На свете много музыкальных инструментов – трещотки, треугольники, гармошки, барабаны. Есть пианино и арфы. Кто-то ловко играет на скрипке или на гитаре.
Контрабас и саксофон тоже хороши. В средневековой Франции играли на лютне, в Древнем Египте – на арфе, на Востоке любили зурну. Якуты рубились на хомусе, финны – на кантеле, индейцы майя – на трубах.
О многих инструментах сказки сказывали – про дудочки и скрипки, про лютни и тамбурины.
А есть ещё гусли. Никто и не вспомнил бы о них, если бы не человек, игравший на гуслях. Звали его Садко.
Хорошо то утро, что радует глаз солнечным светом да слух весёлой музыкой. Солнце в это утро светило, а вот музыка совсем не радовала новгородского князя. Уж очень уныло музыкант тянул мехи гармошки. За эту унылость инструмент ему порвали, а самого выгнали.
– Аким! – позвал князь воеводу. – Найди мне нового музыканта!
Княжья воля – закон. Аким собрал дружинников и отправился в поход. Музыканта искать. Одного он знал как раз, тот жил неподалёку.
Садко и правда жил сразу за стеной княжеского посада, прямо за речкой, около базара. В этот день он вместе с родителями огород вскапывал – настала пора брюкву сажать. Огород – дело не дюже весёлое. Копал Садко, копал, но котик его отвлёк – тот за пером гонялся. Садко поймал перо, дунул, отправляя дальше в путь, а сам замечтался, достал гусли, стал наигрывать лёгкую мелодию о том, как пёрышко летит, как котик за ним прыгает.
Мать недовольно поправила платок на голове. Была она женщиной дородной, с тяжёлыми руками и неласковым взглядом.
– Опять бездельничаешь?! – проворчала она. – Лодырь! У других дети в дружине служат. Ну, если хворый, при боярском приказе взятки берёт хотя бы. А этот что?
– Да ладно тебе, Марья, – вздохнул отец. Был он худенький, лысоватый, тихий. – Душевно ведь играет.
– Маменька! – ласково посмотрел на мать Садко. – Благодаря музыке в нашу дверь когда-нибудь постучит счастье…
– Да по башке бы тебе постучать! – пошла на сына мать.
Она отвесила ему подзатыльник, но звук получился странный – тяжёлый и гулкий, словно в деревянную калитку ударили. Или это и правда в калитку стучат?
Да не просто стучат. От мощного удара она слетела с петель, и во двор вошёл воевода Аким с дружиною. Огромный, в броне и шлеме, он недобро оглядел скудное хозяйство и замерших перед ним людей.
– Кто из вас Садко? – спросил Аким.
Голос его был грозен. Против такого никто не устоит.
Вперёд решительно вышел отец.
– Я! – заявил он, но голос подвёл, дал петуха.
Аким нахмурился.
– Ну, я! – загородив мужа, выступила тогда на первый план мать.
И даже котик мяукнул, давая понять: если что – он тоже за Садко сойдёт.
Но никто из них, конечно, на юношу с гуслями не был похож.
– Я Садко! – тихо сказал музыкант, обходя замерших родственников.
Аким дёрнул бровью, сграбастал вышедшего и рявкнул:
– Князь зовёт!
Садко успел только крикнуть:
– Мама!
А что тут сделаешь? В те времена люди были подневольные, подчинялись князьям да воеводам.
Дружина строем вышла вон со двора.
Хорошая была дружина у князя, крепкая, всегда выступала строевым шагом. А где строй, там песня. Слышите? Вот уже затянули.
– Постреляли мы на славу,
Поломали три копья.
И теперь домой по праву:
Нас встречай, родна земля.
Дорога пролегала через базар. Чего тут только не было – и меха, и ткани, и глиняные горшки, и даже заморских птиц продавали.
Бодрым шагом дружинники миновали торговые ряды. Последний нёс на плече Садко. От нечего делать музыкант подыгрывал песне на дудочке.
