Глава 2 ТЕКСТ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ

1. ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Что такое речевая деятельность?


Человек занимается различными видами деятельности, осваивает их для того, чтобы жить и работать, приобретать знания и овладевать умениями, необходимость которых определяется характером социальной роли, избранной тем или иным членом общества в процессе решения жизненно важных задач.

Человеческая деятельность различна по своим целям, задачам, содержанию, способам получения результата и т. п. Так, совершенно очевидно, что, скажем, характер деятельности ткача во многом отличается от характера деятельности журналиста, преподавателя, проповедника, администратора и т. п.

И эти различия обусловлены помимо других факторов прежде всего тем, что деятельность журналиста, преподавателя, проповедника, администратора непосредственно связана с умением человека общаться, с умением достигать своей цели с помощью речевых действий, имеющих целенаправленный характер.

Другими словами, деятельность ткача и журналиста можно противопоставить по признаку некоммуникативности-коммуникативности, что, конечно, является противопоставлением во многом условным.

В реальной практике коммуникативная и некоммуникативная деятельность человека протекает в единстве, так как трудно себе представить процесс деятельности без речевого общения между людьми, вовлеченными в эту деятельность. Однако степень и значение коммуникативной стороны (ее коммуникативности) во многом определяет ее характер в целом.

Таким образом, умение человека общаться, овладение коммуникативной стороной деятельности является необходимым условием ее результативности, эффективности и успешности. При этом существуют такие сферы жизнедеятельности человека, в которых слово, речевое действие, умение общаться становятся важнейшим (если не основным) инструментом деятельности, главным средством реализации ее целей и решения основных задач.

Это сферы жизнедеятельности «с повышенной речевой ответственностью» (Ю. В. Рождественский): журналистика, юриспруденция, менеджмент, гомилетика (искусство проповеди), обучение, воспитание и т. п.

Сказанное позволяет сделать два значимых вывода:

– любая деятельность человека связана с умением человека общаться;

– именно умение общаться позволяет ему утвердить себя в определенной социальной сфере, обеспечить результативность и эффективность решения разнообразных методических и дидактических задач.

Коммуникативная сторона деятельности обеспечивается речевой деятельностью. Знание ее специфики, законов, этапов протекания во многом обеспечивает формирование и совершенствование умения общаться с учетом ситуации, характера, поставленных целей и задач, которые возникают в процессе жизнедеятельности человека.

Речевая деятельность – это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения. Речь при этом становится средством формирования и формулирования мысли, что определяет творческий интеллектуальный характер речевой деятельности.

Формулируя мысль, человек создает (порождает) высказывание, осмысливает его на основе осознания содержательных компонентов текста, соотнесения их значения с определенным объектом действительности, с той оценкой фактов, явлений и событий, к которым он приходит.

В процессе восприятия текста (высказывания) человек снова формулирует мысль, выраженную автором, условно говоря, создает новый текст, свидетельствующий о том, как, в какой степени адекватно было воспринято исходное сообщение. Это может быть, в частности, и новое высказывание в виде ответа, возражения, согласия, развития темы исходного текста. Это может быть деятельностная реакция на сообщение (закрыть окно, передать соль, дать посмотреть книгу и т. п.). Это может быть отсроченная реакция в виде создания нового текста (письмо, заметка в газету, отзыв, рецензия и т. п.).

Другими словами, речевая деятельность – это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.

При этом важно учитывать, что текст является продуктом социального взаимодействия, что его создание и восприятие обусловлено целями, задачами и характером коммуникативно-познавательной деятельности человека, в основе которой лежит усвоение «такой информации, которая обеспечивает понимание действительности и ее перестройку соответственно потребностям человека» (Н. И. Жинкин).

Любая деятельность связана с познанием (воспроизведением) действительности и ее творческим преобразованием. Речевая деятельность в сфере обучения, журналистики, гомилетики направлена на преобразование не столько внешнего, материального собеседника, читателя, прихожанина, сколько на преобразование его внутреннего, духовного мира. Исходя из этого, нужно учитывать следующее:

– полноценная (результативная, эффективная) речевая деятельность основана на субъект-субъектных отношениях между коммуникантами, когда собеседники становятся равноправными субъектами общения;

– эффективная, результативная речевая деятельность реализуется прежде всего в диалоге (в широком смысле), в диалоговой форме общения, которая создает базу для совместных размышлений в поисках истины, знания, идеи, преобразующей представление о действительности.

В каких формах и видах реализуется речевая деятельность?


Речевая деятельность реализуется в различных формах и видах. Обычно виды речевой деятельности вычленяются в зависимости от характера психофизиологической деятельности человека, связанной с созданием и восприятием текстов (высказываний).

Продуктивные виды речевой деятельности – говорение и письмо – предполагают создание текстов (высказываний) в устной (говорение) и письменной форме (письмо).

Рецептивные виды речевой деятельности связаны с восприятием и осмыслением устных (слушание) и письменных (чтение) текстов.

При этом необходимо помнить, что и при создании, и при восприятии текстов главным является смысл высказывания – его передача в процессе создания текста или его познание в процессе восприятия (слушания, чтения) высказывания.

Как происходит процесс создания и восприятия текстов? Ответ на этот вопрос дать очень сложно, потому что процесс этот скрыт от нашего непосредственного наблюдения. Процесс приготовления борща, обработки детали описать гораздо проще, так как при этом мы опираемся на материальные, осязаемые объекты, а способ воздействия на них тоже вполне реален: механизмы и способы воздействия становятся понятными в ходе повторения каких-либо реально осознаваемых операций, их воспроизведения, репродукции.

Механизмы речевой деятельности «работают» в коре головного мозга, и о том, как это происходит, исследователи узнают по косвенным признакам. Тем не менее на современном этапе развития теории речевой деятельности и таких областей знания, как психолингвистика, психология речи и др., получены данные о том, как – в самом общем виде происходит процесс создания и восприятия текстов (высказываний).

Какие этапы речевой деятельности выделяются?


Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.

I. Побудительно-мотивационный этап предполагает возникновение мотива речевой деятельности, что связано с характером общения, с особенностями речевой и коммуникативной ситуации, в которой оказался человек.

В процессе деятельности возникает ситуация, которая побуждает человека высказать свою точку зрения, возразить по поводу сказанного и т. п. В ряде случаев эта ситуация неизбежно влечет к речевой деятельности: иду на урок, следовательно, буду говорить; завтра экзамен, следовательно, буду читать и т. п.

В других ситуациях мотив, побуждение к деятельности могут быть не реализованы: высказать свою точку зрения можно, но в данном случае лучше воздержаться.

Таким образом, на этом этапе мотив речевой деятельности осознается, и, если человек решил включиться в нее, формируется коммуникативное намерение участника общения, которое представляет собой единство мотива (уместно ли говорить, читать, писать в данном случае) и цели (зачем говорить? зачем читать? что я буду утверждать?) речевого действия.

II. Ориентировочный этап является, пожалуй, одним из важнейших в процессе порождения (и восприятия) высказывания.

На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор класса (характера) речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания. Другими словами, человек выбирает способ решения сформулированной на предыдущем этапе коммуникативной задачи, способ реализации коммуникативного намерения: попросить? – потребовать? – убедить в необходимости чего-либо? – выклянчить?; прочитать – прочитать все внимательно – прочитать бегло – прочитать и найти ответ на определенный вопрос – прочитать, чтобы найти ошибку у ученика – прочитать, чтобы понять, где ты ошибся, когда объяснял что-либо ученику, и т. п.

В связи с этим возникает общий замысел будущего высказывания. Сначала это происходит во внутренней речи (за эти процессы отвечает правое полушарие головного мозга). Общий замысел высказывания формируется на эмоционально-чувственном уровне, что предполагает действие центростремительных процессов речемыслительной деятельности, направленных на удержание цельного представления о характере замысла.

Вербальная обработка высказывания на этом этапе носит минимальный характер, происходит приблизительный перевод эмоций, чувств, мыслей на словесный уровень.

Только после этого проявляется рациональный характер обработки материала, накопленного во внутренней речи, начинают активно работать средства внешней речи (за эти процессы отвечает левое полушарие головного мозга). Происходит структурирование информации, представление целого в виде его частей, начинают действовать центробежные процессы, связанные с обработкой отдельных фрагментов будущего высказывания, подбором более точных и уместных средств языка и т. д.

