Интервью, помещенное в «Вестнике Маньчжурии» 1 февраля 1920 г.
«Новости Жизни», 24 февраля 1920 г.
Из поэмы Пушкина «Полтава».
«Коль славен наш Господь в Сионе» – гимн Д.С. Бортнянского на стихи М.М. Хераскова (между 1790–1801), в 1856–1917 гг. его мелодию исполняли куранты Московского Кремля, в нотных изданиях сопровождался пометой: «национальный русский гимн», попытка придать ему статус государственного гимна при Временном правительстве не увенчалась успехом.
Видимо. имеется в виду Д. Ллойд-Джордж.
«Новости Жизни», 4 мая 1920 г.
Из стихотворения Козьмы Пруткова «Немецкая баллада».
Мотивы этого внезапного перелома прекрасно изложены в мемуарах Бисмарка.
Т.е. автономии Ирландии.
Каносса – замок в Италии, около которого император Священной Римской империи Генрих IV в 1077 г. вымаливал прощение у папы римского Григория VII. В переносном значении: унизительная, покаянная капитуляция.
Имеется в виду разгон Колчаком 19 ноября 1918 г. Уфимской директории (к тому времени перебравшейся в Омск) – «Временного Всероссийского правительства», состоявшего из представителей разных партий, но с преобладанием эсеров.
Центр Белого движения на юге России.
Из стихотворения А. А. Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…».
«Новости Жизни», 13 августа 1920 года. Эта статья лишена конкретно-политического характера и не имеет прямого отношения к чисто тактическим вопросам, обсуждаемым в настоящем сборнике. Достаточно сказать, что оба ее тезиса я поддерживал вполне и в прошлом году, принимая в то же время активное участие в «беспощадной» борьбе с воплощением революции – большевизмом. Однако я считаю все же целесообразным включить ее в сборник, ибо оспариваемые ею точки зрения нередко выдвигаются ныне в качестве аргументов в пользу продолжения гражданской войны.
Из стихотворения Пушкина «Наполеон».
В поэме Г. Гейне «Атта Тролль» заколдованный в мопса поэт рассказывает:
Гетеанец я невинный,
Представитель швабской школы.
Нравственность – вот наша муза!<…>
В ней одно богатство наше!
Намек на известные строки В.С. Печерина:
Как сладостно отчизну ненавидеть
И жадно ждать ее уничтоженья,
И в разрушении отчизны видеть
Всемирного денницу возрожденья!
«Набат» – радикально-революционный журнал, издававшийся в Женеве в 1875–1881 гг. П.Н. Ткачевым.
Устрялов старался в своей публицистике обходить «еврейский вопрос» стороной. В письме С.В. Дмитриевскому от 17 февраля 1933 г. он писал: «Не скрою, мне антисемитизм был всегда чужд (в общественной работе и в миросозерцании) <…>» (Исторический архив, 2000, № 3, с. 85). Немаловажно отметить в этой связи, что издатели и члены редакций дальневосточных газет, где печатался Устрялов («Новости жизни», «Утро»), в большинстве своем были евреями. Есть непроверенные сведения, что родня самого мыслителя по матери (Ерохины) происходила из выкрестов.
«Новости Жизни», 18 сентября 1921 года. Парижский журнал «Смена вех», № 3 (12 ноября 1921 года). Статья Струве о национал-большевизме были затем воспроизведены в журнале «Русская мысль» (София, 1921, кн. V–VII) под заглавием «Историко-политические заметки о современности».
Рижским миром (1921) были подведены итоги советско-польской войны, за Польшей остались Западная Украина и Западная Белоруссия.
(Огонь очищает – лат.). Альманах «Русская Жизнь», выпуск третий, октябрь 1922 года.
В плане «вещественном», оттого и произошла революция, что огромные «вещественные ценности», бывшие достоянием русского государства, не обращались своевременно «на выкуп всех помещичьих земель», на осуществление всеобщего обучения и на постройку многих тысяч верст железных дорог». Материальные ценности имелись налицо, но дух нации был болен, и богатства не шли впрок.
«Новости Жизни», 10 декабря 1922 года. «Россия» (Москва), № 9.
Из недавнего воззвания Дальревкома.
Из стихотворения «Грядущие гунны».
Устрялов ошибается, это строки из поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин». Ошибка объясняется тем, что у К.С. Аксакова есть стихотворение «Свободное слово», близкое по духу приведенной цитате.
Из стихотворения «О дряни».
Блок, «Двенадцать».
«Русская Жизнь», выпуск четвертый, октябрь 1923.
Эту сложную проблему я в свое время старался правильно осветить в статьях «Национальная проблема у первых славянофилов», «Русская Мысль», 1916, кн. 10, и «К вопросу о сущности национализма», моск. журнал «Проблемы Великой России», 1916.
См. прим. 77.
Кстати: несмотря на этот кантианский термин, я, вопреки утверждению И.Г. Лежнева, отнюдь не могу себя причислить к неокантианцам. Мой «философский идеализм» имеет другие, более «русские» корни.
Неточная цитата из стихотворения «Мы сошлись с тобой недаром…».
«Новости Жизни», 7 ноября 1925 года.
Из стихотворения В.Я. Брюсова «Ленин».