Думаю, что эти граждане моего аквариумного сообщества в пояснениях-представлениях особо не нуждаются. Почти все смотрели (хотя бы с детьми) мультик «Приключения Немо», и потому полосатый, бело-оранжевый бочок, мелькнувший на экране, не вызывает вопросов, все ясно и так: это и есть Немо, рыбки-клоуны, или, говоря по-научному, оцеллярисы. Самое характерное их отличие – домовитость. Иначе говоря, схема мировосприятия примерно такова: есть Он, есть Она, есть Дом. Остальной мир, остальные персонажи их интересуют очень мало. Только если хотя бы попробуют подойти поближе к Дому…Ух! Вот пусть только попробуют! Вот уж будет им, гостям незваным-нежданным, от дружной семейки…!..
Но Вы, наверно, думаете, что живет эта «Сладкая парочка» только в красавице-актинии, как в мультике? А вот и нет. Мои клоуны дом себе выбирали несколько лет: то бомжевали за сливной трубой, то нежились в складках мантии огромной ракушки-тридакны, пытались даже присоседиться к одному из кораллов, пока не нашли Её – единственно Настоящую, Вполне Подходящую, очень даже Домашнюю Актнию-Актюшу (по научному прозванию Энтакамея Квадриколор). И если Вы полагаете, что актиния – всего лишь морской куст странного вида, то и тут Вы ошибаетесь. Кустик тот – характером, да еще каким!
Впрочем, обо всем – по порядку.
Словно во сне человек изловить человека не может,
Сей убежать, а другой уловить напрягается тщетно, -
Так и герои, ни сей не догонит, ни тот не уходит.
И куда же ты полез, Ахиллес?
Говорил: "Вон ту фигню? Догоню!”
Никому, едрёна мать, не поймать
философских черепах в черепах.
Давно это было (лет пять назад).
Жила у меня тогда (уже года два как) улитка – Ципрея-Королевишна (вооон ее панцирь стоит, на полочке!). И еще содержалась парочка молоденьких оцеллярисов, коим (поддержания Мировой Гармонии ради!) непременно хотела я дать в долгосрочное пользование жилище – актинию-красавицу.
Но, поскольку (как уже было сказано) живу я не в стольном граде, то и с актиниями у нас напряженка. Потому прикупила (из того, что было!) актинию пузырьковую, которая вполне может именоваться тут "Белоснежкой", ибо цвета природного у нее не было. никакого: щупальца – как снег белы.
Обрадовались клоуны-оцеллярисы, и, хоть была Белоснежка размеров совсем невеликих, по очереди в ней "купались", да с таким видимым наслаждением!
Как именно?
Как дети – в пушистом, только что выпавшем снегу!
Как воробьишки в пыли – чуть только перышки… то есть чешуйки не топорщили…!
Ворошили благосклонно поддающиеся щупальцы, как пальцы парикмахера – только что высушенные локоны клиентки, перед приданием им законченной формы …
В общем, Мировая Гармония была довольна, оцеллярисы – счастливы, ну а я – тем более.
Но проблема была, и проблема серьезная: эта мелкая беленькая актиния все время садилась таким образом, что принудительно накормить ее возможности не было никакой (Вы никогда не пробовали накормить настенный коврик? Вон он, беленький-кудрявенький, из правого дальнего угла аквариума свисает!)…
А оцеллярисы, вопреки прочитанной мной на аква-форумах информации, кормить ее никак не планировали – может, потому что сами были молоды и неопытны, а может, просто не читали их, оцеллярисовских форумов на эту тему, да и маму с папой слушали плохо…
В общем, это ли было причиной, или же неблагоприятный хим состав в моем аквариуме – кто знает.
Но жить у меня актиния не захотела – это факт.
И потому, как у них, актиний, заведено, не только объявила голодовку, но и с маниакальным упорством лезла в Главный Стрим.
Но уж тут я сон свой напрочь порушила, и с не менее маниакальным настроем стояла на страже склонной к суициду зверюшки, часто вскакивая среди ночи, чтоб проверить ситуацию…Это, видимо, ситуацию очень даже спасало: однажды, несмотря на поролоновую прослойку, которой теперь была постоянно обернута решетка Главного Стрима, я успела выключить – ночью! – девайс, пока актиния лишь слегка протиснула щупальцы в микроскопический зазор между решеткой стрима и защитой…
В общем, несчастной актинии стало понятно, что между ней и быстрой, легкой погибелью в Стриме стоит надёжный забор (и я, аки Охранная Собака Овчарка).
Тогда произошло следующее.
К красотке-актинии, печально-безнадёжно восседающей на верхней точке стрима, приползла величественно Ципрея-Королевишна. Устроилась рядышком и просидела так целые сутки, даже чуть больше.
Не буду настаивать, что Белоснежка все это время тихонько, но настойчиво молила Королевишну милосердно прекратить её, Белоснежкины, муки в этом ужасном месте (в смысле – в моем аквариуме), а Королевишна благосклонно кивала или там угукала согласно в ответ.