При восприятии текста ориентировочный этап также имеет большое значение. Именно на этом этапе начинаются активные поиски общей мысли высказывания, суть которой во многих случаях начинает осознаваться на эмоциональном уровне, только потом общий смысл по необходимости формулируется в виде суждений, умозаключений, выводов и т. п.

Это происходит в процессе выделения и осознания значимых элементов речевого высказывания, соотнесения этих значений с реальной ситуацией общения, с определенным объектом действительности.

На этой основе происходит свертывание речевого произведения, в результате чего осознается сначала «смысловой сгусток текстового фрагмента» (Н. И. Жинкин), а затем – замысел произведения в целом.

III. Исполнительский этап речевой деятельности завершает многомерный, многоаспектный процесс создания или восприятия высказывания. Происходит озвучивание замысленного текста: кодирование его звуковыми знаками – говорение – или кодирование письменными знаками – письмо. Другими словами, мы произносим или записываем обдуманное высказывание.

При восприятии текста (слушание, чтение) происходит его декодирование (дешифровка), что проявляется в умении читающего или слушающего перевести воспринятый текст «на свои слова» (Н. И. Жинкин) и соотнести его смысл с реальной ситуацией, с действительностью. Именно понимание действительности, отраженной в тексте, является основной целью смысловой обработки текста, ибо «понимаем мы не речь (не текст), а действительность» (Н. И. Жинкин).

IV. На этапе контроля необходимо ответить на вопрос: «Достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?» Если хотел рассмешить, то рассмеялись ли собеседники? Если хотел объяснить, то понято ли твое объяснение? Если хотел понять суть какого-либо явления, описанного в учебнике, то понял ли?

В данном случае важно проанализировать как коммуникативные удачи (что удалось и почему), так и коммуникативные неудачи (помехи), которые привели к неадекватности понимания слушателями или читателями созданного автором высказывания или к непониманию читающего или слушающего чьего-либо сообщения.

Таким образом, речевая деятельность реализуется посредством сложных умственных действий, суть которых заключается в том, что человек оперирует не реальными предметами, а использует особые речемыслительные модели, позволяющие осознанно управлять процессом создания и восприятия речевых высказываний.

2. МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ

Каковы механизмы речевой деятельности?


Для того чтобы создать текст или понять его в процессе чтения (слушания), человек должен обладать целым рядом способностей, без которых он не сможет определить тему высказывания, его основную мысль и тем более сформулировать (передать) ее при создании собственного текста. При этом, безусловно, имеются в виду высказывания, обладающие сложной жанровой и стилистической природой, – при оформлении высказываний, несложных по форме и содержанию, отсутствие определенных способностей не всегда обнаруживается.

Эти способности, на базе которых развивается речевая деятельность, формируются и совершенствуются коммуникативно-речевые умения, которые Н. И. Жинкин, известный своими трудами в области психологии речи, назвал механизмами речи. Он вычленил эти механизмы, определил их сущность и специфику действия в реальной речевой ситуации.

Коротко охарактеризуем некоторые из важнейших механизмов речи.

Известно, что основой речевой деятельности является вычленение элементов из целого сообщения (текста), либо реализация задуманного говорящим или пишущим целого сообщения. Другими словами, слушающий (читающий) или говорящий (пишущий) должен, осмысливая текст или реализуя задуманный замысел, найти эквивалентные словесные (грамматически оформленные) замены тем образам, представлениям, схемам, которые мимолетно возникают у него в процессе говорения (письма) или чтения (слушания). Эти представления, схемы, наглядные образы рождаются во внутренней речи, которая богаче, чем речь внешняя. Перевод внутренней речи во внешнюю осуществляется с помощью языковых средств – от эквивалентности подбора этих средств зависит эффективность речевого общения. Таким образом, развитие речи человека основывается прежде всего на развитии и совершенствовании механизма эквивалентных замен. Суть этого механизма, по мнению Н. И. Жинкина, заключается в способности приравнивать одни словесные и наглядные структуры к другим словесным и наглядным структурам. Такое приведение к эквивалентности, пишет Н. И. Жинкин, может быть названо переводом.

Чтобы развить механизм эквивалентных замен, необходимо учитывать следующее:

1. Словарный запас человека должен накапливаться не только в процессе коротких обыденных разговоров, но и в процессе анализа и построения связного продуманного текста, «в котором надо контролировать и отбор слов, и грамматические конструкции, и, главное, зависимости предметных смысловых связей» (Н. И. Жинкин).

2. В процессе работы над речью необходимо формировать критическое отношение к отбору и сочетанию слов, стремиться к поиску слов, адекватных замыслу высказывания.

3. При восприятии текста следует добиваться понимания его общего смысла и передачи его «путем перевода на свои слова».

Действие механизма эквивалентных замен обеспечивается наличием достаточного запаса слов, что связано с действием механизмов памяти. Любое слово вводится в память путем проговаривания, и чем активнее оно применяется, тем крепче запоминается. Слова, мало применяемые в процессе общения, переходят из активного словаря в пассивный. Таким образом, долговременная память обеспечивает человеку накопление словарного запаса, а механизм подбора эквивалентных замен – возможность не только отыскать адекватное для данной речевой ситуации слово, но и предусмотреть употребление синонимических вариантов.

Не менее существенную роль в механизме речи играет короткая, оперативная память, работающая несколько секунд. «За это время, – писал Н. И. Жинкин, – надо отобрать какую-то синтаксическую схему и включить в нее отобранные из долговременной памяти слова» (схемы, модели синтаксических конструкций хранятся в долговременной памяти). Следовательно, сущность оперативной памяти сводится к двум функциям: в ходе составления предложения удерживать в памяти уже сказанное и в то же время упреждать то, что должно быть произнесено (написано, услышано).

Развитие механизма памяти предполагает:

1. Стремление к подбору адекватных слов независимо от времени поиска (работа с книгами, словарями, заметками и другими вспомогательными средствами).

2. Тренировка в создании различных синтаксических конструкций с целью автоматизации процесса «выдачи» тех или иных предложений.

3. Составление синтаксических конструкций, соответствующих замыслу высказывания.

Действие механизма памяти приводит в движение механизм антиципации – предвидения, предугадывания. В процессе создания высказывания говорящий (пишущий), опираясь на его общий замысел, должен предвидеть, предвосхитить особенности развития замысла, структуру и композицию текста в целом, реакцию слушателей (читателей), наиболее трудные части текста и т. п.

Таким образом, понимание чужой речи и создание собственной связано с такой способностью человека, как предвидение, предугадывание, предчувствие, упреждение, прогнозирование. Еще не зная содержания предложения или текста в целом, пишущий (читающий) и говорящий (слушающий) уже предугадывает его общий смысл, синтаксическую структуру, даже его пунктуационное оформление по тем или иным элементам, характерным для предложений и текстов определенных типов.

Развитие механизма антиципации предполагает:

1. Формирование умения видеть и предугадывать структуру предложения и текста (составляющие их смысловые блоки; количество блоков; их расположение и т. п.).

2. Тренировка в дополнении, трансформировании текста с учетом характера тех компонентов, которые уже осмыслены в процессе чтения или слушания.

3. Тренировка в умении моделировать текст (составлять текст на основе предъявленной модели).

Очевидно, что описанные нами механизмы речи действуют и развиваются в органическом единстве. Совершенствование механизмов речи обеспечивает взаимосвязанное развитие всех видов речевой деятельности, создает базу для совершенствования всего комплекса коммуникативно-речевых умений, необходимых для восприятия и создания высказываний различного характера.

3. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Какие виды речевой деятельности выделяются, как они классифицируются?


Коротко раскроем основные особенности видов речевой деятельности.

Как уже было сказано, виды речевой деятельности делятся на две группы в зависимости от характера психических процессов, лежащих в основе создания и восприятия текстов.



Как видно из приведенной схемы, основное различие между двумя группами речевой деятельности определяется характером умственных действий, направленных на работу с текстом, речевым высказыванием.

Подчеркнем, что и при создании, и при восприятии текста эти действия обусловлены поисками смысла. При создании текста автору необходимо сформулировать, выразить основную мысль высказывания, осознанно и осмысленно работать над его содержанием. При восприятии текста читатель или слушатель осмысливает его, то есть формулирует основную мысль прочитанного или услышанного, раскрывает замысел автора.

В чем особенности говорения как продуктивного вида речевой деятельности?


Говорение – вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение.

Речевое высказывание в процессе говорения создается на глазах слушателей, оно творится в момент его произнесения, в момент его реализации. В связи с этим нужно отличать говоримую речь (говорение) от озвученной письменной речи (чтение стихов наизусть, зачитывание заранее написанного текста – документов, распоряжений, приказов, доклада и т. п.).

