Люди, находящиеся в отношениях долгое время, в основном делятся на два лагеря – романтиков и реалистов. Романтики нуждаются в страсти, а конец сексуального влечения является для них и концом любви. Реалисты обычно считают, что страсть опасна, а любовь и привязанность важнее секса.
На самом деле, любовь и страсть не исключают друг друга, хотя могут возникнуть в разные моменты времени. А вот надежность и новизна – это практически несовместимые вещи, к каждой из которых стремятся люди. Поэтому часто ради постоянства мы и жертвуем страстью.
Так сложилось исторически. До середины двадцатого века брак никак не пересекался со страстной любовью. В последние годы человечество лишилось многих ограничений и стало гораздо свободнее, однако в то же время это привело и к большей неуверенности. Раньше для защиты от экзистенциального одиночества человек мог обратиться в разные социальные институты, а сейчас для получения поддержки и чувства причастности есть только партнер. Именно так мы выбираем стабильность.
А вот эротизм появляется лишь при наличии эффекта неожиданности, который и нужно привнести в отношения. Для этого надо стараться смотреть на партнера другими глазами, с другой точки зрения. Зачастую мы не знаем свою вторую половину так хорошо, как думаем. Если его особенности рискуют нарушить наш сложившийся взгляд о нем или уклад наших отношений, то мы склонны проигнорировать их. В итоге исчезают и страсть, и надежность.
Если не поддаваться желанию контролировать все и сохранить способность постоянно открывать партнера заново, то можно найти необходимый баланс между стремлениями к надежности и новизне.