Вполне допускаю, что Белоснежка эти сутки думала о своём, а Королевишна просто молча примерялась и строила планы на …
… Тот день был выходной, и я видела всё, что происходило.
Главный Стрим был выключен, и именно он послужил точкой, вокруг которой развернулось основное действие.
На фотографии: «Белоснежка» (здесь и далее – выделена кружочком) сидит на Главном Стриме.
Ципрея внезапно очнулась от своей суточной недвижности, подползла к актинии вплотную и "попробовала ее на зуб".
Белоснежка аж дернулась от такой бесцеремонности и отпрянула!
Ципрея испугалась, тоже отступила, но потом устремилась снова к актинии, которая медленно, но неуклонно двигалась вперед, от Ципреи – как та черепаха, поспешающая впереди Ахиллеса.
Всякие сомнения в характере разворачивающегося передо мной действа отпали: Ципрея гналась за белоснежной красоткой и пыталась ее сожрать!!!
Актиния улепетывала со всех ног. Нет, ну если бы она знала про парадокс Зенона, то, вероятно, была бы спокойна, так как точно знала: быстроно… то есть быстробрюхому брюхоногому моллюску, ее – неторопливую красавицу – не догнать, нипочём…
Оцеллярис-мамка кружила вокруг и изо всех своих полосатеньких сил пыталась помочь "домику".
Наконец она нашла выход: если тюкать панцирную злодейку по присосавшемуся к Белоснежке хоботу (а не по ноге, как вначале), то у актинии появляется время на еще один махонький шажочек…
А, значит, наш "Ахиллес" таки останется "с носом"… эмм… в cмысле – "с хоботом"!
Я могла бы вмешаться и оторвать ципрею от стрима (наверно – могла, потому что улиточка крупная, и силы цепляющей у нее предостаточно!), но с одной стороны полагала, что Королевишна мигом вернется обратно, если уж ей втемяшилось третировать Белоснежку. А с другой стороны, мне очень надо было, чтоб эта краса блондинистая, наконец, слезла со стрима, выключенного аж накануне вечером, чтоб случайно не послужить причиной гибели Белоснежки (другая помпа, со слабым потоком, направленная на актинию, вопреки принятому мнению, ничуть в том не помогла! а ципрея вот "помогала", да еще как!)… Ну и, в конце концов, я никак не думала-не верила, что ципрея – улитка, просто улитка! – может реально сожрать актинию! Ну несерьезно это!.. по крайней мере, я так надеялась…
Спустя полчаса эта парочка взяла небольшой тайм-аут: Белоснежка снова сидела на самой верхней точке стрима, уже включенного. Вейвбокс слегка колыхал ее тельце, из-за чего казалось, что она никак не может отдышаться от бешеной гонки, и, хватаясь за сердце, повторяет "ой, батюшки мои!.. ой, ужасы какие!.. ой, кошмар!..". Ципрея-Королевишна же мирно и неторопливо обжирала решетку стрима в самой нижней ее части…
Но прошло еще совсем немного времени, и было похоже, что… гонка возобновилась?
Актиния, с раздутой вовсю ногой, запыханная и очумевшая, споро переползла со стрима – на боковое стекло аквариума, повторяя "… отсюда!!! И чтоб я еще…!!! когда-нибудь!!!.. ну уж неееет!!!.."
И это было совершенно из ряда вон выходящее, ибо весь последний месяц она стойко сидела на стриме и только на стриме (правда, с разных его сторон!)!
Мамка-оцеллярис озадаченно кружила вокруг своего всползающего на стенку "домика", и на ее слегка пучеглазенькой личности было крупными буквами написано "НЕ ПОНИМАЮ!"…
В конце концов Белоснежка бежала так быстро, что чуть не выскочила из аквариума! Но все-таки успела затормозить и устроилась на самой границе "вода-воздух". А Королевишна-Ципрея, всё так же – неторопливо-неумолимо! – продолжала к ней приближаться. И если спроецировать сие действо на человеческие ассоциации, то натуральный триллер творился у меня на глазах …
Уж не знаю – что именно было у этого красивого панциря на уме. Может, она слыхала про парадокс Зенона, и осознала, что ей ничего не светит?
И, приблизившись к сжавшейся у самой воздушной среды актинии, Ципрея взяла выше, высунула на воздух свой хобот (размером с половину моего мизинца!) и рожки – целиком, всю личность на воздух! Поводила "носом" туда-сюда (я оцепенело за этим наблюдала) и… поползла прочь, в воде (как раз этот момент на фото). Вот где ее нога торчит – там и был хобот (на заднем плане – бледная актиния в полуобморочном состоянии).
После ухода непонятной (непонятой?) злодейки, актиния на том же месте с видимым облегчением раскрылась-распушилась настолько, что в нее радостно впихнулись сразу оба клоуна, и купались там, довольные и счастливые.
Почему же ципрея проползла мимо уже "загнанной" Белоснежки?
