Глава I. Основные конструкции

На протяжении истории в русском сундучном промысле сложилось несколько основных конструкций. Они не сменяли друг друга – к древним добавлялись новые и они продолжали существовать одновременно. В этом проявилось одно из свойств русского народного искусства: бесконечное накопление ремесленных навыков, технических приемов, орнаментальных мотивов, отражающих те или иные художественные традиции.

Несмотря на важность проблем, связанных с существованием различных конструкций в русском сундучном производстве, они почти не получили освещения в научной литературе.

В трудах историков XIX века (Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин9, П. И. Савваитов10) и инвентарях имущества боярина Никиты Ивановича Романова, дьяка Федора Шакловитого и боярина Артамона Сергеевича Матвеева11 встречаются многочисленные описания русских и иностранных сундучных изделий: сундуков, ларцов, скрынь, погребцов, шкатулок и проч. Однако эти описания зачастую имеют общий характер и не касаются конструкций предметов. Тем не менее, эти труды дали возможность оценить количество сундучных изделий, находившихся в употреблении, и роль иностранных сундуков и шкатулок. Они позволили сделать вывод, что сундучные изделия были неотъемлемой частью русской культуры XVII века.

В земских изданиях второй половины XIX – начала XX столетия можно встретить подробные описания процесса производства сундуков (это, в первую очередь, труды П. Н. Зверева12, Ф. Г. Кучина13 и В. М. Федорова14). Но, во-первых, речь в них идет исключительно об изделиях названного периода, и, во-вторых, в них не содержится анализ конструкции, т.е. нет сведений по ее истории, географии распространения, взаимодействии с другими и т. д. И все же надо подчеркнуть, что преуменьшать важность таких описаний технологии изготовления сундуков нельзя – они дают необходимый материал, основу для дальнейших исследований. Результаты кропотливой работы земских статистиков имеют важное значение и в настоящее время.

Теоретическое осмысление конструкций русских сундуков появилось лишь в работах второй половины XX века. В статье В. А. Чернышева, опубликованной в 1983 году в научном сборнике трудов Эрмитажа15, речь идет о рамочно-филеночной конструкции, которую использовали русские ремесленники в XII – XVII столетиях. Несмотря на то, что автор не упоминал сундуки, эта конструкция очень близка т.н. «саркофаговой», употреблявшейся в русском сундучном деле с древности. В. А. Чернышев предполагал, что эта конструкция, возникновение которой он датирует XII – XIII веками, могла быть заимствована из Византии. Исследователь также не исключал западноевропейское влияние и возникновение филенки «на местных традициях древнерусских ремесленников»16. Здесь же следует упомянуть статью З. П. Поповой, опубликованную также в 1983 году. Исследователь тщательно проанализировала рамочно-филеночную конструкцию, но на примере столов, а не сундуков17. Приоритет в ее заимствовании из культуры Древнего мира и сохранении для русского прикладного искусства остался, по мнению З. П. Поповой, за новгородскими мастерами18.

Заслуживает внимания работа московских исследователей А. А. Гилодо и Т. А. Лобаневой, опубликованная в 1990 году19. Это исключительно ценная статья для атрибуции изделий. Наряду с историческими сведениями по истории Холмогор и Великого Устюга, описанием отдельных периодов существования сундучного промысла, авторы указали на частности конструкции и декора, позволяющие определять происхождение произведений. Однако конструкция сундучных изделий рассматривалась исследователями как атрибутивный признак, а не сама по себе. Кроме того, не указаны, например, способы соединения стенок и методы крепления ящичков внутри изделий. Вероятно, это и не входило в задачи авторов, поскольку не могло быть атрибутивным признаком.

Необходимо упомянуть доклад С. Д. Оленева20, прочитанный на научной конференции в 2009 году. Он посвящен расписным сундукам из коллекции Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Основное внимание автор уделил конструкции изделий и ее соотношению с росписью. С. Д. Оленев выделил три типа сундуков (все – местного происхождения, датируются XIX веком): 1. соединение стенок в «ласточкин хвост», крышка «заплывает» за стенки и крепится на две петли, которые состоят из двух металлических колец, роспись – из крупных розеток, точек, зигзагов; 2. соединение стенок в «ласточкин хвост», крышка – покатая, роспись наивная; 3. крышка покатая, стенки соединяются в «полчетверти», замок врезной с металлической личиной на передней стенке, часто в литературе такие сундуки называются шемогодскими. В этой работе проведен тщательный анализ конструкции и ее связей с росписью. Тем не менее, доклад был посвящен только местным сундукам, созданным в конкретный период времени: XIX – начало XX века.

