Глава 1 Ваше здоровье – это история, а вы – ее рассказчик

Одна женщина, врач по профессии, пришла на прием в мой кабинет на окраине Чикаго, узнав через друзей, что я могу ей помочь. Барбаре диагностировали рак, и теперь она задействовала все свои связи в медицинском мире, чтобы получить наилучшее лечение. Хотя Барбара получила образование в западной традиции медицины и верила в силу науки и рационального мышления, она хотела исследовать все методы, способные увеличить ее шансы на полное выздоровление. От природы Барбара была личностью типа А, то есть дисциплинированной и дотошной женщиной, и внимательно изучала все результаты анализов и все выписываемые ей лекарства. Тем не менее она была готова попробовать совершенно новый путь лечения своей болезни: через иррациональный разум.

На протяжении нескольких двухчасовых сессий я использовал шаманские и юнгианские техники, чтобы помочь Барбаре выйти из обычного состояния ума в состояние измененного сознания. Я знал, что это поможет ей почувствовать покой и получить доступ к мудрости своего бессознательного разума. По мнению Карла Юнга, одного из основателей современной психологии, в измененном состоянии сознания мы подключаемся к своему личному бессознательному, а также к коллективному бессознательному, где обитают информация и то, что Юнг называет архетипами. Задействуя бессознательное, мы получаем новое, часто неожиданное понимание себя и своей ситуации. Мы также можем работать с силами, которые воздействуют на то, что с нами происходит, и на то, как мы воспринимаем и интерпретируем этот опыт.

Истории, которые мы рассказываем себе и другим, основаны на реальных событиях, но кроме них – на нашем восприятии и истолковании этих событий. История одного человека о том, как он узнал, что болен раком, как лечился и как победил болезнь, может быть совершенно не похожей на историю другого человека о том же самом. При помощи шаманской и юнгианской терапии мы можем по-новому истолковать свое прошлое и настоящее и принять решение, что наше будущее будет другим. Мы можем преодолеть эмоциональные преграды к исцелению, такие как стыд и страх. Моей целью было помочь Барбаре написать и претворить в жизнь новую историю здоровья. Я также надеялся, что смогу помочь ей увидеть, как ее история здоровья связана с историей ее жизни и всеми ее главами.

До того как Барбара заболела, она отличалась превосходным здоровьем и считала его чем-то само собой разумеющимся. Она не принимала сознательного решения написать такую историю здоровья, в которой фигурировала бы раковая опухоль, но подозревала, что ее скрупулезный тип личности и постоянное стремление к новым достижениям каким-то образом поспособствовали кризису со здоровьем. Осознав свою историю, Барбара почувствовала в себе силы изменить ее. Она сказала мне, что хочет написать новую историю и жить по ней, и что в этой истории она сможет вернуться к своему прежнему состоянию прекрасного физического здоровья. Я знал: поработав с иррациональным разумом, Барбара сможет на глубинном уровне поверить, что способна прожить долгую, здоровую жизнь, свободную от рака и от любой системы убеждений, которая ей не подходит. От этого ей может стать лучше физически.

В ходе сессий мы исследовали страхи Барбары перед тем, что произойдет, если опухоль продолжит расти. Что случится с ее детьми-подростками, которые полностью зависят от нее материально? Хватит ли ей физической силы и эмоциональной и умственной энергии, чтобы продолжать бороться с болезнью? Будет ли у нее смелость принять возможность своей смерти, и если да, то может ли она ощутить эту смелость прямо сейчас?

Я провел Барбару по визуализациям и шаманским путешествиям, которые позволили ей встретиться и пообщаться со своими страхами. Эти практики также позволили ей открыть в себе внутреннего целителя, полного мудрости и энергии, и активировать свою способность исцелить себя. Она надеялась, что теперь внутренний целитель начнет уничтожать раковую опухоль. В следующие несколько недель, пока Барбара ждала операции, анализы показали, что опухоль необъяснимым образом уменьшилась в размерах. Хирург удалил то, что от нее оставалось.