В процессе говорения мысль опережает слово, что порождает определенные трудности, связанные с оформлением высказывания, с подбором необходимых средств языка для передачи основной мысли создаваемого текста.

Этим объясняются и другие особенности говорения:

– оговорки, пропуски слов, что свидетельствует о корректировке высказывания в процессе его создания на глазах слушателей;

– различного рода перебивы, срывы начатой конструкции, замена ее другой;

– наличие пауз, которые выполняют различные функции (пауза колебания, поисков более точного средства; пауза обдумывания, поисков более точного варианта выражения мысли; пауза подчеркнутого молчания, сигнализирующие о нетактичном поведении слушающих, о необходимости более внимательного отношения к предмету речи; паузы, подготавливающие слушателей к переходу к новому смысловому отрезку и т. п.).

Создавая устное высказывание в процессе говорения, автор автоматически использует речевые клише, типовые конструкции в сочетании с нестандартными оборотами, соответствующими эмоциональному состоянию говорящего и слушателей, характеру ситуации общения, особенностям аудитории в целом и т. п.

Так, начиная лекцию или занятие, преподаватель может произнести речевое клише типа: Здравствуйте, садитесь; Кто сегодня отсутствует?; Проверим домашнее задание.

В этой же ситуации (начало занятия) могут быть использованы и другие конструкции: Приятно вас видеть в полном составе; Все ли готовы на этот раз?; Как мы поступим в отсутствие основных докладчиков?и т. п.

Очевидно, что использование этих и подобных конструкций обусловлено обстоятельствами общения, сложившимися в конкретной ситуации, с определенным составом слушателей.

Ситуация говорения требует внимания к таким компонентам оформления высказывания, как голос, темп, громкость и тональность речи, которые определяются характером общения в целом и теми задачами, которые решаются на каждом из его этапов.

Учитывая характер собеседника, особенности восприятия слушателями содержания высказывания, автор прибегает к таким приемам, как переформулирование того или иного положения, повторение его с использованием лексических уточнений, вставка конструкций, пояснений, дополнений; использование разговорных слов и конструкций для разъяснения своей мысли.

В говорении проявляется сочетание противоположных явлений, связанных с использованием речевых средств: лаконизма (экономное говорение) и избыточной речи.

Так, лекцию можно начать следующим образом: «Тема сегодняшней лекции "Коммуникативные качества речи"». Но чаще всего лектор использует другие, менее экономные, средства для определения темы и цели лекции: «Задумывались ли вы над тем, что обеспечивает результативное и эффективное общение? Какие требования предъявляются к хорошей речи? Сегодня мы постараемся ответить на эти и подобные вопросы. "Коммуникативные качества речи" – так звучит тема нашего лекционного занятия».

Избыточность устной речи в данном случае обусловлена стремлением автора активизировать внимание слушателей, заставить их задуматься над некоторыми вопросами, которые будут освещены в лекции, обратить внимание на практическое значение учебного материала и т. п.

С другой стороны, в процессе говорения, в ходе непосредственного общения с собеседниками автор высказывания может пропустить слово, если оно легко воспроизводится в конкретной ситуации общения; выразить какие-то компоненты содержания невербальными средствами общения (жестами), если используются таблицы, схемы, примеры, записанные на доске, и т. п. Наконец, если говорящий наблюдает за реакцией слушателей, он может не закончить начатое предложение (…вижу, что это понятно всем), свернуть высказывание (это ясно, идем дальше) и т. п. Таким образом проявляется лаконизм речи в процессе говорения.

В говорении, в речи, которая создается в процессе непосредственного общения, проявляется личность автора, особенности его речевого поведения, специфика его характера, уровень интеллектуального развития, образования, культуры и т. п. Недаром древние говорили: «Заговори, чтобы я тебя увидел». В связи с этим говорящий должен стремиться сделать свою речь выразительной, эмоциональной и, если это необходимо, экспрессивной. С этой целью используются средства языка, позволяющие передать личностное отношение к предмету речи и к собеседникам (местоимения 1-го лица; модальные частицы; вводные слова и конструкции).

Говорение реализуется как в форме диалога (беседа, разговор, интервью), так и в форме монолога (лекция, ораторское выступление, ответ на экзамене, развернутые реплики в ходе дискуссии и т. п.).

Но в любом случае диалогичность, стремление разговаривать со слушателями, вовлечение собеседников в процесс размышления является признаком и условием хорошего (настоящего) говорения, даже если оно реализуется в форме монолога. С этой целью автор использует риторические вопросы, конструкции с местоимением «мы» для ориентации слушателей в содержании речи (теперь перейдем…; а сейчас рассмотрим…) и для привлечения их к совместным размышлениям; прямые обращения к собеседникам (всем понятно?; а как вы думаете?; подумайте над этим.).

Отметим также необходимость использования в процессе говорения контактоустанавливающих средств, которые обеспечивают взаимодействие говорящего и слушающего (слушающих): к ним относятся вопросы (в том числе и риторические), обращения, средства ободрения и одобрения собеседников (ты ведь понимаешь.; это нетрудно.; ты ведь знаешь.; вы все поймете, если.). И, наконец, отметим, что процесс говорения сопровождается возможностью использования несловесных (невербальных) средств общения: голос, его высота и тембр, жесты и мимика, телодвижения.

Невербальные средства общения позволяют сделать речь экономной, выразительной, эмоциональной, словом, живой, а поэтому – более доступной и эффективной.

В каких жанрах реализуется говорение?


Говорение реализуется в различных жанрах



В зависимости от сферы и ситуации общения и характера жанра говоримая речь может быть неподготовленной (спонтанной), частично подготовленной (частично-спонтанной) и подготовленной.

При реализации спонтанных жанров содержание, структура и форма изложения (средства языка и речи) заранее не продумываются (разговор с другом, в семье; ответы на вопросы в ходе интервью; выступления на собраниях и т. п.).

Частично-спонтанные жанры (деловая беседа, торжественная речь на юбилее, выступление в ходе дискуссии и т. п.) предполагают, что автор заранее формулирует цель высказывания, продумывает его основное содержание.

Подготовленная речь может быть реализована во всех названных жанрах, если необходимо более тщательно продумать основное содержание высказывания, его структуру, последовательность расположения смысловых блоков, подготовить определенные материалы (цифры, факты, цитаты). Но и в данном случае автор, как правило, не продумывает словесное оформление высказывания: подбор средств языка происходит в процессе говорения, реализации речи, что позволяет автору создавать речь на глазах слушателей, импровизировать, творить, общаться с собеседниками непринужденно.

По подсчетам ученых, говорение составляет 30 % в речевой деятельности человека. Именно говорение обеспечивает взаимодействие людей в обиходно-бытовой, учебной (научно-учебной), производственной сферах общения, поэтому умение говорить обеспечивает успешность, эффективность и результативность как повседневного, так и профессионального общения.

В чем особенности письма как продуктивного вида речевой деятельности?


Письмо (письменная речь) – вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передается с помощью графических знаков. Результатом письма как вида речевой деятельности является письменное высказывание, письменный текст. Письмо является одним из способов реализации опосредованного общения, когда общающиеся не только не видят и не слышат друг друга, но и в ряде случаев незнакомы друг с другом. Так, автор статьи, книги, стихотворения, создавая речевое произведение, ориентируется на читателя вообще, а не на конкретного человека. Правда, и в этом случае наблюдается определенная конкретизация адресата: стихи для детей; сказки для взрослых; учебник для начальной школы (для вузов) и т. п. Однако в данном случае общение остается опосредованным: адресат не видит автора текста в момент его чтения, а автор не имеет возможности наблюдать за реакцией адресата на его мысли, суждения, оценки.

Письменная речь – это, как правило, подготовленная речь. Исключением являются такие жанры обиходно-бытового общения, как записка, дневниковые записи, письма личного характера, создание которых не требует большой предварительной подготовки. Подготовленность письменной речи, возможность ее многократного и всестороннего обдумывания определяют ее основные особенности.

Письменная речь реализуется, как правило, в форме монологического высказывания. Известно, что монолог – это речь одного лица, который от своего имени создает, как правило, значительное по объему высказывание, подчиненное определенной теме и имеющее соответствующую целевую установку.