Все торговцы высыпали из-за прилавков поглазеть на стражу. Попугаи тоже стали глазеть, но только один – большой, белый, с хохолком на голове – смотрел не на певцов, а на кошель, привязанный к поясу стоящего рядом продавца. Птица осторожно протянула лапу, мгновение – и в когтях зажата блестящая монета.
Но как же заразительно пели дружинники! Попугай не выдержал и тоже подтянул:
– Да-тада-да-та-та…
Садко помахал ему рукой. Попугай вскинул крыло с монетой.
Зря он это сделал, конечно. Торговец заметил блеск, сразу узнал свою собственность и, конечно же, отобрал её у попугая.
А дружина шагала дальше. Взлетала в чистое небо песня.
– Солнца лучики сверкали
И сбивали с высоты.
Наши мамки начищали
От коррозии щиты!
Звонко пели, чётко маршировали. Горшки на прилавках подпрыгивали им в такт.
– Месяц пили, месяц ели,
А как проводы прошли,
Мы как птицы улетели
Охранять покой княжны.
– Князь наш батюшка доволен! – от души выводил солист.
– Дело сделаем легко, – подхватывали остальные.
Из-под их ног разбегались куры и коты.
– С этой песней строевою
Приведём к нему Садко.
Так, с песнями, и дошли до княжеских покоев. Дружинник сбросил с плеча пленника, Аким наградил музыканта лёгким пинком, ставя на ноги. Парень натянул шапку на голову и огляделся – никогда он не забирался так далеко от дома. Никогда он не был в княжеском тереме. Боязно.
– Может, я в другой раз зайду… – попятился Садко.
Аким успел схватить его за шиворот.
– А я сказал, – грозно прикрикнул он и впихнул «гостя» в палаты, – добро пожаловать!
Садко попытался удержаться на ногах, но пол был слишком гладкий. Парень брякнулся на попу и заскользил прямо до стола с боярами.
Надо сказать, тронный зал впечатлял не только новеньких, но и каждого, кто в него попадал, – всё сверкало и блестело, всё было нарядно украшено и изысканно расписано.
– Ого… – только и смог вымолвить невольный гость. – Вот это да…
Тут он заметил своё отражение в начищенном до блеска мраморе пола, а заодно разглядел, что его лапти оставляют на нём грязь. Воровато оглянувшись, испуганно затёр след шапкой.
Тем временем в зале кипела жизнь. Бегали люди, расставляли столы, свечи. Стрельцы выстроились вдоль стен зала. В центре зала возвышался подиум с занавесью.
– Пойдём, – потянул Аким Садко за собой и толкнул на табурет. – Играть будешь.
– А в какой тональности? – успел спросить Садко.
– В передней, – отозвался Аким. – К женихам передом, а к невесте задом.
Аким пнул табурет с Садко, тот проскользил по полу и остановился около стойки с музыкальными инструментами – трещотками, бубнами и дудками.
Раздалась торжественная музыка. Двери залы распахнулись.
– Уважаемые женихи! – объявил важный голос – это говорил дьяк в чёрной рясе. – Прошу выходить согласно номерам!
Но никто порядок соблюдать не собирался. Женихи ввалились толпой, расталкивая друг друга. Восточный принц – худой, невысокий, в объёмной чалме; рыцарь – солидный, широкоплечий, с тяжёлым мрачным лицом, в одной руке гигантский щит, в другой длинное тяжёлое копье; японский самурай – низенький, пухлый, с улыбчивым лицом; и, наконец, богатырь – борода и усы, широкая грудь, в руке держит меч.
– Лучший из лучших получит в жёны княжну! – не терял торжественного пафоса дьяк.
Все посмотрели на помост. Там на троне сидел сам князь – седоволосый человек, на голове символ княжьей власти – шапка с соболиной опушкой.
Рядом с князем стояла княжна. Постойте! Никакая это не княжна, а её портрет в полный рост. А издалека как настоящая, вот только глаза очень большие – прорези, через которые в зал и подсматривала невеста.
– Настенька, ты здесь? – позвал князь.
– Да, папенька, – отозвался из-за картины нежный девичий голос.
– Это последняя партия, – предупредил князь. – Выбирай внимательнее.
