Русскую историю историки относят сегодня к числу «молодых» по сравнению со «старыми культурами» – античными Римом, Грецией и т. п. Но как мы уже видели в первых книгах издания «Русь и Рим», история «старых» цивилизаций нуждается в существенном укорачивании: скорее всего, всю ее нужно датировать эпохой с X по XVII век н. э. Известная нам сегодня история X–ХIII веков является результатом наложения сравнительно небольшого количества подлинных событий этой эпохи, от которой сохранилось совсем немного документальных источников, и отражений гораздо более насыщенной эпохи XIII–XVII веков. Конечно, мы имеем здесь в виду не насыщенность событиями вообще, а теми, о которых до нашего времени дошли какие-то сведения (см. Глобальную хронологическую карту в книге I «Русь и Рим»).
Хотя хронология событий XIV–ХVI веков н. э. в основном правильна, однако история этой эпохи, по-видимому, существенно искажена, о чем мы уже говорили в кн. II и продолжим эту тему в настоящей книге. Из наших математических результатов вытекает, что в своем первозданном, неискаженном виде до нас дошел отрезок истории человечества, начинающийся лишь с XVII века н. э. и ближе к нам.
Вкратце напомним новую концепцию Русской истории и хронологии, выдвинутую нами в кн. II. При этом общепринятую версию русской истории мы будем называть «романовской», поскольку, как оказалось, она тесно связана с царствовавшим в России с 1613 по 1917 год домом Романовых и была создана по заказу его первых представителей.
Итак, наша концепция такова. Подробное ее изложение и обоснование см. в кн. II первого тома.
1. «Татаро-монгольское иго» было просто эпохой военного управления в Русском государстве. Никакие чужеземцы Русь не завоевывали.
2. Верховным правителем на Руси того времени являлся полководец-хан (он же царь), а в городах сидели гражданские наместники – князья, которые обязаны были собирать дань в пользу русского войска-Орды, на его содержание.
3. Таким образом, Древнерусское государство представляется единой Империей, которая имела постоянное войско, состоящее из профессиональных военных (Орду), и гражданскую часть, не располагавшую своими вооруженными силами, поскольку они уже входили в состав Орды.
4. Эта Русско-Ордынская империя просуществовала с XIV до начала XVII века. Ее история завершилась печально известной Великой смутой на Руси начала XVII века. В результате Смуты и гражданской войны русские ордынские цари, последние из которых – Борис «Годунов» и его сын Федор Борисович, – были физически истреблены. А прежнее русское войско = Орда потерпело поражение в борьбе с «западной партией». В первой четверти XVII века власть на Руси захватила прозападная династия Романовых. Она же присвоила себе первенствующую роль и в русской провославной церкви (патриарх Филарет).
5. Новой династии потребовалась «новая история», идеологически оправдывающая ее власть. Новая власть с точки зрения прежней русско-ордынской истории была незаконной. Поэтому Романовым потребовалось в корне изменить освещение русской истории. Надо отдать им должное – это было выполнено грамотно. Не меняя большинства фактов по существу, Романовы до неузнаваемости исказили всю русскую историю. Так, предшествующая история Руси-Орды с ее сословиями земледельцев и воинов – Ордой была объявлена эпохой «иноземного завоевания». При этом русская Орда = войско превратилась – под пером романовских историков – в мифических пришельцев из далекой незнаемой страны.
Пресловутая «дань татарам», знакомая нам по романовскому изложению истории, была просто государственным налогом внутри Руси на содержание казацкого войска = Орды. Знаменитая «дань крови» — каждый десятый человек, забираемый в Орду, – это государственный воинский набор, как бы призыв в армию, но только с детства – и на всю жизнь. Далее, так называемые «татарские набеги», по нашему мнению, были всего лишь карательными экспедициями в те русские области, которые отказывались платить дань, т. е. государственную подать. Ордынские русские войска наказывали гражданских бунтовщиков.
