О сетевом маркетинге сегодня написано много книг. В этих книгах даны подробные описания преимуществ деятельности сетевика перед другими видами бизнеса, приведены рекомендации, как рекрутировать новых членов и как переживать отказы, как преодолевать трудности, связанные с уходом лидеров в другую сеть вместе со своей структурой и т. д. Психология поведения сетевика в процессе его производственной деятельности разработана подробно уже потому, что она должна быть легко дублицируема едва ли не любым человеком, случайно попавшим в маркетинговую сеть. Ведь расширение сети строится на вовлечении в бизнес людей самых разных возрастов, разных уровней образования, разных способностей. Поэтому психологические навыки сетевика унифицируются, чтобы стать одинаково действенными для любой категории граждан. Казалось, западные психологи сделали все, чтобы человек, пришедший в сетевой бизнес, достиг успеха. Оказалось, не все.
В процессе многочисленных консультаций, которые мне приходилось проводить с сетевиками, я обращал внимание на повторяющиеся рассказы
своих клиентов. К примеру, «… я и моя подруга дали рекламные объявления одного и того же содержания, в одну и ту же газету, более того, объявления поместили на одной и той же странице. Оба они хорошо видны читателю, но результат рекламной кампании у меня и подруги оказался диаметрально противоположным: ее просто осаждают желающие использовать и распространять предлагаемый продукт, а мне не было ни одного звонка. Почему?»
Другой пример. «Ко мне и к моему коллеге, сетевику, после проведенной рекламной кампании обратились десятки человек, выразивших желание прийти на презентацию, однако к моему коллеге действительно пришли все, кто обратился, да еще и в сопровождении своих родственников и друзей, а ко мне после шквала звонков вообще никто не пришел. В чем дело? Мы совершили одни и те же действия, а результат оказался разным».
Для того чтобы ответить на этот вопрос, приходится, как правило, встречаться с сетевиками и подробно с ними беседовать. И уже в результате беседы выясняется, что, несмотря на одни и те же производимые действия, на одни и те же произносимые слова, несмотря на одни и те же цели, тот сетевик, к которому пришла удача, что-то делал не так, как тот, кто потерпел фиаско. Причем под понятием «что-то» подразумевается не физический поступок, а поступок мысленный. Но именно его не совершил тот сетевик, который потерпел фиаско.
Цепь мысленных поступков, сопровождающих физические действия, которые составляют смысл коммерческой деятельности, называется магией притяжения денег.
Сегодня магия покрыта вуалью таинственности, а сам маг рисуется нам или человеком не от мира сего, обладающим какими-то сверх возможностями, доступными далеко не каждому, или удачливым шарлатаном, хорошо зарабатывающим на доверии граждан, неизменно жаждущих чуда. Но и то, и другое представление о маге и магических возможностях – это издержки урбанизации. Для наших предков, не успевших в полной мере вкусить плодов научно-технического прогресса, обращение к магии было таким же повседневным явлением, как для нас, детей ХХ века, пользование электричеством или Интернетом.
В те давние времена, когда человек не был защищен от превратностей судьбы, он мог рассчитывать лишь на самого себя и порой не столько на свою физическую силу, сколько на скрытые возможности своего организма – интуицию, а главное – на умение так организовать собственную мысль и собственные чувства, чтобы отвести от себя, казалось бы, неминуемую беду или неотвратимо заставить сбыться то, что жаждет душа.
Приемы, позволяющие управлять процессами окружающего мира исключительно посредством манипуляций с психической энергией, были тайным знанием. Эти знания передавались, как правило, в рамках семьи от старшего поколения младшему и назывались домашней церковью. Сегодня эти знания сохранились в сельской местности, часть из них собрана и систематизирована учены-
ми, занимающимися культурно-исторической психологией и фольклором.
С точки зрения специалистов из области культурно-исторической психологии слово магия берет начало от слова могу. «Могёшь – значит маг» – приводит точку зрения ковровских стариков Алексей Андреев в своей книге «Магия и культура в науке управления». Вот и получается, что тот сетевик, который осознанно или нет использует в своей практике магию, и впрямь «могёт» зарабатывать деньги, а тот, кто ее не использует, – нет. Хотя оба человека в одинаковой мере совершают те поступки, которые им рекомендуют основатели сетевого бизнеса.
Я прочитал много книг, посвященных как работе в сетевом маркетинге, так и в бизнесе вообще, написанных европейскими и американскими авторами, – книг, ставших бестселлерами на рынке психологической литературы. Но ни в одной из них я не встретил даже намека на берущие начало от бытовой магии приемы, которые позволяли бы неотвратимо приближать желаемый исход дела, то есть приток денег в свой кошелек. Западные психологи призывают людей проделывать фантастическое количество работы, чтобы достичь вышеописанного результата, в то время как этот же результат может быть легко достигнут, если сетевик параллельно с физическими действиями будет всего лишь организовывать свою мысль и свои эмоции так, как это рекомендует делать русская домашняя церковь.
У читателей, наверное, возникает вопрос: почему рекомендации титулованных западных специалистов не содержат в себе советов из кладезя народ-
ной мудрости? Ответ дать легко. Для этого достаточно вспомнить костры инквизиции, полыхавшие в Средние века по всей Западной Европе и унесшие жизни тех, кого обвиняли в колдовских способностях. Именно эти способности, именно знания о них и составляли домашнюю церковь немцев, французов, испанцев, англичан и других народов, населяющих сегодня западную часть Европейского континента, народов, которые затем заложили основу цивилизации Нового Света. Поэтому ответ на вопрос: почему европейские и американские специалисты не используют в своих рекомендациях приемы бытовой магии, прост – этого пласта знаний просто нет в культуре стран Запада.
Истории было угодно распорядиться так, что эти знания сохранились на территории трех современных славянских государств: России, Украины и Белоруссии. Часть этих знаний собрана и систематизирована специалистами по культурологии, что-то апробировано мной на практике в условиях современного российского бизнеса. По результатам этой апробации написана книга «Думай и богатей по-русски» (М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002). На индивидуальных консультациях я рекомендовал приемы русской домашней церкви предпринимателям Турции, Германии, Саудовской Аравии, Израиля. Результаты приводили иноплеменников в восторг. И без того удачливые бизнесмены, пройдя, по их выражению, «русскую школу», становились людьми, абсолютно уверенными в себе и своем бизнесе, а главное – для достижения результата они тратили теперь куда меньше сил, нервов и времени. Тогда я почувствовал, как не хватает этих исконных знаний всем моим соотечественникам, кто занимается предпринимательской деятельностью.
Сегодня в России одним из самых массовых видов предпринимательской деятельности является сетевой маркетинг. Поэтому настало время применить большую часть приемов, изъятых из кладовых мудрости наших предков, именно в этом виде бизнеса. Применить для того, чтобы дать людям возможность еще быстрее и еще проще достигать тех целей, ради которых они связали свою жизнь с бизнесом.
Вот для чего, по моему мнению, нужна еще одна книга о сетевом марк