Дождик из шланга. Про то, как маленький огурчик попал под дождик, а тот оказался недождиком. И эта первая история получилась такой же маленькой, как ее главный герой.
– Ой! – сказал маленький огурчик и выглянул из-под листочков. – Ой, дождик!
– Это не дождик, – строго поправил его папа-огурец. – Это вода из шланга. Шланг идет от зеленого, как мы, бака, и еще включается в общий садовый водопровод.
Ух ты! Маленький огурчик огромными глазами смотрел на папу. Он еще никогда не слышал столько умных слов сразу.
– Но это еще не все, – сказала огуречная мама-дама. – Чтобы вода попала в бак и в шланг, ее надо включить.
– И кто включает этот са-до-вый во-до-про-вод, наш дядя – полосатый огурец? – еле выговорил огурчик. Он ведь был еще совсем маленьким.
– Нет, – ответила мама. – Ее зовут Ли. И мы ее лю. Любим. Как тебя. – Мама улыбнулась.
– Это Ли своими руками делает нам грядку, строит парник, бережно высаживает нас в нее, – продолжала мама. – Закрывает, когда холодно, открывает, чтобы не было слишком жарко. Все время заглядывает к нам сюда, склоняется низко-низко, так, что мы видим ее лицо, и старается понять, хорошо ли нам. Спрашивает: «Ну как вы, мои миленькие?». Добавляет удобрения.
– Удо-бре-ни-я? – Огурчику доставляло удовольствие произносить еще одно сложное слово.
– Ну да. Это такое сухое и сырое одновременно, пахнет… не очень, но очень полезное. Мы от этого растем. Лучше и здоровее. Ты же хочешь быть свежим и здоровым? А для этого надо много пить чистой воды и правильно питаться. – Мама с папой посмотрели друг на друга и одобрительно закивали головами.
– Одна Ли столько делает… – с уважением сказал огурчик.
– Она же открывает парник, когда идет настоящий дождик. И поливает, когда дождя долго нет. Вот как сейчас. Столько дней жары, как будто дождь где – то потерялся, а тебе ведь неплохо, правда? – с теплотой в голосе сказала мама.
– Да! – весело ответил огурчик, с удовольствием подставляя то один бок под воду с неба, то другой.
У него было хорошее настроение, ведь, несмотря на яркое солнце, в его грядке было тенисто и прохладно. Влажная земля дышала. Рядом были папа и мама, а еще братики-сестрички и куча всякой огуречной родни.
– Ш-ланг, водо-провод, са-довый, удо-брения. – Огурчик чувствовал себя большим-большим. Птичка пела рядом свою песенку, дождик из шланга закончился, а глазки почему-то закрывались.
– Вот какая чудесная Ли… – думал огурчик, поудобней укладываясь спать на мягком листочке. Ведь он только недавно родился, а маленьким детишкам нужно много спать, чтобы вырасти и набраться сил.
Так же думали только что политые соседи: помидорки, капуста и свекла. Клубника и малинка. Яблони и петрушка с укропом. Все жители маленького сада любили Ли и часто пели свою песенку:
Мы ее лю и зовут ее Ли
Она не жалеет силы свои
Чтоб нам хорошо на свете жилось
Чтоб сад расцветал от зари до зари.
Зовут ее Ли и мы ее лю
Своей красотою ее удивлю
За труд и любовь от души похвалю
Зовут ее Ли и мы ее лю…
Так шептал каждый цветочек, каждое деревце, каждый кустик в ее саду.
А особенно громко сегодня пела помидорка. Рано утром она познакомилась с золотистым жуком и, кажется, влюбилась. Но это – совсем другая история…
Огурец – выходец из тропиков Индии, любит тепло и влажность.
Тропики – это жаркий природный пояс земного шара, такие места, где очень тепло и влажно. А поскольку огурчики – выходцы из тропиков, они не могут жить у нас без укрытия, без специального дома – теплицы. Поливать огурчики в теплице нужно теплой водой, так как от холодной воды их корешки могут заболеть. Так же, как у тебя может заболеть горлышко, если ты промочишь ноги в холодной воде.
Корешки огурцов находятся не глубоко в земле, поэтому эти растения нельзя поливать «под корень». От сильных струй корешки могут остаться без земли и огурец погибнет. Лучше поливать огурчики рано утром или вечером, после захода солнца. Если на улице очень жарко, +25 градусов, то, кроме полива, огурцам делают дождевание. Тетушка Ли знает про это. И использует специальные устройства, из которых вода разбрызгивается капельками, как будто идет настоящий дождик.
