Понятия «формула» и «формульность» применительно к массовой культуре ввел Дж. Кавелти. См. подробнее: Кавелти Дж. Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33–64. Однако Д.С. Лихачев использовал похожие понятия применительно к древнерусской литературе гораздо раньше.
См., например: Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2005.
Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собр. трудов В.Я. Проппа). М.: Лабиринт, 1998.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 2-е изд. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.
Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Он же. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1993. Т. III. С. 380–388.
Штридтер Ю. Плутовской роман в России: К истории русского романа до Гоголя. М.; СПб.: АИРО-XXI; Алетейя, 2015;
Переверзев В.Ф. У истоков русского реалистического романа // Он же. У истоков русского реализма. М.: Современник, 1989. С. 20–152.
Рейтблат А.И. Фаддей Булгарин: идеолог, журналист, консультант секретной полиции. Статьи и материалы. М.: НЛО, 2016.
См. подробнее: Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М.: Изд-во МПИ, 1991.
См.: Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 206–209.
См. подробнее: Шабанов А. Передвижники: Между коммерческим товариществом и художественным движением. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., 2015; Лобанкова Е.В. Национальные мифы в русской музыкальной культуре: От Глинки до Скрябина. Историко-социологические очерки. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова; Изд. дом «Галина скрипсит», 2014.
Эко У. О литературе. М.: АСТ: CORPUS, 2016. С. 264.
Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 277–285.
Там же. С. 285.
Там же. С. 284.
Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.: Академический проект, 2004; Он же. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2006; Он же. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.; М.: Symposium; Изд-во РГГУ, 2005.
Эко У. Роль читателя. С. 15–17.
Там же. С. 19.
Там же. С. 21.
Там же. С. 22.
Там же. Топоров А.М. Крестьяне о писателях. 1-е изд., М.: Госиздат, 1930; Он же. Крестьяне о писателях. 2-е изд., доп. и пере-раб. Новосибирск : Книжное издательство, 1963; Он же. Крестьяне о писателях. 5-е изд. М.: Книга, 1982; Он же. Крестьяне о писателях. 6-е изд. Белгород: Константа, 2014; Он же. Крестьяне о писателях. 7-е изд. М.: Common Place, 2016.
Эко У. Роль читателя. С. 23.
Эко У. О литературе. М.: АСТ: CORPUS, 2016. С. 264.
Там же. С. 266.
См.: Там же. С. 266–267.
Там же. С. 267.
Там же. С. 267–268.
Ушкарев А.А. Человек развлекающийся, или о закономерностях культурного поведения москвичей // Культурная политика, 2014: Проблемы и перспективы. Культурологические записки. М.: ГИИ, 2014. Вып. 16. С. 301.
В рассказе-эссе Х.Д. Борхеса «Аналитический язык Джона Уилкинса» описывается некая (вымышленная) китайская энциклопедия «Небесная империя благодетельных знаний», в которой приводится следующая фантасмагорическая классификация животных: «принадлежащие Императору; набальзамированные; прирученные; молочные поросята; сирены; сказочные; бродячие собаки; включенные в эту классификацию; бегающие как сумасшедшие; бесчисленные; нарисованные тончайшей кистью из верблюжьей шерсти; прочие; разбившие цветочную вазу; похожие издали на мух». Парадоксальность и даже абсурдность этой псевдоклассификации, получившей впоследствии множество культурфилософских интерпретаций, основана на принципиальной множественности оснований, по которым производится деление понятий.
Ушкарев А.А. Человек развлекающийся… // Культурная политика… С. 301.
См. подробнее: Кавелти Дж. Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33–64.
Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит-ра, 1975. С. 242.
Там же.
Сошлюсь здесь на недавнее массовое издание этой книги: Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Эксмо, 2014. 704 с. Это издание показательно тем, что содержащийся в нем анализ смеховой культуры востребован массовой аудиторией и легко укладывается в систему жанров массовой литературы – наряду с беллетристикой и научно-популярными жанрами.
Там же. С. 22.
Там же. С. 100–101.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. С. 213.
Там же.
Там же. С. 214.
Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979. С. 155.
См.: Там же. С. 183.
Там же. С. 183–184.
Там же. С. 182. Здесь и далее курсив М. Бахтина. – И.К.
Там же. С. 184.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Он же. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит-ра, 1975. C. 237.
Там же. С. 241.
См.: Там же.
Там же. С. 242.
Там же.
Там же. С. 244.
Там же. С. 245.
Там же. С. 246.
Там же.
Там же.
Там же.
Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М.: Изд-во Русские словари; Языки славянской культуры, 2003. С. 68.
Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского, 1963; Работы 1960–1970-х годов. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. С. 454.
Там же. С. 456.
Там же. С. 454.
Там же.
Там же. С. 455.
Там же. С. 457.
Там же.
Там же. С. 455.
Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. С. 41.
Там же. С. 16.
Там же. С. 18.
Там же. С. 18–19.
Там же. С. 28.
Там же. С. 7.
Там же. С. 33.
Там же. С. 51 – 53.
Там же. С. 53.
Там же. С. 49–50.
Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. С. 379.
Там же. С. 380.
Там же. С. 185.
Там же.
Лихачев Д.С. Великое наследие // Он же. Избранные работы: В 3 т. Т. 2. С. 6.
Там же. С. 7.
Там же.
Там же. С. 12.
Там же. С. 18.
Там же.
Там же. С. 18–19.
Там же. С. 28.
См. подробнее: Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. М.: Наука, 1984. 298 с.
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.
Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная словесность // Он же. Образ античности. СПб.: Азбука-Классика, 2004. С. 40–88. См. также: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. С. 191–192, 248–249.
Лихачев Д.С. Великое наследие. С. 21–22.
См.: Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI–XVII вв. М.: Мысль, 1995.
Лихачев Д.С. Великое наследие. С. 16.
Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI–XVII вв.
Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М.: Изд-во МПИ, 1991. С. 158.
Цит. по: Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту. С. 158–159.
Лихачев Д.С. Культурология: избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. С. 69.
Там же. С. 99–100.
Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2005. С. 329.
См., например, лаконичное изложение этой концепции в кн. Д.С. Лихачева «Великое наследие» (С. 43–133).
Понятие литературного этикета применительно к литературе Древней Руси было введено в научный обиход акад. Д.С. Лихачевым. Впервые: Литературный этикет Древней Руси (к проблеме изучения) // Труды Отдела древнерусской литературы. 1961. Т. 17. С. 5–16. В дальнейшем эти идеи получили развитие в его «Поэтике древнерусской литературы».
Лихачев Д.С. Великое наследие. С. 69–70.
Там же. С. 132.
О соотношении сущего и должного см. подробнее в книге А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко «Культура как система» (М.: Языки русской культуры, 1998).
Лихачев Д.С. Великое наследие. С. 282.
Там же. С. 283.
См., например: Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVIII веков. Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973. С. 138–164; Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ. Глава 3. На пути к секуляризации культуры // Он же. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999. С. 70–194.
Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVIII веков. Эпохи и стили. С. 139.
Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ. С. 70.
См.: Лихачев Д.С. Культурология: Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 73–116.
Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ // Он же. Русская история и культура. С. 199.
Там же. С. 221.
Лихачев Д.С. Культурология: Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 193–194.
Лихачев Д.С. Великое наследие // Он же. Цит. изд. С. 320.
См. подробнее в кн.: Радь Э.А. История «блудного сына» в русской литературе: Модификация архетипического сюжета в движении эпох. М.: Флинта; Наука, 2014.
Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973. С. 149.