Примечания

1

Из сего видно, что в старину всюду господствовал вкус странствующих рыцарей и слуги богатырские не значили, кроме конюших или оруженосцев, каковые бывали у рыцарей гэльских и немецких.

2

Русские богатыри считали за стыд сражаться, кроме ручного оружия, ибо убивать пращом или стрелою не вменяли в приличное человеку храброму, и потому луков не важивали, а вооружались оными слуги их.

3

Илья Муромец происходил от простых родителей, был уроженец города Мурома и до двадцати лет не владел ногами. По особливому приключению получил вдруг и ноги, и невообразимую силу. Купил шелудивого жеребенка, вывалял его в тридевяти утренних росах и учинил конем богатырским, на коем отправился служить великому Киевскому князю, и поспел он из Мурома между заутрени и обедни в Киев. Во время сего пути, который продолжался непроходимыми лесами, победил славного Соловья-разбойника. Сей разбойник прозван Соловьем по чрезмерно громкому свисту, от коего ни один человек не мог на ногах устоять. Он опустошил многие страны, но свист ему не помог против Ильи Муромца: сей сбил его с ног одним ударом плети и, второча к седлу, привез в Киев, где убил его одной пощечиной. Во время ж сего пути освободил удельного Кинешемского князя от Литвы, обступившей во множественном числе столицу его. Сие великое войско побил он наголову своею богатырскою палицею и успел, однако, как выше сказано, приехать к обедне в Киев, где окончал век во услугах великого князя, оказав множество чудных подвигов.

4

В продолжении повестей места, отделенные сими «» значками, будут содержать точные слова древнего слога российских поем, или сказок богатырских, ибо я для способности к чтению принужден был оные по большей части преложить в нынешнее наречие.

5

Первая примета богатырских коней, что оные ничего не едали, кроме пшеницы.

6

Грозен посол значит то, что в старину редко посылали послов, как только для объявления войны, причем обыкновенно употребляли ругательные слова и угрозы.

7

Зилант на болгарском языке значит дракона, или, по-славенски, смока. Сей крылатый змий жил близ города Казани, в горе, коя прозвана по имени его гора Зилантова, и ныне стоящий на оной монастырь именуется Зилантов. Поднесь еще показывают пещеру, где жило сие чудовище, коего изображение осталось в гербе Казанского царства, и память о нем вкоренена во всех тамошних жителей.

8

Сие боговещалище, или оракул, находилось близ пригородка Елабуги, при речке Тойме, впадающей тут же в Каму, которого поднесь еще видны каменные развалины, известные под именем Чертова городища. В оном жрецами был содержан обожаемый великий змий, которому людей давали на съедение, вместо жертвы (смотри: «Записки путешествий капитана Рычкова», лист 44 и 45).

9

Чернобог – то ж, что Плутон, или бог ада. Клятва им была ненарушима.

10

Чрез южный пуп земли, конечно, богатырь наш разумеет Южный полюс.

11

Сии три пункта с того времени учинились общим правилом богатырей. Оные читали им при вступлении их во сие звание и обязывали сохранять под присягой. Из сего видно, что Добрыня первый подал повод к учреждению ордена богатырского, и Владимир был первый оного учредитель.

12

Узры – народ славянский, живший по берегам реки Яика, коя ныне именуется Урал.

13

Полкан – животное, имеющее конский стан и вместо шеи верхнюю половину человека.

14

Богатырские кости признавались по отменной толстоте своей, и богатырь, находящий оные без погребения, долженствовал их предать земле.

15

Тризны – поминовение усопших, по обычаю славянских идолопоклонников.

16

Сей курган, или холм, виден поднесь и находится верстах в трех от Оренбурга, в правой стороне, едучи к сему городу от Казани.

17

Золотая гривна значит цепь, которую носили на шее только монархи и те, коим за великие заслуги от оных был жалован сей знак отличия.

18

Зимцерла – богиня зари, или славенская Аврора.

19

К крайнему моему сожалению, в пожарный случай погибло у меня собрание древних богатырских песен, между коими и о сем подвиге Добрыни Никитича. Голос оной и отрывки слов остались еще в моей памяти, кои и прилагаю здесь.

Издалеча, издалеча во чистом поле,

Как далее того на украйне,

Как едет-поедет добрый молодец.

Сильный могуч богатырь Добрыня,

А Добрыня ведь-то, братцы, Никитьевич,

И с ним едет Тароп-слуга…

(После чего описывается приезд его к князю Владимиру, сражение с Тугарином, но подробно слов песни я не помню.)

У Тугарина-собаки крылья бумажные,

И летает он, собака, по поднебесью.

Упал он, собака, на сыру землю,

А Добрыня ему голову свернул,

Голову свернул, на копье взоткнул.

(Конец)

20

Происшествие сие еще не загладилось в памяти киевлян, и поднесь показывают пещеру, где жил змий сей, которая и называется Змиева нора. Видимо по оной множество человеческих и скотских, большей частью истлевших костей. Что подтверждает о действительном бытии сего приключения.

21

Нынешний Прегель.

22

Дать карачун – пословица, вошедшая в обычай от напоминания славного чародея Карачуна, о котором есть особливая книга. Сей чародей был толь лют, что попадшему в его руки не было спасения, а поднесь еще говорят о пропадшем невозвратно: карачун взял.

23

Знич – священный неугасаемый огонь, который в Киеве имел особливый храм. В тяжких болезнях имели к нему прибежище.

Загрузка...