Письменное монологическое высказывание рассчитано на зрительное восприятие, что позволяет адресату неоднократно перечитывать написанное, постепенно осмысливать его содержание, вдумываясь в значение слов, выражений и других компонентов текста.

Письменные высказывания, как правило, имеют сложную композиционную структуру, что обеспечивается наличием в нем смысловых блоков, каждый из которых играет определенную роль в передаче содержания и замысла речи. Одним из способов оформления смысловых блоков является правильное построение, обязательное выделение и последовательное расположение абзацев, так как именно абзац – содержательно и структурно обеспечивает поступательное, целенаправленное выражение основной мысли текста.

При оформлении письменного высказывания автор стремится передать свое эмоциональное состояние, подчеркнуть главное, высказать свое отношение к предмету речи не только словесными средствами, но и с помощью знаков препинания, графических обозначений, шрифтовых выделений и т. п.

Хотя в письменной речи реализуется опосредованное общение, авторы книг, учебников, статей стремятся использовать различные средства диалогизации, способствующие активизации мыслительной деятельности читателей, их внимания, пробуждению интереса к предмету речи и т. п.

В каких жанрах реализуется письменная речь?


Письменная речь (письмо) реализуется в различных речевых жанрах.



Письмо (письменная речь) в речевой деятельности человека занимает 9 %. Однако именно письменные высказывания – книги, стихи, учебники, монографии, статьи, документы, газетные публикации – играют решающую роль в развитии духовной культуры человека, обеспечивают передачу знаний, формируют общественное сознание, закрепляют нормы отношений в государстве и т. п.

Овладение письменной речью – сложный, длительный, многомерный процесс, сопровождающий всю жизнь человека. Успешность, результативность письменной речи обеспечивается функционированием сложных психических механизмов, с помощью которых она становится «мощным орудием мышления» (А. Р. Лурия), средством осознания строя языка, его коммуникативных возможностей.

В чем особенности слушания как рецептивного вида речевой деятельности?


Слушание – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов.

Слушание реализуется прежде всего при непосредственном взаимодействии участников общения, хотя если на слух воспринимаются радио- и телесообщения, то следует говорить об их опосредованном взаимодействии. В процессе непосредственного взаимодействия говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга, что существенным образом сказывается на характере слушания. При непосредственном взаимодействии коммуниканты активно используют средства невербального общения (жесты, мимику, телодвижения), что, безусловно, оказывает влияние на способ решения задач, стоящих перед каждым из них.

Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на смысловую обработку текста в ходе его восприятия. Результатом слушания является понимание (или непонимание) звучащего текста. Понимание текста проявляется в способности слушающего осознать его основную мысль, осмыслить понятия, которые в нем раскрываются, в умении свободно и полно изложить его содержание. На основе услышанного, если оно понято и осмыслено, создаются новые высказывания: конспект, план, пересказ и т. п.

Обычно выделяют следующие функции слушания: познавательную (слушаю, чтобы знать); регулятивную (слушаю, чтобы научиться что-либо делать, сформировать необходимые умения); ценностную или ценностно-ориентационную (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение, чтобы ориентироваться в мире культурных новостей).

Справедливо также назвать еще одну функцию слушания – реагирующую (слушаю, чтобы ответить на вопрос прохожего, случайного собеседника и т. п.)

Таким образом, с помощью слушания человек получает новую информацию, новые знания, овладевает какими-либо умениями, удовлетворяет свои потребности эстетического характера, адекватно реагирует на вопросы, просьбы, пожелания.

Какие виды слушания существуют?


При восприятии текста слушающий ставит перед собой различные задачи и в связи с этим реализует различные виды слушания.

Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом, когда достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. Глобальное слушание обеспечивает общее знакомство с содержанием текста. Чаще всего глобальное слушание текста реализуется в процессе восприятия теле- и радиопередач, лекций популярного характера, повседневных сообщений и т. п.

Если слушающему необходимо более глубоко разобраться в содержании устного высказывания, проанализировать его с целью усвоения, воспроизведения, запоминания, подготовки возражения на основе услышанного, то реализуется детальное слушание.

Детальное слушание предполагает осознание самых главных, значимых компонентов текста, глубокое осмысление его содержания. В этом случае слушающий вычленяет главную и дополнительную информацию, устанавливает взаимосвязь различных частей текста, последовательность их расположения, маркирует интересующую его информацию.

Детальное слушание реализуется при установке на подробный пересказ текста (например, при написании изложений, воспроизведении объяснения преподавателя и т. п.), на запоминание последовательности действий (рецептов, инструкций, если они излагаются устно), на осознание высказываний в процессе дискуссии.

Детальное и глобальное восприятие текста в ряде случаев сопровождается критическим осмыслением услышанного: это критическое слушание, которое реализуется при установке на выражение своей точки зрения по поводу содержания речи, позиции автора, при установке на необходимость мотивировать свое согласие или несогласие с основными положениями высказывания, оценить его и т. п.

В зависимости от ситуации общения, от целей и задач, решаемых в процессе слушания, используются различные способы слушания.

Если слушающий не вмешивается в речь говорящего, молча воспринимает содержание высказывания, то он использует молчаливое, нерефлексивное слушание. Если слушающий вмешивается в речь собеседника: уточняет высказывание или положение, перефразирует их, обобщает сказанное, – то он использует немолчаливое, рефлексивное слушание.

Нерефлексивное (молчаливое) слушание сопровождается произнесением малозначащих реплик (ну да; это так; понимаю). Молчание слушающего в данном случае должно быть значимым, внимательным (молчание понимания), иначе оно может быть истолковано говорящим как равнодушие, невнимательность.

Свое внимание к говорящему слушающий может подчеркнуть использованием невербальных средств общения: мимика согласия-несогласия, понимания-непонимания, удивления, неприятия; жесты (кивок или покачивание головой из стороны в сторону, пожимание плечами и т. п.). Эти же средства невербального общения используются и при рефлексивном слушании.

Рефлексивное (немолчаливое) слушание предполагает активное вмешательство в речь говорящего, что обеспечивает адекватное понимание собеседниками друг друга. Основные приемы рефлексивного слушания – выяснение, перефразирование, отражение чувств (эмпатия).

При выяснении слушающий обращается к говорящему с просьбой уточнить высказывание (пожалуйста, повторите.; уточните.; а как вы это понимаете.; приведите примеры.).

Перефразирование в ходе слушания позволяет слушающему сформулировать мысль, высказанную говорящим по-другому (другими словами, ты считаешь.; иначе говоря, главное в том.), обобщить сказанное, подытожить услышанное (итак, вы предлагаете следующее.; если подытожить сказанное вами.), что особенно уместно в ситуациях обсуждения спорных вопросов, поиска решения какой-либо проблемы.

Эмпатия (отражение чувств) предполагает сопереживание собеседнику в процессе слушания, умение понять его чувства, настроение, эмоциональное состояние (у меня такое ощущение, что ты расстроен; мне кажется, что ты испытываешь.). Очень важным в связи с этим является умение слушающего «расшифровать» мимику, жесты, позы, взгляды, походку собеседника и реагировать не только на слова, но и на эмоциональное состояние говорящего.

Какими могут быть «правила хорошего слушания»?


Слушание составляет 45 % в речевой деятельности человека. Оно обеспечивает результативность и успешность общения во всех сферах жизнедеятельности людей. Именно поэтому очень важно развивать в себе умение слушать и соблюдать правила хорошего слушания. Назовем некоторые из них:

1. Выслушивайте собеседника терпеливо, внимательно и доброжелательно.

2. Не прерывайте собеседника без необходимости, не делайте ему колких и обидных замечаний.

3. Дайте возможность говорящему проявить себя, подчеркивайте свой интерес к нему.

4. Не превращайте слушание в собственное говорение.

5. Сигнализируйте говорящему о своем внимании и понимании.

6. Обеспечивайте этический и эмоциональный контакт с собеседником невербальными средствами общения, междометиями и т. п.

7. Взаимодействуйте с собеседником с помощью ответных реплик, уместных для решения совместной коммуникативной задачи.

8. Реагируйте только на речь (вопрос, реплики), адресованную лично вам, а не другим собеседникам.

4. ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что представляет собой чтение как вид речевой деятельности?


Чтение – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста. Чтение связано с переводом буквенного кода в звуковой либо во внешней (громкое чтение, чтение вслух), либо во внутренней (чтение про себя) речи.

Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Следовательно, с помощью чтения человек реализует возможности так называемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствует о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающих его сознание.