Полагаю, что Королевишне просто надоело бегать за едой (она ведь совершенно не привыкла к этому!), и потому во "втором акте" погони она прошла в ее, ципрейном, шажке от потенциальной добычи, даже "не повернув головы кочан, и чувств никаких не изведав".
Ведь и вы, скорее всего, предпочтете кусочек простой, качественной колбаски, мирно лежащий на тарелке – котлете, которую надо ловить вилкой по всему столу (борясь со все возрастающим голодом) …
Утром актиния десантировалась на песок, и, покочевряжившись там в разных видах, часа через два уже лезла обратно на стенку. Так что вроде бы все было в порядке… Однако, посидев-пораскинув своими мыслительными органами (кстати, ну вот кто сказал, что у актинии нет того, чем так кичится "венец природы"? ), Белоснежка сообразила, что уязвимой она является только с бочков, и… втиснулась вся в камушек! Наружу – только щупальцы. Оцеллярисы ночевали в ней, несмотря на полную смену места жительства (мне здесь упрямо вспоминаются детские стишки про переезжающий дом!)…
Но далее…
Бедная актиния так и сидела, в камушке – кормить ее было очень неудобно, раскрывалась она плоховато, да и клоуны всю ее затюкали (нет чтоб покушать принести – так сами выпихивали кусочки, которые она проглотить не успевала! ну так уж им нравилось в ней валяться – все время, а тут – нате вам! – еще и кормежка какая-то у их любимого диванчика…!)
…Всё закончилось печально, к сожалению.
Загоняла Королевишна – актинию,
Загоняла в камни самые укромные…
И исчезла Белоснежка окончательно.
Я, конечно, долго каялась и плакала:
Надо было бы схватить мне Королевишну,
Посадить ее в другой морской аквариум
(Тот, что сампом называется, и в тумбочке).
Только жаль мне было прятать Королевишну,
И не верилось, что съест она актинию,
Впрочем, может быть, актиния несчастная
И сама бы умерла – без прокормления…
Принесла я рыбкам новую актинию,
Что и кушает, и в стрим не попадается,
Ее полностью Ципрея игнорирует
(Так же, как и, к сожаленью, оцеллярисы!).
Они выбрали себе для проживания
Преогромную ракушку, твердокаменну,
Ту, которую ни в жизни Королевишна
Не способна погубить, как дом их давешний.
Ни кормить ее не надо, не ухаживать,
Только в складках синей мантии – полёживай!
Только если у них детушки появятся –
Как им вырасти, коль нет защитных щупалец?
P.S. Касаемо оцеллярисов: у них-то всё сейчас отлично: тридакну они утюкали, спихнули (спустя полтора года после заселения в нее) с "постамента", какое-то небольшое время в ней потусили, а потом сменили эту «квартиру» на стенку за сливной трубой.
Позже, после многократных сомнений и метаний, и после Одного Ужасного Случая, переехали-таки в нормальный "дом", и в данный момент у них трехкомнатная зеленая Актюша Энтакамея Квадриколор. Уже 30 % аквариума занимает… А купила бы с самого начала им не белую, а цветную, более сильную актинию – и истории этой бы не было.
Впрочем, может, оно и к лучшему, как знать?
Это было вскоре после истории про Парадокс Зенона.
Купила я своей Сладкой Парочке новую актинию (в конце 2011 года) – с научным прозванием Гетерактис Малу – чтоб, наконец, отстали они от Тридакны и начали вести подобающий приличным Оцеллярисам образ жизни!
Но, поскольку ситуация с разнообразием выбора морских зверюшек в нашем городе ничуть не поменялась за последние полгода, то и новая актиния была цвета бледно-бледно зеленого (ну хоть не полная блондинка!).
Будучи посаженной в аквариум, зверюшка (примерно 16 см в диаметре) сразу полностью раскрылась, хозяйственно вкопала ногу в песок и так просидела несколько дней.
Видимо, ждала постояльцев – Мадам и Месье Оцеллярисов.
Но никто не пришел!
Тогда актиния (телепатически угадав момент, когда мой палец лежал на кнопке выключения света) ногу свою шустро из песка вытащила и … двинулась на поиски своих предполагаемых полосатых квартирантов!
Я, увидев такое, моментально включила свет обратно!
И вот что за зрелище мне открылось…
В углу, куда направлялась актиния и далее, вдоль левого бокового стекла, и почти вплотную к нему, пышно колосились два куста коралла синулярии. (зеленая стрелочка на фото отмечает направление движения зверюшки; это вид аквариума спереди).
Актиния – не самых маленьких размеров. В развернутом виде (в котором она стартовала) – ну никак не помещалась в "проходе" (между стеклом и кустами). Каково же было мое изумление, когда актиния, перебирая ногой по стеклу, протиснулась (именно!!!) между ближним к ней кустом и стеклом (никакого более-менее ощутимого течения там нет, чтобы г-жу Гетерактис что-то куда-то влекло физически!),