В статье Г. А. Пудова рассмотрена «саркофаговая» конструкция21. Автор проследил ее истоки и некоторые технические особенности в разных странах. Сделаны следующие выводы: «саркофаговая» конструкция распространилась почти по всей европейской территории, включая ее восточные районы; назначение русских и иностранных «саркофаговых» сундуков чаще всего было одинаковым; существенные отличия имели место в техниках декорирования русских и европейских «саркофаговых» сундуков (в последних немалое значение приобрела роспись); конструкция же чаще всего подобна, но есть незначительные исключения; наличие «саркофаговых» сундуков в коллекциях российских музеев, их подобие иностранным изделиям свидетельствует об общности традиций сундучного производства на территории Европы. Тем не менее, особенности жанра научной статьи вынудили оставить за ее рамками ряд важных аспектов темы.

Следует указать и на такие источники по истории русских сундуков как летописи и иконопись (ранее исследователи, в частности, А. К. Свирин22 и Б. В. Сапунов23, указывали на правомерность использования изображений из древнерусских летописей и икон в качестве исторического источника). Изображения больших сундуков, которые использовались в качестве скамьи, встречаются в миниатюрах Радзивилловской летописи (XV век). Там же можно увидеть сундучок с покатой крышкой и ларец двускатной кровлей24. Не избегала изображений сундуков и русская иконопись. На иконе «Христос Вседержитель на престоле, в 28 клеймах» Семена Спиридонова Холмогорца25, происходящей из Ярославля и датирующейся приблизительно 1682 годом, изображен большой сундук. Он имеет прямые стенки и покатую крышку, обит жестяными листами с живописным орнаментом, состоящим из растительных мотивов. Лицевая сторона и крышка разбиты на две равные части, боковые стенки – на четыре. Это изображение свидетельствует о том, что уже в XVII веке бытовали сундуки того типа, который получит широкое распространение в России значительно позднее. В многочисленных иконах, представляющих святого Пантелеймона, изображается ларчик, который целитель держит в руках. Необходимо указать не на эту особенность иконографии, а на разнообразие ларцов. Они могут быть большими и маленькими, с плоской крышкой и двускатной, расписными и резными, с ножками и без них. Это свидетельствует о широкой распространенности этого вида сундучных изделий. Тем не менее, все эти изображения условны и далеко не всегда дают возможность получить представление о конструкции сундучных изделий. В большинстве случаев можно предположить, что это т.н. «саркофаговая» конструкция – одна из самых древних26.

Таким образом, литература по теме, заявленной в названии этого раздела, крайне немногочисленна, а источники могут дать лишь почву для предположений. В разделе выявляются основные конструкции, существовавшие в русском сундучном производстве, а также вводятся в научный оборот новые сведения и анализируются конкретные произведения. Материалом исследования стали произведения из коллекции ГРМ, некоторых других музеев России и музеев Западной Европы.

Раздел не претендует на всестороннее освещение темы и, тем более, на решение всех проблем, связанных с ней. В настоящее время ответы на большинство вопросов находятся в области догадок и предположений. Возможно отметить лишь основные моменты, которые поддаются интерпретации.

Основные конструкции, которые использовались русскими мастерами-сундучниками, можно разделить на несколько типов. Рассмотрим их в хронологическом порядке. Как указывалось выше, они не сменяли друг друга, а накапливались, поэтому на поздних этапах истории сундучного дела существовали одновременно. Следует подчеркнуть, что названия конструкций условны, ибо исходят из разных критериев.


1. «Саркофаговая»

Это – самая ранняя по времени конструкция сундуков. История данного типа сундучных изделий («саркофаговых», «плотницких» или «столбовых»), началась в глубокой древности. Подобная конструкция впервые встречается среди саркофагов, сундуков и ларцов Древнего Египта. Позднее она перешла в Грецию (ил. 1).


Ил. 1. Древнегреческий саркофаг.


Затем, возможно, через города Северного Причерноморья27, пришла на Русь. Эта конструкция использована в чане кожевника, который жил в XII веке. Его мастерская была открыта в Великом Новгороде. Чан изготовлен в виде ящика из колотых плах, которые вставлены в пазы столбов, врытых в землю28. Инструменты, которые использовались русскими мастерами (как деревенскими, так и городскими)29, позволяли им уже с IX столетия изготавливать сундуки рассматриваемого типа.