Итак, полученные в ходе наших исследований данные показывают, что господствующий взгляд на всемирную и российскую историю, утвердившийся в XVII–ХVIII веках, в целом неверен. В частности, в принятой сегодня версии российской истории, созданной в эпоху Романовых, сильно искажена роль Русско-Ордынской империи доромановской эпохи на мировой арене, сфера ее влияния и прямого подчинения. Полностью искажена история казаков.
Напомним, что начиная с 1975 года разработкой так и не решенной к тому времени «хронологической проблемы» занимается группа математиков, в основном из Московского государственного университета. В 1975–1981 годах была в целом восстановлена хронология, основанная на исследовании исторических источников методами современной математики, системного анализа и на обширных компьютерных расчетах (т. н. «новая хронология»). Оказалось, что новая хронология существенно меняет наш взгляд на всю мировую историю. Новая концепция истории, согласованная с исправленной хронологией, была предложена в наших работах 1995–2006 годов (эта работа продолжается). Были вскрыты причины некоторых крупных ошибок в версии Скалигера – Петавиуса. Оказалось, что версия Скалигера – Петавиуса наряду с невольными ошибками содержит множество преднамеренных искажений истории и хронологии. В первую очередь это касается истории Российского государства доромановской эпохи, его места в истории Евразии. Более того, версия Скалигера – Петавиуса была создана и внедрена, чтобы скрыть подлинную историю Российского государства и его роль в европейской и мировой истории. Эта версия была не столько плодом научного заблуждения, сколько оружием в идейно-психологической борьбе, корни которой лежат в истории XVI века. Поэтому ее внедрение происходило «на государственном уровне».
Знание истинной истории человечества способствует лучшему пониманию роли и места России среди других государств мира. Проведенные нами исследования показывают, что история ранее XVII века была совсем другой, чем считается сегодня. Вырисовывается следующая картина.
1. В XIII–ХIV веках после всеобщей смуты в древней Ромейской (Византийской) империи и ее развала, Империя восстанавливается на новом уровне и с новым центром. Теперь это – Великая = «Монгольская», она же Российская империя. Более точно, ее можно назвать Русско-Ордынской империей, от слова «орда». Оказалось, что орда – это старое русское слово, означающее крупное воинское объединение. В доромановские времена русские вооруженные силы подразделялись на орды. В дошедших до нас иностранных источниках Империя, воссозданная в XIV веке, известна как Монгольская, то есть как «Великая». Центром Империи в эту эпоху стала Владимире-Суздальская Русь. Отсюда в XIV веке началось завоевание мира.
2. В ходе «монгольского» завоевания (которое было в основном славянским, точнее – славяно-тюркским) Империя распространила свою власть на огромные территории Евразии, включая Китай, Индию, Иран, Ирак, Турцию, Западную Европу, Египет. Следующим этапом развития Империи явилась эпоха османского-атаманского («оттоманского») завоевания, которое, как и первая волна завоевания XIV века, также исходило из Руси. В результате османского-атаманского завоевания значительно усилилось подчинение провинций центру. После очередного захвата в 1453 году Константинополя – старой столицы Ромеи-Византии и общепризнанного религиозного центра, – в Империи возникла еще одна столица – Стамбул (Константинополь). По-видимому, в ту эпоху управление Империей из одного центра было затруднено. Второму центру – Турции или Атамании-«Оттомании» еще непосредственно подчинялись южные области Империи. Таким образом, Русь и Турция до конца XVI века были двумя частями единого мощного государства, которое контролировало практически всю Евразию, а затем и Америку.
3. В конце XVI века Империя представляла собой достаточно жестко централизованное государство. На местах управляли наместники, подчинявшиеся царю-хану, находившемуся на Руси, или же султану в Стамбуле. В частности, государи Европы являлись вассалами русского царя-хана, и именно его они называли императором. Следы такого положения дел сохранились в западно-европейских хрониках до сих пор, несмотря на многолетнюю «чистку». Поэтому некоторые современные исследователи вынуждены заявлять, например, что «западно-европейская знать XVI века была, дескать, охвачена повальным сумасшествием». На самом деле эти люди были не сумасшедшими, просто они жили совсем в другом политическом мире по сравнению с тем, каким он представляется историкам сегодня.
