Профайлинг

Что такое профилирование (или профайлинг)? Это методика, задача которой составить психологический портрет (профиль) преступника, отталкиваясь от обстоятельств преступления (улик, свидетельских показаний, места, времени и др.). Этот портрет нужен, прежде всего, чтобы поймать преступника.

Первый случай, описанный Ресслером, связан с делом убийцы-вампира.

Однажды к северу от Сакраменто была убита женщина на третьем месяце беременности – после пары выстрелов ей вспороли живот. Некоторые органы вынули. Ножевые ранения были и на левой груди жертвы; по всей видимости, наносили их медленно. Во рту жертвы нашли экскременты животных. Предполагается, что кровь женщины была слита в баночку из-под йогурта и выпита. Из вещей ничего не пропало.

В тот раз Ресслера впервые привлекли к расследованию, чтобы составить профиль преступника и помочь полиции в его поимке. Обычно же профайлеры получали доступ к делу уже после его раскрытия; их воспринимали скорее как теоретиков, исследователей психологии преступников. Как рассуждал Ресслер? Проследим за ходом его мыслей:

● Убийство на сексуальной почве – а именно под эту категорию оно попадало, – чаще всего совершают мужчины, представители одной расы с потерпевшими.

● Возраст – обычно от 20 до 40. Значит, убийца, вероятно, белый мужчина этого возраста.

● Все улики с самого начала говорили, что это «неорганизованный» убийца, имевший серьезные психологические проблемы.

Ресслер предположил параноидную шизофрению, которая проявляется в подростковом возрасте. Добавим 10 лет (срок развития болезни) примерно к 15 годам и получим возрастную группу около 25 лет.

● Ресслер подумал, что преступник должен быть худым. Люди с параноидальной шизофренией чаще всего затворники, которые плохо питаются. Они также не следят за внешностью, не заботятся о чистоте и аккуратности.

● Вероятно, замкнутость и проблемы с психикой не позволили убийце получить высшее образование. Если он где-то и работает, то это неквалифицированная работа – например, уборщик.

● Ресслер также подумал, что убийца должен проживать недалеко от жертвы, ведь этот человек слишком рассеянный, чтобы куда-то поехать, совершить ужасное преступление и вернуться домой. Такое поведение скорее характерно для «организованного» преступника.


Вскоре произошло новое убийство в том же районе: женщины 36 лет, ее шестилетнего сына и друга семьи 52 лет. Кроме того, пропал годовалый малыш, племянник убитой женщины.

Обстоятельства очень напоминали предыдущий случай: выстрелы, вспоротый живот женщины, порезы… По всей видимости, преступник и здесь пил кровь жертвы.

Поимке очень помогла женщина, обратившаяся в полицию. За час или 2 до первого убийства она встретила бывшего одноклассника, Ричарда Трентона Чейза. Ее потряс его вид – со взъерошенными волосами, худой, как труп, с пятнами крови на рубашке, впавшими глазами. Когда он попытался заговорить с ней, взявшись за ручку ее автомобиля, она поспешила уехать.

Чейза поймали, когда он попытался пробраться к машине с коробкой, наполненной кровавыми тряпками.

Описание, данное Ресслером, полностью совпало с личностью преступника. Это был важный шаг для профилирования.

Конечно, Чейз превратился в убийцу не сразу. Начиная с юных лет (когда родители постоянно ругались и в итоге развелись) жизнь этого человека постепенно катилась по наклонной: алкоголь и наркотики, отчуждение от друзей и близких, неспособность устроиться на работу, и наконец, психиатрическая клиника, персонал которой прозвал его «Дракулой» за частые убийства птиц и маленьких зверей, издевательства над их телами и записи в дневнике с описанием вкуса их крови.

Мужчина был уверен в том, что его хотят отравить (через мыло), а его кровь превращается в порошок, поэтому ему нужно пить чужую, чтобы восстановить собственную.

Чейза отправили в тюрьму для психически больных преступников, где он покончил с собой.

Загрузка...