Вот и закончилась наша тетрадочка в косую линеечку. Конечно же, на этих листочках не все, что мы узнали, что почувствовали, что испытали. Отдельные материалы записаны на диктофон, так удобнее, и при переносе на бумагу сохраняется точность рассказа собеседника. Давайте возьмем в руки чудо-технику двадцатого века – диктофон и внимательно послушаем то, о чем нам поведали простые люди. Опускаем все шорохи, стуки, бряки, техника, конечно, на уровне фантастики, а в походных условиях еще и норовит покапризничать, такое бывало не раз, и тогда в обиде, что сразу не получилось, прикусывали губы и договаривались о новых встречах. Старики в согласии кивали головами и разводили руками: «Как же, понимаем, деточки», но уже не было той отчаянной нотки в рассказах о своей молодости, дважды это тяжело пережить, даже в воспоминаниях. Однако, несмотря на подобного рода испытания, мы пытались уловить за хвостик минуты ушедшего XX века. И вот небольшие зарисовки из века минувшего. Пусть это будет калейдоскоп, где цветные стекляшки складываются в затейливые узоры, вызывая восторг и удивление.
А мама мне так говорила: это раньше на ссылке были люди, вот освободился оттуда Безменов Павел и пришел. А там лес был большой, он себе дом поставил, и пошла, и пошла оттуда деревня.
А что, если на минуту предположить, что Александра Мефодьевна – последняя из рода Безменовых и на ней закроется последняя страничка семьи, в которой было четырнадцать человек: два парня и двенадцать девок? Не будет ли утеряна еще одна временная ниточка?
Это весной в войну ходили мы за мороженой картошкой. А кака мороженая картошка? Сиблонцы копали, а картошки они очень много-много садили, может, кака и оставалась. А весной чем-то кормить детей надо. Вот и ходили туда женщины. А эту картошку охраняли два мужчины. Уж сильно они издевались над женщинами. Если те не успевали в лесок спрятаться, ловили их, бичом застегивали, избивали нещадно.
Это уже история нашей страны, и этого не вычеркнешь из памяти людской. Кстати, эту запись нам удалось сделать со второго захода. Это тот случай, когда закапризничала техника и мы ничего не могли сделать.
Через Проскоково проходило два тракта: Москва – Томск и Томск – Бийск. Тракты были центральными для движения по Сибири. Поэтому через Проскоково шло огромное количество людей и обозов. В селе была церковь, полуэтап для ссыльных, которых отправляли вглубь Сибири, были почтовая станция и школа. Это было в конце 70-х годов XVIII столетия.
Можно предположить, что с. Проскоково играло большую роль в освоении сибирских просторов. Скорее всего, неслучайно среди жителей села до сих пор существует легенда о том, почему Проскоково названо именно так, а не иначе. Дело все в том, что, имея достаточно крупные денежные средства, а иначе невозможно было собрать обоз и довезти его до места, многие богатые купцы со вздохом облегчения проскакивали это место, т. к. удалые разбойнички грабили на тракте, так сказать, собирали пошлину на право провоза. Успел проскочить – значит, проскочил, нет – тогда уж выворачивай карманы да моли Бога, чтобы жить оставили. Вот отсюда, от «проскочил», и пошло название села Проскокова.
Люби меня, девчонку,
Покаместь я на воле,
Пока я на воле, я той.
Судьба моя грохочет:
Я буду жить в неволе,
Тобой завладеет другой.
Эту песню пела еще матушка Евдокии Карпионовны. К сожалению, мы смогли записать только один куплет этой песни. Со старшим поколением уходит из нашей жизни одно из древнейших видов искусства – народная песня. Не можем мы в настоящее время так же привольно и широко петь, играть тоже не умеем, забыли.
Деревня была большая, два колхоза на одну деревню было. Один был «Гигант», а второй – имени Кагановича. Школа была большая, до 4-го класса.
Да-а-а, чего не скажешь о настоящем деревни Шитиково. Два десятка дворов, голоногая малышня, один телефон, магазинчик – и, пожалуй, все.
Белые стояли в нашей деревне. В доме моих родителей жили целые две недели. Шибко не пакостили. Зимой дело было. Жили они по квартирам. Они не спрашивали, хочешь или не хочешь пустить, – сами заходили. Мать у меня портнихой была, вот и шила белякам нижнее белье, они поизносились все, одеты были никуда не годно.
К стыду нашему, эту сторону нашей истории мы знаем довольно-таки слабо. В прежние времена об этом боялись говорить, расстрелы и ссылки сделали свое дело, из учебника истории СССР знали только, что красные воевали против белых и была это гражданская война, а в настоящее время как-то об этом позабыли, не до этого.
Перед путешествием мы, конечно же, знакомимся с историческим прошлым тех сел и деревень, которые лежат на нашем пути. В книгах, безусловно, написано одно, а вот в жизни – к сожалению, другое.
Беседуя с жителями, мы пришли к тому, что почти никто не знает об истории своего населенного пункта. Это старшее поколение, а что говорить о более молодых?! Поэтому, скорее всего, получается разница между официальной датой рождения, которая занесена в архивные документы, и тем, что знают люди. Что это? Леность ума, беспечность, безграмотность или же все-таки удалось вычистить из людской памяти исторические корни?
Попробуем сравнить то, что мы прочитали в официальных источниках, с тем, что услышали от жителей, и сделаем это на определении даты рождения с. Проскокова. За основу возьмем книгу В. Шабалина «История имен земли Кузнецкой». Познакомимся с тем, что там написано:
«Проскоково – населенный пункт центрального сельсовета Юргинского района. Расположено на реке Кандереп. Основано в XVIII веке».
По данным фонда районного историко-краеведческого музея, опубликованным в газете «Юргинские ведомости» от 22 июля 1998 г., можно прочитать следующее: «Точная дата возникновения с. Проскокова неизвестна. Не исключено, что ее основателем был некто Иван Иванович, сын Проскоков, проживавший на земле своего тестя Алексея Свиридова».
И вот что нам рассказала Л. В. Филиппова, которая посвятила большую часть своей жизни сбору и обработке материалов по истории своего села: «Свою историю село Проскоково начало с 1691 года, когда на реке Кандереп появились первые казаки – Игнат Томилов и Василий Лузин. Они-то и образовали первое поселение, названное Кандерепским. В 30-х годах XVIII столетия поселок Кандерепский частично сгорел, и было принято решение переселяться на другое место, где уже обосновался новый человек – казак Проскоков. Вот так и появилось село Проскоково».
Три разные истории, три разных ответа на один и тот же вопрос: откуда же пошло это село? Мы так и не смогли найти начало ниточки дня рождения данного населенного пункта.
Будем надеяться, что, может быть, когда-нибудь неутомимые и неугомонные исследователи родного края все-таки сумеют вернуть из небытия истории даты рождения многих сел и деревень Юргинского района.