Генрих Ипполитович Семирадский (1843—1902) – российский художник польского происхождения, крупнейший представитель позднего академизма. Отец, военный врач, настоял, чтобы он поступил учиться в Харьковский университет на физико-математический факультет. А после его окончания в 1864 г. поступил учиться в Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Многое в судьбе Семирадского определили конфликтные отношения между Польшей и Российским правительством. М. П. Третьяков принципиально не покупал его картин для своей галереи, не считая его русским художником. Такую позицию поддерживали и русские художники-передвижники [1]. В Польше ему также отказывали в праве именоваться польским художником, но ко времени завершения картины «Похороны знатного руса» Семирадский уже был признанным в мире художником и имел с 1878 г. французский Орден Почетного легиона в качестве награды за работу «Светочи Нерона», представленную на парижской выставки 1878 года.
Генрих Семирадский. Похороны знатного руса. Холст, масло. 1883. [2]
Картина «Похороны знатного руса» Г. Семирадского обладает рядом уникальных особенностей и заслуживает внимательного анализа. Прежде всего, на ней, несмотря на соблюдение условностей академической живописи, изображено захоронение конкретного человека, причем обстановка этого процесса воспроизводится с максимальными подробностями. Соблюдаемые ритуалы обозначены с помощью включения в композицию характерных действующих лиц. Этому способствовала исходная литературная база – картина была написана на основе детального рассказа посла халифа Ал-Муктадира Ахмеда Ибн-Фадлана, который был очевидцем сожжения и погребения умершего знатного русса на Волге близ Булгара в 922 году [3]. Такой выбор сюжета из рядовой повседневной жизни нарушает одно из главных правил академической живописи, чтобы произведение изображало героические неординарные события.
Другая особенность – сюжет картины относится к историческому периоду, который и до настоящего времени можно считать легендарным, так как несмотря на многочисленные исследования не имеется достаточных свидетельств, чтобы создать достоверное описание быта и общественной жизни того времени, взаимодействия между отдельными людьми и сообществами.
В данной картине не следует искать документально достоверных деталей. Она построена как правдоподобная композиция из живописных фантазийных элементов с соблюдением законов красоты. Подобное творческое решение широко распространено в живописи. В качестве другого примера можно указать аллегорию – популярный стиль старинной живописи.