Разница между тем, что трудно и тем, что невозможно, в том, что то, что на невозможное уходит больше времени.
Ф.Нансен
Среди значимых качеств самоорганизации человека есть одно, которое осталось незамеченным для специалистов. А именно: адекватность восприятия затруднения на пути к цели. Давайте разберемся, что это за качество, и почему оно так важно в психическом механизме самоорганизации.
Если человек направляется к легкой и знакомой для него цели в спокойных внешних условиях, то с большой вероятностью он не встретит на своем пути больших трудностей.
Если же цель для него новая, непростая, да еще при турбулентной внешней среде, то встреча с трудностями практически неминуема. Сможет ли он преодолеть трудности – зависит от многих условий.
От уровня мотивации к целедостижению, правильности плана, его волевых способностей и прочих моментов, которые я уже обсуждал здесь ранее в других своих публикациях. Но среди уже обсужденных внутренних факторов мы еще не затрагивали «1) чувствительность к затруднению и 2) готовность к адекватному реагированию».
Грубо говоря, человек должен опознать затруднение. Звучит немного странно. Простой пример, цель человека попасть в другую комнату. Он туда направляется и упирается в закрытую дверь. Дверь – это препятствие, которое он не может преодолеть, и цель остается недостигнутой. Здесь все просто.
Возьмем пример посложнее. Переговоры начинающего предпринимателя с потенциальным заказчиком с целью получить заказ. Предприниматель тщательно подготовился к переговорам и заваливает своего потенциального клиента своими аргументами, наседает на него энергетически, убеждая в крайней ценности своих услуг и т.п., при этом не слышит клиента. Клиент, разочарованный, но не подающий вида, прощается с предпринимателем, обещая позвонить.
Предприниматель уходит, довольный собой. Знакомая ситуация? Правильно, потенциальный клиент не станет актуальным – он никогда не перезвонит.
Было затруднение на пути к цели у предпринимателя? Было, еще в процессе переговоров. Почувствовал он его? Нет.
Он потом еще долго будет ждать звонка и удивляться его отсутствию.
Призыв такой: вовремя опознай свое затруднение! Если человек имеет ясный план с последовательностью задач по продвижению к цели с временной раскладкой, то определить затруднение проще: в нужное время не решил намеченную задачу – это уже трудность, т.к. начинается отставание от графика. Даже если по ощущениям никакого затруднения нет.
Хуже, если есть только цель, а путь – в тумане. Это почва для иллюзий и риск не заметить трудность (как в примере выше про начинающего предпринимателя) и спохватиться в момент, когда все уже потеряно, и цель становится в принципе недостижима.
Понятно: для своевременного опознания затруднения нужен четкий план и самоконтроль продвижения по нему. А следовательно, здесь нужны и соответствующие субъективные качества, обеспечивающие самоконтроль в процессе реализации нормы: способность к концентрации в решении задач и рефлексивность сопровождающего типа – сопоставление нормы с фактическими действиями. Да, и должна быть настороженность и готовность к тому, что что-то пойдет не так, а не попустительская расслабленность, легкомыслие и чрезмерный малообоснованный оптимизм.
Кто более всего склонен к нечувствительности к затруднениям? Люди, по характеру «толстокожие» и излишне самоуверенные.
Этот недостаток, с одной стороны, присущ дилетантам. Лекарство – прописывать шаги поподробнее и требовать жесткого самоконтроля. Хороший профессионал, как правило, замечает затруднения даже в прогнозе, т.е. заранее видит такую возможность и предпринимает нужные действия.
Но, с другой стороны, есть как бы профессионалы, у которых образовалась «корона», и они, как следствие, начинают терять адекватность восприятия происходящих вокруг них событий. Но не дай вам Бог указать им на их затруднение! Они его никогда не признают и найдут тысячу внешних причин недостижения цели.
Значимость способности человека по адекватному реагированию на затруднения трудно переоценить. Эта атрибут самоорганизации. Вне этого качества надежное достижение более-менее сложных целей невозможно. А связано это с тем, что жизненная практика всегда богата на всевозможные сюрпризы, которые почему-то чаще – отрицательные для пользы дела. Как известно, гладко бывает только на бумаге…
Первое – нужно заранее смириться с тем, что затруднения как различные по тяжести препятствия на пути к цели – неизбежны. Второе – необходимо учиться правильно на них реагировать, что означает – находить способы их преодоления и продолжение действий по достижению цели.