Умение читать предполагает овладение техникой чтения, то есть правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить, интерпретировать, понять прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) являются: высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость чтения, то есть умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Как и любой другой вид речевой деятельности, чтение связано с решением определенной коммуникативной задачи.

Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. Следовательно, речь идет о функциях чтения, в основе выделения которых лежит соответствующая целевая установка. Функции чтения аналогичны функциям слушания: регулятивная, ценностно-ориентационная.

Еще одна функция чтения условно может быть названа функцией реагирования, которая реализуется в процессе критического осмысления информации и фиксируется в виде текстов-ответов: «читаю, чтобы знать» трансформируется в формулу «читаю и не могу не ответить» («читаю и не могу согласиться», «читаю и хочу высказать свою точку зрения»).

Какие виды чтения существуют?


Так как в процессе чтения решаются различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения. Следовательно, процесс чтения протекает по-разному в зависимости от той задачи, которая возникает у человека, когда он работает с письменным текстом (статьей, книгой, письмом и т. п.).

В литературе, посвященной проблемам чтения, выделяется разное количество видов чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, аналитическое, выборочное, быстрое, медленное и др. Охарактеризуем те из них, которые имеют практическое значение.

Ознакомительное чтение предполагает беглое просматривание, фрагментарное, избирательное прочитывание текста (книги, статьи, газеты, журнала и т. п.), чтобы выявить в самом общем виде его характер: о чем в нем говорится, кому он адресован, насколько полно в нем, судя по оглавлению, аннотаций и другим признакам, освещена та или иная проблема.

Ситуации, связанные с ознакомительным чтением, всем хорошо знакомы: отбор литературы для подготовки сообщения или доклада; личная заинтересованность той или иной проблемой; выбор учебника, той или другой литературы для подготовки к экзамену, уроку и т. п.

Ознакомительное чтение может стать первой стадией глубокого, вдумчивого изучения какого-либо текста, требующего полного охвата его содержания, полного его осмысления. В этом случае используется изучающее чтение. Изучающее чтение, как правило, предполагает воспроизведение прочитанного в определенном объеме, что обусловлено такими причинами, как необходимость на основе прочитанного подготовиться к занятиям, зачету, экзамену, принять участие в научной дискуссии, на основе прочитанного определить перспективу собственных научных изысканий и т. п.

Какие приемы работы с читаемым текстом целесообразно использовать?


Разные виды чтения требуют использования специфических приемов работы с читаемым текстом. Назовем наиболее важные и значимые для каждого вида чтения.

Ознакомительное чтение, как уже было сказано, предназначено для получения самого общего представления об определенном тексте. Именно поэтому оно начинается с изучения внешних данных книги. Этот процесс предполагает:

– осмысление названия (заголовка) эпиграфа (если он есть);

– определение автора текста: знаком или нет? хорошо ли знаком? по каким работам? вызывали интерес его труды в прошлом?;

– знакомство с выходными данными: когда написан текст? где издан?;

– чтение аннотации, что позволяет определить, чему посвящена публикация, для кого предназначена и т. п.;

– просматривание рисунков, иллюстраций, схем и других внетекстовых компонентов.

Знакомство с внешними данными книги и их анализ основаны на действии механизма прогнозирования. Это означает, что читатель начинает активно мыслить еще до чтения текста, и чем активнее процесс предугадывания, тем эффективнее будет результат чтения.

В самом тексте также имеются опоры, позволяющие быстро понять, о чем в нем говорится. Это ключевые слова, несущие основную информацию. Умение видеть ключевые слова и соотносить их с предварительными предположениями о характере информации – первый шаг к постижению содержания текста.

На этапе первоначального знакомства с текстом важно проанализировать его структуру, понять, из каких частей он состоит, сколько этих частей и т. п.

Даже если текст небольшой (статья, заметка, параграф учебника), в нем тоже – с помощью абзацев – выделяются смысловые части. Начальные фразы абзацев несут информацию о содержании текста, об этапах его развития, последовательности изложения. Они помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача; разъясняется ли ранее не описанное свойство явления, факта, события; подводятся ли итоги и т. п.

Таким образом, ознакомительное чтение основано на использовании особых приемов, активизирующих мыслительную деятельность читателя, которая обеспечивается механизмом антиципации.

Приемы изучающего чтения обеспечивают глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно, и более прочное запоминание. Овладение приемами изучающего чтения способствует осознанному созданию вторичных текстов, таких, например, как конспект, тезисы, реферат и т. п. И, наконец, на основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, более успешно реализуются многие речевые жанры публичного выступления (доклад, сообщение, лекция), ораторского искусства, а также такие жанры письменных высказываний, как обзор, рецензия, отзыв и др.

Активная мыслительная работа при изучающем чтении начинается фактически перед чтением. На этом этапе используются уже названные приемы ознакомительного чтения, направленные на прогнозирование читателем содержания, структуры, темы и даже смысла текста.

Во время чтения активная мыслительная работа проявляется в следующем:

– в умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

– в умении задумываться над тем, как ответить на возникшие вопросы, или в умении искать в тексте ответы на них;

– в умении выделять (подчеркивать, отмечать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

В процессе чтения используются и другие приемы осознания и запоминания прочитанного. Назовем в качестве примера один из них – представление содержания текста в виде схемы, таблицы, рисунка. Использование такого приема позволяет читающему не только увидеть в тексте главное, существенное, но и осознать взаимосвязь между фактами и явлениями, систематизировать информацию, определить ее теоретическую и практическую значимость.

Активная мыслительная работа продолжается и после чтения. На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:

– сформулировать основную мысль прочитанного;

– выделить основную информацию;

– обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части) прочитанного текста;

– выбрать (отобрать) и переработать нужную информацию для выполнения конкретного задания, выходящего за рамки чтения текста.

И, наконец, отметим, что изучающее чтение часто бывает связано с запоминанием текста. Чтобы оно не было механическим, нужно стремиться к тому, чтобы выразить основное содержание текста не только в виде пересказа, но и в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. Нужно научиться переформулировать правила и определения, содержащиеся в тексте, делать выводы и обобщения не только по тексту, но и самостоятельно, мысленно изменяя ситуацию общения. Все эти умения обеспечиваются, как правило, механизмом эквивалентных замен.

Таким образом, понимание текста в процессе чтения представляет собой сложный мыслительный процесс, в основе которого лежит познание глубинной смысловой структуры речевого произведения. Фактически читающий должен стремиться свернуть содержание читаемого текста до емкой фразы, передающей основной смысл высказывания. «Если наш партнер воспроизведет буквально принятую последовательность предложений, мы не будем знать, – писал Н. И. Жинкин, – понял ли он сказанное. Механическое воспроизведение речи не является осмысленным».

«Истинное понимание речевого произведения базируется на выделении его ядерного смысла и формулировании этого смысла на языке адресата речи», – так представлена суть восприятия и понимания читаемого текста в одном из учебных пособий по психолингвистике (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. Основы психолингвистики).

Какие виды чтения можно использовать в различных видах учебной деятельности?


На этот вопрос можно ответить, ознакомившись с приведенной ниже таблицей.



5. ТЕКСТ (ВЫСКАЗЫВАНИЕ) КАК ЕДИНИЦА ОБЩЕНИЯ

Что такое текст? Какова роль текста (высказывания) как единицы общения?


Анализируя специфику и виды речевой деятельности, мы пришли к выводу о том, что процесс ее реализации связан с созданием и восприятием высказываний (текстов) в ходе общения, что само общение основано на обмене текстами, актуальными для определенной речевой ситуации.

Следовательно, единицей общения является текст (высказывание), созданный для достижения целей общения.

К этому выводу исследователи пришли в ходе изучения процесса речевой деятельности, а отправной точкой для подобных выводов послужили труды Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, М. М. Бахтина и других ученых. В подтверждение сказанного приведем некоторые положения их исследований.

«Научиться говорить – значит научиться строить высказывания.», – утверждал М. М. Бахтин.

Ему же принадлежит и следующее утверждение: «предложениями не обмениваются, как не обмениваются словами. и словосочетаниями, – обмениваются высказываниями, которые строятся с помощью единиц языка: слов, словосочетаний, предложений.»

«Человек не говорит отдельно придуманными предложениями, а одним задуманным текстом», – этими словами Н. И. Жинкина можно и закончить перечень положений, подтверждающих вывод о том, что именно текст (высказывание) является единицей общения.

Следовательно, повторим еще раз, чтобы полноценно, результативно общаться, нужно научиться создавать высказывания и уметь интерпретировать (понимать) высказывания, созданные партнерами по общению.

