Опыт творит человека.
На поверхности лежит идея о том, что раз раньше меня не было, а потом я появился, со всеми своими индивидуальными особенностями и обстоятельствами, значит, у этого замечательного и поистине судьбоносного для меня события была какая-то цель. Если цели нет, то зачем я живу? Что мне делать? У кого спросить? Есть ли где-то правильный ответ? Как жить, ставить цели, планировать, когда не знаешь, зачем это все?
Вопрос о смысле существования необходимо решить для того, чтобы получить ориентир, план, схему построения своего будущего. Чтобы совершать текущие действия, я хочу иметь перед глазами, так сказать, генеральный план жизни. И этот генеральный план должен быть подписан его создателем, который точно знает, зачем в этом плане я.
Проблема в том, что генерального плана нет. Есть вероятности, неопределенность и риски. На что можно опереться, когда ничего не гарантировано? Ну, почти ничего. Кое-что о будущем мы знаем точно. Например, что, рано или поздно, наши глаза закроются навсегда. Мы перестанем активно вмешиваться в ту реальность, которую знаем. Наше тело просто утратит характеристики, позволяющие это делать.
Как ни странно, но именно печальная перспектива смерти придает жизни ценность, поскольку заставляет осознавать ее как ограниченный ресурс. Ограниченность самого важного ресурса вынуждает относиться к нему бережно и экономно. У нас нет времени совершать бесконечное количество проб, тестируя реальность. Окна возможностей открываются и закрываются, ограничивая время принятия решений. Кроме того, мы не можем определить, какие из наших решений были правильными, потому что история не знает сослагательного наклонения, и неизвестно, что было бы, поступи мы иначе в той или иной ситуации. Мы способны это предполагать, исходя из собственного опыта, но предположения – это лишь гипотеза.
В ситуации неопределенности соблазн получить некое откровение от всеведущего источника очень велик. Знак свыше способен развеять наши сомнения, внести определенность и ясность. Но такую подсказку можно ждать всю жизнь и так и не дождаться. Что делать? Надеяться и верить в лучшее или брать инициативу в свои руки?
Для приверженцев мистического мировоззрения подойдут гороскопы, гадания, предсказания гуру, провидцев и блаженных. Они будут искать тех, кто видит третьим глазом, общается с миром духов, слывет авторитетным магом-волшебником с дипломом и красивой легендой. Вера в чудо помогает людям выжить, наполнить надеждой свою душу, и те, для кого такой способ поиска истины кажется подходящим, скорее всего, будут опираться на волшебство больше, чем на собственные силы и разум.
Что делать остальным? Как понять свое предназначение? На что опереться, делая выбор? Предлагаю вашему вниманию еще один действенный способ, позволяющий узнать себя и свои настоящие ценности. Если до сих пор не удалось заполучить ответ на вопрос «В чем смысл моей жизни, как я его понимаю? В чем состоит моя миссия?», попробуйте обратить этот вопрос не вовне, к неведомому Нечто, а внутрь себя. Если вы ищете смысл, значит, предполагаете, что он есть. Независимо от того, осознается вами или нет. Нужно только открыть глаза и увидеть то, что раньше было вне зоны осознания. Для этого предлагаю вам подумать о своем прошлом.
Ближайшее прошлое – то место, где наш выбор состоялся. Он уже сделан и превратился в свершившийся факт. Время прошло и стало историей. Именно глядя в прошлое, мы можем осознать смысл своей жизни. У нас есть факты, есть от чего оттолкнуться. Но время и есть жизнь. То, как мы распоряжаемся своим временем, отражает, как в зеркале, наши ценности на сегодняшний момент и наши с вами актуальные цели.
В прошлом месяце я распорядился своим временным ресурсом следующим образом: N времени я был занят тем-то, 2 х N посвятил тому-то, 10 х N у меня ушло на то-то. Напишите, чем конкретно вы занимались. Будьте честны с собой.
Зачем я делал то, на что потратил больше всего времени? Какой в этом занятии смысл? Помимо удовлетворения своих потребностей физического выживания, есть ли еще что-нибудь? Что это? Нравится или нет, это то, что и составляет смысл вашей жизни прямо сейчас. Ведь вы потратили на это свое время, свою жизнь. Значит, оно того стоило. Ну, по крайней мере, вы так думали, когда принимали решение, чем заняться.
Чем больше времени, свободного от удовлетворения потребностей выживания, тем острее встает вопрос выбора. Тем больше нас волнует, есть ли что-то действительно важное, чему мы посвящаем свою жизнь. Неслучайно вопрос о предназначении и миссии встает вместе с увеличивающимся количеством времени, свободного от обязательств.
