Лексика. Профессиональная лексика

Язык нужен людям, чтобы общаться, сообщать друг другу свои мысли, чувства, желания. Но для того, чтобы говорить, нужны слова. Без слов языка не бывает. Человек создал слова, чтобы называть предметы, людей, птиц, животных (автобус, девушка, леопард, воробей), явления природы (дождь, гроза, ветер), семейной и общественной жизни (любовь, дружба, работа), различные признаки (красивый, полезный), действия (думать, говорить), количество (шесть, сорок).

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику (от греческого слова лексикос – «слово, выражение»).

Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определённым предметом или явлением действительности. Например, в предложении Раннее утро. Всходит солнце. Слово утро означает время суток, слово раннее – признак, солнце – предмет, всходит – действие.

В лексическом значении слова отражаются сложившиеся представления людей о существенных сторонах предметов, действий, признаков. Каждое слово что-либо обозначает. Например, слово учебник обозначает «книга для обучения чему-либо». Это его лексическое значение.

Лексическое значение слова разъясняется в толковых словарях. Слова в этих словарях обычно располагаются по алфавиту.

Лексика русского языка представляет собой сложную систему, состоящую из различных по происхождению, по сфере употребления и стилистической значимости групп слов. Исконно русские и заимствованные, архаизмы (историзмы) и неологизмы, профессиональные слова, диалектизмы, фразеологизмы (устойчивые сочетания) – все это хранилище человеческой мысли, связь времен и поколений, культура народа, который создал все это богатство и хранит.

Профессиональная лексика

Профессионализмы – это слова и выражения, используемые группами лиц, объединёнными по роду своей деятельности, т. е. по профессии, например, шапка (в издательско – полиграфическом деле) «заголовок крупным шрифтом». В разговорной речи финасистов можно услышать сложносокращённое слово главбух вместо главный бухгалтер.

Профессионализмы используются в текстах научного стиля, составляя особенность, отличающую его от других стилей. В художественной речи он используется для более точного и яркого описания жизни, занятий, быта людей той или иной профессии.

Профессионализмы являются своего рода неофициальными синонимами специальных наименований.


Задание 13. Образуйте существительные от прилагательных.

Объективный, сложный, возможный, реальный, особенный, важный, точный, активный, устойчивый, изменчивый, совокупный, значимый, упорядоченный, иерархичный, статичный, динамичный.


Задание 14. Образуйте слова с элементом взаимо– от существительных.

Образец: связь друг с другом – взаимосвязь (= двусторонняя связь).

Влияние, действие, исключение, отношения, зависимость, связанность, обусловленность, заменяемость, расчёт, дополняемость.


Задание 15. Используя словарь, поставьте ударение в следующих словах. Подчеркните слова, в которых допустимы два акцентологических варианта.

Договор, квартал, одновременно, маркетинг, аналог, афера, оптовый, депозит, депонент, премировать, бронировать.


Задание 16. Запишите орфоэпические варианты данных слов. Произнесите в соответствии с орфоэпической нормой.

Бартер, бизнес, бизнесмен, дебет, девальвация, деноминация, дефицит, супермен, смета, менеджер, импортер, платежный, компьютер, прогресс, регресс, пейджер, пейджинг, ксерокс, программа, ассортимент, ассигнование, колоссальная прибыль, информационный бюллетень, брутто-оборот, миллиард, миллион, грамм.


Задание 17. Определите, от каких двусложных наименований образованы следующие слова. Какие из этих слов употребляются людьми вашей профессии и в какой речевой ситуации?

Безналичка, пятиэтажка, распечатка, нарезка, зеленка, пятитонка, маршрутка, визитка, зачетка, неучтенка, «шестерка», высотка, напряженка, шестидневка, курилка, читалка, напряженка.


Задание 18. Определите род приведенных ниже сложных существительных. Поставьте существительные в Р.п. ед.ч.

Брутто-оборот, предприятие-банкрот, тонна-километр, макро-процесс, фирма-франчайзер, экспресс-информация, бета-излучение, веб-страница, Интернет-сайт, шоу-бизнес.


Задание 19. Прочитать текст, выполнить задания к нему.

Инфляция

Инфляция – это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены.

Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать.

Одно из главных больных мест инфляции – это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно.

Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду.

Обесценение денег вызывается следующими факторами:

1) избыточным выпуском денег в обращение;

2) неблагоприятным платежным балансом;

3) потерей доверия к правительству.

Действие инфляции необходимо связывать с проблемами финансов, поскольку явление инфляции зависит от финансовых факторов применения определенных налоговых форм и методов объемов финансирования через государственный бюджет мероприятий проинфляционного характера.

Финансы и инфляция взаимосвязаны. Обесценение денег и повышение цен приводит к увеличению расходов бюджета, снижению реальных доходов государства, необходимости усиления налогового бремени, росту государственного долга, вызываемого дефицитом гос. бюджета.

Однонаправленный негативный характер финансовых отношений и инфляционых процессов, взаимодополняясь, приводит к негативным результатам в экономической системе.

С инфляцией борется государство. Ведь именно государство имеет право печатать деньги. Государство отвечает за то, чтобы объем выпущенных денег соответствовал объему производства.