Признавая бесспорным положение о том, что продуцирование текстов и их осмысление происходит в процессе коммуникации и для достижения целей общения, исследователи, тем не менее, не дают однозначного, всеми признанного определения текста как единицы общения. Наиболее часто в связи с этим цитируется определение текста, данное И. Р. Гальпериным: «Текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа; произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку».

Все другие определения текста содержат примерно те же его характеристики, представленные в разном объеме. При этом актуализируются те или иные компоненты, имеющиеся в определении И. Р. Гальперина, в соответствии с той позицией, которая проявляется в освещении этой проблемы у того или иного автора.

Представляется, что, определяя текст, И. Р. Гальперин указал на наиболее важные его признаки и тем самым подчеркнул, что не всякий «связный знаковый комплекс» (М. М. Бахтин) является единицей общения. Чтобы стать единицей общения, этот «связный знаковый комплекс» должен обладать целым рядом признаков. Перечислим наиболее важные, значимые из них.

Текстом может быть названо любое по объему высказывание – от одного слова до целой книги, если:

– оно подчинено единой теме;

– эта тема излагается (раскрывается) в соответствии с автор – ским замыслом;

– высказывание кому-либо адресовано (другу, группе студентов, читателям газет и т. п.);

– оно создано в соответствии с определенной целевой установкой.

Кроме того, любое высказывание характеризуется, по словам М. М. Бахтина, своим отношением к другим высказываниям в пределах данной сферы общения. «Вне этого отношения оно реально не существует» (М. М. Бахтин).

Высказывание характеризуется законченностью, завершенностью в передаче информации, в раскрытии темы, в выражении авторского замысла.

В строении, создании текста участвуют все единицы языка, но, безусловно, основным элементом текста является предложение, которое в структуре текста воспринимается не само по себе, а «в отношении своих связей с другими предложениями, как часть целого, как компонент, «клеточка» текста» (Е. И. Шендельс).

В структуре текста отдельные предложения могут объединяться в группы, которые у разных исследователей получили разные названия: фразовые единства, сверхфразовые единства, сложное синтаксическое целое, прозаическая строфа.

В свою очередь, группы предложений объединяются в более крупные блоки, которые также получают различные названия: текстовые, коммуникативные, смысловые.

Еще более крупные объединения связываются с такими отрезками текста, как абзац, параграф, часть, глава.

Таким образом, текст обладает определенной структурой, выражающейся во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста. Всякий текст имеет соответствующее композиционное оформление, которое обусловлено типом высказывания (повествование, описание, обсуждение), его жанровыми и стилистическими особенностями.

Композиционное оформление текста помогает более оптимально раскрыть его содержание и смысл, которые обозначены (или могут быть обозначены) в названии (заголовке) текста.

И, наконец, всякий текст, создаваемый в процессе коммуникации, должен быть литературно обработан: ему нужно придать соответствующую жанровую форму и стилистическую окраску.

6. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Что включает понятие «речевые жанры»?


В теории речевой деятельности учение о речевых жанрах развивается и становится все более значимым. Суть этого учения состоит в том, что процесс создания высказывания представляет собой выбор не только форм языка, но и обязательной для него формы построения, соответствующей целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфики сферы и ситуации общения. Как утверждает М. М. Бахтин, «…говорящему даны не только… формы общенародного языка, но и обязательные для него формы высказывания, то есть речевые жанры», которые организуют нашу речь почти так же, как ее организуют грамматические формы.», «формы языка и типические формы высказывания, то есть речевые жанры, приходят в наш опыт и наше сознание вместе и в тесной связи друг с другом», что неизбежно приводит к тому, что в процессе создания высказывания «мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам» (М. М. Бахтин).

Определяя специфику речевого жанра, М. М. Бахтин подчеркивает и другие его характеристики: речевые жанры – это «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний», «стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания» и неразрывно, органически связан с тематическим и композиционным единством текста.

Подтвердить существование речевых жанров можно любым примером, иллюстрирующим процесс создания какого-либо высказывания. Если мы хотим поделиться впечатлением об увиденном спектакле, прочитанной книге с другом, который живет в другом городе, то мы, скорее всего, создадим высказывание в виде письма, дружеского послания, о чем будут свидетельствовать и его тематическое содержание, и композиционные особенности, и стилистическое своеобразие. Если же мы хотим поделиться этими же впечатлениями с большим кругом лиц, если эти впечатления приобретают не только личностно-эмоциональную, но и социальную окраску, то мы выскажем свою точку зрения по поводу увиденного (или прочитанного) в других формах высказываний – в виде рецензии, отзыва, заметки, письма в газету и т. п. И при этом каждая из названных форм требует использования особых средств тематической, композиционной и стилистической организации высказывания.

Таким образом, знание специфики речевых жанров существенным образом влияет как на процесс создания, так и на процесс восприятия текста.

Представление о речевом жанре, знание его законов и приемов создания присутствует в сознании говорящего и пишущего в виде определенной модели, по которой он и строит свою речь. «В момент формирования целостного речевого произведения. мы уже на первичных стадиях внутренней речи настраиваем себя на ту или иную ситуацию общения, на конкретный речевой жанр» (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов). Если же у говорящего и пишущего нет представления о том или ином речевом жанре, то создание высказывания осложняется, так как незнание законов построения типизированного высказывания в той или иной сфере общения может привести к тому, что коммуникативная цель не будет достигнута.

Знание об отнесении речевого произведения к определенному жанру, знание законов этого жанра оказывает существенное влияние и на восприятие высказывания, осознание его замысла, на его понимание в целом. «Жанроустановление» при восприятии звучащего или письменного текста, знание специфики того, что воспринимается в данный момент, позволяет слушателю или читателю создать оптимальную программу своих дальнейших действий, связанных с восприятием и смысловой обработкой текста. Другими словами, жанровые особенности речевого произведения регулируют деятельность читателя или слушателя в процессе восприятия речевого произведения.

Таким образом, жанры отражают в соответствующей речевой форме разнообразные (и многообразные) виды социального взаимодействия людей, так как их возникновение обусловлено наличием, существованием в реальной практике общения людей, соответствующих характеру деятельности типических ситуаций.

Сфера общения и характер деятельности определяют репертуар речевых жанров, «обслуживающий» их потребности, позволяющий реализовать практические цели и задачи с учетом специфики этой деятельности. Другими словами, в каждой сфере человеческой деятельности существуют свои «жанровые стили», «бытуют и применяются свои жанры»; «определенная функция (научная, техническая, публицистическая, деловая, бытовая). порождает определенные жанры» (М. М. Бахтин).

Если каждая речевая среда вырабатывает собственный репертуар речевых жанров, то можно говорить, например, о наличии репертуара педагогических, публицистических жанров, жанров делового общения, гомилетики (проповедь, молитва, исповедь).

Знание законов того или иного жанра способствует овладению профессиональной речью, нормами речевого поведения в процессе решения коммуникативных задач в той или иной сфере общения, что обеспечивает результативность и эффективность любой деятельности.

7. КАТЕГОРИИ ТЕКСТА

Какие категории текста отражают его нацеленность на общение?


Назовем важнейшие текстовые категории, с помощью которых реализуется общение и без которых «связный знаковый комплекс» не может быть назван высказыванием, не может стать единицей общения.

Категория информативности присуща только тексту и является важнейшей в ряду других текстовых категорий. Содержанием любого законченного текста является информация, т. е. «соотношение смыслов и сообщений, дающее новый аспект явлений, факта, события. Это соотношение подвержено изменению по мере продвижения текста» (И. Р. Гальперин). Обычно выделяются следующие типы информации, содержащейся в тексте: содержательно-фактуальная (СФИ), содержательно-концептуальная (СКИ), содержательно-подтекстная (СПИ). Содержательно-фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах. Содержательно-концептуальная – раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями. Это замысел автора и его содержательная интерпретация. Содержательно-подтекстная информация обнаруживает скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений, событий.

Познавая текст, мы стремимся раскрыть его концептуальную информацию, проникнуть в его глубинную структуру.

Важнейшими текстовыми категориями являются связность и цельность (целостность) – понятия, которые всеми осознаются и в то же время не вполне однозначно определяются в научных исследованиях.

Очевидно, что все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны, сцеплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста.