«Саркофаговая» конструкция получила особо широкое распространение в новгородских и псковских землях. Как правило, «саркофаговые» сундуки делались для собственного хозяйства или местного рынка. Им свойственна монументальность, мощь во внешнем облике, порой ощущается их связь с теми временами, когда мебель была врезной и таким образом составляла единое целое с жилищем. Главное внимание мастера уделяли надежности таких сундуков, поэтому их декоративное оформление, как правило, весьма просто.

В Европе «саркофаговые» сундуки были распространены почти повсеместно30. Их конструкция имела несколько вариантов. Например, в Германии различали «Seitstollentruhe» и «Frontstollentruhe» (в зависимости от положения боковых стоек). Чаще всего они декорировались резьбой, но встречается и роспись31. В рамках этих двух основных типов исследователями были предложены более подробные классификации32.

Типичный пример русских «саркофаговых» сундуков – ларь из коллекции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Он был изготовлен в начале XX века в Новгородской губернии. Поступил в 1989 году из этнографической экспедиции. Ларь имеет большие размеры33, он состоит из четырех плоских ножек, стесанных снизу, в пазах которых укреплены стенки (каждая из них составлена из трех досок). Как на большинстве подобных изделий, средняя доска отличается по размерам от остальных: она шире их и образует филенку. Это несколько смягчает монументальный, суровый внешний облик изделия. Боковые стенки и оборотная сторона собраны иначе. Во-первых, на них нет филенки, во-вторых, средняя доска не шире, а ýже двух других. Эти стенки представляют гладкие поверхности. На оборотной стороне, слева, расположено отверстие. Возможно, оно имеет практическое назначение, если учитывать функцию ларя как хранилища муки. Приголовок располагается справа. Дно собрано из нескольких досок, закрепленных в опорных столбах. Крышка – покатая. Она поднимается и опускается с помощью деревянных шарниров. Три доски, из которых состоит крышка, скреплены деревянными досками в виде дуг, прибитых шпонками с внутренней стороны крышки. С внешней стороны к крышке прикреплена узкая деревянная доска. Это придает четкость форме изделия и одновременно усиливает его конструкцию. Для дополнительного укрепления также использованы деревянные шпонки.

Орнамент крайне скуп и состоит из простейших геометрических мотивов – треугольников, образующих пояски. Они нанесены в технике гравировки на переднюю стенку, крышку и ножки. Таким образом мастером подчеркнута репрезентативность лицевой стороны. Ее «фасадность» выражена очень четко. В целом надо отметить, что изделию свойственна ясность конструкции. Гармоничность формы ларя исключила обязательность использования орнамента как главного средства украшения. Поэтому орнамент, как выше указывалось, очень лаконичен. Мастер сознательно в качестве дополнительного украшения применил лишь филенку на передней стенке. Это делалось очень часто на подобных изделиях в других странах. Однако в стиле и конструкции новгородской и европейских вещей есть отличия. Новгородский ларь отличается от иностранных конструкцией крышки. Как правило, она скреплялась планкой по краям. А в новгородском сундуке-ларе используются доски в форме дуг, прибитые шпонками с внутренней стороны34. Европейские и новгородский сундуки также отличаются пропорциями, толщиной стенок и их наклоном (например, в отличие от русских «саркофаговых» сундуков английские имели боковые стенки, укрепленные деревянной решеткой и наклоненные внутрь35).


2. Рамочно-филеночная

В отличие от первой конструкции, рамочно-филеночная была уже работой не плотников, а столяров. Однако по принципу она подобна «саркофаговой»: стенки образуются филенками, которые опираются на брусья, входящие в пазы четырех «столпов» (последние являются основой конструкции). Рамочно-филеночную конструкцию можно считать модификацией «саркофаговой», ее обновленным вариантом, возникшим в связи с изменившимися условиями времени.

На Руси рамочно-филеночная конструкция появилась не позднее XII – XIII столетия. К XVI – XVII векам она приняла законченный вид и использовалась не только на сундучных изделиях, но и на других предметах: бочках, столах, стульях, кроватях и т. д36.

Самое широкое распространение данная конструкция получила и в Западной Европе. Примеры – сундуки из коллекции музея Виктории и Альберта (г. Лондон), время создания которых ограничивается XVI – XVII веками37.

Таким образом, рамочно-филеночная конструкция существовала во многих странах на протяжении длительного времени38, ее история продолжается и сегодня.