В холодную погоду огурчики лучше не поливать. И никогда не поливать растения на солнце – будут ожоги!
Помидорка и бусинка. Про то, как помидорка на секундочку представила себя красивой, и про золотистого жука, совершившего подвиг во имя помидорки, красоты, и так уж получилось, будущего доклада.
– Доброе утро. Это Помидорка… – тщательно проговаривала Помидорка слова с нужными буквами, тренируя дикцию.
Хотя со стороны это может и звучало глуповато – ведь и так видно, что она помидорка. Но в субботу у нее назревало важное мероприятие – выступление. Это когда один говорит, а все смотрят на него и слушают.
Выступление от лица томатного сообщества перед тетушкой Ли. Чтобы рассказать ей про рост каждой помидорки. Про то, как они чувствовали себя этим летом и про их помидорную точку зрения: эффективны ли новые удобрения, удобна ли новая теплица и дает ли дополнительный аэроэффект новый способ рыхления земли.
Ну и просто подвести итоги. Лето ведь закончится и настанет пора собирать урожай.
Целую неделю на их грядках горячо спорили, весело смеялись, отстаивали свои мнения и соглашались на конкретные предложения. Что нужно сделать, чтобы в следующем году всем стало лучше.
Помидорка произнесла очередную фразу и решила пару минут передохнуть. Как было хорошо вокруг! Солнышко было еще очень нежным, облака баловались, плывя по небу, никто никуда не торопился – все шло своим чередом. Вдруг от яблони оторвались два яблока и с шумом упали на землю. От неожиданности Помидорка вздрогнула.
– Ой, а вдруг свою веточку повредила, – сказала она и стала внимательно разглядывать стебель, на котором висела. Проходя его взглядом сверху вниз. – А это что такое? Такое же… круглое… как я.
– Это бусинка, – раздался скрипучий голос. – Такие носят женщины, чтобы быть красивыми.
Помидор с соседней грядки, чуть более опытный, наблюдательный, хотя и немного занудливый, решил помочь своей соседке.
– Наверное, подружка тетушки Ли обронила. Как-то приезжала – на ногах гвозди такие узкие – вся земля была потом в мелкую дырку, и на шее таких много было. – Помидор показал глазами на бусину. – Одна, наверное, и отцепилась.
Бусина была круглая, белая, с маленьким блестящим камушком.
– Чтобы быть красивой… – Помидорка зарделась. – А ведь мне так надо быть красивой, – и начала мысленно примерять бусинку на себя. Она представляла ее на своем зеленом черешке, поближе к листочкам, но чуть повыше, чтобы было видно. Она ведь не могла дотянуться до прекрасной бусинки. И сосед – не мог.
Но это ощущение… Помидорка и так уже почти чувствовала себя красавицей. Полуулыбка, румянец, слегка вальяжные покачивания.
– Что это вы там рассматриваете? – раздался приятный мужской баритон.
Помидорка подняла глаза и увидела прекрасного золотисто-бирюзового жука. О, она еще раньше заприметила его в саду. Он появился недавно, что-то делая среди цветов ровно с девяти до одиннадцати. В прошлом году тетушка Ли рядом с английскими желтыми розами под звучным названием Грэхем Томас посадила пижму у забора, и она недавно зацвела. Желтенькие шарики цветов жизнерадостно тянулись к солнцу и были такого же цвета, как розы, словно их выкрасили из одного ведра.
Что именно делал жук – ей было не видно из-за стоящей рядом яблони. Но зато слышно, как он летел, прорезая воздух своими металлическими крыльями.
– Разрешите представиться: Металлический Золотистый Жук. – Новый знакомый выговорил свое имя безо всяких там Ж – Ж–Жук, а четко и ясно – Жук.
«Ах, и с дикцией у него все в порядке!» – подумала Помидорка.
– Ух ты, какая бусина! – Жук тоже знал это слово. – И почему же она до сих пор лежит здесь, а не принадлежит самой прекрасной даме на свете? – спросил он, глядя на помидорку.
Помидорка снова чуть покраснела.
– Я… я… не могу ее достать, – скромно потупив взгляд, сказала она. – Я ведь на ветке.
Жук обошел бусинку и подтолкнул ее, как будто к чему-то примеряясь.
– Эй, друг, помоги мне, – попросил он Муравья, который сидел рядом и, разинув рот, слушал разговоры.
– А что нужно сделать?
