Примечания

1

Michel Foucault. Society Must Be Defended: Lectures at the College de France, 1975–1976, trans, David Macey (New York, 2003), pp, 241 ff.

2

См. Николай Федоров. Музей, его смысл и назначение. Наст. изд. С. 32–136.

3

Michel Foucault. Of Other Spaces, trans. Jay Miskowiec, Diacritics 16, no. 1 (1984): 22–27, esp, p. 26.

4

Александр Богданов. Тектология. Всеобщая организационная наука. Впервые напечатана: Berlin – St.-Petersburg, 1922. Цит. по изданию: Москва: Финансы, 2003. С. 242–250.

5

Декларативная резолюция: Креаторий Российских и Московских Анархистов-Биокосмистов // Биокосмист. Москва. 1922. № 1.

6

См. Александр Святогор. «Доктрина отцов» и анархизм-биокосмизм. Наст. изд. С. 150, 154.

7

Там же. С. 152.

8

Там же. С. 153.

9

Валериан Муравьев. Овладение временем как основная задача организации труда, издание автора, 1924.

10

Константин Циолковский. Гений среди людей, в: «Воля Вселенной», Москва, 2002. С. 224–231.

11

Foucault. Society Must Be Defended, pp. 254 ff.

12

В таком же противоречии с самим собою находится и Кремль, из которого возникает Музей и в который сам он превращается. Кремль впадает в вопиющее противоречие, когда, защищаясь от во всем себе подобных, от тех, которые, как существа словесные, созданы для соглашения, он не защищается от силы неподобной, с коею соглашение невозможно. Но противоречие становится еще более ужасным, когда люди, не сознавая его, делаются орудием слепой смертоносной силы и не только истребляют друг друга, но и уничтожают даже прах предков, хранимый кремлями, вместо того, чтобы, сознав свою взаимную вину, объединиться для обращения самой смертоносной силы в живоносную в видах возвращения жизни праху убитых ею. В этих противоречиях и заключается вопрос о небратстве, о вражде к отцам и о средствах к восстановлению всеобщего родства. Нужно, чтобы всенародные кремли, становясь всенаучными музеями, обращали бы слепую силу разрушения в силу воссозидательную.

13

Любители кажущейся свежести называют вышедшие из употребления вещи ветошью, забывая, что если вышедшее из употребления стало ветошкою, то лишь потому, что при самом употреблении, изначала, оно было уже тряпкою. Только то не будет тряпкою, что заключает в себе силу противодействовать превращению в ветошь и гниль, а, вместе, обладает и уменьем, т. е. вытекающею из ума мощью всегда восстановлять свежесть. Только воссозданное заключает в себе силу противодействия разрушению; прогресс же лишь придает благолепие тлению.

14

Или же остатки жизни, деятельности сами собою делались достоянием музеев, как кухонные, например, отбросы даже доисторических времен, попавшие в музеи.

15

Вышка, как простейшая, первоначальная обсерватория, есть необходимая, естественная принадлежность музея, потому что музей есть произведение существа, принявшего вертикальное, к небу обращенное положение, которое враждою, небратством превращается в сторожевое, от неба отрешенное положение, ждущее нападения от себе подобных, а у неба просящее избавления.

16

Человек не может не творить подобий, подобия необходимы для уяснения представления и отчасти для доказательства; и если секуляризованный и секуляризующийся храм есть музей, то армиллярные сферы, глобусы (державы) были также началом музея.

Загрузка...