Человек, прочно овладевший методами психосоматической самокоррекции, может заниматься практически в любых условиях. Даже дома, в кругу семьи и на работе, при коллегах. Однако на первых порах, в период овладения основами СК, для занятий следует создать условия, которые облегчат достижение необходимых результатов. К этим условиям относятся:
1. Наличие достаточно (но не абсолютно) тихого места. Фоновый шум (звуки речи, хлопание или скрип дверей, звук шагов и др.), если он не слишком громкий, мало мешает занятиям.
2. Умеренная освещенность помещения. Не очень яркий свет.
3. Уверенность человека в том, что ему не помешают именно во время занятия (например, телефонный звонок или дети).
4. Комфортная температура (не должно быть слишком жарко или слишком холодно).
При занятиях может использоваться любая из трех основных поз в зависимости от имеющихся возможностей и предпочтений.
1. Поза лежа
Лечь на спину на диван или кровать, ступни на ширине плеч, руки лежат вдоль туловища, ладонями вниз. Важно, чтобы положение тела, рук и ног исключало какое-либо напряжение. Под голову можно положить небольшую подушку, но можно обойтись и без нее.
2. Поза, сидя в кресле с высокой спинкой
Сесть, откинувшись назад, спина и затылок опираются на спинку кресла, руки положить на подлокотники. Ноги можно согнуть в коленях или вытянуть перед собой, ступни на ширине плеч. Идеальнейшее положение всех частей и частиц тела.
3. Поза кучера
Если нет возможности отдохнуть в удобном кресле или лежа в постели, тогда можно использовать для занятий стул или табурет. В этом случае можно заниматься аутогенной тренировкой, используя позу «кучера на дрожках». Это название было предложено Иоганом Шульцем, обратившим внимание на ту позу, которую принимали кучера, когда они в ожидании пассажиров дремали, сидя на дрожках.
При этой позе, сидя на стуле или в кресле с низкой спинкой, нужно найти такое положения туловища, когда оно как бы находится в состоянии устойчивого равновесия, не откидываясь назад и не падая вперед, локти лежат на бедрах, ступни расположены на ширине плеч, колени согнуты под прямым углом, кисти рук свешиваются с внутренней стороны бедер. Подбородок опущен на грудь. Наверное, Вы тоже видели, как в метро или электричке спят натренированные в этом деле специалисты-пассажиры.
А теперь самое главное. Запомните, пожалуйста, очень важный законище: не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии находится коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, плотницкой, садоводческой, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой плодотворной деятельности.
Строго говоря, для того, чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного. Одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым. Так и с вопросом: «где и каким образом заниматься АТ?». Представляйте, фантазируйте, воображайте, что Вы делаете именно Вам приятные упражнения АТ или СК и Ваше подсознание сработает тогда, когда они станут нужны.
Воображение – это необходимый элемент любой, даже минимально целенаправленной деятельности каждого из нас, выражающийся в построении образа продукта деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью (например, «Ваше здоровье на 5 или 10 лет вперед» – какие образы встают?). Вместе с тем воображение может выступать еще и как средство создания образов, не просто программирующих активную деятельность, а также и совершенствующих, тренирующих ее.
Первое и важнейшее назначение воображения, как психического процесса, заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала. И представлять не только конечный продукт деятельности (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе работы – создает психическую модель конечного или промежуточных продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Здоровья, достатка, любви, например.