Знать и дворянство Европы в то время в значительной мере состояло из завоевателей-славян, пришедших сюда в XIII–ХIV веках. Некоторые области Западной Европы имели преимущественно славянское население. Даже в XVII веке еще хорошо помнили, что многие земли в Германии были не так давно заселены славянами. То же можно сказать и об Италии и о некоторых других странах Европы.
4. В середине XVI века в Германии вспыхивает мятеж против имперской (русско-турецкой) власти. Сначала это было восстание некоторых наместников, пожелавших отделиться от Империи и обрести полную самостоятельность. Мятеж разросся. Германия, насыщенная имперскими (казацко-ордынскими) войсками, оказалась очагом мятежа правителей-князей против власти далекого императора – русского царя-хана. Это восстание известно нам из учебников как Реформация. Мятежники, принадлежа к правящему сословию, имели сильную поддержку при имперском дворе. Идея развалить Империю и стать независимыми правителями многим нравилась. В столице Руси-Орды назревал государственный переворот. Сторонникам разделения Империи удалось сорвать карательный военный поход на Запад (в привычной сегодня истории, написанной в XVII–ХVIII веках, он изображен как локальный конфликт, Ливонская война). Более того, воспользовавшись слабостью царя-хана, удалось организовать от его лица разгром руководящего состава русско-ордынских войск (известная в русской истории «опричнина»). Борьба сторонников и противников единства Империи («русской» и «прозападной» партий) продолжалась с переменным успехом несколько десятков лет в течение второй половины XVI – начала XVII века. Она закончилась победой прозападной партии и расколом Империи.
5. В начале XVII века Великая империя распалась на несколько частей. Русско-Ордынская царская династия была истреблена. Победившие сторонники раздела Империи привели к власти в Москве династию Романовых – ставленников германских князей. Романовым при разделе Империи отошла территория вокруг прежней столицы. В других областях воцаряются свои правители. Некоторые осколки Империи долго сопротивлялись и старались восстановить прежнее единство. На Западе эти консервативно-имперские тенденции были особенно сильны в Испании и Англии. Например, испанский король Филипп II и герцог Альба, стремились подавить мятеж. Бывшие провинции Империи, где мятежа не было, заняли враждебную по отношению к Западу и Романовым позицию (Китай, Турция, Иран). Были предприняты попытки реставрации имперской власти. Наиболее известная из них – война Разина с Романовыми. Разин был воеводой последних представителей прежней династии, укрепившихся на юге России. Малоизвестный факт: наиболее надежные войска Романовых в войне с Разиным состояли из западноевропейцев. После разгрома Разина раздел Империи стал окончательным, но это не сняло напряжения между Западом и Востоком. Наиболее сильными имперские настроения были в Турции-Османии (Атамании). К концу XVII века «восстановительные» настроения обозначились и в Москве (молодой Петр). В этой ситуации Западная Европа постаралась вбить клин между прежними союзниками – Русью и Турцией. Удалось на несколько сотен лет стравить Россию с Турцией. Началась серия безумных русско-турецких войн, в которых метрополия прежней Империи истощала свои силы. Бывшие провинции были предоставлены самим себе.
Таким образом, победа над Россией в начале XVII века была закреплена с одной стороны политически – насильственным возведением на русский престол династии Романовых. А с другой – идеологически – путем создания и внедрения ложной версии истории. Важнейшим «техническим» средством при этом стала хронология. Ложная история создавала чувство потерянности, отсутствия национальной идеи в русском обществе XVII–ХVIII веков.
6. В результате происшедших событий отношения между Русью и Западной Европой резко изменились. Западная Европа, как победившая сторона, начала утверждать свое «идеологическое первенство» над остальными областями прежней Империи. Основной целью стало уничтожение исторической памяти о Великой = «Монгольской» империи. Видимо, потому, что ранее Европа занимала в Империи подчиненное положение. На Западе началось планомерное, длительное переписывание истории. Русская история была искажена еще при первых Романовых, а окончательная ее версия была составлена немецкими историками, приглашенными в Россию в XVIII веке (Миллер, Шлёцер, Байер).