Если вышесказанное очевидно (а я надеюсь, что это так), то далее возникает законный вопрос: какие качества нужно в себе развивать, и как грамотно их использовать в практической ситуации с препятствием в целедостижении?
Те, кто знаком с нашим методологическим подходом, видимо, уже сообразили, что речь идет о «рефлексии» – об особой надстроечной (служебной) аналитической функции, обеспечивающей измененной нормой действия, позволяющей снять затруднение. Осознание человеком затруднения, о котором мы говорили выше, является для него сигналом для остановки действий и перехода к анализу (рефлексии) ситуации, в которой возникла трудность.
Спонтанно-эмоциональное хаотичное реагирование мы оставляем за рамками нашего обсуждения в силу его малой продуктивности в практике.
Итак, отвечаем на свой вопрос: для адекватного реагирования на затруднение человеку нужен комплекс рефлексивных способностей, который вытекает из необходимости осуществления в рефлексии трех шагов: 1) восстановление в памяти хода действия и ситуации в целом, 2) анализ причины затруднения и 3) перестройка способа действий (изменение нормы).
Аккуратное и правильное прохождение этих трех фаз и позволяет решить главную задачу рефлексии – дать такой способ действия, который позволит преодолеть возникшее ранее затруднение.
Продолжая тему по преодолению затруднений, ответим себе на вопрос: так какие качества нужны человеку, чтобы проявлять адекватность реагирования на затруднения?
Способность самоконтроля – нужно вовремя опознать расхождение плана и факта действий, что является затруднением, при невозможности на ходу скорректировать себя.
Действенно-аналитическая гибкость. При обнаружении затруднения не пытаться «пробить» препятствие, а переключиться на иной тип работы – анализ затруднения (рефлексию).
Если говорить в общем виде – важны прежде всего интеллектуальные способности человека. А поскольку мышление здесь подчинено рефлексивной функции, то – способности к «рефлексивному мышлению».
Если конкретнее – на стадии исследования, кроме развитости таких психических качеств, как внимательность и память, важны: навыки по разделению представления о ситуации на части, отбору значимых частей, их оформлению (обобщение), синтезу этих частей и получению структурного представления о ситуации.
На критической фазе нужны способности по сопоставлению представлений, по оперированию с обобщенными представлениями (значениями, понятиями и т.п.)..
На фазе перенормирования человеку необходимы способности по прогнозированию изменений внешней среды, по конструированию новой нормы с измененными частями, а значит, навыки конкретизации содержаний и синтеза представлений.
Но одним мышлением рефлексивное реагирование не исчерпывается.
После получения измененного способа действия нужно осуществить до-самоопределение и вернуться в практические действия по достижению прежней цели. То есть наряду с гибкостью «выхода в рефлексию» нужна обратная гибкость – по возврату из рефлексии в действие.
Я дал, пожалуй, самую краткую характеристику качеств, требующихся для успешного рефлексивного реагирования на затруднение. Но этого пока достаточно. Более развитые уровни рефлексии и соответствующих качеств мы рассмотрим, когда будем обсуждать высокие уровни самоорганизации человека.
На индивидуальной консультации курса по самоорганизации один из вопросов от участника был такой: как правильно самоорганизовываться для достижения сложной цели?
Возможно двоякое понимание сложности цели: 1) сложноустроенная, т.е. состоящая из множества частей (не простая по составу) и 2) сложнодостижимая (не простая для достижения). Я уточнил у участника контекст – оказалось, что речь идет про первый вариант. А конкретнее: участник поставил себе цель перейти на новый уровень в проектном менеджменте. Как достичь такой цели?
Первое – целеполагание. Нужно ясно описать цель, т.е. чем характеризуется новый уровень. Сюда входит четкое представление о том, что менеджер этого уровня и этой спецификации должен знать, какими навыками и умениями должен обладать, каков должен быть у него механизм самоопределения и волевой саморегуляции. И т.п.
Второе. Нужно под эту цель построить план – этапы пути ее достижения. Причем этапы не должны вводиться, как это часто делается – формально: подготовка, старт, реализация и т.п.
Это должны быть содержательно осмысленные этапы, выстроенные в жесткой логике процесса продвижения к цели.
В нашем случае:
1 этап – освоение теории и понимание технологии работы менеджера на новом уровне;