Это особые виды связи, обеспечивающие логическую последовательность, взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий. Сцепление обеспечивает линейную связь частей текста с помощью языковых единиц различного уровня (местоимения и местоименные слова, употребление времен и т. п.), что соотносится в какой-то степени с категорией последовательности, которая выражается в способах сочетания предложений в тексте: употребление местоимений третьего лица, притяжательных, указательных местоимений, местоименных наречий, сочинительных союзов.

Тексту, кроме того, присущи внутренние смысловые отношения между его частями, содержательная, формальная и коммуникативная целостность, что позволяет обеспечить смысловую связь между частями текста, подготовиться к последующей информации, надежно идти по пути познания текста, укрепить «текстовую память», возвратить адресата к предыдущему, напомнить ему о сказанном, «обращаясь к его знанию мира» (Е. И. Шендельс).

Смысловая целостность текста проявляется в единстве темы, которую называют смысловым ядром текста. Носителями темы являются сверхфразовые единства (СФЕ): несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Определить тематическую направленность СФЕ невозможно путем рассмотрения содержания изолированных предложений. СФЕ раскрывает одну какую-либо тему, в последующих СФЕ эта тема получает развитие либо совершается переход к новой теме. Таким образом, происходит движение текста от известного, данного к новому: каждое последующее предложение (или СФЕ) опирается в коммуникативном плане на предшествующее, в результате чего возникает тематическая цепочка, имеющая конечный характер и определяющая границы СФЕ.

Целостность текста осуществляется с помощью таких средств, как лицо, время, наклонение, модели и типы предложений по целеустановке высказывания, синтаксический параллелизм, порядок слов. Регулярная повторяемость ключевых слов, соотнесенность данных слов с одним и тем же предметом действительности, ситуативные связи – все это обеспечивает единство темы текста на основе логико-фактологических цепочек, обеспечивающих как кодирование, так и декодирование текста.

Целостность текста позволяет наиболее адекватно выразить «коммуникативные действия, поступок человека, имеющий смысл» (Н. И. Жинкин).

К категориям связности и цельности текста тесно примыкают категории интеграции и завершенности. Категория интеграции спаивает, объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно-следственные связи между его частями, отбирая те из них, которые наиболее существенны для передачи концептуальной позиции автора текста. «Завершенная целостность высказывания, – пишет М. М. Бахтин, – определяется: 1) предметно-смысловой исчерпанностью; 2) речевым замыслом и речевой волей говорящего; 3) типическими композиционно-жанровыми формами завершения».

Результат интегрирования реализуется в категории завершенности, которая непосредственно соотносится с названием текста. Ведущее свойство названия – «ограничивать текст и наделять его завершенностью. Оно не только является сигналом, направляющим внимание читателя на проспективное изложение мысли, но и ставит рамки такому изложению» (И. Р. Гальперин). Название – представленная в сжатом виде содержательно-концептуальная информация, которая в процессе развертывания текста распрямляется, линейно организуется, интегрируется и завершается в концовке текста.

Как видно из сказанного, все категории текста, все его специфические признаки объединяются одним общим назначением – реализовать коммуникативное намерение автора текста или декодировать это намерение в процессе речевой деятельности.

Таким образом, чтобы создать правильный, соответствующий целям и условиям текст, нужно стремиться к тому, чтобы были соблюдены следующие условия: «.соответствие текста его названию (заголовку), завершенность по отношению к названию (заголовку), литературная обработанность, характерная для данного функционального стиля, наличие сверхфразовых единств, объединенных разными. типами связи, наличие целенаправленности и прагматической установки» (И. Р. Гальперин).

8. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА ТЕКСТА

Каков смысл понятий «стиль языка и стиль речи»?


Как эти явления взаимосвязаны?


Чтобы пользоваться языком в речевой деятельности, необходимо знать, по каким правилам следует проводить отбор языковых средств в процессе создания текстов различных жанров.

Отбор языковых средств в рамках той или иной сферы деятельности человека регулируется различными обстоятельствами: спецификой сферы человеческой деятельности, на базе которой происходит общение, характером целей и задач общения, особенностями условий, в которых оно происходит. Эти факторы прежде всего и определяют отбор и употребление языковых средств в различных сферах общения, создают условия для возникновения в языке такого явления как стиль.

Академик В. В. Виноградов дает следующее определение стиля: «Стиль – это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа».

Попробуем вычленить основные признаки понятия «стиль», зафиксированные в приведенном определении. Во-первых, очевидно, что средства общенародного, общенационального языка употребляются в соответствии с определенными нормами, правилами, законами. Во-вторых, эти нормы, правила и законы формируются на основе того, какую роль (функцию) средства языка могут сыграть в достижении целей общения в сфере той или иной человеческой деятельности. В-третьих, отбор и сочетание языковых средств в процессе употребления должны быть основаны на знании норм и правил, выработанных обществом и закрепленных на основании сложившегося опыта пользования языком.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что в самой системе языка сложились, сформировались «слои языковых средств», обладающие достаточно большой частотностью употребления в определенных сферах общения, соотносимых с соответствующими видами деятельности.

Эти «слои языковых средств» называются стилями языка и представляют собой комплекс языковых средств, определенным образом (стилистически, функционально) окрашенных, отмеченных каким-либо образом. Эти комплексы потенциально существуют в системе языка и реализуются в речевой деятельности человека, образуя стили речи, то есть уже реализованные средства языка по законам его функционирования в соответствующих тем же сферам общения речевых разновидностях. Стили речи обычно называют функциональными (функция – назначение).

Как формируются в речи функциональные стили?


Какие функциональные стили существуют?


Существование стилей в языке и речи обеспечивается прежде всего наличием синонимических средств в области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса, что дает возможность по-разному передавать примерно одинаковое содержание высказывания, а также выражать (если это необходимо) то или иное отношение к этому содержанию.

Функциональные стили формируются под влиянием следующих условий:

1) особенности ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка, количество участников общения и т. п.);

2) функции и цели общения (поговорить, сообщить, убедить, проинструктировать и т. п.).

Как правило, выделяются следующие сферы жизнедеятельности человека, каждая из которых имеет свои особые функции и реализуется в определенных условиях:

1) сфера быта, бытового общения (общение реализуется в неофициальной обстановке, как правило, в форме диалога; цель общения – непринужденный разговор, беседа на бытовые темы);

2) сфера учебной и научной деятельности (общение реализуется, как правило, в официальной обстановке с целью сообщения, передачи или получения научных данных в письменной или устной форме);

3) сфера делового общения (общение реализуется в официальной обстановке с целью сообщения, составления или изучения материалов инструктивного характера);

4) сфера публицистической деятельности (общение реализуется с помощью средств массовой информации, как правило, с целью воздействия на широкие массы читателей или слушателей, формирования общественного мнения и сознания).

В соответствии с этим выделяются следующие функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, каждый из них характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании, так и в отборе языковых средств. Выделяют также и стиль художественной литературы (художественный).

Функциональные стили не образуют замкнутых систем, они взаимопроницаемы, взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние друг на друга.

Рассмотрим более подробно основные черты каждого из функциональных стилей речи. При характеристике каждого из них постараемся ответить на следующие вопросы:

1) где используется данный стиль речи? (сфера деятельности);

2) с какой целью он используется? (основная функция);

3) каковы его основные признаки? (стилевые черты);

4) каковы его языковые особенности? (особенности употребления средств языка).

В чем особенности разговорного стиля речи?


Где он используется?


Разговорный стиль используется в непринужденных беседах обычно со знакомыми людьми в сфере бытовых отношений. Реализует функцию общения. Непосредственность общения, особенности содержания бесед, необходимость быстрой реакции (часто оценочной) на сообщение собеседника, возможность использования невербальных способов общения (интонация, ударение, темп речи), внеязыковых факторов (мимика, жесты), особенности ситуации, характера взаимоотношений собеседника определяет ведущие стилевые черты высказываний разговорного характера. Это непринужденность, свобода в выборе слов и выражений, проявление своего отношения к сообщаемому собеседником, эмоциональность.

Разговорной речи присущи следующие языковые особенности: активность разговорных (некнижных) средств языка, вплоть до просторечных и фамильярных; использование оценочных, эмоционально-экспрессивных средств; неполная структурная оформленность языковых единиц; ослабленность синтаксических связей между частями предложения; активность речевых стандартов и фразеологизмов разговорного характера.

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям. В основе этого противопоставления лежат прежде всего различия в особенностях сферы общения, в которых реализуются функциональные стили: сфера индивидуального сознания и неофициальная обстановка вызывает к жизни разговорный стиль; сфера общественного сознания и официальный характер общения – книжные стили.