В Западной Европе для поддержания версии Скалигера – Петавиуса была создана «научная историческая школа», которая приводила в соответствие с поставленной перед ней задачей все попавшие в ее поле зрения документы. После того, как основная масса противоречащих документов была уничтожена или отредактирована, всплывающие время от времени «странные» документы объясняли «средневековым невежеством». Поныне основной корпус документов, на которых основана современная историческая версия, – западноевропейские. Как мы обнаружили, такие документы прошли редакцию XVII века (что часто скрывается). С другой стороны, старорусские, тюркские и арабские первоисточники до сих пор занимают в исторической науке вспомогательное, второстепенное положение. В них якобы «много глупостей», «с ними надо обращаться осторожно». На самом деле они просто не слишком тщательно отредактированы.
7. Целью «исправления истории» было, в первую очередь, не допустить восстановления прежней Великой = «Монгольской» империи. Люди должны были забыть, где находился ее центр. Для этого было заявлено будто центром «Римской империи» являлась «древняя» Италия. То есть центр Империи переместили (на бумаге) в Западную Европу. После этого все попытки расширить границы Российской империи (которые часто были основаны на подсознательном стремлении к восстановлению прежней Империи) стали рассматриваться как «русская агрессия» или «турецкая агрессия».
8. На практике программа искажения истории осуществлялась следующим образом. Была построена искусственная «древняя хронология», согласно которой многие исторические документы, рассказывающие о XIII–XVI веках и Монгольской = «Великой» империи, были отправлены в глубокое прошлое. Так появилось «древнее» великое славянское завоевание якобы IV–V веков н. э., «Великое переселение народов», завоевание Древнего Египта «гиксосами» якобы задолго до новой эры. Искусственно растянутая хронология породила в далеком прошлом фантомные отражения событий, происшедших в действительности в XIII–ХVI веках н. э. Составление подложной якобы «правильной истории» фактически было межгосударственной всеевропейской программой XVII–XVIII веков, чем объясняется согласованность действий историков разных стран Западной Европы и историков эпохи Романовых.
Наиболее тщательно «творцы истории» потрудились над событиями XV–ХVI веков. По понятным причинам: это была эпоха расцвета «Монгольской» = Великой империи, память о которой теперь уничтожалась. От истинной истории данной эпохи на страницах скалигеровских учебников почти ничего не осталось. Освободившееся «пустое место» пришлось срочно заполнять. Соответствующая работа велась в кабинетах историков XVII века, поэтому неудивительно, что эпоха XV–ХVI веков была в значительной мере населена фантомными отражениями событий, «спущенных» сюда из XVII века. Во все времена любой фальсификатор сознательно или бессознательно использует образы из окружающей его действительности.
Книги якобы XVI века были напечатаны или перепечатаны в XVII веке. При этом на них намеренно проставлялись ложные даты XVI или даже XV века. Подлинные же старые книги времен Империи разыскивались и уничтожались. По-видимому, многие из подлинных книг XV–ХVI веков несли на себе достаточно четкое «имперское клеймо». Например, посвящение русскому императору-хану или что-то в таком роде. Естественно, в перепечатках XVII века все это убиралось. В тексте проводилась существенная правка всего, что касалось имперской истории.
История Западной Европы была представлена в таких красках. Великий русско-ордынский хан был объявлен «австрийским императором Габсбургом». Тем самым многие деяния всей Великой = «Монгольской» империи были автоматически приписаны предкам Габсбургов, которые на самом деле были в XIV–ХVI веках всего лишь наместниками царя-хана. Следует отметить, что крупные исторические факты – наличие императора в Европе, прежнее единство Европы под властью императора, сильное славянское присутствие в Европе и т. п., – остались на страницах западноевропейских и романовских учебников нетронутыми. Но их освещение, как и хронология событий, было невероятно искажено. В результате подлинная картина изменялась до неузнаваемости.