Какие обязательства вы приняли на себя? ______________________________________________
Зачем? ______________________________________________
Чем меньше осознанных действий, тем сложнее найти смысл. По умолчанию, человек склонен стремиться к получению положительного подкрепления и избегать того, что несет страдания. Вот и весь смысл. Вдумайтесь, эмоции управляют нашими мозгами. Мы стремимся к действиям, приносящим положительное подкрепление (хотим испытывать эмоции радости, удовольствия, счастья, восторга, воодушевления), и избегаем того, что вызывает дискомфортное состояние (горе, разочарование, вина, стыд, тревога, зависть). Это ни хорошо, ни плохо. Просто так устроено природой, поощряющей нас за действия, способствующие выживанию, и наказывающей за те, которые могут быть опасными. Собственно адаптационную функцию эмоций никто не отменял. Могущество человека в плане рациональности сильно преувеличено.
«Наши мозги, похоже, созданы не для того, чтобы размышлять и анализировать. Если бы они были запрограммированы на это, нам в нашем веке приходилось бы не так тяжело. Вернее, мы к настоящему моменту все просто вымерли бы, а я уж точно сейчас ни о чем бы не рассуждал: мой непрактичный, склонный к самоанализу, задумчивый предок был бы съеден львом, в то время как его недалекий, но с быстрой реакцией родич уносил ноги. Мыслительный процесс отнимает много времени и очень много энергии. Наши предки больше ста миллионов лет провели в бессознательном животном состоянии, а в тот кратчайший период, когда мы использовали свои мозги, мы занимали их столь несущественными вещами, что от этого почти не было проку. Опыт показывает, что мы думаем не так много, как нам кажется, – конечно, кроме тех случаев, когда мы именно об этом и задумываемся».
Так зачем искать смысл? Что будет, когда я его найду? Исчезнет неопределенность? Уйдут сомнения? Я начну действовать? Что-то другое? Что? ______________________________________________
Чтобы перестать откладывать и начать действовать, нам придется принять неопределенность будущего. Практика доказывает нам, что не существует прогнозов, сбывающихся со 100 %-ной точностью. И это прекрасно. Вообразите, какой скучной была бы наша жизнь, если бы мы точно знали, что произойдет. Неопределенность необходима для того, чтобы у нас оставалась надежда. Без неопределенности не будет возможности выбора, исчезнет ощущение свободы.
Неизбежный спутник неопределенности – наши сомнения. Сомнение может быть нашим другом или врагом. Оно выступает как враг, когда парализует наши действия и способствует откладыванию момента принятия решения. «Нужно подождать». Чего именно подождать? «Ну, когда наступит ясность». А в результате чего она должна наступить? «Пока у меня недостаточно информации для принятия решения». Какой именно информации недостает, как и когда она поступит, где ее искать? Сколько мы готовы ждать? «Не знаю, просто надо подождать…»
Сомнения – наш друг, побуждающий к поиску, к размышлению, к анализу, но никак не к бездействию. Отними у нас сомнение – и мы превратимся в фанатиков. Смелость не в том, чтобы не входить в клетку, когда боишься тигра. Смелость не в том, чтобы войти в клетку, если ты не боишься тигра. Смелость в том, чтобы войти, когда боишься. Мужество в том, чтобы действовать, продолжая сомневаться. В этом смысле мы все совершаем путь героя, но он осложнен тем, что некому дать нам уверенность в том, что мы избранные. Эту уверенность приходится создавать себе самостоятельно.
Смелость в том, чтобы признать: смысл моей жизни – это зона моей ответственности. Осознавая это, я могу передать ее кому-то или чему-то, но моя жизнь все равно останется моей жизнью. Последствия моих решений станут моей реальностью. Уклоняясь от выбора, я не сохраняю жизнь чистым листом бумаги.
«Решись стать разумным, начни. Кто медлит упорядочить свою жизнь, подобен тому простаку, который дожидается у реки, когда она пронесет все свои воды».
Принимая решения в непредсказуемом мире, мы просто не можем требовать от себя непогрешимости. Требовать абсолютной правильности выбора. Это бессмысленно, потому что невозможно. Как же быть, если ни в чем нельзя быть уверенным? Оперировать вероятностями, наслаждаться приключением (люди специально отправляются в неизвестность, чтобы столкнуться с неожиданным). Лучше принять неопределенность и постараться следить за открывающимися возможностями, чем сетовать на реальность, продолжая в ней существовать.
Страх ошибиться – нормален. Но состоявшийся выбор – это не приговор. Мы вольны менять смысл нашей с вами жизни через новые действия, через планирование, через установку новых целей, через поиск новых возможностей. Через осознание себя, своих способностей, желаний, потребностей. Через пристальное внимание к своим мыслям, влечениям. Через развитие доверия к себе. Чтобы менять что-либо, нужно знать, какое оно сейчас. Заглянув в свое прошлое и поняв свой настоящий смысл, мы обретаем силы для того, чтобы менять будущее, действуя в настоящем.