Поняв, что сейчас самое время начать играть, Садко вскочил на табурет, откашлялся, взмахнул руками над гуслями. За его спиной появились двое стрельцов и за плечи усадили его обратно на табурет.
– Первый номер, – объявил дьяк. – Жених из Японии, Я Рака Ем Руками. С детства мечтает о жене с большими глазами. В быту неприхотлив, питается рисом…
Стражник толкнул Садко, и тот заиграл восточную музыку. Под неё японец степенно вышел в центр зала, поклонился, сложив руки перед собой, выхватил из-за пояса меч и стал ловко размахивать им. А потом подбросил вверх так, что он пролетел над люстрой и срезал с неё все свечи. Свечи попадали вниз, сложившись в фигурную композицию.
– Аригато, – поклонился японец. И ему на голову тут же свалилась срезанная люстра.
Стражники и женихи засмеялись.
Бояре, сидящие за столом жюри, показали оценки. Средненькие.
– Из далекой Индии раджа! – объявил второго жениха дьяк. – Прекрасно владеет всеми частями тела!
Вперёд вышел индийский принц, поклонился. Садко крутанул на колене гусли и заиграл индийскую музыку. Двигаясь под неё, раджа скинул одежду, оставшись только в тюрбане и набедренной повязке.
– Он что, голый? – ахнули стражники.
– Срамота!
Глаза у Настеньки за картиной стали размером с круглые прорези. Заметив это, князь нервно сдёрнул с головы шапку и закрыл ей обзор.
Раджа медленно развернул на полу циновку с гвоздиками остриями вверх, сел на неё в позу лотоса, сложил перед собой руки и закрыл глаза. Медитативная музыка продолжала звучать. Стражников невольно потянуло в сон. За ними стали кемарить женихи. Повалились друг на друга бояре за столом. И даже князь задремал и сполз с трона. Тем самым создал такой грохот, что все открыли глаза. Но только не раджа. Естественно, такой жених не годился для княжны, поэтому князь велел унести его прочь.
– Номер третий! – вступил дьяк. – Герцог Вилли Франкенштайн. Копьём пробивает насквозь дракона, по самый хвостик.
На подиум важной походкой выступил герцог с тяжёлым копьём. Копьё он воткнул в пол, раскрутил над головой щит и бросил его через зал. Щит пробил стену дворца, вылетел на улицу, сделал там круг и, проломив дырку в стене дворца с другой стороны зала, вернулся в руки хозяина.
Опешивший Садко не нашёлся, что сыграть, – настолько всё это было экзотично. Да герцогу и не нужно было музыкальное сопровождение.
– Любит поэзию, – объявил дьяк.
Герцог нажал кнопку на грудной пластине доспехов. Со спины выехала ударная мини-установка, трубы, а на груди появился диджейский пульт с двумя железными перфорированными пластинками. Заиграла музыка. Герцог тряхнул длинными волосами. Вдарили басы, грянули трубы, заскрипели пластинки. В поддержку выступающему засветилась светомузыка. Садко поймал ритм и стал подыгрывать жениху на гуслях. Князь на троне задвигался – настолько всё это было зажигательно. Игриво глянул на портрет – как реагирует дочка.
Герцог стал пританцовывать под динамичную музыку. Но продемонстрировать танцевальные способности не успел: споткнулся о свою же ногу и упал. Волосы его навернулись в два кулёчка, похожих на рога.
Зрители засмеялись.
Члены жюри выставили оценки.
Расстроенный герцог удалился на своё место.
Легко, как пёрышко, подбрасывая пудовую гирю, навстречу ему выдвинулся русский жених.
Дьяк объявил:
– Четвёртый номер конкурса – русский богатырь Иван Всеславович. Чемпион по боям без правил среди медведей! В мирное время впадает в спячку, так как это экономически выгодно.
Проходя мимо герцога, богатырь крутанул пальцем чуб, делая такой же рог, как у соперника, и засмеялся. Герцог покраснел от ярости. Богатырь пошёл дальше и сам не заметил, как наступил на длинный шлейф плаща герцога. Зато это заметил Вилли. Спасая свой плащ, он дёрнул его изо всех сил. Богатырь не удержался на ногах и упал, мощным телом проломив помост. Рядом рухнула пудовая гиря.