Западноевропейские правители XVI века, остававшиеся верными идее «Монгольской» = Великой империи, были объявлены «реакционерами» и, вообще, «плохими людьми». Например, уже упомянутый герцог Альба (Fernando Alvarez de Toledo, duque de…; 1507–1582), «испанский полководец, правитель Нидерландов», начиная с XVII века расценивался историками в первую очередь как «изверг, топивший в крови прогрессивное освободительное движение» (энциклопедический словарь). Этот «дьяк Бело-Рус» (имя которого стали потом произносить как «дьюк Альба-Рус», то есть герцог Alva-Rez) был, по-видимому, одним из полководцев и наместников Империи, вступивших в борьбу с мятежом Реформации. А вот что сказано в энциклопедическом словаре об испанском короле Филиппе II (1527–1598): «Его политика способствовала укреплению испанского абсолютизма. Усилил гнет в Нидерландах. Поддерживал инквизицию». В общем, был «очень плохим правителем».
9. Теперь, когда подлинная картина XIV–ХVII веков начинает проясняться, существенно по-другому представляется и история Нового времени. В первую очередь – история России и Турции. Становится понятной роль идеологического давления, направленного против них. Без подтасовки исторических фактов победа западноевропейского мятежа Реформации не была бы окончательной. Если бы история не была искажена, рано или поздно на Руси и в Турции могла бы возникнуть мысль о восстановлении Империи. Чтобы предотвратить подобный поворот событий, с помощью умело разработанного идеологического приема – ложной историко-хронологической версии – русские войска были брошены на войну против Турции. Это и обеспечило безопасность Западной Европы.
В ставших независимыми областях Империи с течением времени воспоминания становились все туманнее и воспринимались уже как память о «своей, местной Империи». Арабы стали думать, что они помнят о «своей арабской Империи-Халифате», немцы – о «своей Священной империи германской нации», китайцы – о «своей Поднебесной империи» и т. п. И эти «свои» Империи были якобы совсем разными, существовавшими в различные исторические эпохи. Так одна Великая империя превратилась на бумаге во множество местных империй, тоже «Великих».
10. История и хронология были использованы в качестве средства психологического давления против России и Турции. Они создавали ложные ориентиры, лишали возможности сопротивляться, меняли систему ценностей, внедряли комплексы неполноценности. В XVII веке была предпринята попытка разделить Русь-Орду на множество мелких государств. Но затем многие из них вновь слились вокруг прежнего центра – возникла Российская империя Романовых.
11. Современный пантюркизм имеет корни в той же самой Великой = «Монгольской» империи. Это – память тюркоязычных народов, что когда-то (впрочем, не так давно) они входили в состав единой Великой империи. Согласно новой хронологии тюрки вышли с территории Руси-Орды и на волне великого = «монгольского» завоевания, а затем – османско-атаманского завоевания, – расселились по Евразии. На Руси тюркский (татарский) язык был когда-то распространен гораздо шире, чем сегодня, но Романовы в значительной степени его подавили. Несмотря на это, в России до сих пор осталось много тюркоязычных народов. Не исключено, что народным языком предков большинства русских был когда-то именно тюркский. Затем, вместе с православной верой, на смену ему пришел церковно-славянский язык, в народной речи преобразовавшийся в русский.
12. Иногда задают вопрос: к какой части мира относится Россия: к Европе или Азии? К Востоку или Западу? Новая хронология позволяет по-иному понять исторические корни этого вопроса. И Европа, и Азия были в свое время завоеваны выходцами из Руси-Орды. Поэтому, например, многие «чисто восточные» обычаи – это просто забытые русско-ордынские. И Европа, и Азия в свое время были областями Русско-Турецкой Великой = «Монгольской» империи. Население провинций, особенно местная знать, состояло из потомков русско-ордынских завоевателей XIV–XV веков. В XIV–ХVI веках Русь была ориентирована как на Запад, так и на Восток. Например, в то время существовала оживленная торговля между Востоком и Западом, которая проходила на Руси, а пошлины от нее поступали в казну Империи. Это был косвенный, «мягкий» способ взимания налогов на всем имперском пространстве. Здесь мы наблюдаем один из исторических примеров того, с каким умение старая Русь использовала свое географическое положение между Востоком и Западом и свое влияние как на Восток, так и на Запад. В историческом смысле Русь – не Восток и не Запад. У нее – своя история, сильно отличающаяся от истории ее соседей. Будучи (вместе с Турцией) долгое время властительницей Евразии, она имела тесные отношения как с Востоком, так и с Западом, не отдавая безраздельного предпочтения какой-либо одной стороне. Недаром русским гербом всегда был двуглавый орел.
