et al. Can Anxiety Damage the Brain? // Current Opinion in Psychiatry 29. No. 1 (December 2015). P. 56–63.

27

McEwen Bruce. The End of Stress As We Know It. New York: Dana Press, 2002.

28

Sapolsky. Why Zebras Don’t Get Ulcers; Van Praag H. M. Can Stress Cause Depression? // World Journal of Biological Psychiatry 28. No. 5 (August 2004). P. 891–907.

29

Описание влияния стресса в раннем возрасте на развитие мозга, изложенное весьма доступным языком, см. здесь: National Scientific Council on the Developing Child. Excessive Stress Disrupts the Architecture of the Developing Brain. Что касается особенной уязвимости подростков для стресса, см. исследование: Casey B. J. et al. The Storm and Stress of Adolescence: Insights from Human Imagining and Mouse Genetics // Psychobiology 52. No. 3 (April 2010). P. 225–235; Hare Todd A. et al. Biological Substrates of Emotional Reactivity and Regulation in Adolescents During an Emotional Go-Nogo Task // Biological Psychiatry 63. No. 10 (May 15, 2008). P. 927–934. Кроме того, более доступное описание подверженности подростков стрессу содержится в книге Фрэнсис Дженсен. Jensen Frances E. The Teenage Brain: A Neuroscientist’s Survival Guide to Raising Adolescents and Young Adults. New York: Harper Paperbacks, 2016; Leussis Melanie P. et al. Depressive-Like Behavior Adolescents After Maternal Separation: Sex Differences, Controllability, and GABA // Developmental Neuroscience 34. No. 2–3. 2012. P. 210–217. См. также: Smith Sheryl S. The Influence of Stress at Puberty on Mood and Learning: Role of the α4βδ GABAA receptor // Neuroscience 249. September 26. 2013. P. 192–213.

30

Jensen. The Teenage Brain.

31

Chen Hui et al. Reversal of Neurosteroid Effects at α4β2δ GABAA Receptors Triggers Anxiety at Puberty // Nature Neuroscience 10. No. 4 (April 2007). P. 469–477.

32

Pennington Bruce. The Development of Psychopathology: Nature and Nurture. New York: Guilford Press, 2002.

33

Касательно идеи того, что депрессия оставляет «шрамы» на мозге, см.: Lewinsohn Peter M. et al. Natural Course of Adolescent Major Depressive Disorder in a Community Sample: Predictors of Recurrence in Young Adults // American Journal of Psychiatry 157. No. 10 (October 2000). P. 1584–1591. См. также: Allot Kelly et al. Characterizing Neurocognitive Impairment in Young People with Major Depression: State, Trait, or Scar? // Brain and Behavior 6. No. 10 (October 2016). doi: 10.1002/brb3.527.

34

Студентом в первом поколении считается тот, у кого ни один из родителей не имеет степени бакалавра; такие дети имеют льготное право на обучение согласно федеральному закону. Однако конкретные условия, от преимущества при зачислении до частичной денежной компенсации или полностью бесплатного четырехлетнего курса обучения, зависят от вуза. Прим. перев.

35

Средняя оценка за два последних класса школы; 4 – максимально возможный балл. Прим. перев.

36

SAT – стандартизированный платный экзамен для приема в вузы США; состоит из трех частей – математики, письма и анализа текста, каждая из частей максимально дает 800 баллов. Прим. перев.

37

Tolle Eckhart. A New Earth: Awakening to Your Life’s Purpose. New York: Plume, 2006. P. 101.

38

Диана Баумринд, специалист по возрастной психологии Калифорнийского университета в Беркли, провела обширные исследования стилей воспитания в семье, начиная с 1960-х годов. Она выявила три основных стиля: авторитетный, авторитарный и вседозволяющий. Из этих трех моделей наилучшие результаты продемонстрировало воспитание авторитетом. При таком подходе в центре – ребенок, и родители пытаются понять его мысли и чувства и учат контролировать эмоции. Они прощают ребенка и позволяют ему экспериментировать и принимать самостоятельные решения. Они устанавливают для ребенка четкие планки и ограничения и неизменно настаивают на их соблюдении. Множество исследований подтвердили, что дети таких родителей чаще становятся успешными, их любят окружающие, они щедры и независимы. Преимущества такого стиля описаны во многих книгах для родителей, в том числе в отличной книге Лоренса Штайнберга о подростковом возрасте (Age of Opportunity. New York: Mariner Books, 2015) и в важной и влиятельной книге Мэдлин Левин The Price of Privilege (New York: HarperCollins, 2006).

39

Вспомните исследование Стивена Майера, упомянутое в главе 1. Крысы, способные контролировать стрессовую ситуацию, пытались контролировать подобные ситуации и в дальнейшем (что сопровождалось всплеском активности префронтальной коры головного мозга), даже если на самом деле от них ничего не зависело.

40

Эта теория была разработана в 1970-х годах Ноэлем Берчем – сотрудником Gordon Training International; URL: www.gordontraining.com/free-workplace-articleslearning-a-new-skill-is-easier-said-than-done/#.

Загрузка...