Образцом использования рамочно-филеночной конструкции русскими мастерами может быть сундук-скамья из коллекции Государственного исторического музея, которую Н. Н. Гончарова датировала XVI столетием39. З. П. Попова так описывала этот предмет: «Основой его конструкции служат ряды вертикальных и горизонтальных брусьев, членящих каждую из четырех вертикальных стенок сундука на две полосы небольших квадратов, закрытых вставными филенками. Последние окаймлены несложной профилировкой и выкрашены суриком…» (исследователь относила это произведение к XVII столетию)40. Сундук имеет плоскую крышку, «заплывающую» за стенки. Все его поверхности обиты железными полосами «в клетку». На лицевой и задней стенках – по две кованые ручки. Изделие имеет три замка: один врезной и два навесных.


3. «Ласточкин хвост»

Это одна из самых распространенных конструкций в русском сундучном деле на протяжении многих столетий. Вероятнее всего, в России она появилась не ранее XVII века, поскольку именно с этого времени в стране получает развитие лесопильная техника41 (при изготовлении сундуков этой конструкции использовалась пила). «Ласточкин хвост» встречается на северорусских изделиях XVII – XX веков (например, холмогорских, устюгских и вологодских), вятских расписных сундуках II половины XIX – I половины XX столетия, сундуках XIX века из Белгородской, Ростовской и Курской губерний (здесь ощутимо украинское влияние), нижегородских сундуках с раскатовской росписью (XX век), предметах из Новгородской и Псковской губерний начала XX столетия, а также на изделиях с восточных территорий России (чаще всего это – казацкие сундуки конца XIX – начала XX века). Перечисление можно было бы продолжать, его целью было лишь продемонстрировать огромный географический ареал распространения конструкции «ласточкин хвост».

Подобная ситуация сложилась и в Западной Европе42. В музее Виктории и Альберта хранятся французская шкатулка рубежа XIX – XX веков, сделанная в стиле XVI века, немецкий сундук 1600—1700 годов43, в музее Метрополитен находятся французские сундуки, датирующиеся поздним XV столетием, и североевропейский сундук раннего XVI века44, в коллекции будапештского музея декоративно-прикладного искусства есть тирольский сундук позднего XV века45. Соединения их стенок выполнены в технике «ласточкин хвост». В других музеях Европы находится огромное количество подобных изделий.

В качестве примера русского сундука, изготовленного с использованием техники «ласточкин хвост» (ил. 2), можно назвать предмет из коллекции отдела народного искусства Русского музея.46 Это изделие значительных размеров, с прямыми стенками и плоской крышкой, которая соединяется со стенками с помощью шарниров. Дно прибито деревянными нагелями (вообще вся конструкция укреплена таким способом – деревянные нагели вбиты в стенки и в крышку изделия). Ножек у сундука нет. На боковых сторонах – по одной кованой ручке простой формы. Железная петля каплевидной формы прикреплена к торцу крышки. Справа расположен приголовок (с крышкой), чьи стенки входят в пазы, вырезанные на стенках сундука. Все поверхности изделия окрашены в красный цвет, черные полосы имитируют железную оковку. На лицевой стенке – прямоугольник, в котором размещено изображение вазона с букетом цветов на голубом фоне, ниже указан год – 1889.


Ил. 2. Сундук. 1889, Тихвинский уезд Новгородской губернии. Деталь: крепление стенок «ласточкин хвост».


Надо отметить, что конструкция «ласточкин хвост» использовалась, как правило, мастерами маленьких сундучных заведений, работавших преимущественно на местного покупателя. Но, как часто бывает, и в данном случае не обошлось без исключений – например, произведения мастеров Русского Севера XVII – XVIII веков порой поступали на весьма отдаленные рынки.


4. Мануфактурная

Название конструкции предлагается автором настоящей монографии. Она получила развитие приблизительно с середины XIX века, вместе с появлением мануфактур в сундучном производстве, и была характерна для изделий крупных мастерских, связанных с промышленным производством (Невьянск, Нижний Тагил, Белая Холуница) или Нижегородской ярмаркой (Муромский уезд Владимирской губернии, город Макарьев Нижегородской губернии). Эти два фактора не только обеспечивали наличие материала и сбыт продукции, но и способствовали повышению культурного уровня мастеров. Следует отметить, что изделия с конструкцией мануфактурного типа ориентировались, скорее, на широкий рынок, а не на местного покупателя. Главный акцент в таких сундуках делался не на крепость и надежность (хотя это и оставалось важным), а на красивый внешний вид, привлекательный для потенциального покупателя.

