Наша жизнь и так была не сахар, а в условиях самоизоляции стрессовых факторов стало значительно больше. Сама ситуация самоизоляции является стрессовой. Новизна, ежедневные изменения и возможность вести привычной образ жизни (кафе, спортзалы) – это далеко не полный список того, чего лишились мы в условиях пандемии. Физические ограничения, стресс от быта и общения с родными, давящая неизвестность и от этого возрастающая тревога приводят психику в состояние хронического стресса.
Иная активность на работе приводит к тому, что нарушаются производственные связи и алгоритмы. Работая из дома человек не может решить задачи, запросто зайдя в соседний кабинет. Требуются лишние созвоны, совещания, которые отнимают массу сил. Плюс к этому человек перестает понимать, в какой он сейчас роли – роли профессионала или мамы, потому что рядом бегает ребенок и не дает спокойно работать. Отсутствие возможности разделять личную и профессиональную позиции приводит к ошибкам и еще более возрастающей тревожности. Если раньше человек уходил с работы, оставляя проблемы и дела на рабочем месте, то теперь рабочее место переместилось домой. Психологически все проблемы теперь находятся в одном месте – и рабочие, и личные. Человек не может переключиться на вечерний досуг. То есть рабочие проблемы осложняются личными и наоборот.
Задача, сделанная на рабочем месте, и такое же действие, сделанное на дистанционке дома, вызывают разное восприятие в нашей психике. Общение онлайн, в отличие от реального общения, приводит к растренировке эмоциональной сферы человека. От этого появляется нарастающий ком проблем: задачи будут восприниматься как более тяжелые и ненужные, мотивация к рабочим задачам уменьшается, коллеги начинают выводить из себя. То же происходит и с домашними: однообразие и невозможность побыть в одиночестве вызывают напряжение и возмущение от любых действий находившихся рядом. Начинаются постоянные обвинения родных. Хроническая усталость и глубинный стресс увеличиваются день ото дня. Выполнение бытовых дел воспринимается как еще бо́льшая тягость. От этого снижается мотивация к жизни.
Что уж говорить о тех, кто еще в этих условиях болел COVID! Ко всем проблемам добавляются и эти проблемы. А от этой заразы обычно болеет вся семья, то есть начал один человек, потом паровозиком – все остальные – и, считай, на два месяца все в режиме «помоги больному».
Чем больше пространство, в котором находится человек, тем, конечно, проще. Дача лучше квартиры, дача на море лучше обычной дачи. Но у основной части населения не было возможности быть на даче у моря. Поэтому приходилось ютиться в небольших квартирах со всеми вытекающими из этого проблемами.