Этот маршрут мы начнём от Европейской гостиницы, выходящей узким торцом на Невский под номером 36.
Главный фасад здания смотрит на Михайловскую улицу, проложенную по замыслу великого зодчего Карла Ивановича Росси в 1819-1825 годах исключительно для того, чтобы открыть перспективу со стороны Невского на Михайловский дворец. Дома на улице были оформлены пилястровыми портиками и составляли продолжение ансамбля Михайловской площади.
В 1873-1875 годах архитектор Людвиг Францевич Фонтана перестроил всю левую сторону улицы в единое здание гостиницы в пышных формах зрелой эклектики. Скульптурное оформление выполнил Давид Иванович Иенсен.
Фасад по Невскому первоначально был таким же, как и по Михайловской улице, но в 1949 году советские архитекторы сочли целесообразным стилизовать его под классицизм.
Гранд-отель «Европа»
В целом, внешний вид гостиницы дошёл до наших дней без особых изменений, тогда как интерьеры постоянно перестраивались в соответствии с модой.
Так в 1905 году архитектор Карл Эрнестович Маккензен создал эффектный интерьер главного ресторана в стиле модерн, а в 1908-1910 годах Федор Иванович Лидваль осуществил полную внутреннюю реконструкцию помещений и надстроил ресторан «Крыша».
Нет смысла перечислять всех знаменитых постояльцев – список занял бы несколько страниц. С 1994 года Гранд-отель «Европа» входит в перечень «Ведущие отели мира», и сегодня здесь по-прежнему останавливаются крупнейшие государственные деятели, выдающиеся актеры, певцы и музыканты.
По соседству с отелем находится главный католический храм Петербурга – собор Святой Екатерины, построенный в 1763-1782 годах. Этот участок был передан католической общине, в которую входили французы, итальянцы и поляки, в 1738 году по указу Анны Иоанновны. Несколько позже архитектор Пьетро Трезини в формах барокко составил проект каменной церкви, расположенной в глубине участка, с двумя симметричными домами, выходящими на красную линию проспекта. Проект не был осуществлен из-за отсутствия средств, но прием соединения служебных домов с храмом высокими арками был реализован впоследствии. Новый проект в стиле раннего классицизма, отдаленно напоминающий триумфальную арку, составил архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот (автор архитектурного шедевра – арки Новой Голландии). Начатое по этому проекту строительство было прервано в середине 1760-х годов и продолжено только в 1779-м архитектором Антонио Ринальди, который внёс ряд изменений, в частности, включил в изысканное оформление фасада «цветок Ринальди» – скрещённые ветви – своеобразный автограф зодчего.
Церковью сначала управляли бенедиктинцы, затем иезуиты, потом почти весь XIX век – доминиканцы. В 1798 году здесь погребли последнего польского короля Станислава Августа Понятовского.
После третьего раздела Польши (1795год) Понятовский отрёкся от престола. Его приютил Павел I, предоставив в качестве резиденции Мраморный дворец.
В 1939 году советское правительство ответило согласием на просьбу польской стороны о перезахоронении праха короля на родине, но начавшаяся война помешала предполагаемой торжественной церемонии – прах временно захоронили близ города Люблин.
Во время наступления в 1945-м местоположение могилы было утеряно.
В ней молились Адам Мицкевич, Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Ференц Лист. Здесь в 1836 году венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова, в 1858 году отпевали архитектора Огюста Монферрана…
В 1938 году церковь закрыли. В конце 1970-х кто-то из деятелей культуры вспомнил, что зал базилики славился своей акустикой, но уже принятому решению о передаче здания Ленинградской филармонии для организации органного зала помешал сильный пожар.
В 1992 году церковь была возвращена католической общине.
Мраморные евангелисты и ангелы с конца XVIII века ни разу не покидали крышу: пережили блокаду, устояли при пожаре, но время и климат нанесли им серьёзный урон и в 2017 году их заменили на искусно выполненные копии.
Церковные дома, изначально трёхэтажные, в конце XIX века надстроили до пяти этажей, что в значительной степени скрыло силуэт церкви.
Богатейшая история следующего дома 30 начинается в середине XVIII века, когда великий Растрелли возводит на этом месте трехэтажный особняк в стиле барокко. Этот особняк в 1799 году приобрёл купец-миллионер Михаил Алексеевич Кусовников, но сам в нем не жил, а сдавал в аренду филармоническому обществу.
Михаил Алексеевич любил почудить весьма своеобразным образом: в крестьянском зипуне, в лаптях с берестяным лукошком заходил в ювелирный магазин и пытался уговорить служащих показать ему какое-либо украшение. После бурных попыток выпроводить его из магазина, Кусовников вытаскивал из-за пазухи толстую пачку ассигнаций и, наблюдая за реакцией продавцов, покупал одну из самых дорогих вещей, а затем чинно удалялся… в другой магазин.