Как делались сундуки мануфактурной конструкции? Пилами мастера распиливали тесины на доски необходимой величины. Высушенные доски склеивали по две-три, вновь сушили. Фуганком стругали дерево вчерне, рубанком отделывали начисто. Закройником (узкий струг) делались выемки по краям досок перед сколачиванием их. Доски сколачивали так, чтоб выступ на крае одной приходился в выемку другой. Они соединялись деревянными нагелями, предварительно смазанными клеем (коловратом просверливались отверстия, в которые они вбивались). Когда были готовы стенки ящика, прикреплялись дно и верхняя часть крышки. Шпунтом (стругом с деревянными винтами, двигающимися через коробку) намечали на боках «ящика» место, где должны были быть отрезаны края крышки. Она потом отпиливалась. Все названные операции над «ящиком» производились мастерами на верстаке (кроме сколачивания). Относительная слабость мануфактурной конструкции восполнялась широким использованием больших листов жести, которыми сплошь обивались поверхности изделий, а также широких деревянных (или жестяных) полос, скреплявших стенки и крышку сундуков изнутри. Частности технологии могли отличаться в разных центрах производства, однако принцип, в целом, был одинаков. Разделение труда, принятое на мануфактуре, позволяло делать большие количества сундуков47. Каждый хозяин стремился удешевить процесс производства не в ущерб качеству. Позднее, когда на мебельных фабриках, созданных на основе частных заведений, была введена механизация, качество сундуков заметно понизилось.

Классический пример сундука, сделанного с использованием мануфактурной конструкции, – предмет из коллекции ОНИ ГРМ48. Это сундук значительных размеров49, с прямыми стенками и чуть покатой крышкой (они соединяются шарнирами). Дно прибито деревянными нагелями и дополнительно укреплено тонкими железными полосами. На боковых стенках – по две фигурные ручки. Ножек нет. На торце крышки прикреплена литая из латуни петля типично уральской формы (ил.3).


Ил. 3. Сундук. Вторая половина XIX века, Нижний Тагил. Деталь: петля.


Ил. 4. Соединение стенок в сундуках мануфактурной конструкции.


Сундук декорирован в техниках тиснения и прорези. Композиция орнамента построена на сочетании геометрических и растительных мотивов. Она привычно разбита на сегменты. При таком художественном решении было проще украшать большие количества продукции. Мастера умело расположили на поверхности сундука «зеркальные» вставки разных форм и размеров, не перегрузив композицию. Цветные и «зеркальные» детали оживили декоративное оформление изделия.

Каждая конструкция из числа рассмотренных отражала определенный набор категорий культуры, который отличался от предыдущих. Поэтому каждый сундук может быть «историческим источником для познания общественно-исторических процессов на… человеческом уровне»50. Г. С. Кнабе справедливо писал, что вещь, в т.ч. сундук, передает мироощущение, которое скрывает первые, еще мало осознанные возможности, становящиеся позднее мировоззрением. Каждая бытовая вещь – своего рода «зонд, опущенный глубоко в общественное подсознание, в те глубины повседневного бытия, где раскрывается непосредственно человеческая текстура исторических процессов»51. Если продолжить рассуждения исследователя из другой его работы52, то причиной изменений конструкции русских сундучных изделий на протяжении столетий, ее «ослабление», было постепенное разрушение пары понятий «прикровенность» – «откровенность». Однако началось оно раньше, чем предполагал Г. С. Кнабе.

Таким образом, в завершении этой главы можно констатировать следующее:

1. В русском сундучном производстве существовало четыре основных конструкции: «саркофаговая», «рамочно-филеночная» (как вариант первой), «ласточкин хвост» и «мануфактурная». Названия их условны и призваны лишь отразить главные особенности. Выявление этих типов конструкции не исключало наличие других, которые, однако, не имели определяющего значения для истории русского сундука.

2. В настоящее время не удалось выявить зависимость конструкций от времени и места производства сундуков, материала, наличия/отсутствия росписи, видов изделий, их размеров и других факторов. Проясняется лишь некоторая зависимость от форм организации производства.

3. Конструктивные особенности сундуков в силу своей устойчивости могут быть лишь дополнительным атрибутирующим признаком, в качестве главного должны выступать частности художественного оформления.

4. Изучение конструкций сундуков выявило некоторые аспекты развития социально-психологических представлений русских людей, а также проиллюстрировало прогресс техники и совершенствования рабочих инструментов; история сундучного производства стала отражением экономического развития страны в конкретные периоды.

Загрузка...