В 1547–1549 гг. Русская православная церковь официально установила общецерковные праздники сразу в честь сорока святых. В их числе праздники, посвящённые праведному князю Александру Невскому, князю Петру и княгине Февронии Муромским, Александру Свирскому. Огромную роль в распространении русской святости сыграло составленное в середине XVI в. собрание житий православных святых, которое насчитывало 12 томов и называлось «Великие минеи четьи». Там были собраны уже существующие или заново написанные жития многих православных святых.
Великий чудотворец святитель Николай – один из самых почитаемых на Руси святых, является покровителем плавающих и путешествующих, всех страждущих, бедных и убогих. В нашей стране нет ни одного храма, где не было бы иконы св. Николая. В дореволюционной России иконы Николая Чудотворца находились не только в храмах, но и во всех православных домах и придорожных часовнях. 22 мая и 19 декабря православная церковь празднует дни памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа города Миры в Ликии.
Николай родился в 260 г. в городе Патары, на юго-западном побережье Малой Азии. Его дядя был епископом Патарским. Сначала он устроил племянника чтецом в церкви, а затем возвёл его в сан пресвитера.
Святитель Николай был участником Первого Вселенского собора в Никее (325), где он вместе с другими святыми отцами утвердил догматы (основные положения) православной веры. Скончался Николай Чудотворец в 343 г. Его мощи находятся в итальянском городе Бари.
Провинциальный архиерей из Малой Азии стал отцом-покровителем необъятной России. В житии Николая Чудотворца говорится о нём как о борце с ересями, который был известен многими своими чудесами.
Монах-летописец Киево-Печерской лавры Нестор свидетельствует, что первая церковь во имя святителя Николая была построена в Киеве ещё до крещения Руси, в 882 г., на могиле князя Аскольда. Согласно преданию, братья князья Аскольд и Дир, убитые Олегом, после одного из походов на Византию, приняли крещение. Аскольд получил имя Николай в честь святителя. Таким образом, первый русский христианин-князь носил имя Чудотворца, а имя Николай было первым христианским именем на Руси.
В дальнейшей истории России святитель Николай не раз оказывал помощь русским князьям. Известен пример исцеления Угодником в Новгороде князя Мстислава Владимировича. Но до XIX в. имя Николай не было распространено среди русских царей. И только в последнее столетие существования Российской империи два русских царя (Николай Павлович и Николай Александрович), а также многие великие князья носили имена, данные им в честь Николая Чудотворца.
После убийства в 945 г. киевского князя Игоря в столице племени древлян городе Искоростень его жена княгиня Ольга встала во главе Древнерусского государства. По легендам, Ольга трижды жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа. В первый раз они хотели по племенным обычаям покончить с распрей, женив своего князя на Ольге, и для переговоров направили к ней послов. Княгиня приказала закопать их живыми в землю. Затем Ольга хитроумным способом сожгла столицу древлян Искоростень: собрала с жителей города дань в виде воробьёв и голубей, а потом приказала привязать к их лапкам тлеющие угольки. Птицы вернулись в город и подожгли дома, где гнездились. Спасавшихся от пожара древлян воины брали в плен. В третий раз княгиня Ольга расправилась с послами, прибывшими в Киев. Она предложила им перед началом переговоров помыться в бане. Пока послы были в парилке, воины закрыли двери и древляне задохнулись от угара.
Княгиня значительно расширила земельные владения великокняжеского дома. Современники называли её мудрейшей из жён. Она объехала все свои владения и везде установила чёткие размеры дани – уроки. При ней также появились административные центры – места сбора дани, которые назывались погосты. Она первая из русских правителей принимала в Киеве послов германского императора и сама дважды побывала в Константинополе. Во время одной из поездок в 957 г. Ольга первой на Руси крестилась в христианскую веру и при крещении приняла имя Елена.
После смерти (969) княгиня Ольга была причислена к лику святых.
В X в., после объединения славян под началом Киева и укрепления княжеской власти, потребовалось реформирование религиозного верования. Необходимо было заменить разрозненные языческие культы единой религией. Первая религиозная реформа была проведена в 986 г. По распоряжению великого киевского князя Владимира Святославича были установлены идолы шести богов, включённых в пантеон языческих божеств, – Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса, богини Мокошь, Симаргла.
Согласно летописи, религиозные посольства посещали двор киевского князя и предлагали ему принять их веру. Чтобы понять, какая из них лучше, Владимир Святославич направил послов в различные страны. После их возвращения князь по совету бояр решил принять православие, которое было распространено в Византии.
Владимир Святославич совершил поход на греческий город Херсонес в Крыму в 988 г. После его взятия византийский император дал разрешение Владимиру на брак со своей сестрой. Киевский князь был крещён в Херсонесе, а затем женился на греческой принцессе Анне. Возвратившись в Киев с греческим духовенством, Владимир крестил киевлян в реке и уничтожил языческих идолов. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в воду. Так было продемонстрировано бессилие идолов, а значит и язычества.
В 988 г. Русь совершила один из самых значительных выборов в своей истории – приняла православие. Крещение Руси было длительным и трудным процессом, поскольку жители разных земель и областей ещё долгое время придерживались прежних духовных традиций и чтили своих старых богов.
Время княжения Владимира Святославича стало периодом подъёма Киевского государства: усиления феодальной власти внутри, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия, ремёсел.
Князь Владимир Святославич канонизирован Русской православной церковью в середине XIII в. по велению Александра Невского.
После смерти великого князя Владимира Святославича в 1015 г. власть в Киеве перешла к его старшему сыну Святополку. Киевляне его не любили, гораздо больше симпатий у них вызывал другой сын Владимира – 25-летний Борис, матерью которого была болгарка. Борис являлся князем Ростовским и в момент смерти отца шёл по его поручению с дружиной на печенегов. Святополк, заняв киевский престол, задумал избавиться от брата и подослал к нему убийц, которые настигли Бориса на берегу реки Альмы. Борис, зная, что убийцы стоят у шатра, помолился, лёг в постель и решил: «Не подниму руки на брата своего старшего». Убийцы стали копьями протыкать княжеский шатёр. Слуга попытался спасти Бориса, но безуспешно.
Младший из сыновей князя Владимира Глеб узнал от сестры Предславы об убийстве Бориса. Вскоре он был вызван Святополком из Мурома в Киев. Под Смоленском его окружили убийцы. Глеб тоже не стал сопротивляться им и был убит.
Борис и Глеб за своё христианское смирение стали первыми русскими святыми. Братья-князья почитаются заступниками Русской земли. Кротость и готовность пожертвовать собой ради других, проявленные ими, стали образцом христианского братолюбия. Русские цари и князья считали святых Бориса и Глеба своими покровителями.