– Я сейчас встану поудобней, а ты закатишь бусину мне на спину. И сам рядом забирайся, держать будешь. Я долечу до веточки Помидорки, ты бусинку тихонечко подтолкнешь, а потом можешь спускаться.
Муравей кивнул и приготовился сделать все, как сказал Жук.
Жук пригнул лапки, немного раздвинул жесткие блестящие крылья, и под ними образовалась небольшая ложбинка, в которую бусинка легла как в перинку. Муравей шустро взобрался на спину жука и уселся рядом с драгоценностью.
– Сейчас важно все сделать быстро! Пока погода летная.
Жук «выбросил» из-под золотистых пару бурых крылышек и взлетел к самой Помидорке. Муравей аккуратно подтолкнул бусинку, и она упала прямо к черешку, туда, где и мечтала видеть ее Помидорка.
Наш герой полетел выше, сделал круг над помидорной грядкой, сказал: «Вы стали еще прекрасней» и улетел. Чтобы вернуться завтра. Он не любил, когда его хвалили. Но ведь здесь его ждала работа – пижма и розы были плановым заданием до конца лета. А может и не только работа…
Помидорка чувствовала себя такой… влюбленной, такой… романтичной, такой… полной сил на разные свершения.
– Какая молодец тетушка Ли, что посадила эти ро-зы и пиж-мы. Но вернемся к подготовке. Здравствуйте. Сегодня мы собрались… – Помидорка снова начала повторять разные слова и одновременно наблюдала за тыковкой, которая пела «пам-парам-пам» на другом конце сада. Но это уже совсем другая история…
Вначале помидорки, или, как их еще называют, томаты, были желтого цвета. За это, а еще за то, что они напоминали сердечки, их назвали «золотыми яблоками», ведь "pomod'oro" в переводе с итальянского – «золотое яблоко». И тогда, лет сто назад, не только рассада, но и сами помидоры росли в горшочках среди комнатных цветов.
Потому что плоды этого растения изначально считались несъедобными и даже ядовитыми. Как гласят американские учебники по ботанике, однажды помидором пытались отравить самого Джорджа Вашингтона. Помидорки любят тепло, +22–25 градусов – такова температура воды в море жарким днем.
Вблизи моря в воздухе скапливается много капелек влаги. Нам, людям, дышится от этого лучше, а помидоркам – хуже. Они не любят влажный воздух, но требуют много воды, пока созревают. Правда, у тетушки Ли требовать им не приходится, она сама обильно поливает их пресной водой. Они будут очень рады, если и ты тоже станешь их поливать.
Еще помидоркам нужно много света. Если мало света – нет плодов, листья становятся бледными, стебли вытягиваются, развитие останавливается. Чтобы помидорки хорошо росли, к ним подставляют палочки, на которые они могут опираться. И привязывают веревочками за стебель.
Ты тоже можешь попробовать. Привязывать помидорки веревочками, поливать, рыхлить землю у корней маленькими граблями. Только посоветуйся с мамой, чтобы сделать все правильно.
Мо, тыковка и пам-парам-пам. Про то, как агрономная любовь тетушки Ли проявила в тыковке природный талант, и как этот талант чуть не сделал из Мо в каком-то смысле человека.
Калитка распахнулась и большая черная точка с шумом пронеслась по длинной дорожке почти до конца; ловко обогнула домик, свернула направо, а дальше, по тонкой, как нитка, тропиночке, топча лапами грядку, докатилась до смородиновых кустов и резко остановилась. Земляные искры рассыпались во все стороны.
– Вот это да!!! – Черный блестящий нос громко сопел и что-то вынюхивал на грядке, втягивая воздух, как пылесос. – Создаст же природа такое…
– Природа… на себя посмотри… – Синяя дневная бабочка фыркнула, вспорхнула с грядки и села на цветок.
– А разве я – природа? – спросил обладатель черного носа и повернул его к цветку.
– Да ты вообще кто такой? И что тут делаешь?
– Я – Мо. Собака с породой. Приехал с детьми и внуками тетушки. И с Ли, разумеется. Они на речку ушли, купаться. А я вот помогать приехал, огород сейчас осмотрю, грядки там вскопать надо, землю взрыхлить, то-се.
– Чтобы тетушка Ли тебе доверила копать? Сомневаюсь… Ты вон как по грядкам пронесся, даже их не заметил. А она сама все делает, никому не доверяет. Чувствительность, у нее, понимаешь ли, повышенная к растениям. Переживает за них, за пятый километр чувствует, как ее растения поживают. Агро-номная такая любовь к растениям у нее. С детства.