Я НЕ БЕРУСЬ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ДАННЫЕ МНЕ СПОСОБНОСТИ – ЭТО БЛАГОСЛОВЕННОЕ РЕШЕНИЕ ВСЕХ ПРОБЛЕМ.

НО Я ПЕРЕСТАЮ ЖАЛОВАТЬСЯ И ПРИНИМАЮ СЕБЯ ТАКИМ, КАКОЙ Я ЕСТЬ.

Барбара чувствовала, что улучшить свое состояние и в конечном итоге победить рак она смогла именно благодаря использованию визуализаций и тому, что ей удалось стать, как она это называла, «хозяйкой своих мыслей». Возможно, что опухоль уменьшилась и по каким-то другим причинам, но Барбара была уверена, что шаманские и юнгианские практики, которыми она занималась, сыграли важную роль в появлении в ее жизни новой, более оптимистичной истории здоровья.

Сила истории

Когда речь идет о здоровье, у каждого из нас есть своя история, точно так же, как у нас есть истории об отношениях с людьми и других аспектах нашей жизни. История нашего здоровья может включать в себя острые заболевания и хронические состояния и болезни, а также чувства по поводу того, как мы себя ощущаем: слабыми или сильными, привлекательными или нет, в хорошей форме или в плохой. События и пережитый опыт – от боли в суставах и забитых шейных мышц до снижения подвижности из-за артрита или старой травмы – также вплетаются в историю нашего здоровья. Однако вы можете принять сознательное решение написать новую историю, в которой у вас будет больше энергии и жизненной силы, больше уверенности в том, как выглядит ваше тело, и больше выносливости.

На вашу личную историю здоровья могли сильно повлиять культура и семейные истории. Люди, которые ходят в группы поддержки для тех, кто страдает от того или иного заболевания, часто удивляются, как много общего между их собственной историей и историями других людей. Рассказ одного человека о том, как ему удалось преодолеть свое расстройство по поводу снижения подвижности и упадка сил или как он справился с ощущением, что тело его предало, может послужить вдохновением для других людей, которые еще не рассматривали эти перспективы или не включили их в собственную историю здоровья.

В то же время в нашей культуре есть идеи о старении, молодости, красоте и физической активности, которые искажают ваши собственные ценности и убеждения относительно своего здоровья. На вашу историю здоровья могут не лучшим образом влиять ровесники, которые не признают, что и они тоже боятся постареть, облысеть, утратить энергичность и привлекательность и потерять возможность заниматься определенными видами физической активности.

Если вы похожи на большинство людей, то вы не всегда честны с собой относительно своих проблем со здоровьем. Вы можете говорить, что с вашей историей здоровья все в порядке, но при этом в реальности бояться, что вы уже не вернетесь к прежнему состоянию здоровья, что не сумеете сбросить лишний вес или вернуть себе выносливость и энергичность, которыми обладали до того, как у вас развилось аутоиммунное заболевание.

Вы можете говорить себе, что менопауза или андропауза (возрастное снижение уровня гормонов у мужчин) не причиняет вам никаких существенных проблем, в то время как в глубине души вам неловко, вы не понимаете, что происходит, расстроены из-за снижения уровня сексуального желания, чувствуете себя менее сексуально привлекательными и боретесь со страхом постареть и быть списанными со счетов. Даже люди моложе тридцати лет могут волноваться о старении, смерти и утрате пиковой физической формы – особенно если им пришлось столкнуться со спортивными травмами, раком или несчастным случаем, которые ограничили их подвижность и уровень энергии.

Каким бы ни было ваше состояние здоровья, вам необязательно жить со своей сегодняшней историей здоровья, если она вас не удовлетворяет. Исследуя историю здоровья и связанные с ней подсознательные убеждения или чувства, вы можете работать с ней и улучшать ее. Вы можете изменить свое восприятие собственного тела и заболевания. Чем глубже вы понимаете пережитый опыт, тем проще вам менять то, как ваши воспоминания и толкование событий влияют на вашу историю – и на вашу реальность. Эти изменения приводят к постепенному улучшению физического здоровья.