Задания к тексту:

1. Ответьте письменно на вопрос: указывает ли на наличие инфляции в стране исчезновение из оборота «мелких» денег?

2. Вместо точек вставьте глагол в нужной форме. Пользуйтесь словами для справок:

1) Цены … очень неравномерно.

2) Инфляция … с помощью индекса цен.

3) Действие инфляции необходимо … с проблемами финансов. 4) Повышение цен … к увеличению расходов бюджета.

Слова для справок: измеряться, связывать, приводить, подниматься.

3. Поставьте вопросы к выделенным словам и словосочетаниям:

1) Инфляция – это повышение общего уровня цен.

2) Одно из главных больных мест инфляции – это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно.

3) Инфляция измеряется с помощью индекса цен.

4) Обесценение денег вызывается следующими факторами.

5) Финансы и инфляция взаимосвязаны.


Задание 20. Используя словарь, поставьте ударение в следующих словах. Подчеркните слова, в которых допустимы два акцентологических варианта.

Договор, квартал, одновременно, маркетинг, аналог, афера, оптовый, депозит, депонент, премировать, бронировать.

Однозначные и многозначные слова

К однозначным относятся слова с одним лексическим значением: ноябрь – одиннадцатый месяц года; шесть – число, цифра.

Многозначные слова имеют несколько значений: торфяник —1) торфяное болото; 2) специалист по добыче и использованию торфа; 3) рабочий на торфоразработках; учиться – 1) усваивать какие-либо знания, навыки; приобретать опыт; 2) получать образование, специальность. В конкретном высказывании используется одно из значений слова.

Между отдельными значениями многозначного слова существует связь. Они как бы нанизываются на общий смысловой стержень или восходят одно к другому: например, чары как «обаяние, пленительность» соотнесено с более ранним «волшебство, колдовство», называет нечто, оказывающее необычное воздействие.

Перенос наименования происходит двумя основными путями – это метафора и метонимия.

Метафора (от греч. metaphora – перенос) основывается на ассоциациях по сходству формы: носик чайника; расположения: глазное дно; цвета: серебряная седина и т. д.

Метонимия (от греч. metonymia – переименование) – это перенос на основе смежности: сосуд, помещение, ёмкость → то, что в этом заключено: тарелка пролилась; фабрика митинговала; материал → изделие: на золоте едал; выставка фарфора; имя автора → название произведения, открытия, изобретения и т. п.: читал Чехова; изучаем Менделеева.


Задание 21. Докажите, что нижеследующие слова – многозначные.

Голова, рукав, нос, острый, ножка идти, земля.


Задание 22. Какое значение имеет слово мягкий в данных словосочетаниях?

Мягкий климат, мягкий хлеб, мягкий вагон, мягкий свет, мягкий характер.


Задание 23. Укажите слово, имеющее переносное значение.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печально свет она. (А. Пушкин).


Задание 24. Сколько слов в предложении имеют переносное значение?

Перо его местью дышит… (А. Пушкин).


Задание 25. Расскажи, что ты знаешь о происхождении денег.

Когда точно появились деньги, никому неизвестно. Кто их изобрел, сказать невозможно. Ученые предполагают, что произошло это примерно семь тысяч лет назад, в то время, когда возникла необходимость обмена излишками нужных продуктов питания и производимых предметов обихода. Но как обменять глиняный горшок на курицу? Или зерно на оружие? Вы думаете, это просто?

Долго мучились наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми еще не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно. Например, у многих народов роль денег выполняли домашние животные. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство. Древние римляне произносили слово “головы” как “капитал”. Отсюда и произошло понятие “капитал”, что означало “главное имущество”. Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников, рассказывал: “Основное богатство – скот, главный подвиг – угон его от соседей”. Но не только скот являлся главной и единственной денежной единицей в прежние времена.

Вот перечень лишь некоторых предметов, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев, используемые для выкупа за невесту в Новой Гвинее вплоть до наших дней, куски меди, бруски соли, железные прутья, бронзовые колокольчики, мешочки с бобами какао и так далее.


Из пособия.


Задание 26. Прочитайте. Расскажите, как появились названия денег. Спишите, вставляя в словах пропущенные окончания. Определите грамматическое и лексическое значение этих слов, подчеркните их как члены предложения.

Название “деньги” произошло от слова “деньга”. Так называлась на Руси серебряная монета, которую чеканили в 14 веке.

Для денег (не) существует границ и для их названий тоже. Название американск… доллара, например, произошло от слова “таллер”. Так называлась серебрян… монета, которая ч…канилась сначала в Германии, а позже и в других странах Европы. Американск… … валюта, кроме немецкого имени, имеет еще и русск… … “внешность”: рисунок банкноты достоинством в один доллар выполнен русским художником Сергеем Макаронским.

Кроме американцев, жители один…адцати других стран называют свою валюту словом “доллар”. Не только французы, но и жители еще семи государств называют собственн… … валюту “франк”. Европейск… … государства пришли к пониманию необходимости единой денежной единицы, так называемой “евро”. К тому же, по мнению многих экономистов, бумажн… … деньги устарели. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходит…ся без наличных денег – их заменяют пластиков… … кредитные карточки, по сути – электронные деньги.