– Ах ты железяка! – взревел богатырь и бросился на герцога.
Садко вскочил на лавку, заиграл бодрую плясовую и запел, коротко описывая, что вокруг происходит.
– Наших бьют! – завопил богатырь.
Он впечатал герцога в стену и стал вырывать у него копьё. За конец копья зачем-то уцепился японский принц и тут же взлетел в воздух от мощного удара. Приземлился японец у подножия трона князя. От переизбытка чувств высморкался в первую же попавшуюся тряпку. На беду, ею оказался плащ князя.
– Ах ты гад! – завопил государь. – В князя сморкаться! В народного любимца?! Ну, я тебе!
Он закатал рукава, снял шапку, повесил на специальный гвоздик на троне и прыгнул в гущу завязывающейся драки. Бояре за столом с восторгом за всем этим наблюдали.
– И это ещё только смотрины! – весело заметил один. – Представляете, какая свадьба будет! Ну-ка врежь-ка! – подставил он щеку соседу. Тот с охотой выполнил просьбу. – Ох, хорошо! – потёр место удара боярин.
В драку вступили дружинники. Началась куча-мала. Она докатилась до мирно спящего индуса, подхватила его и вывалилась на улицу. По ходу движения из общей толпы выпал князь. Аким бережно поставил государя на ноги, отряхнул. И только сейчас все заметили, что в пылу выступления Садко забрался на княжий трон. Государь нахмурился, увидев такой непорядок. Аким без слов выкинул Садко с неположенного ему места и усадил на него законного представителя.
– Концерт окончен, – сурово произнёс воевода, отталкивая музыканта.
– А как я пел? – спросил Садко. – Князь доволен?
– Князь потрясён, – ответил Аким, хватая Садко за шкирку. – Говорит, никогда такого не слыхивал. Заходи, если что.
С этими словами он вышвырнул Садко во двор и захлопнул дверь. Садко тут же принялся барабанить в неё. Аким с недовольством выглянул.
– Я, конечно, всё понимаю! – с вызовом произнёс Садко. – Но любой труд должен быть оплачен!!!
Воевода порылся в карманах, вытащил куриную ножку и бутылку вина. От ножки откусил, вина отпил – оставшееся вручил музыканту:
– Держи, заработал!
Садко невольно принял подачку. Дверь снова захлопнулась.
– Инструмент верните!!! – возмутился Садко.
В голову ему прилетели гусли.
Да, тяжёлая судьба у музыканта. Особенно при княжьем дворе.
Вышвырнув гусли, Аким запер двери. Но в них снова постучали. Обозлённый воевода распахнул их, явно собираясь наподдать Садко так, чтобы он дорогу забыл в княжий терем. Но за дверями никого не было. Воевода пожал плечами и уже собрался двери закрыть, но они… не поддались. Кто-то их держал. Аким выглянул. Никого.
Около его ног недовольно кашлянули.
Воевода опустил взгляд. Перед ним стоял невысокий огненно-рыжеволосый воин в рогатом шлеме. С ромашкой в кулаке.
– Тебе чего, сантиметр? – умильно спросил Аким.
– Я вождь варягов Рюрик! – возмущённо заорал воин. – Пришёл свататься за княжеский дочь!
– Опоздал ты, Юрка! – Аким присел на корточки, чтобы быть с воином одного роста. – Приём документов закончился. Приходи в следующем году.
Воевода легко переставил претендента на руку княжны и потянулся к створкам двери.
– Пусти меня! – кинулся на препятствие Рюрик. – Пусти, противный русский!
В первую секунду он даже преуспел и сдвинул Акима с места, но воевода быстро пришёл в себя и оторвал противника от пола.
– Настырный какой! – с удивлением произнёс он, выкидывая буяна с крыльца.
– Князь Рюрик не простит! – кричал обиженный воин. – Он вернётся! Противные русичи!
И его под руки вынесли со двора.