Кроме того, с помощью средств разговорной речи реализуется, как правило, функция общения, средствами книжных стилей – функция сообщения.

Все эти обстоятельства приводят к тому, что разговорный стиль воспринимается как достаточно обособленная однородная система, противопоставленная системе стилей книжных.

Каковы особенности научного стиля?


Какова сфера его использования?


Научный стиль используется в сфере научной (или учебной) деятельности человека. Специфика этой сферы общения – обобщение результатов научных исследований, научное описание фактов и явлений действительности, законов, определяющих их «поведение». В зависимости от специфических задач, стоящих перед автором научного исследования, он излагает свои научные воззрения в учебниках, научных статьях, монографиях, диссертациях, докладах и других жанрах научной литературы.

Научный стиль реализует функцию сообщения. Однако та информация, которая лежит в основе научного сообщения, имеет свою специфику: она носит интеллектуальный характер. Исходя из этого, передача научной информации требует точности, логичности, доказательности.

Названные особенности определяют важнейшие стилевые черты научного стиля, его специфику: отвлеченность, обобщенность, логичность, доказательность, объективность изложения, точность, скрытая эмоциональность, строгость и даже сухость.

Отличительные признаки научного стиля реализуются с помощью следующих языковых средств:

1. Использование лексических единиц языка для обозначения слов-понятий. В этом случае лексические единицы, как правило, приобретают терминологическое значение, то есть служат «обозначением логически сформулированных понятий» (Л. Г. Барлас) и приобретают способность нести более полную логическую информацию. «.Строгость в выборе терминов, которые не должны допускать никаких двусмысленностей» (Л. В. Щерба) – специфическая черта научной речи.

2. Повышенное употребление имен существительных, которые составляют 35 % всех словоупотреблений (ср.: в художественной речи они дают 23–25 %, в разговорной – около 12 %). Среди существительных преобладают формы среднего рода единственного числа, так как именно эти формы придают речи отвлеченный, обобщенный характер.

3. Повышенная употребительность имен прилагательных (13 % словоупотреблений) и причастий (6 % всех словоупотреблений), что объясняется необходимостью точного обозначения видовых признаков понятий, их логической конкретизации. Именной характер научного стиля в целом позволяет передать обобщенно-отвлеченное значение понятий, суждений, умозаключений, абстрагировать явление и его признаки.

4. Преимущественное употребление таких глагольных форм, как инфинитив, формы настоящего – будущего времени, как правило, с вневременным значением, формы несовершенного вида, передающие значение длительности, постоянства и многократности действия. Очевидно, что выбор подобных форм определяется необходимостью обозначить связи между явлениями и понятиями, между объектом и признаком. Глагол в научной речи сравнительно редко выражает конкретное действие.

5. В научной речи господствует логический синтаксис. «Фразы отличаются грамматической и смысловой полнотой и высокой логико-информативной насыщенностью» (Л. Г. Барлас). Широко используются сложные и осложненные конструкции, особенно конструкции с деепричастными и причастными оборотами. Логическая последовательность и определенность достигается с помощью подчинительных союзов в структуре сложных предложений, вводных слов, специальных конструкций и оборотов связи (остановимся на… перейдем к…; отметим также).

Для научной речи характерны особые «ссылочные» обороты (по Павлову; как полагает.), широкое использование цепи родительных падежей (нанизывание падежей), конструкций, способствующих сосредоточиванию внимания читателей на каком-либо вопросе (вопросительные предложения).

Научный стиль реализуется в следующих его разновидностях (подстилях): собственно научный, научно-учебный (учебно-научный), научно-популярный.

Каковы особенности и сфера употребления публицистического стиля?


Публицистический стиль используется в сфере общественных отношений (общественно-политических, культурных, спортивных). Наиболее полно его черты проявляются в газетных публикациях, в изданиях общественно-политического характера (журналах, еженедельниках, специальной литературе). Публицистический стиль используется на радио, телевидении, в документальном кино. Основными жанрами письменной публицистической речи являются: статьи, различные виды заметок и информационных сообщений, очерк, репортаж, интервью, фельетон, эссе, памфлет, записки (путевые, например) и т. п. Важнейшие жанры устной публицистической речи – выступления на митингах, собраниях, в государственных структурах, беседы политических комментаторов, прямой репортаж с места событий, интервью, которое берется непосредственно в момент теле- или радиопередач. Письменная и устная формы высказываний в публицистическом стиле нередко сближаются, тесно взаимодействуют в процессе коммуникации, оказывают друг на друга определенное влияние. Так, теле- и радиопередачи информационного характера, как правило, представляют собой устное воспроизведение заранее написанного текста.

Основными функциями публицистического стиля являются воздействующая и информативная (функция сообщения).

Информация в газетных публикациях, на радио и телевидении специфична: она отличается актуальностью, разнообразием, разносторонностью. Ее отбор и расположение направлены на формирование мировоззрения читателя (или слушателя), общественного мнения и общественного сознания. Следовательно, всем публицистическим произведениям свойственна функция воздействия: все сообщаемые факты получают определенное толкование и оценку, сопровождаются соответствующими комментариями и выводами.

Сфера употребления и основные функции публицистического стиля определяют его важнейшие стилевые черты: экспрессивность, выразительность, стандартизированность, клишированность речи, открытая оценочность высказывания, призывность, простота, доступность, рекламность, документально-фактологическая точность, сдержанность, официальность. Как видно, стилевая структура публицистической речи достаточно сложна, что обусловлено неоднородностью информации, лежащей в основе газетных сообщений, разнообразием задач, решаемых средствами массовой коммуникации, спецификой условий общения и т. п.

Язык публицистических произведений, «имеющий в виду широкие народные массы, должен схватываться на лету, должен бить в одну точку и не размениваться на мелочи и оговорки.» (Л. В. Щерба).

Однако многообразие жанров публицистики, неоднородность задач, стоящих перед авторами публицистических произведений, создают предпосылки для широкого разнообразия использования языковых средств. В таких жанрах публицистического стиля, как очерк, фельетон, памфлет, зарисовки и др., применяются многие приемы, свойственные художественному стилю речи. Научно-популярные статьи, рецензии, обозрения, интервью тяготеют к аналитико-обобщенному изложению и характеру речи и стиля, близкого к научному. Однако все они публицистичны, так как характеризуются оценочным и экспрессивно-воздействующим содержанием.

Многостильность, свойственная публицистике, тем не менее не лишает ее специфических языковых средств, употребление которых распространяется прежде всего на основные жанры периодики.

К таким относятся:

1. Газетизмы, специфические газетные слова, книжные слова приподнятой стилистической окраски.

2. Газетная фразеология, газетные штампы, стандарты.

3. Активность суффиксов иноязычного происхождения (слова на – ия, – ция, – ация, – изация; слова с суффиксом – нича; образования с суффиксом – щик).

4. Образное употребление слов, поиски новых сочетаемостных возможностей слова.

5. Активизация форм со значением собирательности.

6. Активность формы настоящего репортажа.

7. Широкое использование приемов поэтического синтаксиса (антитеза, инверсия, единоначатие, параллелизм конструкций).

8. Разнообразие конструкций с однородными членами (повтор, градация, использование в ряду однородных членов усилительных местоимений, частиц, наречий).

9. Использование конструкций, активизирующих внимание, мысль и воображение читателей (риторические вопросы, восклицания, цепь назывных предложений и т. п.).

10. Конструкции разговорного характера.

Названные средства позволяют реализовать функцию воздействия в публицистическом стиле.

Для реализации информационной функции используются средства, свойственные в той или иной степени научному и официально-деловому стилю: специальная лексика из разных областей знаний, официально-деловая и научная терминология, крылатые слова и выражения; прецендентные высказывания, имена собственные, аббревиатуры, сложносокращенные слова: пассивные конструкции, отыменные предлоги (в деле, в области, в отношении) и союзы (ввиду того что), глагольно-именные устойчивые словосочетания с ослабленным значением глагола (вести переговоры) и т. п.

В чем особенности художественного стиля (стиля художественной литературы)?


Стиль художественный (стиль художественной литературы), художественно-беллетристический реализуется в процессе создания литературных художественных произведений различных жанров. Специфика художественной литературы – отражение действительности при помощи слова, создание художественного образа с помощью слова – определяет особенности использования в беллетристических произведениях общелитературного и общенародного языка.

Загрузка...