13. Идея религиозных войн была поднята на щит идеологами разрушения Империи в XVI–ХVII веках и использована для ее раскола. Проповедовали отделение государств-провинций от Великой = «Монгольской» империи ссылаясь на религиозные разногласия. Религиозная политика Империи в период ее роста и расцвета была совсем другой. В Империи царил принцип веротерпимости, невмешательства в сферу религиозных чувств, сосуществования церквей. В государстве мирно уживались одновременно несколько ветвей первоначально единого христианства, к которым относились православие, мусульманство, католицизм, иудаизм, буддизм и другие течения, каждое из которых состояло под покровительством царя-хана. Согласно новой хронологии, христианство разделилось на несколько религиозных течений сравнительно поздно, в XV–ХVI веках. Но это не привело к религиозным войнам в Империи, пока в середине XVI века не вспыхнул мятеж Реформации. В нем впервые религиозные лозунги были по-настоящему использованы в целях раскола единого государства.
Как выясняется, православие и мусульманство разделились позже, чем это принято сегодня думать. Эти две ветви первоначальной единой религии дольше других сохраняли общность. Многочисленные следы близости мусульманства и православия в XV–ХVI веках прослеживаются во многих документах (особенно в Турции и Иране). Ложное противопоставление православия и католицизма, с одной стороны, и мусульманства – с другой – это прием, который применялся для разжигания розни между Русью и Турцией в XVII–ХVIII веках. Это была одна из форм борьбы Запада с Русью-Ордой и Востоком.
14. О роли языка и культуры в истории народов. Пример: современное население Германии в значительной степени состоит из потомков славян-завоевателей XIII–ХV веков. Когда-то они говорили по-славянски, но сегодня говорят на другом языке. Невозможно сохранить народ, сменив его язык и культуру. Это уже будет другой народ. И чем дальше новый язык и культура будут отстоять от прежних, тем сильнее этот новый народ будет отличаться от прежнего.
15. В результате длительной идеологической обработки людей с помощью искаженной истории сложился образ «агрессивной России», которая якобы благодаря своей «врожденной злобности» постоянно стремится распространить свое влияние на весь мир. Осознание правильной средневековой истории устраняет многие накопившиеся недоразумения. Становится ясным, например, что исторически наиболее тесным являлся союз Руси и Турции. Сегодня об этом забыто. Но как следует из новой хронологии, панславизм и пантюркизм – это в общем-то одно и то же. Ибо великое славянское завое вание якобы IV–V веков и великое тюркское («монгольское») завоевание якобы XIII века – это одна и та же русская, славяно-тюркская, экспансия, начавшаяся в XIV веке с берегов Волги из Владимиро-Суздальской Руси. В прежней Русско-Ордынской империи славяне и тюрки всегда находили общий язык.
Далее, у Руси общее прошлое и с Китаем. В эпоху Великой = «Монгольской» империи Китай являлся частью единой Империи. Он отделился от нее лишь после раскола Империи, в эпоху первых Романовых. Враждебные отношения между Китаем и Русью в эпоху манжурской (маньчжурской) династии объясняется тем, что последняя вышла из Руси-Орды, была осколком прежней русско-ордынской династии. Позднее манжуры ассимилировались в Китае (см. «Русь и Рим», кн. II).
16. Смутная память о прежней Империи до сих пор живет среди народов Западной Европы. Это ярко показали события XX века, когда идею «древней великой Империи» эксплуатировали различные политики, например, в Германии и Италии. Как оказалось, эта идея близка многим. В данном случае она оказалась направлена против России. Но такая направленность была следствием исторических заблуждений, она опиралась на ложное понимание средневековой истории и хронологии.