Горский А.А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004.
Горский А.А. Русское средневековье: Мифы и историческая действительность. М., 2010.
Горский А.А. Средневековая Русь: О чем говорят источники. М., 2016.
В раннее Средневековье этноним «славяне» звучал именно так – словене.
Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 8–12.
См., например: Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М., 1982. С. 26.
См.: Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. М., 2011. С. 135–148.
Среди исследователей нет единого мнения, где обитали славяне до VI столетия, но большинство сходится на том, что накануне Расселения они занимали территорию между Средней Вислой и Средним Днепром.
См.: Литаврин Г.Г. Славинии VII–IX вв. – социально-политические организации славян // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. М., 1984.
Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 50–51.
См.: Крадин Н.Н. Политическая антропология. М., 2004. С. 149–192.
Этот вывод распространяется и на территорию вероятного «старого» (до VI в.) славянского заселения – между Вислой и Средним Днепром, поскольку здесь также преобладают названия по местности обитания; миграции происходили и в этом регионе.
Этому отчасти способствовал автор «Повести временных лет», поместивший во вводной части своего произведения описание «зверинского образа» жизни древлян, северян, радимичей и вятичей. Но его целью было противопоставление их полянам – предкам киевлян, имевшим «обычай кроток и тих» (Повесть временных лет. С. 10–11).
Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. С. 155–174.
Отметим, что слово «княжение», которым автор «Повести временных лет» обозначил этап в развитии общественной организации «славиний» Восточной Европы, есть точный древнерусский эквивалент англ. chiefdom – «вождество». То есть древнерусский книжник определил устройство восточнославянских догосударственных общностей тем же словом, что вошло в обиход современных этнологов, только восемью с половиной веками раньше…
«И идоша за море къ варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си» (Повесть временных лет. С. 13). В Англии во время составления «Повести временных лет» (начало XII в.) у власти была династия норманнского происхождения (с 1066 г.), и еще ранее, с IX века, норманны заселяли целые области в Британии.
Поскольку на Западе Европы действовали, согласно источникам, викинги из Дании и Норвегии, то «на долю» Европы Восточной оставались свеи (шведы), наиболее к ней территориально близкие, и варяги, следовательно, в трактовке Байера – Миллера оказывались именно шведскими викингами в первую очередь.
Ее первый раунд окончился своеобразно: в результате дискуссии в Академии наук работа Миллера была признана ошибочной, и ее тираж подвергся уничтожению.
Именно поэтому упомянутый выше Б.А. Рыбаков в дореволюционной историографии выглядел бы «норманистом»: ведь он признавал, что варяги – это норманны. «Антинорманизм» же Рыбакова состоял в отрицании тезиса об образовании варягами Древнерусского государства.
Скандинавы, напомню, являются северной ветвью народов германской языковой группы.
Не случайно среди противников отождествления варягов с норманнами нет ни одного археолога, равно как и ни одного языковеда.