От Михайловской улицы до Мойки.






Этот маршрут мы начнём от Европейской гостиницы, выходящей узким торцом на Невский под номером 36.

Главный фасад здания смотрит на Михайловскую улицу, проложенную по замыслу великого зодчего Карла Ивановича Росси в 1819-1825 годах исключительно для того, чтобы открыть перспективу со стороны Невского на Михайловский дворец. Дома на улице были оформлены пилястровыми портиками и составляли продолжение ансамбля Михайловской площади.

В 1873-1875 годах архитектор Людвиг Францевич Фонтана перестроил всю левую сторону улицы в единое здание гостиницы в пышных формах зрелой эклектики. Скульптурное оформление выполнил Давид Иванович Иенсен.

Фасад по Невскому первоначально был таким же, как и по Михайловской улице, но в 1949 году советские архитекторы сочли целесообразным стилизовать его под классицизм.


Гранд-отель «Европа»


В целом, внешний вид гостиницы дошёл до наших дней без особых изменений, тогда как интерьеры постоянно перестраивались в соответствии с модой.

Так в 1905 году архитектор Карл Эрнестович Маккензен создал эффектный интерьер главного ресторана в стиле модерн, а в 1908-1910 годах Федор Иванович Лидваль осуществил полную внутреннюю реконструкцию помещений и надстроил ресторан «Крыша».

Нет смысла перечислять всех знаменитых постояльцев – список занял бы несколько страниц. С 1994 года Гранд-отель «Европа» входит в перечень «Ведущие отели мира», и сегодня здесь по-прежнему останавливаются крупнейшие государственные деятели, выдающиеся актеры, певцы и музыканты.


По соседству с отелем находится главный католический храм Петербурга – собор Святой Екатерины, построенный в 1763-1782 годах. Этот участок был передан католической общине, в которую входили французы, итальянцы и поляки, в 1738 году по указу Анны Иоанновны. Несколько позже архитектор Пьетро Трезини в формах барокко составил проект каменной церкви, расположенной в глубине участка, с двумя симметричными домами, выходящими на красную линию проспекта. Проект не был осуществлен из-за отсутствия средств, но прием соединения служебных домов с храмом высокими арками был реализован впоследствии. Новый проект в стиле раннего классицизма, отдаленно напоминающий триумфальную арку, составил архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот (автор архитектурного шедевра – арки Новой Голландии). Начатое по этому проекту строительство было прервано в середине 1760-х годов и продолжено только в 1779-м архитектором Антонио Ринальди, который внёс ряд изменений, в частности, включил в изысканное оформление фасада «цветок Ринальди» – скрещённые ветви – своеобразный автограф зодчего.

Церковью сначала управляли бенедиктинцы, затем иезуиты, потом почти весь XIX век – доминиканцы. В 1798 году здесь погребли последнего польского короля Станислава Августа Понятовского.

После третьего раздела Польши (1795год) Понятовский отрёкся от престола. Его приютил Павел I, предоставив в качестве резиденции Мраморный дворец.

В 1939 году советское правительство ответило согласием на просьбу польской стороны о перезахоронении праха короля на родине, но начавшаяся война помешала предполагаемой торжественной церемонии – прах временно захоронили близ города Люблин.

Во время наступления в 1945-м местоположение могилы было утеряно.

В ней молились Адам Мицкевич, Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Ференц Лист. Здесь в 1836 году венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова, в 1858 году отпевали архитектора Огюста Монферрана…

В 1938 году церковь закрыли. В конце 1970-х кто-то из деятелей культуры вспомнил, что зал базилики славился своей акустикой, но уже принятому решению о передаче здания Ленинградской филармонии для организации органного зала помешал сильный пожар.

В 1992 году церковь была возвращена католической общине.

Мраморные евангелисты и ангелы с конца XVIII века ни разу не покидали крышу: пережили блокаду, устояли при пожаре, но время и климат нанесли им серьёзный урон и в 2017 году их заменили на искусно выполненные копии.

Церковные дома, изначально трёхэтажные, в конце XIX века надстроили до пяти этажей, что в значительной степени скрыло силуэт церкви.


Богатейшая история следующего дома 30 начинается в середине XVIII века, когда великий Растрелли возводит на этом месте трехэтажный особняк в стиле барокко. Этот особняк в 1799 году приобрёл купец-миллионер Михаил Алексеевич Кусовников, но сам в нем не жил, а сдавал в аренду филармоническому обществу.

Михаил Алексеевич любил почудить весьма своеобразным образом: в крестьянском зипуне, в лаптях с берестяным лукошком заходил в ювелирный магазин и пытался уговорить служащих показать ему какое-либо украшение. После бурных попыток выпроводить его из магазина, Кусовников вытаскивал из-за пазухи толстую пачку ассигнаций и, наблюдая за реакцией продавцов, покупал одну из самых дорогих вещей, а затем чинно удалялся… в другой магазин.

Загрузка...