– Агро-номная?!! – Пес удивился. – Может, вы хотели сказать – «огро-мная любовь»?
– Ой, посмотрите на него! – Бабочка снисходительно повела правым крылом. – Да у тетушки любовь огромная к нам, а с детства она агрономом хотела стать. Вот и получается – агрономная любовь.
– А агроном – что за птица такая?
– Это не птица вовсе, – раздался веселый голос. – Это профессия.
Мо опустил глаза вниз. Две желтые тыковки лежали на грядке.
– Я – Кука.
– Я – Рбита.
– А я – Мо, – сказал пес.
Синяя бабочка поднялась в воздух и посмотрела на тыковки.
– Давай, Марфуша, до завтра.
Бабочка улетела, а вопросы к тыковкам продолжали сыпаться со всех сторон.
– Кука, привет! Можно я к тебе вечером загляну? Листочки раскрутились.
– Конечно, малинка.
– Кукачка, нам завтра урожай сдавать, очень уж хочется по-королевски выглядеть. Мы после полуденного сна доберемся, хорошо?
– Хорошо, яблоньки.
– Рбита, о чем это они все говорят? – спросил Мо.
– Кука – моя старшая сестра. И у нее есть талант. Когда-то, когда тетушка Ли только посадила Куку, эта грядка состояла из разных-разных слоев – как торт. Опилки, земля, остатки травы, удобрения… Ли поливала грядку и любовалась, как тыковка набирает вес и цвет, радовалась и постоянно пела песенку, которая заканчивалась на «пам-парам-пам». Вообще-то Кука должна была стать Пепой – тыквой обыкновенной кухонной. А вместо этого появилась Кука Прекрасная.
Рбита улыбнулась и любящим взглядом посмотрела на сестру.
– В общем, Кука пустила нежные бархатные усики, которые обвили серый заборчик. Простой серый заборчик превратился в произведение искусства. Это было удивительно красивое зрелище. Каждый раз, когда зеленые кудри закручивались, тыковка пела «пам-парам-пам». И сначала все просто любовались. Потому что в саду знали, что если от природы у тебя растет прямой стебель, то так и должно быть. А если твои листочки закручиваются, то их не следует распрямлять. Так было до тех пор, пока тетушка Ли не накрутила свои волосы на много круглых штучек. – Рбита сделала жест рукой вокруг себя.
– И что?
– А когда сняла их, ее волосы стали кудрявыми и пышными. Это увидела дневная синяя бабочка. Она тут же вспомнила про роскошные кудри Куки и полетела к ней с просьбой сделать и себе такие же закрученные усики. Тыковка придумала способ завивать кудри другим, и теперь нет отбою от желающих.
Пока они болтали, стало как-то странно тихо.
– Ой, смотрите, какая туча! – Кука испуганно показала на небо. – Эта гроза все испортит. И тетушки Ли нет, чтобы накрыть нас. – Кука готова была заплакать. Настроение у Рбиты тоже испортилось.
– Ничего не бойтесь! – крикнул Мо. – Где пленка, которой закрывает вас Ли?
– Вон она, там, в углу.
Мо схватил пленку зубами и стал растягивать ее по углам грядки. Пара небольших камушков плюс три доски, приготовленных Ли как раз на такой случай – и каждый угол пленки оказался крепко прижат к земле.
Не успел он закончить, как начался сильный крупный холодный дождь, тяжелыми каплями он барабанил по грядке, но тыковкам это было уже не страшно.
– Ты настоящий член семьи тетушки Ли, ты спас нас, ты позаботился, без тебя мы бы пропали, – наперебой благодарили Мо тыковки.
– Всего пару минут пришлось повозиться, – скромно ответил Мо, укрывшись рядом под навесом. – Ли справилась бы гораздо лучше.
Сад продолжал ему нравиться, несмотря на грозу. Шерсть стала волнистой от влажного воздуха. Кука и Рбита хором пели песенку, громко смеясь:
Ловкий Мо, смелый Мо
От дождя закрыть нас смог
Мы любим сад и тетушку Ли
А также зеленые кудри свои
Пам-парам-пам!!!
А рядом кто-то ревниво наблюдал за жизнью клубничной грядки. Но это – уже совсем другая история…
Шведский ученый Карл Линней разделил природу на три царства: Первое: Царство ископаемых (минералы). В это царство входят неживые объекты, такие как камни и минералы.