Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
Факультет информационных технологий
Кафедра информатики и математики
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Рынки ИКТ и организация продаж
Санкт-Петербург
2011
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_»__________201_г.,
протокол №_.
Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «_»_______201_г.,
протокол №_.
Учебно-методический комплекс подготовили:
Морозов Николай Петрович, кандидат технических наук, доцент
Рецензенты:
________________________________________________________________
Рабочая программа дисциплины «Рынки ИКТ и организация продаж», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение, содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по профессиональному циклу (раздел Б3.Б.7) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению, профилю «Бизнес-информатика».
Аннотация содержания дисциплины: содержание учебной дисциплины включает семь разделов. Организация учебного процесса в рамках изучения данной учебной дисциплины предполагает использование интерактивных форм обучения.
Формой итогового контроля изучения учебной дисциплины является экзамен.
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
___________________________
«____»_______________201__год
Факультет информационных технологий
Кафедра информатики и математики
Рабочая программа дисциплины
«Рынки ИКТ и организация продаж»
(наименование дисциплины)
для направления (ий) подготовки
080500 Бизнес-информатика
(указывается код и наименование направления (ий) подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
Санкт-Петербург
201_
– Цели и задачи учебной дисциплины
Цель освоения дисциплины «Рынки ИКТ и организация продаж» состоит в формировании у студентов понимания профессиональной сущности решаемых задач, овладении технологиями организации бизнеса в сфере информационно коммуникационных технологий.
В рамках изучения дисциплины осуществляется знакомство с понятиями и видами бизнес-информации, функциями информационного бизнеса, спецификой предоставления информационных услуг, а так же комплексной оценки качества информационных продуктов и услуг.
Для достижения перечисленных целей при изучении дисциплины ставятся следующие задачи:
– развитие у студентов системного видения организации профессиональной деятельности на рынке информационных услуг и продуктов;
– формирование способностей проведения комплексной оценки качества информационных услуг и продуктов;
– выработка практических навыков разработки стратегии позиционирования фирмой сферы информационного бизнеса в условиях современной конкурентной среды;
– развитие способностей к самостоятельной работе и непрерывному самообразованию.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
2.1. Учебная дисциплина относится к дисциплинам профессионального цикла и изучается в 6-ом семестре.
2.2. Для успешного изучения дисциплины студент должен:
1) знать основные ИС и ИКТ управления бизнесом, современные методы ведения предпринимательской деятельности в сети Интернет;
2) уметь использовать аналитико-синтетические способы обработки информации; проектировать, внедрять и эксплуатировать ИС и ИКТ;
3) обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
– логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
– иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
– работать с информацией из различных источников (ОК-16);
– проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-4).
2.3. Для освоения данной дисциплины необходимо изучить курсы:
«Маркетинг», «Управление жизненным циклом ИС», «Электронный бизнес», «Информационный менеджмент», «Технологическое предпринимательство в сфере ИТ», «Теория вероятности и математическая статистика», «Теория систем и системный анализ», «Информатика и программирование», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «Системы поддержки принятия решений».
2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно – методически связана с дисциплинами: «Теория вероятности и математическая статистика», «Теория систем и системный анализ», «Системы поддержки принятия решений».
– Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
– проведение исследования и анализ рынка ИС и ИКТ (ПК-2);
– способность выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом (ПК-3);
– проведение анализа инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-4);
– позиционирование электронного предприятия на глобальном рынке;
– формирование потребительской аудитории и осуществление взаимодействия с
потребителями, организация продажи в среде Интернет (ПК-11);
– создание новых бизнес предложений на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-29).
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
– знать особенности информационно коммуникационных технологий;
– возможности использования информационно коммуникационных технологий для управления бизнесом; основные функции информационного бизнеса;
– тенденции становления и развития информационного бизнеса в России и в мире;
– особенности, виды и основные характеристики информационного продукта,
информационной услуги;
– технологии организации бизнеса в информационной сфере производства;
– организационные формы предприятий в сфере информационного производства и информационного бизнеса;
– виды, целевое и функциональное назначение электронных платежных систем; особенности ценообразования на рынке ИКТ;
– перспективы развития информационного бизнеса;
– уметь проводить сравнительную оценку конкурентоспособности информационных продуктов и услуг;
– осуществлять моделирование деятельности фирмы на рынке информационных услуг и продуктов;
– разрабатывать модели ценообразования для различных видов информационных продуктов и услуг;
– владеть навыками проектирования проблемно-ориентированных информационных модулей;
– осуществлять выбор рациональных ИС и ИКТ-решений для управления бизнесом; разработки моделей ценообразования информационных продуктов и услуг.
– Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 академических часа.
Учебно-тематический план дисциплины
Таблица №1
(составляется отдельно по каждой форме обучения)
5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины.
Раздел 1. Основы информационного бизнеса.
Понятия и функции информационного бизнеса. Тенденции становления и развития информационного бизнеса в россии и мире.
Раздел 2. Бизнес-информация.
Бизнес-информация: понятия, виды. Основные источники бизнес-информации (первичные и вторичные). Классификация источников по стратегии поиска.
Раздел 3. Информационные услуги.
Информационные услуги: понятие, специфика предоставления. Классификация информационных услуг.
Раздел 4. Информационный продукт, его особенности и виды.
Современные технологии создания ииинформационного продукта. Проектирование информационных модулей. Аналико-статистические способы обработки информации. Комплексная оценка качества информационных продуктов и услуг. Экономическая эффективность информационного бизнеса. Оценка конкурентоспособности информационных продукта и услуги: показатели, методика оценки.
Раздел 5. Организационные формы предприятий сферы информационного бизнеса.
Виды информационной деятельности. Типология фирм сферы информационного бизнеса. Особенности организации деятельности фирмы на рынке информационных услуг и продуктов: PR- агенство, аудиторская фирма, ииинформационно-аналитический центр, посреднические фирмы, образовательные учреждения, общественные организации и др.
Раздел 6. Особенности ценообразования на рынке информационных услуг.
Модель цены.
Раздел 7. Перспективы развития информационного бизнеса.
Разработка и внедрение отраслевых информационных систем: позиционирование отраслевых информационных систем, целевая аудитория, задачи. Проблемы, сдерживающие развитие информационного бизнеса в России. Внедрение отраслевых информационных систем. Виды услуг на основе отраслевых информационных систем.
5.2.Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами
Таблица №2
6. Матрица распределения ожидаемых результатов освоения учебной дисциплины по разделам учебной программы
Таблица №3
– Образовательные технологии
–
В процессе освоения данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:
– лекционные занятия, сопровождаемые слайд – лекциями, подготовленными в среде MS Power Point;
– электронное тестирование при осуществлении текущего и рубежного контроля на основе единого банка тестовых заданий по курсу в соответствии с учебно-тематическим планом;
– Организация самостоятельной работы с использованием электронных образовательных ресурсов;
– Разработка презентация примеров расчета и задач с их последующим обсуждением. (Слайды- презентации в Power Point и др.).
Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 30%.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
а) основная литература:
1. Молоткова Н. В., Сахаров И. С. Качество услуг ИТ-аутсорсинга: орга-
низационно-технологические решения. Учебное пособие. Тамбов. Изд-во
ТГТУ, 2008.
2. Бизнес-планирование: учеб. пособие с грифом УМО / Попов, В.М. – М.:
Финансы и статистика, 2006. – 816с.
3. Астафьева Н. Е., Молоткова Н. В. Общенаучные методы познания в
контексте проектирования информационных моделей знаний: учебное посо-
бие – Тамбов: Изд-во ИПКРО, 2003.
4. Молоткова Н. В. Информационные технологии в бизнесе: Учебное по-
собие – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002.
б) дополнительная литература:
5. Организация коммерческой деятельности: информационный бизнес:
метод. рек. / Молоткова Н. В. – Тамбов: ТГТУ, 2006.
б) дополнительная литература:
6. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управле-
ние. – М.: ИНФРА-М, 2004.
7. Смирнов С. Н. Электронный бизнес // Серия: ИТ-Экономика. – Изд-во:
ДМК пресс, 2003.
8. Самоукин А. И. Экономика и психология бизнеса / Самоукин А. И., Са-
моукина Н.В. – Дубна: Феникс+, 2001.
9. Периодические издания:
Журнал «Компьютер Пресс». – М.
Журнал «Мир ПК». – М.
Журнал «PC Week». – М.
Журнал «PC-Magazine». – М.
в) программное обеспечение:
10. http://www.intuit.ru/department/se/devis/lit.html – Интернет-университет
информационных технологий.
11. http://www.big-group.ru – Консалтинговая группа «БИГ».
12. http://www.tspu.tula.ru/ivt/old_site/umr/is/indexis.htm – курс лекций по