Задание 27. Определите, какие понятия лежат в основе лексических значений следующих слов: идти, бежать, лететь, плыть. Выделите в значениях этих глаголов элементы значения, которые отграничивают их друг от друга (способ передвижения, среда, в которой происходит передвижение).


Задание 28. (различение паронимов). Выберите и подчеркните правильный вариант.

Я считаю, что (база – базис) для реформ – малые предприятия. (Развитие – развитость) малого бизнеса (благотворно – плодотворно) отразится на нашей экономике. Мы перестанем (боязливо – боязно) смотреть в будущее, и (бракованный – браковочный) товар навсегда уйдет с наших прилавков. Мы хотим верить, что с (ростом – возрастом) объемов малого бизнеса начнется (воскрешение – воскресение) нашей экономики.


Задание 29. Составьте предложения со следующими омонимами:

Акция (ценная бумага) – акция (действие). Боны (кредитные документы) – боны (плавучие ограждения). Гриф (клеймо) – гриф (птица). Банк (учреждение) – банк (система хранения информации).


Задание 30. Сравните следующие словосочетания. Определите, какие значения выделенных слов в них представлены. Составьте предложения. Пользуйтесь словарями.

Товарный дефицит – дефицит бюджета; топливный кризис – экономический кризис – кризис общества; партнер в танце – экономический партнер; торговый баланс – водный баланс – часовой баланс – активный баланс.


Задание 31. Объясните значение новых слов. Составьте с ними словосочетания. Пользуйтесь словарями.

Риэлтер, эмиссия, дилер, инвестор, холдинг, лизинг, бартер, консалтинг, ваучер, инфляция, факс, ксерокс, принтер, пейджер, пейджинговая связь, консорциум.


Задание 32. Приведите из области интересующей вас профессии термины, имеющие в других отраслях производства или других областях знания иное значение. Составьте с ними словосочетания.

Например: плата, банк, ставка, вирус, долг.


Задание 33. Запишите по 10–15 примеров исконно русских и заимствованных терминов из области вашей профессии. При затруднении обращайтесь к толковым словарям.

Например: бартер – обмен, дилер – торговец, эмбарго – запрещение.


Задание 34. Составьте связный текст из пяти-шести предложений об актуальных экономических и социальных процессах в своей стране, употребляя следующие слова и их формы:

Компенсация, криминогенный, Конституция, электорат, коммерческий, кампания, бюджетный, конкурентоспособный, кризисный, инвестиция, рентабельность, компенсация.


Задание 35. Предлагаются толкования понятий, имеющих отношение к жизни в школе и колледже. Подсказкой может служить алфавитный принцип расположения ответов на вопросы. Выигрышные очки определяются по совокупности отгаданных слов.



Задание 36. Выберите и подчеркните правильный вариант.

Я считаю, что (база – базис) для реформ – малые предприятия. (Развитие – развитость) малого бизнеса (благотворно – плодотворно) отразится на нашей экономике. Мы перестанем (боязливо – боязно) смотреть в будущее, и (бракованный – браковочный) товар навсегда уйдет с наших прилавков. Мы хотим верить, что с (ростом – возрастом) объемов малого бизнеса начнется (воскрешение – воскресение) нашей экономики.


Задание 37. Составьте предложения со следующими омонимами:

Акция (ценная бумага) – акция (действие). Боны (кредитные документы) – боны (плавучие ограждения). Гриф (клеймо) – гриф (птица). Банк (учреждение) – банк (система хранения информации).


Задание 38. Сравните следующие словосочетания. Определите, какие значения выделенных слов в них представлены. Составьте предложения. Пользуйтесь словарями.

Товарный дефицит – дефицит бюджета; топливный кризис – экономический кризис – кризис общества; партнер в танце – экономический партнер; торговый баланс – водный баланс – часовой баланс – активный баланс.


Задание 39. Объясните значение новых слов. Составьте с ними словосочетания. Пользуйтесь словарями.

Риэлтер, эмиссия, дилер, инвестор, холдинг, лизинг, бартер, консалтинг, ваучер, инфляция, факс, ксерокс, принтер, пейджер, пейджинговая связь, консорциум.


Задание 40. Приведите из области интересующей вас профессии термины, имеющие в других отраслях производства или других областях знания иное значение. Составьте с ними словосочетания.

Например: плата, банк, ставка, вирус, долг.


Задание 41. Запишите по 10–15 примеров исконно русских и заимствованных терминов из области вашей профессии. При затруднении обращайтесь к толковым словарям.

Например: бартер – обмен, дилер – торговец, эмбарго – запрещение.


Задание 42. По лексическому значению узнать слово и записать его.

* человек, который противится нововведениям (К).

* направление развития (Т).

* система взглядов на природу и общество (М).

* одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).

* последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой *оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).

* антоним к слову “идентичный” (Р).

* сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).

* антоним к слову “лаконичный” (М).

* освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).

* синоним к слову “первенство” (П).

Загрузка...