Почему я использую слово «история»?

Как юнгианский аналитик и практик шаманизма, я использую слово «история», описывая то, что я помогаю трансформировать другим людям. Я нахожу концепцию истории эффективной для беседы о том, как мы осмысливаем свой прошлый и сегодняшний опыт и формируем опыт своего будущего. В историях встречаются темы, которые помогают нам лучше понять события, которые, как нам кажется, с нами «просто случились», а также понять, почему мы ведем себя определенным образом. О человеке можно сказать, что он «страдает от рака» или что он «борется с раком», и это будут два очень разных способа описать то, что переживает человек с онкологическим диагнозом.

С самых ранних дней человечества мы делились друг с другом историями, сидя вокруг костра, и это помогало нам создавать и поддерживать отношения в сообществе.

Пытаясь осмыслить свой опыт, люди пропускали через себя те истории, которые слышали от других. Истории менялись по мере того, как их пересказывали или переосмысливали разные люди. Постоянными в этих историях оставались темы, которые понятны и близки любому человеку, в том числе современному. Юнгианцы называют такие темы архетипическими и говорят, что они содержатся в архетипических историях (например, историях о преодолении страдания или о том, как кто-то забыл прошлое и потому обречен его повторить).

Я интересовался историями с самого детства, но ребенком я не мог в полной мере оценить всю силу народных сказок, мифов и легенд, которые так любил. Я обожал истории о волшебстве, о героях, спасавших беззащитных детей и хороших людей – жертв обстоятельств, находившихся вне их власти. Мне нравились великие народные сказания и легенды с такими темами, как героизм, дружба, сотрудничество и смелость. Много лет спустя, уже взрослым, я переосмыслил то удовольствие, которое испытывал, читая эти истории. Я начал понимать: повествование, которое мы создаем, чтобы объяснить события в своей жизни, часто содержит общечеловеческие темы, события и сюжетные линии, которые знакомы нам по классическим историям.

Не раз в своей жизни я принимал решение изменить свою собственную историю. Я начал изучать юнгианство, а затем и шаманизм. Я узнал новые истории из культур, с которыми раньше был не знаком, и осознал, что истории и темы обладают энергетическими качествами, которые влияют на опыт, переживаемый людьми. Там, где Карл Юнг писал об архетипах, влияющих на нашу жизнь, шаманы говорили об энергиях, которые влияют на здоровье, убеждения и эмоции человека. Я заметил связь между шаманизмом и юнгианством, стечение мудрости, которому суждено было изменить мою собственную историю. Я понял, что истории обладают силой исцелять и трансформировать.

Стремитесь к лучшей истории своего здоровья

Независимо от того, какова история вашего здоровья, независимо от тяжести ваших проблем со здоровьем, вы можете принять решение оставаться оптимистами. Каждый день в медицинских исследованиях происходят новые прорывы, каждый день мы слышим о появлении новых эффективных методов лечения. Мы постоянно узнаем больше о процессе течения заболеваний и о том, как поддерживать иммунитет и увеличивать свои шансы на здоровое старение. Мы начинаем понимать, к примеру, что с возрастом меняется пищеварительный процесс и что проблемы с пищеварением могут влиять на химию мозга и на настроение.

С новой информацией появляются и новые возможности, о которых вы раньше не думали, например, возможность принимать биологически активные добавки, чтобы улучшить пищеварение и облегчить депрессивное состояние. Мы знаем, что у фармакологических лекарств есть побочные эффекты и что, хотя они борются с симптомами хронических заболеваний, они нередко не влияют на глубинные причины появления болезни, что может приводить к появлению новых симптомов. Бывает также, что лекарства конфликтуют друг с другом и вымывают из организма необходимые питательные вещества, создавая дисбаланс в теле и в мозге.

Загрузка...